Характерологические особенности личности подростков с эндокринопатиями

1018

Аннотация

Представлены результаты исследования характерологических особенностей личности девушек-подростков, имеющих эндокринные заболевания (болезнь Иценко-Кушинга (БИК) – 21 человек; конституционально¬экзогенное ожирение (КЭО) – 28 человек; синдром поликистозных яичников (СПЯ) – 15 человек; врожденная дисфункция коры надпочечников (ВДКН) – 16 человек). Контрольную группу составили здоровые сверстницы – 110 человек. Средний возраст девушек 16 ± 2 года. Установлено, что у подростков с хроническими эндокринными заболеваниями наблюдаются изменения акцентуированных черт характера по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками. Отмечаются статистически значимые различия по шкалам: педантичный и тревожный тип акцентуаций (встречаются достоверно чаще, чем в контрольной группе) и застреваемый и эмотивный тип (встречаются достоверно реже). Анализ результатов подгрупп девушек с конкретными эндокринными заболеваниями показал, что характерологические особенности девушек с БИК и СПЯ оказались близки. Они исполнительны и пунктуальны, при этом пессимистически смотрят на свое будущее. Девушки с КЭО достоверно чаще показывают резкие смены настроения, сохраняя доброжелательность и открытость. Для девушек с ВДКН ха-рактерны тщательность, продуманность поведения и стремление к лидерству. Знание этих особенностей позволит средствами психокоррекции помочь подросткам справиться с неэффективными эмоциональными реакциями и нарушениями адаптации.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, акцентуации характера, дезадаптация личности, эндокринопатии, нарушение половой функции, ожирение

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Свистунова Е.В. Характерологические особенности личности подростков с эндокринопатиями // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 61–69.

Фрагмент статьи

«Тяжелое хроническое заболевание, ме­няя социальную ситуацию развития подрост­ка в целом, изменяет особенности его обще­ния, возможности осуществления деятельно­сти, искажает направленные на него социаль­ные ожидания, приводит к ограничению соци­альных взаимодействий, трансформируя тем самым «внутреннюю позицию» подростка по отношению ко всем обстоятельствам жизни. В некоторых случаях новая социальная ситу­ация может спровоцировать невротическое, психоподобное или патохарактерологическое развитие личности [8]. Достаточно высокая распространенность эндокринных наруше­ний у подростков и связанные с этим риски нарушения здоровья придают проблеме ока­зания им психологической помощи остроту и значимость».

Литература

  1. Бауманн У., Перре М. Клиническая психоло­гия. СПб., 2003.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
  3. Дедов И. И., Петеркова В. А. Руководство по детской эндокринологии. М., 2006.
  4. Жуков Д. А. Биология поведения. Гумораль­ные механизмы. СПб., 2007.
  5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ро­стов н/Д, 2000.
  6. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руко­водство для врачей). Л., 1985.
  7. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учеб. для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2006.
  8. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.
  9. Kaltiala-Heino R. et al. Early puberty is associated with mental health problems in middle adolescence // Soc. Sci. Med. 2003. № 57.
  10. Kalynn M. Schulza, Heather A. Molenda-Figuei­rab et al. Back to the future: The organizational– activational hypothesis adapted to puberty and adolescence // Hormones and Behavior. May 2009. V. 55. № 5.
  11. Michaud P. A. et al. Gender-related psychologi­cal and behavioural correlates of pubertal timing in a national sample of Swiss adolescents // Mol. Cell Endocrinol. 2006. № 254.
  12. 12.Sisk C. L., Zehr J. L. Pubertal hormones orga­nize the adolescent brain and behavior // Front. Neuroendocrinol. 2005. № 26.

Информация об авторах

Свистунова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, e-mail: proficiat@mail.ru