Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды

1086

Аннотация

Дается критерий определения эмоциональной безопасности образовательной среды: минимизация отрицательных эмоций и увеличение количества по- ложительных эмоций. Выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: уровень отрицательных эмоций (индикатор – эмоции страха, тревоги) и уровень положительных эмоций (индикатор – эмоция радости). Подлинные эмоции рассматриваются как эмоции, вызывающие значительные физиологические изменения в организме, по отношению к обычным, которые в основном протекают на уровне психологических переживаний. Обосновывается роль подлинных эмоций в обеспечении физического и психического здоровья. Рассматривается взаимосвязь подлинных отрицательных эмоций с возникновением психосоматических заболеваний в будущем и, наоборот, улучшение показателей здоровья при переживании подлинных положительных эмоций. Показывается, что подлинные отрицательные эмоции могут возникать при переживании экзаменационной тревоги, а подлинные положи- тельные – при насыщении образовательной среды мероприятиями, способствующими творческой и интеллектуальной реализации личности.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, эмоциональная безопасность, подлинные эмоции, психосоматические заболевания, радость, страх

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов С., Березина Т.Н., Рыбцов С.А. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 101–106.

Фрагмент статьи

Проблема эмоциональной составляющей психологической безопасности образовательной среды – одна из актуальнейших, потому что в школьном возрасте эмоции часто оказываются причиной и поведенческих реакций, и когнитивных суждений, а также психосоматических нарушений. В классическом определении под психологической безопасностью понимается такое состояние образовательной среды, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, с одной стороны, с другой, оно способствует удовлетворению потребностей субъекта в личностно-доверительном общении, с третьей, оно создает референтную значимость образовательной среды для ее участников, и в-четвертых, способствует психическому здоровью всех вовлеченных участников [16].

Литература

  1. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность обра- зовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. № 12.
  2. Баева И. А., Баев Н. Н. Психологические ресур- сы защищенности студентов как показатель пси- хологической безопасности личности // Психологи- ческая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1.
  3. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая без- опасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Пси- хологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 3.
  4. Березина Т. Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базо- вых запахов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохо- ва. Серия «Педагогика и психология» 2011. № 3.
  5. Березина Т. Н. Актуализация резервных воз- можностей человека и подлинные эмоции // Пси- хология и психотехника. 2009. № 7.
  6. Березина Т. Н. Вероятностная модель продол- жительности жизни // Психология и психотехни- ка. 2013. № 4.
  7. Березина Т. Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций // Вопросы психологии. 2012. № 4.
  8. Березина Т. Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состо- яние человека // Вопросы психологии. 2009. № 4.
  9. Березина Т. Н. К вопросу о существовании «запаха страха» // Психология. 2009. № 1.
  10. Березина Т. Н. Объективное измерение по- ложительных эмоций у студентов как составля- ющая оценки безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. №1.
  11. Березина Т. Н. Радость и удовольствие как базовые эмоции // Психология и психотехника. 2012. № 7.
  12. Березина Т. Н. Реакции человека на представ- ление образов спиртного // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4.
  13. Березина Т. Н., Рыбцов С. А., Хитрякова Е. И. Стресс и резервные способности человека (мо- жет ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. 2008. № 4.
  14. Грачев Г. В. Информационно-психологи- ческая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
  15. Коджаспиров А. Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого- педагогическая проблема // Безопасность об- разовательной среды: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М., 2008.
  16. Рубцов В. В., Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как усло- вие психосоциального благополучия школьни- ка // Безопасность образовательной среды: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008.
  17. Стрижиус Е. И. Влияние тревожности на ре- зультаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успева- емости // NB: Педагогика и просвещение. 2013. № 1.
  18. Терещенко Р. Н. Эмоциональная креатив- ность как способность // Психология обучения. 2013. № 3.
  19. Ortony A., Turner T. J. What’s basic about ba- sic emotions? Psychological Review. 1990. № 97. Р. 315–331.
  20. Griffiths P.E. Basic Emotions, Complex Emo- tions, Machiavellian Emotions. In Philosophy and the Emotions A. Hatzimoysis (Ed.). 2003. Cambridge, CUP: 39–67.

Информация об авторах

Рубцов С., научный сотрудник Шотландского центра регенеративной медицины (SCRM), Университет Эдинбурга, Великобритания

Березина Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, Профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8188-237X, e-mail: tanberez@list.ru

Рыбцов Станислав Александрович, кандидат биологических наук, научный сотрудник, Медицинский Исследовательский Совет, Центр регенеративной медицины, Университет Эдинбурга, Эдинбург, Великобритания, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7786-1878, e-mail: s.rybtsov@ed.ac.uk