Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития

885

Аннотация

Обсуждается одна из важных проблем социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья – их профессиональное образование и развитие в нем. Выделяются особенности профессионального самосознания лиц с ОВЗ, влияние особенностей здоровья на профессиональное становление студентов, их образовательные цели, профессиональные перспективы, важные для профессии качества, компоненты учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, сложности в обучении и их влияние на развитие профессионального самосознания студентов с ОВЗ.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональное образование, лица с ОВЗ, психологические особенности студентов с ОВЗ

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 81–91.

Фрагмент статьи

Понятие профессионального самосознания пересекается с понятиями «Я-концепция», «самоопределение» и «профессионализм». Основные научные исследования отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, В. В. Столин, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Е. Ю. Пряжникова и др), посвящены изучению как самосознания в целом, так и профессионального самосознания, в частности.

Литература

  1. Дегтярева Т. Н. Профессиональное образование лиц с ОВЗ в условиях вхождения в Болонский процесс: социологический аспект // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 60–64.
  2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.
  4. Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 № 2895 // Российская
    газета. 2009. № 241. С. 17.
  5. Об утверждении порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 № 2895 // Российская газета. 2012. № 17. С. 22–23.
  6. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
    496 с.

Информация об авторах

Пряжникова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия, e-mail: e-pryazhnikiva@yandex.ru

Чистовский Дмитрий Иванович, редактор отдела ВЕБ-разработок управления «Пресс-служба» Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: ChistovskiiDI@mgppu.ru