Психологическая наука и образование
2014. Том 19. № 4. С. 81–91
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональное образование, ОВЗ
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 81–91.
Полный текст
Понятие профессионального самосознания пересекается с понятиями «Я-концепция», «самоопределение» и «профессионализм». Основные научные исследования отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, В. В. Столин, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Е. Ю. Пряжникова и др), посвящены изучению как самосознания в целом, так и профессионального самосознания, в частности.
К основным элементам профессионального самосознания относят когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты [2; 3]. Важную роль в профессиональном самосознании играет профессиональный образ Я, профессиональная Я-концепция. Профессиональное самосознание можно представить как осознание субъектом труда себя в системе профессиональной деятельности и собственной личности. Поэтому оно рассматривается как результат профессионального самоопределения. Профессионализм – результат развития профессионального самоопределения, высшая ступень профессионального развития и самосознания. Развитие профессионального самосознания на этапе вузовского образования зависит от правильности выбора профессии, целей образования и развития личности студента в процессе вузовского обучения, личности преподавателей и тех технологий, которые они используют. Применительно к лицам с ОВЗ профессиональное самоопределение можно понимать как длительный процесс:
- поиска и нахождения личностного смысла в выбираемой и осваиваемой профессиональной деятельности;
- формирования готовности осознанно и самостоятельно определять, планировать и реализовывать профессиональную карьеру, исходя из имеющихся социальных и конкретных жизненных условий, медико-физиологической специфики, особенностей системы отношений лиц с ОВЗ, определенных заболеванием и его последствиями [см.: 1].
Если говорить в целом о психологическом изучении особенностей лиц с ОВЗ, стоит отметить, что в настоящее время в литературе принято разделять два понятия – «инвалид» и «лицо с ОВЗ». При всей их синонимичности существуют некоторые различия. Если у первого понятия есть четко зафиксированное в законодательстве определение, права и социальное обеспечение инвалидов также определены на уровне законов, то у понятия «лицо с ОВЗ» нет четкого и формального ограничения. Инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей. Официальные документы России определяют инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [см.: 4].
Понятие же «лицо с ограниченными возможностями» четко не определено, несмотря на частое использование в нормативных, методических и других документах, в печати и СМИ. К лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лиц, которым не назначена инвалидность, но имеющих любое (пусть даже и временное и незначительное) ограничение в здоровье. Таково, например, определение лиц с ОВЗ в «Порядке приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования», утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 и 2011 гг. Так, к лицам с ограниченными возможностями здоровья можно отнести любого человека [см.: 5, 6].
Таким образом, понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не отражает в полной мере основные характеристики социальной группы инвалидов и не меняет их положения, отношения к ним со стороны общества, но вносит запутанность, неясность, двусмысленность в теорию и практику. Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» объединяет собой различные категории населения, которые принадлежат к группам риска, у которых ограничены возможности жизнедеятельности, а сам термин Синвалидность» не несет в себе негативного смысла. В этом смысле «лица с ОВЗ, имеющие постоянные проблемы со здоровьем», можно полностью соотнести с понятием инвалида. Именно эта категория лиц с ОВЗ будет рассматриваться нами, потому что их постоянные проблемы со здоровьем накладывают отпечаток на всю их жизнь. Временные же ограничения здоровья могут и не повлиять на развитие психики человека.
Эмпирическое исследование проводилось на факультете дистанционного обучения МГППУ в 2012/2013 учебном году. В исследовании приняли участие 30 студентов первого и второго курсов из 40 студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на факультете по бюджетной программе. В выборку были включены студенты всех типов нозологий (инвалиды по зрения, внутренним болезням, болезням опорно-двигательного аппарата), как с приобретенными, так и с врожденными заболеваниями. В исследовании использовались методики Е. Ю. Пряжниковой:
- опросник по самооценке основных компонентов профессиональной деятельности;
- опросник по самооценке основных компонентов учебно-профессиональной деятельности;
- опросник «Сложности обучения в вузе»;
- опросник для студентов-психологов с целью выявить представления о своей будущей работе в качестве психолога;
- опросник «Я реальное и Я-идеальное»
Психологические особенности профессионального самосознания студентов-психологов с инвалидностью определяются ограничением здоровья в той степени, которая мешает нормальной социализации или уже нарушила ее. В первую очередь стоит отметить различия у лиц с ОВЗ с врожденным или приобретенным заболеванием. Эти две линии определяют стратегию вхождения будущего психолога в профессию.
Приведем статистику по заболеваниям и их влияниям на обучение.
Если провести подсчет по врожденным и приобретенным заболеваниям, то соотношение будет 17 к 7.
Для лиц со слабым зрением (5 человек) проблем в обучении не наблюдается, несмотря на то, что условия обучения для них являются наиболее неприспособленными.
Наибольшей категорией студентов с ОВЗ являются лица с проблемами опорнодвигательного аппарата – 15 человек из 24-х. Приобретенными они являются для пяти из них, для десяти – врожденными. У последних студентов в социализации и при освоении школьной программы были значительные проблемы, поскольку обучение проходило на дому. Поэтому у них наблюдается средняя успеваемость (в основном на оценки «хорошо» и «удовлетворительно»). У четырех студентов с соматическими заболеваниями проблемы со здоровьем не оказали негативного влияния на процесс социализации. В нашей выборке представлены люди разных возрастных групп. Так, из 24-х человек первого курса возраст распределился так, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Средние оценки событийной насыщенности (графики жизни) у подростков (норма)
Количество студентов первого курса 2012/2013 учебного года по годам выпуска из школы представляется так, как представлено на рис. 2.
Рис. 2. Количество респондентов по годам выпуска из школы
Таким образом, из 24-х человек, учащихся на первом курсе в 2012/2013 учебном году, половина окончили школу (колледж) в пределах пяти лет до поступления (причем только 6 студентов – 25 % – в предшествующие два года). Вторая же половина студентов этого набора окончили школу более пяти лет назад. Это создает трудности в получении для них высшего образования, поскольку навык учебы был потерян у большинства из них. Тем более, не у всех из них он был сформирован достаточно хорошо. Студенты с ОВЗ, с приобретенным заболеванием (7 человек), обучавшиеся на первом курсе в 2012/2013 учебном году, проявляли активность в работе и учебе, они имеют активную жизненную позицию. У них при некотором депрессивном состоянии, связанном с травмой или приобретением заболевания ярко выражено желание успеть многое, узнать быстрее свою профессию.
У неработающих студентов с ОВЗ с врожденными заболеваниями, обучающихся на первом курсе в 2012/2013 учебном году, поступивших в вуз сразу после школы или не более чем через пять лет по ее окончании, наблюдается активное желание получить образование.
Теперь перейдем к описанию и анализу результатов исследования.
Опросник по самооценке основных компонентов учебно-профессиональной деятельности проводился с целью выявить представления студентов о своей учебной деятельности. На вопрос о цели обучения в вузе по своей специальности (ради чего Вы учитесь в данном вузе и по данной специальности?) большинство (67 %) ответило , что хотят работать, а это без высшего образования затруднительно. В этой группе большинство респондентов (54 % от всех опрошенных, они одновременно заявили о желании работать) хотят реализоваться в профессии психолога. Такой же процент респондентов стремится получить образование, чтобы помочь другим людям в их психологических проблемах. Стоит отметить, что это желание обращено к лицам, имеющим проблемы со здоровьем.
При дальнейшем исследовании проблемы мы выявили пять основных целей учебной деятельности студента. К ним относятся:
1) получение знаний, навыков, опыта, необходимых в последующей профессиональной деятельности;
2) получение профессии, высшего образования, формирование профессионализма;
3) получение умения учиться и навыков самоорганизации, развитие своих психических качеств;
4) творческая и профессиональная самореализация;
5) общение.
Среди основных методов и принципов успешной учебной работы при освоении профессии студенты выделяют четыре типа: чтение, изучение и конспектирование учебных материалов, повторение материала – это наиболее часто встречающийся набор способов работы студентов. При этом посещение занятий, выполнение заданий в качестве критерия, способствующего успешности учебы, отметило меньше всего студентов. Среди важных качеств, необходимых студенту, были выделены: усидчивость, внимательность, концентрация внимания, трудолюбие, систематичность. Многим студентам для посещения занятий и выполнения учебных заданий важны мотивация и самомотивация.
Студенты выделили такие важные качества студента, как:
-активная жизненная позиция;
- внимательность;
- грамотность и знания;
- интерес к предмету;
- коммуникативность;
- лидерские качества;
- высокий уровень мотивации;
- обучаемость;
- организованность, прилежность, пунктуальность;
- ответственность;
- переключаемость внимания;
- работоспособность;
- трудолюбие;
- усидчивость.
Свои перспективы студенты видят так:
1) не знают о них или не определили направление работы 12 человек;
2) научную деятельность и преподавание в качестве своей будущей работы видят 4 человека;
3) в работе по профессии себя видят 15 человек, в том числе помогая лицам с ограниченными возможностями здоровья в их реабилитации.
Опросник по самооценке основных компонентов профессиональной деятельности проводился с целью выявить представления о своей будущей работе.
Если говорить о целях работы в профессии, то студенты с ОВЗ видят их в следующем (табл. 1).
Но основную целью своей профессии студенты с ОВЗ видят в психологической помощи населению, психодиагностике и решении проблем человека, в помощи ему адаптироваться в обществе.
О перспективах в своей профессии не знают лишь 13,34 % студентов (4 человека). Остальные студенты видят свои перспективы следующим образом (табл. 2).
В табл. 3 представлены выделенные студентами качества, способствующие профессиональному успеху.
Таблица 1 Цели работы студентов с ОВЗ
Цель работы |
Процент выбравших цель |
Помощь людям |
85 % |
В том числе помощь лицам с ОВЗ в их адаптации в обществе |
26,7 % |
Самореализация в профессии, помощь себе |
46,7 % |
Развитие психологии, научная работа |
20 % |
Таблица 2 Перспективы студентов в профессии
Ответ |
% |
Научная деятельность |
20 |
Работа на дому |
7,14 |
Все зависит от личной мотивации |
20 |
Своя фирма |
7,14 |
Работа практическим психологом в организации |
20 |
Таблица 3 Качества, способствующие профессионального успеха
Качества, способствующие профессиональному успеху |
Процент отметивших данное качество (набор качеств) |
Трудолюбие, работоспособность, победа над ленью |
40,00% |
Желание помочь |
26,67% |
Общительность, желание и умение общаться, коммуникабельность |
33,33% |
Уважение к другим людям, их мнений, понимание их, умение слышать и реагировать на их запросы |
40,00% |
Личная мотивация в профессии |
13,33% |
Стремление к саморазвитию, образованию и профессионализму, амбициозность |
26,67% |
Уверенность в себе |
20,00% |
Соблюдение этических норм, чувство такта |
13,33% |
Отвественность и самоорганизация |
20,00% |
Упорство, настойчивость, целеустремленность, усидчивость |
60,00% |
Внимательность |
13,33% |
Высокий уровень интеллекта, познавательной способности, знаний |
20,00% |
Также были единично отмечены такие качества как:
– благоразумие;
- гибкость;
- грамотная речь;
- доброта;
- искренность;
- креативность;
- наблюдательность;
- надежда;
- оптимизм;
- открытость;
- умение анализировать.
Опросник «Я-реальное и Я-идеальное» предъявлялся студентам с ОВЗ с целью выявить их представления о своих личностных и профессиональных качествах. В нем студентам предлагалось выделить наиболее важные качества для студента-психолога и специалиста-психолога и оценить, проранжировать эти качества по двум показателям – насколько сейчас студент соответствует каждому качеству (образ реального Я) и по степени развитости у себя идеального, каким бы студенту хотелось стать в идеале (образ идеального Я). Эти показатели – составляющие учебно-профессионального и профессионального самосознания студента, – выявляют степень его соответствия выбранной, получаемой профессии.
При определении отличий между студентом-психологом и психологом-профессионалом все опрошенные студенты отмечали различие в знаниях, в их направленности. Так, у профессионала знание – практическое, на высоком профессиональном уровне. Знания у студентов, по их мнению, направлены на теорию, у профессионала – на практику. Но не все студенты отмечают причины различия этих знаний. Лишь 15,38 % опрошенных выделяют в качестве причины различий отсутствие у студента теоретической базы, неумение опираться на метод научного познания, а 30,77 % – указывают на отсутствие должного уровня профессионализма и навыков работы с психологическим инструментарием (23,08 %).
Чуть более половины студентов (53,85 %) отмечают, что для того, чтобы быть профессионалом, необходим не только профессиональный, но и жизненный опыт. Также студенты выделяют такие качества, отличающие профессионала, как ответственность (23,08 %), внимательность (15,38 %), самостоятельность в принятии решений (15,38 %), уверенность в себе (15,38 %), включенность в профессию (30,77 %).
О таких формальных критериях, как наличие диплома, оконченность высшего образования, уровень нагрузки, связи с потенциальными клиентами (клиентская база) говорят 15,38 % студентов, принявших участие в исследовании.
В качестве причин того, что мешает стать хорошим студентом (что мешает приблизиться к своему идеальному образу Я студента), испытуемые выделяют следующие. Большая часть студентов считают, что в учебе им мешает неумение управлять своим временем, неорганизованность, личные недостатки (по 53,8 %) и лень (30,8 %). К личностным недостаткам студенты относят свой характер, рассеянность, застенчивость, неуверенность в себе, безответственность, комплексы, утомляемость и т.д. Состояние здоровья, физические возможности, по мнению студентов, влияют значительно меньше, этот показатель выделили только 23,1 % испытуемых. В меньшей степени влияют на становление студента отсутствие стрессоустойчивости и трудности в освоении программы (по 15,4 %). Только 7,7 % считают, что у них нет трудностей или их легко преодолеть.
Причинами же, мешающими стать в будущем хорошим психологами (приблизиться к идеальному образу Я психолога), студенты считают следующие свои качества:
- лень;
- отсутствие стрессоустойчивости, неудачи в работе,
- проблемы со здоровьем; - личные качества (плохой характер, неприятие определенного типа людей, отсутствие толерантности);
- трудности в освоении программы;
- конкуренция; - незнание профессии;
- неорганизованность; - трудностей нет или их легко преодолеть.
При оценке, насколько хорошо студенты представляют себе свою будущую профессию, выделилось следующее распределение: оценили от 0 до 20 % – 30,77 % респондентов, от 21до 40 % – 30,77 %, от 41 до 60 % – 15,38 %, от 71 до 100 % – 23,08 %. Нулевых и стопроцентных показателей не наблюдалось. Результаты представлены на рис. 3.
Опросник «Сложности обучения в вузе» проводился с целью выявить представления об основных проблемах, связанных с обучением специальности. При описании сложностей обучения также использовались данные опроса, проведенного на факультете дистанционного обучения среди студентов после первого семестра 2011/2012 учебного года. Насколько удается студентам с ОВЗ успешно сочетать обучение с повседневной жизнью, работой, другой учебой или деятельностью иного рода, можно сделать вывод по табл. 4.
Рис. 3. Оценка представлений студентов о своей будущей работе
Таблица 4 Качество сочетания обучения с другой деятельностью
Удается ли Вам успешно сочетать обучение с повседневной жизнью, работой (другой учебой или деятельностью иного рода и т. п.)? |
|||
Варианты ответа |
Процент ответивших |
Количество ответивших |
|
Да, удается всегда |
35,6% |
26 |
|
Да, удается, но не слишком часто |
47,9% |
35 |
|
Да, но очень редко |
9,6% |
7 |
|
Нет |
6,8% |
5 |
|
Другое (укажите) |
– |
18 |
При организации самостоятельной работы с помощью дистанционных технологий у большинства студентов (40,2 %) возникают сложности, но с ними учащиеся справляются самостоятельно Результаты представлены в табл. 5.
Таблица 5 Наличие сложностей при организации самостоятельной работы
Возникают ли у Вас сложности при организации самостоятельной работы?
|
|||
Варианты ответа |
Процент ответивших |
Количество ответивших |
|
Да, возникают, и я не мог самостоятельно с ними справиться |
1,2% |
1 |
|
Да, возникают, и мне было тяжело самостоятельно справиться с ними |
29,3% |
24 |
|
Да, возникают, и я справился с ними самостоятельно |
40,2% |
33 |
|
Нет, никаких сложностей не возникает |
22,0% |
18 |
|
Затрудняюсь ответить |
7,3% |
6 |
Таким образом, в ходе предварительного исследования нами были выделены специфические цели работы в профессии, которые ставят перед собой студенты с ОВЗ (табл. 6)
Таблица 6 Специфические для студентов с ОВЗ цели работы в профессии
Цель работы |
Отметили в качестве цели |
Помощь людям |
85 % |
В том числе помощь лицам с ОВЗ в их адаптации в обществе |
26,7 % |
Самореализация в профессии, помощь себе |
46,7 % |
Развитие психологии, научная работа |
20 % |
Нами были выявлены профессиональные перспективы, которые видят студенты:
- в работе по профессии себя видят 50 % студентов, в том числе помогая лицам с ограниченными возможностями здоровья в их реабилитации;
- не знают о них или не определили направление работы 40 % респондентов;
- научную деятельность и преподавание в качестве своей будущей работы видят 13 % испытуемых.
Были определены и основные причины, усложняющие обучение и профессиональное развитие, по мнению самих студентов с ОВЗ. Ими оказались не проблемы со здоровьем, а леность, неорганизованность и другие личные качества (плохой характер, неприятие определенного типа людей, отсутствие толерантности, отсутствие стрессоустойчивости).
Итак, нами были определены основные особенности профессионального самосознания студентов-психологов с ОВЗ: - желание помогать людям с такими же заболеваниями как у студентов; - получение высшего образования ради общения; - попытка разобраться в себе.
Итак, профессиональное самосознание студентов-психологов с ОВЗ:
- имеет непосредственно в своей основе не проблемы со здоровьем, а социальную ситуацию развития их личности в связи с этими проблемами;
- направлено на сотрудничество с людьми, помощь им, уважение к будущим клиентам;
- носит социально ориентированный характер.
Эти особенности основаны на той социальной ситуации развития, в которую попали студенты во время обучения в школе, после ее окончания и перед поступлением в вуз.
Профессиональное самосознание студентов с ОВЗ ненамного отличается от аналогичных характеристик у студентов без ОВЗ. Главным его отличием стало стремление студентов с ОВЗ помочь людям с аналогичными проблемами в здоровье.
Результаты данного исследования могут быть применены профессорско-преподавательским составом вузов, у которых обучаются студенты с инвалидностью, работниками социальных служб.
Литература
- Дегтярева Т. Н. Профессиональное образование лиц с ОВЗ в условиях вхождения в Болонский процесс: социологический аспект // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 60–64.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.
- Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную
аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 № 2895 // Российская
газета. 2009. № 241. С. 17. - Об утверждении порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 № 2895 // Российская газета. 2012. № 17. С. 22–23.
- Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие.
М.: Академия, 2008.
496 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2289
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 928
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1