Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье

1489

Аннотация

В фокусе внимания авторов статьи находится проблема внутрисемейной мотивации к принятию ребенка. Рассматривается значение анализа мотивации принимающих родителей для осуществления диагностики, подготовки и психотерапевтической помощи таким семьям, описывается значимость мотивации для формирования ожиданий от приемного ребенка, влияние на детско-родительские отношения, процесс адаптации ребенка в семье.

Общая информация

Ключевые слова: семейное устройство, приемная семья, принимающая семья, усыновление, приемный ребенок, мотивация к принятию ребенка

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С. Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 46–53.

Фрагмент статьи

В фокусе внимания авторов статьи находится проблема внутрисемейной мотивации к принятию ребенка. Рассматривается значение анализа мотивации принимающих родителей для осуществления диагностики, подготовки и психотерапевтической помощи таким семьям, описывается значимость мотивации для формирования ожиданий от приемного ребенка, влияние на детско-родительские отношения, процесс адаптации ребенка в семье. Представлены и проанализированы российские и зарубежные исследования, касающиеся мотивации к принятию ребенка в семью.

Литература

  1. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  2. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012. 316 с.
  3. Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психологическая диагностика. М.: Институт психологии РАН, 2013. 219с.
  4. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: Профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
  5. Печникова Л. С., Жуйкова Е. Б. Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях // Семейная психология. 2005. № 4. С. 32–46.
  6. Подготовка семей к приему детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи. [Электронный ресурс] // Усыновление в России: интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. URL: http://www.usynovite.ru/experience/
    prepare/ (дата обращения 11.02.2014).
  7. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.:
    АСТ, 2009. 704 с.
  8. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Издательство МГУ, 1976. 128 с.
  9. Barbo A. M. The Meaning of Parenthood After In Vitro Fertilization Has Failed: An In-depth Interview Study of Infertile Couples. Ph.D. diss., New York University, 1992 // Deborah L. Martin, An Annotated Guide to Adoption Research. CWLA Press, 1998. P. 13.
  10. Hoksbergen, R. A. C. Changes in Motivation for Adoption, Value Orientations and Behavior in Three Generations of Adoptive Parents // Adoption Quarterly. 2008. Vol. 2(2). P. 37–55, DOI:10.1300/J145v02n02_03; 11. Kirk D. Shared Fate: A Theory of Adoption and Mental Health. N. Y.: The Free Press of Glencoe, 1964.
  11. Malm K., Welti K. Exploring Motivations to Adopt // Adoption Quarterly. 2006. Vol. 13(3–4). P. 185–208, DOI: 10.1080/10926755.2010.524872.
  12. Melina L. R. Even well adjusted parents can be uneasy disclosing adoption // Adopted child. 1991. Vol. 10, № 1, January. P. 1–4.
  13. Mc Cormick, Moms K. A. Without Dads: Women Choosing Children. Ph.D. diss., Ohaio State University, 1992 // Deborah L. Martin An Annotated Guide to Adoption Research. CWLA Press, 1998. P. 13.
  14. The Psychology of Adoption / Edited by D. Brodzinsky, M. Schechter. N.Y.: Oxford, Oxford University press, 1990. 396 p.
  15. Williams L. S. Adoption Actions and Attitudes of Couples Seeking In Vitro Fertiilization: An Exploratory Study // Journal of Family Issues. 1992. Vol 13, № 1, March. P. 99–113.

Информация об авторах

Жуйкова Екатерина Борисовна, клинический психолог, АНО «Институт интегративной семейной терапии», младший научный сотрудник, «Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков», Москва, Россия, e-mail: e.b.zhuykova@gmail.com

Печникова Леонора Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, e-mail: pech56@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2716
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1489
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0