Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 2. С. 51–57
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: познавательная рефлексия, ориентировка, познавательные задачи, развитие познавательной рефлексии, образовательный процесс, взаимодействие, дошкольный возраст
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Князева Е.С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 51–57.
Фрагмент статьи
На предыдущем этапе представленной здесь экспериментальной работы были разработаны методики с целью выявления предпосылок познавательной рефлексии у дошкольников, а также выявлены особенности динамики развития ее предпосылок. В данном исследовании последние понимаются как возможность ориентироваться на различные компоненты решения познавательных задач: на условие, на способ действия, на результат.
Было сделано предположение, что определенная организация образовательной работы с дошкольниками может оказывать существенное влияние на развитие предпосылок познавательной рефлексии. Однако в таком контексте остается открытым вопрос: какие факторы стимулируют развитие ее предпосылок в наибольшей степени?
Анализ исследований развития познавательной рефлексии младших школьников показал, что кооперация детей между собой и взаимодействие со взрослым является фактором, оказывающим стимулирующее развитие познавательной рефлексии.
Так, в работе В. В. Рубцова по исследованию влияния кооперации на интеллектуальное развитие детей показано, что кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления, в том числе и рефлексии [7]. Данные представления основаны на взглядах Ж. Пиаже [6], включающих предположение, что необходимое условие перехода от стадии эгоцентрического мышления ребенка к более зрелым стадиям заключается в развитии взаимных отношений ребенка с другими детьми, т. е. в отношениях кооперации.
Литература
- Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: монография. Ярославль, 2004.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1995.
- Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. М.,1982.
- Кайдановская И. А. К вопросу об истоках рефлективных процессов // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. науч. конф. Новосибирск, 1986.
- Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погальша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Рубцов В. В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4.
- Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. № 2.
- Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983. № 4.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2757
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 859
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0