Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов

6194

Аннотация

Статья посвящена исследованию субъектной позиции учащихся разных возрастов: младших школьников, подростков, старших школьников. В статье дано описание основной методики – опросника «Субъектная позиция», его апробации и валидизации. Под субъектной позицией учащегося понимается активное осознанное отношение учащегося к учебной деятельности. Такое понимание опирается на теоретические положения культурно-исторической психологии Л. С. Выготского о связи обучения и развития, о сотрудничестве ребенка и взрослого, а также на опыт практической помощи учащимся в преодолении учебных трудностей на основе рефлексивно-деятельностного подхода. Обследован 331 ученик. Данные обследования учащихся позволяют сделать выводы об особенностях позиции учащихся по отношению к учебной деятельности и ее возрастной динамике. Факторным анализом выявлено три шкалы, характеризующие различные типы отношения к учебной деятельности: субъектная позиция, объектная позиция, негативная позиция. Дополнительный анализ позволил выявить еще один тип – пассивную позицию учащихся. Обнаружено, что выраженность субъектной позиции снижается от младшего школьного возраста к старшему, а выраженность негативной позиции возрастает.

Общая информация

Ключевые слова: субъектная позиция, отношение к учебной деятельности, развитие, рефлексивно-деятельностный подход, опросник «Субъектная позиция», факторный анализ, объектная позиция, негативная позиция, пассивная позиция, учащиеся разных возрастов

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 99–110.

Фрагмент статьи

Происходящие в последнее время социально-экономические изменения в нашей  стране и в мире в целом повлекли за собой сдвиги в иерархии ценностей, принятых в обществе. Установка на потребление привела в молодежной среде к снижению значимости ценности образования и академической субкультуры, базирующейся на познавательной и учебно- профессиональной мотивации.

Литература

  1. Андреюк В. Ю., Зарецкий В. К.,  Холмогорова А. Б. Школьная дезадаптация в форме систематических пропусков  занятий:  факторы  риска и психосоциальная реабилитация // Дефектология. 2009. № 5. С. 39–47.
  2. Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243–432.
  3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002. 296 с.
  4. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2008. 688 с.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия. 2004, 288 с.
  6. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. 176 с.
  7. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 400 с.
  8. Зарецкий В. К. Что делает консультант по процессу решения проблем // Летняя школа для де- тей с  особенностями  развития:  опыт  работы  / Под ред. В. К. Зарецкого, М. М. Гордон. Нытва-М.: РУО, ИПИ РАО, 2001. С. 107–120.
  9. Зарецкий В. К. Рефлексивно-деятельностный подход в работе с детьми с трудностями в обучении // Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. И. Ю. Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008. С. 81–98.
  10. Зарецкий В. К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи. Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. C. 8–37.
  11. Зарецкий В. К.,  Зарецкий  Ю. В.  Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей (случай из практики) // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. C. 110–133.
  12. Зарецкий Ю. В. Cубъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. C. 110–128.
  13. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.
  14. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
  15. Обухов А. С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от  спонтанного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: научно-методический сборник в двух томах / Под общ. ред. А. С. Обухова. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. С. 42–48.
  16. Пахомова О. Трудности перевода [Электронный  ресурс]  //  Школьный  психолог.  2004. №33. URL: http://psy.1september.ru/article.php? ID=200403314 (дата обращения 24.03.2014).
  17. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб.: Питер, 2012. 816 с.
  18. Соловейчик С. Л. Вечная радость: очерки жизни и школы. М.: Педагогика, 1986. 370 с.
  19. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? / Зарецкий В. К., Смирнова Н. С., Зарецкий Ю. В., Евлашкина Н. М., Холмогорова  А. Б. М.: Форум, 2011. 208 с.
  20. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. 432 с.
  21. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпин нонфикшн, 2011. 461 с.
  22. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  23. Deci E. L., Ryan R. M. Handbook of selfdetermination research. Rochester, N. Y: University of Rochester Press,  2002.
  24. Engeström Y. Development,  movement   and agency: Breaking away into mycorrhizae activities. In K. Yamazumi (Ed.), Building activity theory in practice: Toward the next generation. Osaka, 2006.
  25. Grawe K. Agents of Change in the Processes of Psychotherapy. Part I. In: IFP Newsletter, Zurich, June 2006. P. 7–17.
  26. Griffin Em. A First Look at Communication Theory. NY.: New York: McGraw Hill, 2011. P. 194–204.

Информация об авторах

Зарецкий Юрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), педагог-психолог, ГБОУ школа-интернат № 8, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8036-4431, e-mail: zaretskiyyuv@mgppu.ru

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Кулагина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3095-4329, e-mail: kulaginaiu@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6304
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 6194
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 2