Влияние социальных факторов на формирование образовательной траектории интеллектуально одаренной молодежи

570

Аннотация

Статья подготовлена на основе результатов социологического исследования «Жизненные стратегии и реализованные траектории одаренных детей (социальные факторы реализации одаренности)», проведенного лабораторией мониторинговых исследований Московского городского психолого- педагогического университета в августе–ноябре 2011 г. В качестве объекта исследования выступали выпускники 2000–2003 гг. школ Москвы для одаренных детей. В ходе исследования была собрана количественная информация о 58 (метод скрининг-опроса) и качественная – о 33 (метод биографического интервью) учащихся школ для одаренных детей. Были изучены жизненные траектории интеллектуально одаренной молодежи и проанализировано влияние социальных факторов на их реализацию в области профессионального образования.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, жизненная траектория, жизненная стртегия, социальные факторы, ресурсы, барьеры

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дымарская О.Я., Задорин И.В., Мальцева Д.В., Шубина Л.В. Влияние социальных факторов на формирование образовательной траектории интеллектуально одаренной молодежи // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 45–52.

Фрагмент статьи

Выявление и анализ социальных факторов, способствующих или препятствующих планированию и реализации жизненных стратегий одаренных детей, – цель исследования «Жизненные стратегии и реализованные траектории одаренных детей (социальные факторы реализации одаренности)», проведенного лабораторией мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета в августе–ноябре 2011 г.
Объектом исследования стали выпускники 2000–2003 гг. специализированных школ Москвы для одаренных детей: специализированного учебно-научного центра МГУ, Пятьдесят седьмой школы, лицея «Вторая школа», гимназии «Созвездие».

Литература

  1. Дымарская О. Я. Трансформация функций элитного среднего физико-математического образования // Воспроизводственные механизмы российской науки: современное состояние и перспективы развития. Сб. научн. тр. Новосибирск, 2004.
  2. Призеры школьных олимпиад предпочитают учиться в МГУ, ВШЭ и Бауманке // http://www.ria.ru/edu_news/20111220/521642622.html. 20.12.2011.
  3. Шевцов В. В. Отношение школьников и студентов к военной службе // Социс. 2006. № 6.

Информация об авторах

Дымарская Ольга Яковлевна, кандидат социологических наук, заведующая лабораторией мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: dymarskaya@yandex.ru

Задорин Игорь Вениаминович, ведущий научный сотрудник лаборатории мониторинговых исследований развития различных контингентов детей МГППУ

Мальцева Дарья Васильевна, специалист по связям с общественностью исследовательской группы ЦИРКОН, Москва, Россия, e-mail: Maltceva@zircon.ru

Шубина Людмила Викторовна, заместитель генерального директора ООО «Фирма «АДАПТ», исследовательская группа ЦИРКОН, Москва, Россия, e-mail: ludmila123@yandex.ru