Психологическая наука и образование
2014. Том 19. № 1. С. 99–110
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъектная позиция, отношение к учебной деятельности, развитие, рефлексивно-деятельностный подход, опросник «Субъектная позиция», факторный анализ, объектная позиция, негативная позиция, пассивная позиция, учащиеся разных возрастов
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 99–110.
Фрагмент статьи
Происходящие в последнее время социально-экономические изменения в нашей стране и в мире в целом повлекли за собой сдвиги в иерархии ценностей, принятых в обществе. Установка на потребление привела в молодежной среде к снижению значимости ценности образования и академической субкультуры, базирующейся на познавательной и учебно- профессиональной мотивации.
Литература
- Андреюк В. Ю., Зарецкий В. К., Холмогорова А. Б. Школьная дезадаптация в форме систематических пропусков занятий: факторы риска и психосоциальная реабилитация // Дефектология. 2009. № 5. С. 39–47.
- Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243–432.
- Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002. 296 с.
- Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2008. 688 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия. 2004, 288 с.
- Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. 176 с.
- Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 400 с.
- Зарецкий В. К. Что делает консультант по процессу решения проблем // Летняя школа для де- тей с особенностями развития: опыт работы / Под ред. В. К. Зарецкого, М. М. Гордон. Нытва-М.: РУО, ИПИ РАО, 2001. С. 107–120.
- Зарецкий В. К. Рефлексивно-деятельностный подход в работе с детьми с трудностями в обучении // Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. И. Ю. Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008. С. 81–98.
- Зарецкий В. К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи. Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. C. 8–37.
- Зарецкий В. К., Зарецкий Ю. В. Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей (случай из практики) // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. C. 110–133.
- Зарецкий Ю. В. Cубъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. C. 110–128.
- Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
- Обухов А. С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: научно-методический сборник в двух томах / Под общ. ред. А. С. Обухова. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. С. 42–48.
- Пахомова О. Трудности перевода [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2004. №33. URL: http://psy.1september.ru/article.php? ID=200403314 (дата обращения 24.03.2014).
- Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб.: Питер, 2012. 816 с.
- Соловейчик С. Л. Вечная радость: очерки жизни и школы. М.: Педагогика, 1986. 370 с.
- Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? / Зарецкий В. К., Смирнова Н. С., Зарецкий Ю. В., Евлашкина Н. М., Холмогорова А. Б. М.: Форум, 2011. 208 с.
- Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. 432 с.
- Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпин нонфикшн, 2011. 461 с.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
- Deci E. L., Ryan R. M. Handbook of selfdetermination research. Rochester, N. Y: University of Rochester Press, 2002.
- Engeström Y. Development, movement and agency: Breaking away into mycorrhizae activities. In K. Yamazumi (Ed.), Building activity theory in practice: Toward the next generation. Osaka, 2006.
- Grawe K. Agents of Change in the Processes of Psychotherapy. Part I. In: IFP Newsletter, Zurich, June 2006. P. 7–17.
- Griffin Em. A First Look at Communication Theory. NY.: New York: McGraw Hill, 2011. P. 194–204.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6304
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 6194
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 2