Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 3. С. 44–55
doi:10.17759/pse.2015200306
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Перспективы исследований учебной деятельности в контексте задач современной практики начальной школы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: учебная деятельность, развивающее обучение, психолого-педагогические исследования, начальная школа
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200306
Для цитаты: Гуружапов В.А. Перспективы исследований учебной деятельности в контексте задач современной практики начальной школы // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 44–55. DOI: 10.17759/pse.2015200306
Фрагмент статьи
Психолого-педагогические основы учебной деятельности в начальной школе наиболее полно в настоящее время представлены в теории развивающего обучения [10; 11; 12]. В научной школе В.В. Давыдова сложилась культура постановки и решения проблем учебной деятельности. Как отмечал В.В. Рубцов, фундаментальное значение имеют достижения в области исследования закономерностей развития учебной деятельности от начального до завершающего этапа школьного образования, связи учебной деятельности с формированием основ теоретического мышления у школьников, психического развития детей в обучении [27].
Литература
- Агеев В.В., Давыдов В.В., Рубцов В.В. Образование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т.6. № 4. С. 120–129.
- Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 430 с.
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. 303 с.
- Гузман Р.Я. Роль моделирования совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 133–136.
- Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 1. URL: http://www. psyedu.ru/journal/2012/1/2771.phtml (дата обращения: 05.09.15).
- Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование». 2012. № 1. C. 40–45.
- Гуружапов В.А., Шергина М.А. Развитие понимания младшими школьниками образа героясверстника в процессе анализа произведений детской художественной литературы // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 45–56.
- Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. 2013. № 5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n5/Gurugapov_Schilenkova.shtml (дата обращения: 14.08.2015).
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1997. 262 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Давыдов В.В. Обучение математике. 1 класс (Методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы) / В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. М.: МИРОС, 1995. 192 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 14–19.
- Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: пер. с англ. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
- Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 48–52.
- Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: в 2 ч. Ч. 1. Дубна: Управление дошкольного образования, 1997. 158 с.
- Марголис А.А., Рубцов В.В. Психологопедагогическая подготовка учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ, 2010. C. 68–91.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
- Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / Ред. П.Г. Нежнов, Б.И. Хасан. М.: Университетская книга, 2007. 112 с.
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2011. 127 с.
- Пере-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 248 с.
- Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. Ч.1: Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 1997. 48 с.
- Репкин В.В. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе (Концепция и программа). Харьков; Томск: Пеленг, 1992. 82 с.
- Рубцов В.В. В.В. Давыдов – основатель научной школы и директор Психологического института РАО // Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 17–29.
- Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход // Культурно-историческая психология. М.: МГППУ, 2008. С. 367–386.
- Рубцов В.В. Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психологопедагогическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гуружапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 127–142.
- Рубцов В.В, Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 79–94.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого -педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
- Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. C. 29–33.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
- Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина – Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 85–93.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2706
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1163
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0