Подготовка кандидатов в замещающие родители: какие компетенции нужны сегодня для воспитания приемного ребенка?

51

Аннотация

Статья посвящена обсуждению вопросов формирования новых компетенций у кандидатов в замещающие родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), необходимых для создания условий семейной заботы для приемных детей и представления их законных интересов. В статье приводятся результаты мониторинга Минпросвещения России (2019 и 2022 гг.) по вопросам деятельности Школ приемных родителей в субъектах Российской Федерации. Мониторинг проводился с целью изучения соответствия деятельности уполномоченных организаций требованиям и рекомендациям федерального законодательства, а также используемых форм работы при подготовке потенциальных кандидатов в замещающие родители. Анализ мониторинга дополнен данными опроса общественного мнения, проведенного среди участников Всероссийского форума приемных родителей (2023 г.), который выявил тенденцию к росту запроса со стороны замещающих родителей в изменении содержательной части программы Школ приемных родителей, а также акцентировал внимание на темах, недостаточно подробно (по мнению респондентов) представленных в программе подготовки, но необходимых для эффективного управления ситуациями, связанными с заботой о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

Общая информация

Ключевые слова: приемный ребенок, дети-сироты, приемные родители, подготовка , компетенции

Рубрика издания: Педагогика и психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040104

Благодарности. Авторы благодарят Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации за предоставление данных мониторинга, доктора психологических наук Г.В. Семья и генерального директора АНО «Центр развития социальных проектов» А.Г. Попова.

Получена: 04.07.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Меркуль И.А., Машкова Д.В. Подготовка кандидатов в замещающие родители: какие компетенции нужны сегодня для воспитания приемного ребенка? [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 1. С. 59–78. DOI: 10.17759/ssc.2023040104

Полный текст

Введение

Одним из важнейших показателей современного государства является состояние социальной сферы, а одним из ключевых элементов социального благополучия России – показатель численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором, как в зеркале, отражаются экономические, демографические, социокультурные проблемы и трансформации института семьи. Данные о детях-сиротах включены в систему статистических показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, а также учитываются при расчете Индекса детского благополучия как индикатора положения детей и качества их жизни в России [7; 10; 18; 19].

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» внес значимые изменения в государственную политику сферы защиты прав детей-сирот, где в одном из разделов был представлен перечень мер, обеспечивающих равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и включающий мероприятия, направленные на «улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа» [24].

Именно с 2012 года подготовка лиц, у которых есть желание воспитывать в своей семье ребенка-сироту, стала обязательным первым шагом на пути создания «замещающей родительской заботы» [5; 10; 14; 16; 20; 22]. Цель подготовки кандидатов в замещающие родители заключается в формировании психолого-педагогических и правовых компетенций, и это является первым теоретическим шагом подготовки будущих приемных родителей к принятию осознанного решения о создании приемной семьи.

В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю.Е. Алешина, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Р.В. Овчарова, А. Черников, Л.Б. Шнейдер, Н.А. Хрусталькова, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др. В зарубежной психологии необходимо отметить таких авторов, как Дж. Браун, Дж. Боулби, М. Боуэн, Э. Берн, Д. Кристенсен, Р.Ф. Коннер, В. Сатир, Эйнсворд и др. [4; 24]. В работах данных исследователей семье отведена исключительная роль в процессе социализации ребенка на всех этапах его возрастного развития, описаны формы и методы семейного воспитания, обеспечивающие полноценное становление личности, успешную адаптацию в системе социальных отношений [4].

Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последствия воспитания в условиях социальной депривации рассматривались в работах И.В. Дубровиной, Л. Петрановской, А.М. Прихожан, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой, Т.И. Шульга и др. [4; 28; 29]. Исследования свидетельствуют о том, что для многих детей-сирот, находящихся в институциональных условиях, характерны имплицитные проблемы, влияющие на их социализацию [12; 13; 17]. Значительное снижение последствий психической депривации происходит в условиях замещающей семейной заботы [23].

Детерминантами, определяющими смягчение последствий психической депривации ребенка, является возможность обеспечения индивидуального подхода, стабильности и предсказуемости в отношениях, безопасности, удовлетворения потребности в более тесных эмоциональных отношениях, привязанности, для которых требуется достаточно высокая родительская компетентность [2; 6; 9].

Психолого-педагогическую компетентность родителя мы понимаем как формируемое личностное образование в виде подготовленности личности к конструктивному осуществлению родительской роли, складывающееся из адекватного понимания сущности выполняемых родительских задач, их социальной значимости, конструктивного владения накопленным опытом в семейной сфере, субъектного, а не объектного отношения к своему ребенку, постоянного совершенствования стиля воспитания с опорой на психолого-педагогические достижения в отечественной и мировой культуре в области детско-родительских отношений [1; 8]. При этом компетенции (когнитивные, социальные, личностные и др.) рассматриваются как структурные элементы компетентности, которые способствуют более успешному родительству.

Очевидно, что одновременно с компетенциями встает вопрос и о личностных ресурсах кандидата в замещающие родители. Не случайно первым шагом, предваряющим непосредственно обучение в Школе приемных родителей (ШПР), становится индивидуальное собеседование с каждым из кандидатов. В ходе беседы (стандартизированное интервью) выявляется личностная зрелость будущих приемных родителей и уровень их осознанности. Важной составляющей этих качеств становится четкое понимание человеком своих целей, эмоций, его способность к управлению собственным психоэмоциональным состоянием и, как следствие, своими действиями в любой ситуации. Умение анализировать личные переживания, принимать во внимание чувства других людей, включая ребенка, четко формулировать воспитательные задачи и принимать решения, опираясь на специфические знания о сиротстве, о психологии детей, столкнувшихся с потерей семейных отношений, депривацией и другими детскими психологическими травмами. Осознанный замещающий родитель способен к рефлексии и сознательному выбору, который включает умение принять ребенка и его историю безусловно, помочь ему справиться с негативным влиянием прошлого, став значимым взрослым на всем протяжении его взросления [2; 6].

Другими важными маркерами, которые проясняются в ходе интервью, являются функциональность семьи принимающих родителей, специфика их жизненной ситуации, достаточность ресурсов для принятия ребенка в зависимости от его возраста, пола, состояния здоровья, жизненной истории и других обстоятельств.

В последние десять лет значимость подобных требований проявляет себя все более очевидным образом. В Российской Федерации постепенно развивается работа по сохранению кровной семьи в интересах ребенка, по профилактике социального сиротства, в результате которой в учреждениях для детей-сирот остаются в основном дети так называемых «сложных категорий». Большую часть из них составляют подростки, нередко склонные к девиантному поведению. Значительную часть – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. В учреждениях проживает также немало сиблингов (по 3-8 детей). Также стоит отметить, что сегодня растет и число детей, прибывающих из зоны боевых действий.

Разумеется, для семей, у которых не было ранее опыта воспитания, принятия и адаптации к социуму детей-сирот обозначенных выше групп, усыновление или опекунство становится серьезным вызовом. Было бы довольно наивно полагать, что замещающие родители без специальной помощи, вне психолого-педагогической поддержки специалистов справятся с верной оценкой собственной мотивации и ресурсов, а также с развитием необходимых воспитательных компетенций [6; 21]. Однако опыт предыдущих лет работы ШПР указывает на то, что практика реализации программы нередко зависит от возможностей специалистов больше, чем от потребностей детей, нуждающихся в семейном устройстве, и потребностей замещающих родителей.

В дополнение стоит отметить, что риск «возврата ребенка в систему» связан со множеством факторов, включая:

  • ложные убеждения замещающих мам и пап: «причина плохого поведения – дурные гены», «ребенка в 12 лет как подменили», «мы ничего не можем сделать…»;
  • «трудное поведение» приемных детей, что в ряде ситуаций указывает на изначально завышенные ожидания замещающих родителей, неготовность видеть в «плохих» поступках ребенка последствия негативного детского опыта и неумение отделять личность ребенка от его действий;
  • низкие компетенции замещающих родителей в определении ресурсов и функциональности семьи. Далеко не все замещающие родители способны справиться с серьезными изменениями в семейной системе в связи с появлением ребенка, пережившего опыт сиротства;
  • психологическую травму самих приемных родителей;
  • неготовность родителей к изменению воспитательных моделей на этапе взросления ребенка [2].

Актуальность темы обусловлена потребностью подготовки граждан к осознанному воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без родительского попечения, нуждающихся в жизнеустройстве.

Гипотеза исследования предполагает, что чем более адекватно и конкретно будет сформирована система представлений у потенциальных кандидатов в замещающие родители о приемном родительстве, теоретически и практически они будут подготовлены в вопросах развития и воспитания детей с опытом сиротства и различными дефицитами развития, тем выше вероятность устройства детей, информация о которых имеется в банке данных о детях-сиротах, и их успешного семейного воспитания.

Задачи исследования:

  • выявить проблемы и трудности, имеющиеся у организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в замещающие родители, и влияющие на эффективность их подготовки и качество заботы о приемном ребенке;
  • выявить запросы по повышению родительских компетенций со стороны действующих замещающих родителей с целью их дальнейшего учета при подготовке кандидатов в замещающие родители;
  • определить новые векторы в подготовке кандидатов в замещающие родители и их дальнейшем сопровождении.

Концептуальными основаниями исследования стали положения компетентностного подхода как готовности замещающих родителей к воспитанию детей-сирот на основе усвоения знаний, квалификаций (умений) и опыта ее реализации для оптимального принятия решений в стандартных ситуациях и ситуациях неопределенности.

Итак, какие компетенции замещающих родителей можно было бы считать необходимыми и желательными? Ответ на этот вопрос предстоит в ближайшее время дать специалистам, ученым и практикам, находящимся в поисках методов повышения эффективности программы ШПР. Но сегодня уже очевидно, что развитие необходимых замещающим родителям компетенций в ходе подготовки в ШПР играет важную роль – наряду с дальнейшим качественным сопровождением для будущей устойчивости приемной семьи [11; 25; 27].

Методы исследования

Выявление проблем и трудностей, имеющихся у организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в замещающие родители, и влияющих на эффективность их подготовки, проводилось на основе анализа данных мониторингов Минпросвещения России 2019 и 2022 годов, которые, в свою очередь, в своей основе содержали данные статистических отчетов регионов по вопросам подготовки кандидатов в замещающие родители. Выборку составили 996 и 1037 уполномоченных организаций из 85 субъектов Российской Федерации (далее – организации) соответственно.

Проведенный анализ был акцентирован на следующих аспектах, отражающих контент подготовки кандидатов в замещающие родители на местах (в соответствии с законодательной базой Российской Федерации):

  • укомплектованность организаций кадрами;
  • проведение обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам специалистов, осуществляющих подготовку кандидатов в замещающие родители;
  • соответствие региональных программ подготовки кандидатов в замещающие родители установленным требованиям, в том числе приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623 (далее – Программа) [16];
  • использование специальных модулей подготовки граждан к приему в свои семьи детей «трудноустраиваемой» категории, которые не входят в утвержденную Программу;
  • оценка эффективности деятельности организаций по подготовке кандидатов;
  • выявление дефицитов в системе подготовки кандидатов в замещающие родители, влияющих на эффективность и благополучие приемной семьи.

Выявление запросов по повышению родительских компетенций со стороны действующих замещающих родителей с целью их дальнейшего учета при подготовке кандидатов в замещающие родители проводилось на основе данных анонимного опроса 913 участников Всероссийского форума приемных родителей, проведенного в 2023 г. [3]. Опрос респондентов проводился в формате онлайн-анкетирования по специально разработанной анкете «Опрос замещающих родителей: об изменениях в программе школ приемных родителей», вопросы которой касались формы проведения занятий, содержательной части программы подготовки кандидатов в замещающие родители и предложений для ее изменения или дополнения:

  • разделы базовой программы ШПР, которые, по мнению респондентов, стоит исключить из подготовки кандидатов;
  • разделы базовой программы ШПР, которыми, по мнению респондентов, стоит дополнить курс подготовки кандидатов;
  • включение в программу подготовки специальных вариативных модулей по приему в семью детей «трудноустраиваемой» категории (дети с ОВЗ, сиблинги, дети подросткового возраста);
  • возможность более активного применения дистанционных электронных ресурсов при подготовке кандидатов, включая записи коротких видеолекций по программе ШПР;
  • возможность проведения дополнительного повышения родительских компетенций для замещающих родителей.

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов на вопросы, касающиеся содержания подготовки, и единственный вариант – на вопросы, касающиеся формата и периодичности повышения родительских компетенций. Ответ на каждый вопрос анкеты был обязательным условием участия в опросе.

В исследовании применялся качественный и количественный анализ данных, что позволило получить более полное представление о подготовке кандидатов в замещающие родители: не только провести объективную оценку собранных данных, но и изучить субъективное мнение самих приемных родителей.

Результаты

Результаты анализа мониторинга

Анализ данных мониторинга показал, что подготовка граждан осуществляется в 85 субъектах РФ. Было определено, что в 69 субъектах РФ полномочия органов опеки и попечительства по подготовке граждан осуществляют уполномоченные организации, в 13 регионах РФ – органы опеки и попечительства и уполномоченные организации, и только в 3 подготовку граждан проводят органы опеки и попечительства самостоятельно. На 1 октября 2022 г. подготовку осуществляли 1037 уполномоченных организаций (в 2019 году – 996 организаций), из них 983 государственных, 54 – негосударственные некоммерческие организации.

Незначительное уменьшение численности специалистов, принимающих участие в работе с потенциальными кандидатами в замещающие родители (с 4993 человек в 2019 году до 4678 человек в 2022 году, на 6,3%), возможно, связано с применением дистанционных методов работы. Мониторинг показал, что 96,9% ШПР не укомплектованы специалистами психологического, педагогического, юридического, медицинского профиля в объеме, необходимом для реализации программы подготовки слушателей. По мнению руководителей уполномоченных организаций, наиболее эффективно работающей командой является группа, состоящая из трех-пяти человек: психолог (педагог-психолог), юрист, социальный педагог, медицинский работник, руководитель подразделения.

В соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235, утверждающего Порядок подготовки [15], органы опеки и попечительства не реже одного раза в два года организуют дополнительное профессиональное образование специалистов, осуществляющих подготовку по программам повышения квалификации. Но, отвечая на вопрос о необходимости повышения квалификации имеющихся специалистов, 100% представителей уполномоченных организаций указали, что специалисты их организации нуждаются в повышении квалификации в психологической (29,6%), юридической (23,1%) и педагогической (15,3%) сферах.

Согласно требованиям к Программе подготовки органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки граждан, успешно ее освоивших [16]. Рекомендованы формы проведения подготовки (очная или очно-заочная), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинг)). В подавляющем большинстве Школ приемных родителей (более 96%) Программы подготовки соответствуют требованиям нормативных правовых актов. Однако, по данным мониторинга Минпросвещения России, содержание Программы и время, затраченное на подготовку, существенно варьировались от региона к региону, от организации к организации. К примеру, минимальное время, выделенное для подготовки кандидатов в ШПР, в одной из организаций составило всего 20 часов.

При ответе на вопрос «Предоставляет ли Ваша школа желающим возможность пройти дополнительные модули подготовки помимо основной программы?» 50% организаций указали, что их ШПР предоставляют гражданам возможность пройти отдельные дополнительные модули на бесплатной основе. Наиболее распространен модуль по подготовке граждан, планирующих принять в свою семью детей подросткового возраста (73,1%), а 65,1% школ приемных родителей используют модуль по подготовке граждан для приема в семью детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, и 56,8% – имеют модули по приему детей-сиблингов. Не имеют отдельных модулей только 14,2% уполномоченных организаций.

Если говорить об оценке эффективности деятельности по подготовке кандидатов к приему на воспитание в свои семьи детей-сирот, то за десятилетний «неоднородный» период суммарное число выданных за все время осуществления школами приемных родителей свидетельств составило 318993, численность детей-сирот, принятых на воспитание в семьи кандидатов – 81155 детей. Таким образом, эффективность деятельности по подготовке потенциальных кандидатов в замещающие родители составила 25,4%, т.е. доля выпускников ШПР, усыновивших либо принявших под опеку или попечительство детей, составила чуть более четверти от общего числа прошедших подготовку кандидатов.

 Результаты анализа опроса

Результаты опроса показали, что, по мнению участников Всероссийского форума приемных родителей (2023 г.), наименее значимыми темами Программы являются: «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» (11,44%), «Введение в программу подготовки» (9,86%), «Этапы развития ребенка» (9,76%) и «Особенности полового воспитания» (9,66%).

Ответы по остальным распределились примерно в равной мере:

  • представления о потребностях приемного ребенка и компетенциях замещающего родителя (7,2%);
  • психологические последствия для ребенка от разрыва с кровной семьей (7%);
  • роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (7%);
  • безопасность ребенка и предотвращение жестокого обращения (6,9%);
  • адаптация в приемной семье (6,8%);
  • «трудное поведение» детей (6,61%);
  • основы законодательства (6,61%);
  • взаимодействие замещающих родителей со специалистами сферы защиты детства (5,23%);
  • особенности развития детей с психологической травмой (5,23%).

Стоит отметить, что в данном вопросе не были предусмотрены позиции «другое» или «все темы актуальны и востребованы», а выбор хотя бы одной темы из предложенного перечня был обязательным. Абсолютное большинство респондентов (90,4%) выбрали только один вариант ответа, и только 9,96% опрошенных выбрали по два варианта.

Мнения опрошенных по включению в Программу ШПР новых разделов распределились следующим образом: 25,61% оптантов считают необходимым ввести тему, связанную с психологическими травмами ребенка и созданием условий для его реабилитации; 25,21% участников определили высокий уровень значимости темы подросткового возраста и подготовки в этот период к самостоятельной жизни. Следующими, соответственно, по значимости были выбраны и выделены в самостоятельную единицу темы привязанности (19,11%), ресурсов замещающих семей (18,03%) и семейной истории, ее традиций и ценностей (11,33%). В данном вопросе была предусмотрена возможность выбрать позицию «другое», ей воспользовались 0,72% опрошенных с предложениями включить в базовую Программу тематические разделы, связанные с взаимодействием с детьми с ОВЗ, выстраиванием образовательных маршрутов приемных детей. В данном вопросе был предусмотрен множественный выбор позиций.

Следующий вопрос связан с темами, которые, по мнению участников форума, необходимо включить в качестве дополнительных блоков (вариативных модулей) к основной Программе. Так, большинство (23,08%) голосов было отдано теме принятия в семью на воспитание детей-сирот подросткового возраста, и далее с незначительным различием по числу выборов были названы темы, относящиеся к тематике воспитания детей-сирот с ОВЗ (21,94%), принятия в семью братьев и сестер (19,41%), детей-сирот, вывезенных из зон проведения боевых действий (18,94%), и принятия детей-сирот для временного размещения (16,64%). По данному вопросу также предусмотрен множественный выбор позиций.

Анализ данных, касающихся возможности проведения дополнительного повышения родительских компетенций для замещающих родителей, позволил выявить наиболее востребованные темы регулярных курсов, семинаров, вебинаров и иных типов обучающих занятий «Общение с кровными родственниками, сохранение родственных связей: ресурсы и риски» (7,95%) и «Ребенок в современном мире (использование гаджетов, интернет-зависимость, буллинг, кибербуллинг)» (7,93%). Отмечена востребованность занятий, связанных с воспитанием детей, переживших психологическую травму (7,08%), а также обучением технологиям саморегуляции и профилактикой эмоционального выгорания (7,03%). Подробнее анализ данных представлен в таблице.

Таблица. Пожелания оптантов по проведению регулярных обучающих мероприятий для замещающих родителей по тематикам

Название темы

Процентная доля выборов

1.                

Особенности медико-психологического состояния здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методы коррекции и лечения

6,94%

2.                

Взаимодействие приемной семьи и учителей, где будет обучаться приемный ребенок

6,11%

3.                

Последствия вторичного отказа от ребенка

5,80%

4.                

Половое воспитание, раннее сексуализированное поведение

5,80%

5.                

Семейные конфликты. Конфликтные ситуации родителей и детей, в том числе кровных и приемных детей. Медиативные практики

5,75%

6.                

Развитие эмоционального интеллекта приемного ребенка

5,71%

7.                

Общение между сверстниками, приемный ребенок и социум

5,61%

8.                

Дети с нарушением поведения, состоящие на учете в КДН и ЗП

5,37%

9.                

Особенности взаимоотношений между кровными и приемными детьми

5,07%

10.             

Финансовая грамотность приемных детей

4,62%

11.             

Суицидальное поведение приемных детей

4,50%

12.             

Подготовка к приему детей из зоны проведения спецоперации

3,50%

13.             

Прием в семьи детей с правонарушениями

2,89%

14.             

Особенности жизнеустройства, развития, психологического и медицинского сопровождения ВИЧ-инфицированных детей

2,13%

 

В этом пункте также был предусмотрен множественный выбор и возможность выбрать позицию «другое», которой воспользовались 0,27% опрошенных. Респондентами были предложены темы, связанные с профессиональным самоопределением несовершеннолетних и ролью родителей в этом вопросе.

Следующий блок вопросов был связан с формами и периодичностью проведения для замещающих родителей обучающих и просветительских мероприятий и предусматривал не более одного выбора. Так, абсолютное большинство респондентов (92,7%) отметили востребованность создания библиотеки электронных ресурсов, включающих запись коротких видеолекций от ведущих специалистов, методических материалов с возможностью постоянного доступа, а также поощрили более активное применение дистанционных технологий при подготовке кандидатов. По вопросу формата юридического раздела в Программе ШПР мнения респондентов разделились примерно поровну: 54,33% высказались за профессионально подготовленную лекцию высококвалифицированного юриста (в записи), а также текстовые материалы к ней, включая ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, а 45,67% – за разовое очное занятие с возможностью более детально обсудить собственную ситуацию.

Большая часть респондентов (43,15%) высказала предпочтение проходить мероприятия по дополнительной подготовке замещающих родителей 1 раз в 3 года. Однако стоит отметить 38,55% опрошенных, желающих проходить мероприятия по повышению родительских компетенций раз в год, а 18,29% респондентов выразили готовность к прохождению таких занятий с периодичностью раз в полгода.

Обсуждение

Полученные в ходе мониторинга данные свидетельствуют о том, что задачи семейного жизнеустройства детей-сирот успешно решаются. Однако нами выявлены общие для большинства Школ приемных родителей проблемы и трудности:

  • отсутствие стандартов деятельности школ приемных родителей на территории России;
  • отсутствие единой позиции по содержанию подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, при которой семья подбирается для ребенка-сироты;
  • отсутствие единого стандарта и качественной программы обучения специалистов ШПР;
  • отсутствие единых требований к комплектованию команды и компетенциям специалистов, осуществляющих эту деятельность;
  • недостаточная квалификация, «текучка» и выгорание специалистов;
  • низкая эффективность подготовки потенциальных кандидатов. Из числа выпускников ШПР лишь 25% принимают на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Деятельность уполномоченных организаций по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждается в дальнейшем совершенствовании и должна быть дополнена принципами системности, прогностической обоснованности, проблемной ориентированности.

Анализ ответов участников форума говорит о выраженном интересе оптантов к темам, необходимым родителям на разных этапах жизни замещающей семьи.

Все отмеченные респондентами темы относятся к разделам психологии, педагогики и юриспруденции и представляют собой совокупность закономерностей, принципов научной и практической направленности, а также подразумевают непрерывное формирование родительской компетентности. К традиционным темам, входящим в Программу, участники опроса предлагают включить материалы, направленные на формирование личностных качеств, в числе которых способность к саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю. Оптанты также выразили желание получить больше практических навыков и опыта взаимодействия с детьми-сиротами по конструктивному решению проблем, связанных с привязанностью и доверием, межличностной коммуникацией, формированием новых позитивных паттернов поведения ребенка.

Таким образом, как показывают результаты мониторинга, с одной стороны, и опроса участников форума приемных родителей – с другой, изменение требований к содержанию программы актуально и должно быть нацелено на максимальную психолого-педагогическую поддержку кандидатов и развитие ключевых компетенций замещающих родителей.

Дополненная программа, содержащая комплекс мер, предупреждающих возникновение факторов пренебрежения нуждами ребенка, нарушения его безопасности, должна быть направлена на выявление и коррекцию проблем в семейных отношениях на ранних стадиях и обеспечение условий для эффективного выполнения функций семейной заботы, что очевидно усилит подготовку кандидатов и снизит риски для замещающей семьи и ребенка. Без принятия нового подхода к программе ШПР путь приемного родительства, учитывая современные реалии, будет чрезвычайно сложным для всех членов семьи.

Открытым для обсуждения пока остается вопрос подготовки близких родственников к воспитанию ребенка-сироты, а статистика по возвратам детей из семей «кровных» опекунов достаточно высока. Пока что у специалистов системы профилактики вторичного сиротства нет единого подхода в работе с данной категорией граждан. Однако в ряде регионов подготовку «кровных» опекунов, которые изъявляют желание повысить свои компетенции, специалисты проводят уже сегодня, используя созданные именно для этой цели программы.

Одним из доступных вариантов на сегодня является «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства», предназначенная для кровных родителей и близких родственников детей. Программа «Школы осознанного родительства» прошла верификацию, и практика, созданная на ее основе, размещена на СМАРТЕКЕ [26].

Авторы статьи хотели бы определить следующие векторы в подготовке кандидатов в замещающие родители и их дальнейшем сопровождении. Данные векторы повышения психолого-педагогических компетенций замещающих родителей могли бы быть использованы как самостоятельные темы или сгруппированы по блокам в соответствии с запросом кандидатов на местах:

  • Знания о семейной системе и особенностях интеграции приемного ребенка.
  • Знания основ детской психологии, включая возрастные этапы развития ребенка.
  • Знания основ семейной психологии.
  • Личностная зрелость и осознанность замещающего родителя.
  • Наличие ценностных установок на ребенка как личность и на детско-родительские отношения как условия развития личности.
  • Осознание истинной мотивации к принятию ребенка и личных ожиданий.
  • Понимание влияния травмы сиротства и других детских психологических травм на формирование личности ребенка.
  • Понимание причин «трудного поведения» ребенка и умение адекватно корректировать нежелательное поведение.
  • Понимание роли кровной семьи в жизни ребенка и способность к взаимодействию с ее представителями при необходимости.
  • Понимание роли привязанности, ее типов и нарушений для развития ребенка.
  • Развитые навыки коммуникаций и сотрудничества, а также умение обращаться за помощью к ближнему кругу и к специалистам в трудных ситуациях.
  • Способность быть наблюдательным, чувствительным к потребностям ребенка и уметь адекватно их удовлетворять.
  • Способность к анализу личных ресурсов и ресурсов своей семьи.
  • Способность к рефлексии и анализу собственных чувств и потребностей.
  • Способность к саморазвитию, изучению нового, пониманию проблем как задач.
  • Способность к созданию реабилитирующей среды для ребенка в своей семье.
  • Способность к эмпатии, пониманию чувств и переживаний ребенка.
  • Умение пополнять собственные ресурсы и заботиться о себе.
  • Умение применять положительные методы воспитательного воздействия, исключив насильственные методы воспитания.
  • Умение принимать ребенка и его историю безусловно, без осуждения [6].

Заключение

Предыдущий период работы Школ приемных родителей показал верность решения о введении обязательной подготовки потенциальных кандидатов в замещающие родители. Согласно данным Минпросвещения России, на 1 января 2012 года численность детей, находящихся в федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, составляла 128795 чел., а на 1 января 2023 года эта численность сократилась до 37831 чел. [20]. Однако анализ результатов мониторинга Минпросвещения России и опроса замещающих родителей позволил выявить проблемные зоны со стороны организаций и специалистов при подготовке граждан к приему на воспитание в семью ребенка-сироты, требующие особого внимания.

Полученные данные о существующих программах подготовки граждан представляют научный и практический интерес. Но специалисты и приемные родители из числа участников Всероссийского форума 2023 г. отмечают, что отсутствует единая позиция по содержанию, также отсутствует стандарт деятельности уполномоченных организаций на территории России. Программа в силу своей краткосрочности не представляет возможности сформировать и развить у потенциальных замещающих родителей достаточный уровень родительских компетенций, необходимых для эффективного выполнения деятельности по замещающей семейной заботе.

В связи с недостаточным учетом современных реалий на этапе подготовки граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, процент возвратов детей-сирот из замещающих семей в учреждения остается, к сожалению, высоким [20].

На сегодняшний день нерешенными в системе профилактики вторичного сиротства остались проблемы, без урегулирования которых сама система не будет в полной мере эффективной. Первой является увеличение численности выпускников Школ приемных родителей, которые не готовы принимать в свои семьи детей, информация о которых имеется в банке данных о детях-сиротах, а это дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью, дети-сироты подросткового возраста и дети-сироты, являющиеся братьями-сестрами многочисленной детской семейной подсистемы, в которой от 3-х и более детей. Во-вторых, существует дефицит специалистов (психологов, юристов, медиков и др.) в Школах приемных родителей, которые должны вести тематические разделы программы. В-третьих, профессиональное сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей-сирот, относящихся к «трудноустраиваемой категории», от этапа создания замещающей семьи до этапа «выпуска» ребенка в самостоятельную жизнь должно быть неотъемлемым компонентом комплексной профилактической работы.

Литература

  1. Алехина И.В. Родительская компетентность: сущность и содержание // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Абакан, 22 ноября 2019 года. Абакан: ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2019. С. 3133.
  2. Волчанская В.О., Меркуль И.А. Особенности социально-психологической готовности замещающих родителей к преодолению трудностей в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 60–72. DOI:10.17759/ssc.2021020105
  3. Всероссийский форум приемных семей онлайн – 2023 [Электронный ресурс] // Усыновите.ру. 2023. URL: https://www.usynovite.ru/onlineforum/ (дата обращения: 15.05.2023).
  4. Курочкина И.А., Шахматова О.Н., Ушакова С.В. Психологические особенности замещающего родительства // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-4. С. 6974.
  5. Лучшие региональные практики деятельности органов опеки и попечительства, а также по подготовке и психологическому обследованию лиц, желающих принять в свою семью ребенка, по сопровождению замещающих семей [Электронный ресурс] // ФРЦ опеки и попечительства. 2021. URL: https://frcopeca.ru/methodical-materials/ (дата обращения: 23.02.2023).
  6. Машкова Д.В. Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства. М.: Эксмо, 2023. 528 с.
  7. Меркуль И.А. Индекс детского благополучия в России: актуальные вопросы, разработки и перспективы развития (обзор по итогам международной научно-практической конференции «Перспективы внедрения индекса детского благополучия в России») [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 139–147. DOI:10.17759/ssc.2022030210
  8. Меркуль И.А. Формирование психолого-педагогической компетентности родителя у студентов вуза: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2012. 266 с.
  9. Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 189–199. DOI:10.17759/pse.2021260615
  10. Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 79–90.
  11. Ослон В.Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 44–53.
  12. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41–50. DOI:10.17759/pse.2020250604
  13. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 205–221. DOI:10.17759/psylaw.2021110315
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 19.04.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2014. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/ (дата обращения: 23.02.2023).
  15. Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 8 мая 2015 г. № 37205) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2015. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179446/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 23.02.2023).
  16. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 № 25269) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134551/ (дата обращения: 23.02.2023).
  17. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
  18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2022 № 3427-р «Об утверждении системы статистических показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2022. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431248/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 23.02.2023).
  19. Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А. Вызовы современного детства: ключевые результаты реализации Национальной стратегии действий в интересах детей // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 5–24. DOI:10.17759/pse.2017220601
  20. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за 2022 год [Электронный ресурс] // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. 2023. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8cf2e493bcd6bf43ba790f5b5d1170f1/ (дата обращения: 23.02.2023).
  21. Семья Г.В. Проблема сиротства в России: экономический и социальный аспекты // Информационно-методический журнал «Приемная семья». 2013. № 2. С. 9–14.
  22. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 24–32.
  23. Телицына А.Ю. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. C. 84–95. DOI:10.17759/ssc.2021020207
  24. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/ (дата обращения: 23.02.2023).
  25. Хрусталькова Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи: дисс. докт. пед. наук, 2009. 489 с.
  26. Школы осознанных родителей «АЗБУКА СЕМЬИ» [Электронный ресурс] // Смартека АСИ. 2023. URL: https://smarteka.com/practices/skoly-osoznannyh-roditelej-azbuka-semi (дата обращения: 23.02.2023).
  27. Шульга Т.И. Основные трудности в деятельности специалистов служб сопровождения замещающих семей [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 69–83. DOI:10.17759/ssc.2021020206
  28. Humphreys K.L., Miron D., McLaughlin K.A., Sheridan M.A., Nelson C.A., Fox N.A., Zeanah C.H. Foster care promotes adaptive functioning in early adolescence among children who experienced severe, early deprivation // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2018. Vol. 29. № 7. P. 811–231. DOI:10.1111/jcpp.12865
  29. Kaasbøll J., Lassemo E., Paulsen V., Melby L., Osborg S.O. Foster parents' needs, perceptions and satisfaction with foster parent training: A systematic literature review // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 101. P. 33–41. DOI:10.1016/j.childyouth.2019.03.041

Информация об авторах

Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076, e-mail: merkul07@mail.ru

Машкова Диана Владимировна, кандидат филологических наук, учредитель, АНО «Азбука семьи», ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8727-4597, e-mail: diana@azbukasemi.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 377
В прошлом месяце: 108
В текущем месяце: 64

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 8