Варианты психосоциального развития в период отрочества (12–20 лет)

1307

Аннотация

В статье проанализированы результаты эмпирической операционализации вариантов (типов) психосоциального развития в подростковоюношеском возрасте. Исследована большая выборка подростков и юношей 12–20 лет (N = 1130, 48 % – мужского пола) из различных слоев городского и сельского (17 %) населения Украины (учащиеся общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений). Для сбора данных использовалась авторская методика «Психосоциальный опросник». Обработка полученных материаловов проводилась с помощью кластерного анализа методом К-средних. В результате обобщения результатов диагностики выявлены и проанализированы пять кластеров («интернальный», «доминантный», «интегрированный», «зависимый», «отчужденный»), которые презентуют индивидуально-типичные особенности психосоциального перехода современной молодежи к состоянию взрослости. Кластеры (типы) также проанализированы по критериям: 1) продуктивный/благополучный и непродуктивный/неблагополучный типы психосоциального развития; 2) психосоциальная интегрированность/адаптированность и дезинтегрованнисть/дезадаптивность в социальном мире. Определены задачи и условия эффективного психологического сопровождения молодежи (зоны коррекции) с различными типами психосоциального развития.

Общая информация

Ключевые слова: подростково-юношеский возраст, субьектность, личность, активность, тип психосоциального развития, кластерный анализ

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200203

Для цитаты: Шамне А.В. Варианты психосоциального развития в период отрочества (12–20 лет) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 2. С. 24–32. DOI: 10.17759/pse.2015200203

Фрагмент статьи

Отдельные аспекты проблемы индиви­дуальных путей развития в подростково­юношеском возрасте рассмотрены в иссле­дованиях О. Е. Байтингер, Л. И. Божович, А. Л. Венгера, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева, Н. Ю. Максимовой, Д. Оффера, Л. A. Регуш, Д. И. Фельдштейна, Е. Шпрангера и других Экспериментальные попытки исследования этой проблемы представлены в современных работах Д. А. Леонтьева с соавторами (типы интеграции базовых механизмов самодетер­минации – свободы и ответственности, пат­терны развития осмысленности, адаптации, саморегуляции), Н. В. Зотиковой (типы разви­тия личности младших подростков), В. А. Ха­ритонова (типология состояний адаптации подростков), Н. Е. Харламенковой (страте­гии самоутверждения в подростковом возра­сте), Н. Г. Церковниковой (варианты средо­вой адаптации подростков), Н.В. Фурмановой (типология адаптивного реагирования юно­шей), Ю. И. Лановенко (варианты протетка­ния кризиса у юношей) и т. д. [более подробно см.: 6].

Литература

  1. Бююль А., Цефель П. SPSS: Искусство обра­ботки информации. Анализ статистических дан­ных и восстановление скрытых закономерно­стей. СПб.: ООО ДиаСофтЮП, 2002. 608 с.
  2. Зотикова Н. В. Личностные предпосылки субъ­ектности младших подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 19 с.
  3. Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал: структура и диагности­ка. М.: Смысл, 2011. С. 611–641.
  4. Харламенкова Н. Е. Стратегии самоутвержде­ния подростков. М.: Смысл, 2007. 384 с.
  5. Хломов К. Д. Подросток на перекрестке жиз­ненных дорог: социализация, анализ факто­ров изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образова­ние PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL: http: //psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml (дата обращения: 15.10.2014).
  6. Шамне А. В. Варіативно-типологічний підхід до розвитку у віковій психології // Педагогіка і психологія. 2013. № 4. С. 82–89.
  7. Шамне А. В. Результати психометричної апробації «Психосоціального опитувальника» для підлітково-юнацького віку // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький держав­ний педагогічний університет імені Григорія Ско­вороди». 2014. № 9. С. 345–353.
  8. Шамне А. В. Социально-психологические осо­бенности современного отрочества (по итогам проведения фокус-групп с учителями) [Элек­тронный ресурс] // Психологические исследова­ния. 2014. № 35. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.10.2014).

Информация об авторах

Шамне Ажелика Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, кафедра психологии, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Киев, Украина, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1541-6079, e-mail: Shamne@ukr.net

Метрики

Просмотров

Всего: 4152
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1307
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1