Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста

846

Аннотация

Представлено исследование факторов, стимулирующих развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста. Было сделано предположение, что взаимодействие детей разных возрастных групп в процессе решения познавательных задач способствует развитию предпосылок познавательной рефлексии. В эксперименте приняли участие 90 детей (старшие группы детских садов, возраст 5–6 лет), разделенные на три группы. Дети группы А взаимодействовали при решении познавательных задач с детьми 4–5 лет (младшего возраста). Участники группы В взаимодействовали с детьми 6–7 лет (старшего возраста), а контрольной группы С взаимодействовали со сверстниками (то есть фактор разновозрастного взаимодействия на данную группу влияния не оказывал). Выявлено, что разновозрастное взаимодействие детей при решении познавательных задач оказывает стимулирующее воздействие на предпосылки познавательной рефлексии в большей степени, чем взаимодействие детей со сверстниками в аналогичной деятельности (повышение показателей в группах А и В соответственно на 54 % и 53 %, в группе С на 19 %). Делается вывод о возможности использования фактора разновозрастного взаимодействия при создании программ развития предпосылок познавательной рефлексии у дошкольников.

Общая информация

Ключевые слова: познавательная рефлексия, ориентировка, познавательные задачи, развитие познавательной рефлексии, образовательный процесс, взаимодействие, дошкольный возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Князева Е.С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 51–57.

Фрагмент статьи

На предыдущем этапе представленной здесь экспериментальной работы были разработаны методики с целью выявления предпосылок познавательной рефлексии у дошкольников, а также выявлены особенности динамики развития ее предпосылок. В данном исследовании последние понимаются как возможность ориентироваться на различные компоненты решения познавательных задач: на условие, на способ действия, на результат.

Было сделано предположение, что определенная организация образовательной работы с дошкольниками может оказывать существенное влияние на развитие предпосылок познавательной рефлексии. Однако в таком контексте остается открытым вопрос: какие факторы стимулируют развитие ее предпосылок в наибольшей степени?

Анализ исследований развития познавательной рефлексии младших школьников показал, что кооперация детей между собой и взаимодействие со взрослым является фактором, оказывающим стимулирующее развитие познавательной рефлексии.

Так, в работе В. В. Рубцова по исследованию влияния кооперации на интеллектуальное развитие детей показано, что кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления, в том числе и рефлексии [7]. Данные представления основаны на взглядах Ж. Пиаже [6], включающих предположение, что необходимое условие перехода от стадии эгоцентрического мышления ребенка к более зрелым стадиям заключается в развитии взаимных отношений ребенка с другими детьми, т. е. в отношениях кооперации.

Литература

  1. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: монография. Ярославль, 2004.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1995.
  3. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. М.,1982.
  4. Кайдановская И. А. К вопросу об истоках рефлективных процессов // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез. докл. науч. конф. Новосибирск, 1986.
  5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погальша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.
  6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
  7. Рубцов В. В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  8. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  9. Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. № 2.
  10. Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983. № 4.

Информация об авторах

Князева Елена Станиславовна, аспирант кафедры дошкольного образования и психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, психолог внебюджетной программы «Социально-педагогическая и художественная направленность» детского центра Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: Knyzeva_e_s@mail.ru