Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на основе использования нетрадиционных техник рисования*

3284

Аннотация

Рассматривается один из подходов к развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей воображения детей 6–7 лет с нарушением зрения (20 человек с нарушениями зрения, посещающих подготовительную к школе группу детского сада), и коррекционно-развивающая программа, позволяющая преодолевать отставания в этой сфере. Предполагалось, что у них творческое воображение имеет качественное своеобразие, проявляющееся в схематичности, стереотипности деятельности, стремлении к копированию, сложности в соз- дании воображаемой ситуации. Автор также исходил из того, что специально организованная коррекционно-развивающая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать преодолению име- ющихся недостатков и развитию творческих способностей детей. Качественный анализ позволил выявить отставание в уровне развития творческого во- ображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Основным средством коррекционно-развивающей работы выступало создание рисунков с помощью нетрадиционных техник рисования.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке МГППУ в рамках конкурса стипендии имени Л. А. Венгера.

Ключевые слова: дошкольный возраст, воображение, дети с ограниченными возможностями здоровья , нарушение зрения, амблиопия, косоглазие, нетрадиционные техники рисования, вербальное творчество

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Беляева О.Н. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на основе использования нетрадиционных техник рисования // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 4. С. 65–73.

Фрагмент статьи

Являясь одним из ведущих новообразований дошкольного возраста, воображение интенсивно исследуется психологами и педагогами. Результаты этого изучения представлены, в частности, в работах Т. Рибо, Э.П. Торренса, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Элькони- на, а также О. В. Боровика, Н. А. Ветлугиной, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, B. C. Мухиной и др. [1; 3; 4]. Большинство специалистов изучали особенности и пути формирования воображения у нормально развивающихся детей. Помимо этого в профессиональной литературе имеется также значительное число исследований, посвященных изучению воображения у детей с различными нарушениями. В частности, такого рода исследованиями у детей с нарушениями зрения занимались А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин, Л. И. Плакси- на и др. [7]. Но наличие отдельных работ, посвященных изучению творческой деятельности детей с различными нарушениями развития, не компенсирует дефицит исследований в данной области и частных методик формирования творческого воображения.

Литература

  1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методи- ческие рекомендации. М., 2000.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребен- ка. М., 2003.
  4. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. № 6.
  5. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по пси- хиатрии. М., 2012.
  6. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб., 1998.
  7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидя- щих. СПб., 1998.
  8. Новая философская энциклопедия / В. С. Сте- пина, А. А. Гусейнова, Г. Ю. Семигина, А. П. Огурцова и др. М., 2010.
  9. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая ха- рактеристика детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. М., 1999.
  10. Социологическое воображение / Под общ. ред. Г. С. Батыгина. М., 2001.
  11. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. СПб., 1998.
  12. Шрагина Л. И. Проблема воображения в кон- тексте функционально-системного подхода // Психология в вузе. 2005. № 3.
  13.  www.rorschach.su

Информация об авторах

Беляева О.Н., магистрант кафедры дефектологического образования ФГБО УВПО «Череповецкий государственный университет», институт педагогики и психологии; учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77», Череповец, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4717
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3284
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0