Психологические предпосылки развития рефлексии в условиях применения цифровых технологий

1222

Аннотация

Представлены материалы, отражающие результаты международного исследовательского проекта «Global Perspectives on Learning and Development with Digital Video-Editing Media: A Qualitative Inquiry in Everyday Lives of Marginalized Young People», проводившегося в 2012–2014 гг. в рамках программы «Marie Curie actions» при финансовой поддержке Европейской комиссии. В нем участвовали исследовательские группы из России, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Индии и Нидерландов, общим направлением работы которых стало изучение особенностей применения цифровых технологий современной молодежью в разных культурных контекстах.

Общая информация

Ключевые слова: цифровые технологии, опосредование, орудия и знаки, рефлексия, рефлексивная коммуникация, драма , драматическая коллизия, позиционно-ролевое экспериментирование

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцова О.В., Уланова Н.С. Психологические предпосылки развития рефлексии в условиях применения цифровых технологий // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 4. С. 101–112.

Фрагмент статьи

За последние несколько десятилетий в психолого-педагогической литературе резко возросло число исследований, посвященных цифровым технологиям и их влиянию на различные виды социальной (в том числе образовательной) практики (social & educational practices) [9; 10; 11; 14; 16; 19; 20].

Литература

  1. Вересов Н. Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания [Электронный ресурс] // Независимый филологический журнал. 2007. № 85. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/85/be6.html (дата обращения 15.10.2014).
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
  5. Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 138–142.
  6. Давыдов В. В. Последние выступления. Рига: Эксперимент, 1998. 88c.
  7. Казаков А., Орехов М., Рощин Н., Кузнецова К. и др. Документальный фильм «Я люблю» [Электронный ресурс] // URL: http://vimeo.com/76526895 (дата обращения 20.08.2014).
  8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 302 c.
  9. Рубцов В .В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. № 1. С. 14–24.
  10. Bonk J. C. The world is open: how web technology is revolutionizing education. Wiley Desktop Editions, Wiley, 2009. 512 p.
  11. Christensen C. M., Johnson C. W. & Horn M. B. Disrupting class: How disruptive innovation will change the way the world learns. N. Y.: McGraw, 2008. 272 p.
  12. Cope B., Kalantzis M. Multiliteracies: New literacies, new learning // Pedagogies: An International Journal. 2009. № 4. P. 164–195.
  13. Giesecke M. Von den Mythen der Buchkultur zu den Visionen der Informationsgesellschaft. Frankfurt am. Main, 2002. 458 p.
  14. Hartz D. Literacy leaps as blind students embrace technology // The English Journal. 2000, №90(2). P. 52–59.
  15. Heldberg J. G. Towards a disruptive peda-gogy: changing classroom practice with techno-logies and digital content // Educational Media International. 2011. Vol. 48(1). P. 1–16.
  16. Jenkins H. Media literacy: Who needs it? // Children’s learning in a digital world / T. Willoughby and E. Wood (eds.). Oxford: Blackwell, 2008. P. 16–39.
  17. Kress G. Multimodality: A social semiotic approach to contemporary communication. London: Routledge, 2010. 236 p.
  18. Rückriem G. Digital technology and mediation – a challenge to activity theory // Cultural- Historical Psychology. 2010. № 4. P. 30–38.
  19. Verlager A. K. Literacy as process: The multiple literacies of blind readers [Electronic resource] // Journal of Media Literacy Education, 2009. Vol. 55(1&2). URL: http://www.journalofmedialiteracy.org/index.php/past-issues/2-cultural-diversity-v55-n1a2/23-literacy-as-process-the-multiple-literaciesof-blind-readers (Date of access: 20.08.2014)
  20. Volman M. Variety of roles for a new type of teacher. Educational technology and the teacher profession // Teacher and Teacher Education. 2005. № 21. P. 15–31.
  21. Westby C. Multiliteracies: The changing world of communication // Topics in Language Di-sorders. 2010. № 30(1). P. 64–71.

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Уланова Наталья Сергеевна, кандидат психологических наук, Московский городской психолого-педагогический университет, зав. лабораторией, Москва, Россия, e-mail: Natalya.Ulanova@gmail.com