Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 6. С. 73–79
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога*
Аннотация
Общая информация
* Статья подготовлена в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых рос- сийских ученых (№ МК-1565.2013.6).
Ключевые слова: индивид, личность, субъект деятельности, системно- личностный подход, социальная безопасность, подготовка педагога
Рубрика издания: Безопасность образовательной среды
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кисляков П.А. Системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 73–79.
Полный текст
Угрозы социального характера в современном обществе актуализируют идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической и политической жизни страны. Особое внимание необходимо уделить исследованию социальной безопасности, включающей в себя систему мер по предупреждению и отражению вызовов и угроз, способных дестабилизировать социальную сферу, подорвать главную движущую силу общества – человеческий потенциал [5]. Проблематика безопасности личности многоаспектна. Большинство авторов указывают на интегративность категории «безопасность личности», состоящую в том, что ее можно рассматривать:
- как свойство личности, состоящее в способности человека противостоять разрушительным воздействиям внутренних и внешних сил и сохранять свою жизнеспособность;
- специфический вид деятельности, направленной на выявление, предупреждение, устранение и отражение опасностей и угроз, способных принести ущерб развитию личности, общества, государства, а также создание необходимых условий для благоприятной жизни, реализации жизненных стратегий, планов, потребностей индивидов и целей общественного и государственного развития;
- состояние, при котором индивид испытывает ощущение защищенности [2] даже при наступлении какой-либо опасности (угрозы отсутствуют или незначительны).
В целом проведенный нами анализ дает основание утверждать, что понятие «социальная безопасность» является категорией теории личности (ее отношения и установки); категорией теории деятельности (состояние и процесс); категорией теории профессиональной подготовки.
В современных условиях неизбежно формируется социальный заказ на разработку психолого-педагогических основ проблем социальной безопасности как компонента национальной безопасности страны [1]; [4]. Именно образовательное пространство призвано вернуть человеку чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром [3].
В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, и степень влияния данного микросоциума на социализацию, развитие, здоровье и поведение ребенка или юноши трудно переоценить. Вместе с тем ситуация с комплексным обеспечением безопасности и здоровьесбережения в образовательных учреждениях далека от благополучия. К факторам риска образовательной среды можно отнести функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья; педагогическую тактику, провоцирующую возникновение стресса у обучающихся и межличностных конфликтов; унижения, агрессию со стороны учащихся; экстремизм и межнациональные столкновения среди детей, низкую толерантность и неготовность участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний.
Вышесказанное обусловливает необходимость развития социальной безопасности личности, включая подготовку к безопасному существованию в современном социуме, формирование умений защитить себя и своих близких в случае возникновения экстремальной, кризисной ситуации социального происхождения. Кроме того, личность, сформированная в соответствии с идеологией социальной безопасности, демонстрирует неприязнь к насилию и агрессии, асоциальному поведению, активно способствует распространению гуманистического, духовно-нравственного опыта.
Анализ практики образовательных учреждений позволил выявить значимость обеспечения социальной безопасности субъектов образования как от внешних, так и от внутренних угроз. Школа сегодня рассматривается как социально значимый объект обеспечения безопасности, в котором должны быть созданы условия для охраны здоровья и обеспечения безопасности детей и педагогов. Безопасность образования в свою очередь напрямую зависит от качества подготовки педагогов к реализации данных функций.
Учителя в своей педагогической деятельности проецируют ценности и установки, которые они освоили за время профессионального образования, поэтому подготовка студентов педагогических и гуманитарных вузов должна обеспечить высокий уровень готовности к работе по обеспечению социальной без
опасности обучающихся различных социальных групп. Содержание педагогического образования должно быть направлено на развитие социально значимых качеств студентов в процессе их личностно-профессионального становления, поскольку поступающая в вузы молодежь уже имеет накопленные факторы риска асоциального поведения.
Таким образом, перспективным видится разработка комплексного системноличностного подхода к проектированию системы формирования социальной безопасности будущего педагога. Системный подход представляет собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных систем, человек проявляет или приобретает различные качества, которые раскрываются как системные. При их исследовании выходят за пределы индивида и рассматривают его как элемент системы - общества. Личностные свойства конкретизируют социальность индивида, его социальное поведение [7].
Системный подход к изучению личности можно охарактеризовать как системноличностный, получивший развитие в акмеологии при целостном изучении человека как индивида, личности и субъекта деятельности (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. А. Бодалев, Е. В. Селезнева и др.).
Таким образом, системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога способствует его личностному и профессиональному развитию, приобретению социально и профессионально ценных качеств, знаний и навыков, необходимых для обеспечения социальной безопасности субъектов образования, формированию состояния защищенности в современном социуме. В основе данного подхода лежит понимание и рассмотрение студента как индивида юношеского возраста с присущими ему социальнопсихологическими особенностями, уровнем здоровья и накопленными факторами риска асоциального поведения, испытывающего комплекс негативных воздействий психологического, информационного и социального характера и, как следствие, потребность в безопасности и защищенности; как личности, представителя учащейся молодежи, носителя системы ценностей и идеалов, определяющих его безопасное поведение в нормальных условиях и в условиях экстремальной ситуации; как субъекта профессионального становления, субъекта образовательного процесса в вузе, будущего педагога, который в перспективе должен осуществлять профессиональную деятельность по проектированию социально безопасной образовательной среды, обеспечивать социальную безопасность субъектов образования (учащихся и педагогов), быть носителем системы социальных, духовнонравственных норм, эталонов здорового и безопасного образа жизни для учеников, а также иметь хорошее физическое, психическое и нравственное здоровье, необходимое для успешной педагогической деятельности.
Остановимся на рассмотрении направлений формирования социальной безопасности будущего педагога в рамках названных категорий.
Человека как индивида характеризуют психофизиологические качества, которые проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности. Обеспечение физической безопасности требует соблюдения человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в профессиональной деятельности, в повседневной жизни, в быту.
На поведении человека в нормальных условиях жизнедеятельности и в условиях экстремальной ситуации сказывается его психическое и физическое состояние. Соответственно подготовка студентов должна быть направлена на развитие способностей к психической саморегуляции и реализацию здорового образа жизни. В процессе обучения студенты должны осваивать технологии психической саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния, необходимые для предупреждения экстремальных ситуаций, снижения социальной напряженности в образовательном пространстве (техника управляемого дыхания, управление вниманием, создание чувствительных
образов и др.); приемы экстренной само- и взаимопомощи при психических нарушениях и психосоматических расстройствах (стресс, тревожность, депрессия, страх, паника и пр.).
Подверженным несчастным случаям более свойственны агрессивность, импульсивность, рассеянность, эмоциональная неуравновешенность, высокая динамика истощения и пр., в связи с чем у будущих педагогов необходимо развивать такие качества, как эмоциональная уравновешенность, внимательность, лидерские качества, способствующие в перспективе обеспечению безопасности школьного коллектива.
Социальная часть индивида связана с процессом социализации личности. Помогая ребенку в процессе социализации адаптироваться к условиям жизни, родители и педагоги, не желая того, одновременно снижают уровень его внушаемости, делают более подверженным любой манипуляции в будущем. Здесь с целью предупреждения опасности манипулирования личностью важно формировать у будущего педагога критическое мышление, обучать основам информационно-психологической безопасности. Освобождению сознания от информационной зависимости могут способствовать приобщенность к искусству, а также творческое отношение к жизни и профессиональной деятельности. Будущему педагогу нужно знать цели, методы и средства современного манипулирования сознанием людей и уметь контролировать степень своей зависимости от внешних воздействий.
Личность как социальное по своей природе, относительно устойчивое образование представляет собой социальное качество индивида; систему мотивационных отношений; индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений [8]. Личностный уровень безопасности человека основывается на освоении конкретным индивидом общественных и групповых ценностей и развитием у него таких личностных качеств как моральность, нравственность, личное достоинство, разумность, ответственность. Таким образом, на уровне личности социальная безопасность - это уже особая система взглядов, ценностей, мотивов, установок как результат принятия и усвоения безопасности как ценности.
Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу). Вместе с тем она редко выступает как активная сила, а доминирует только в экстремальных ситуациях, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. В этом отношении у педагога должна быть сформирована потребность в обеспечении социальной безопасности учащихся как приоритетной национальной задачи, а также потребность в безопасности в повседневной жизни, проявляющаяся в виде желания избегать конфликтные ситуации в быту и профессиональной сфере, строить гармоничные отношения с окружающими, избегать потенциально опасные места [5].
С психологических позиций субъект рассматривается как источник активности, носитель предметно-практической деятельности, обладающий способностью самоопределения, саморазвития, самоорганизации путем саморегуляции и разрешения человеком различного рода противоречий [8]. Соответственно на уровне субъекта деятельности социальная безопасность представляет собой совокупность способов и технологий активности, создающих или снижающих угрозу другому человеку или обществу в целом [1].
О. Ю. Зотова установила, что в качестве субъекта социальной безопасности человек может проявлять свои специфические особенности на уровне группы, которые могут иметь как положительный, так и отрицательный вектор: альтруистическая субъектность, когда человек стремится к всеобщей безопасности, способствуя безопасности других; эгоистическая субъектность, когда человек, обеспечивая себе безопасность, лишает безопасности других; исследовательская субъектность, когда человек стремится к преодолению опасности, нарушая безопасность других [4]. Социальная безопасность педагога допускает только пер
вый вариант, когда его деятельность способствует сохранению жизни и укреплению здоровья учащихся. При этом социальная безопасность педагога как субъекта профессиональной деятельности определяется сформированностью у него таких профессионально важных качеств, как профессиональная направленность, профессиональная ответственность, антиципация, коммуникативные навыки.
Профессиональная направленность педагога в сфере социальной безопасности характеризуется наличием у него гуманистических, социально обусловленных ценностей педагогической деятельности, таких как воспитание свободной, гармоничной личности ребенка, нравственное воспитание личности, актуализация творческого потенциала воспитанников, способствование их свободному самоопределению и т. п. Важным также является соответствие педагога индивидуально-личностным качествам безопасного стиля поведения.
Профессиональная ответственность педагога перед собой, учащимися, их будущим понимается нами как качество личности, основанное на способности брать на себя ответственность за то, что происходит с ним самим и с учащимися, владении искусством проектирования деятельности по предупреждению в образовательном учреждении опасных и экстремальных ситуаций.
Социальная безопасность человека, актуализируясь в ходе общения и профессиональной деятельности, обеспечивается развитием коммуникативных навыков, овладением этическими нормами профессионального общения. Таким образом, можно говорить о социальной безопасности педагога в социальном взаимодействии с субъектами образования в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
Для обеспечения социальной безопасности педагог должен владеть следующими коммуникативными навыками:
- способность к личностно-ориентированному, доверительному взаимодействию в ходе образовательного процесса [1], включая доброжелательность, вежливость;
- навыки делового демократического общения, включающие умение выслушивать, понимать, убеждать, разъяснять, полемизировать и т. п.;
- умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, включая способность к сотрудничеству, достижению компромиссов;
- умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Принципиально важно развитие у педагога способности к антиципации, которая определяется способностью прогнозировать возможные последствия жизненных событий и ситуаций, в том числе опасных. Развитая антиципация позволит педагогу спрогнозировать возникновение в образовательном учреждении опасных ситуаций социального характера, исходящих, в первую очередь, от участников образовательного процесса; предвидеть исход кризисных ситуаций, что, следовательно, поможет предпринять действия по минимизации факторов, отрицательно воздействующих на здоровье учащихся.
Формированию у будущих педагогов субъектной позиции в области социальной безопасности способствуют психологопедагогические технологии, направленные на развитие личности в контексте ее жизненного и профессионального пути, широко востребующие в процессе их реализации весь спектр личностных и профессиональных качеств. К таким технологиям относятся методы проблемного обучения, методы активного обучения, проектирование моделей авторских систем деятельности, которые позволяют каждому студенту проявить инициативу, самостоятельность; стимулируют их к решению проблемы на основе личных знаний и жизненного опыта. При этом объектами изучения должны выступать реальные опасные ситуации социального характера, присущие образовательной среде. К ним в частности относятся ситуации, когда учащийся оказался в трудной жизненной ситуации (потеря близкого, неразделенная любовь, трудности в общении с одноклассниками, отказ от вредных привычек и пр.); ког
да учитель или школьный коллектив сталкивается с проблемами асоциального поведения одного или нескольких учащихся (насилие в школе, экстремистские настроения учащихся, совершение учащимися преступлений, агрессия учащихся в отношении учителя и пр.). При этом важным здесь является учет характеристик социальной среды (политических, информационных, психологических, национальных, конфессиональных и пр.) как образовательного учреждения, так и города, региона и страны в целом.
Названные нами составляющие социальной безопасности будущего педагога (как индивида, личности и субъекта деятельности) взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку личная безопасность педагога является главным условием эффективности его профессиональной деятельности.
На основании вышеизложенного социальная безопасность педагога понимается нами как состояние защищенности и личностно-профессионального развития, которое характеризуется системой социальных норм; осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; практической деятельностью по выявлению, предупреждению, ослеблению и устранению социальных опасностей и угроз в образовательной среде, возникающих на уровне личности, группы, общества; развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, реализацией здорового и безопасного образа жизни.
Данные положения легли в основу разработанной нами Концепции подготовки педагогов к обеспечению социальной безопасности, реализуемой в Шуйском филиале Ивановского государственного университета как в рамках основных образовательных программ педагогических профилей (спецкурсы «Социальная безопасность образовательной среды», «Акмеология безопасности жизнедеятельности»), так в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Внедрение системно-личностного подхода в современное педагогическое образование в целом и в области социальной безопасности в частности, является действенным фактором, обеспечивающим усиление профессиональной мотивации будущих педагогов, стимулирующим развитие их творческого потенциала, позволяющим выявить и плодотворно использовать личностные ресурсы для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Литература
- Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И. А. Ба- евой. СПб., 2007.
- Баева И. А., Баев Н. Н. Психологические ре- сурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Пси- хологическая наука и образование. www.psyedu. ru. 2010. № 2.
- Грачев Г. В. Информационно-психологи- ческая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
- Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2011.
- Кисляков П. А. Психолого-акмеологические основания развития социальной безопасно- сти субъектов образования // Акмеология. 2012. № 3.
- Кораблин Ю. А. Личность как субъект социаль- ной безопасности общества: http://slavzso.narod. ru/1-9/16.html.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретиче- ские проблемы психологии. М., 1984.
- Селезнева Е. В. Общая акмеология: учеб- ное пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2224
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 833
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0