Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 3. С. 102–120
doi:10.17759/pse.2015200312
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
О роли учебной практики в освоении базовых психологических понятий (по материалам апробации практики 1 первого курса исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: учебная практика, погружение в образовательную среду, диагностика, групповая дискуссия, защита проектов
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200312
Для цитаты: Улановская И.М. О роли учебной практики в освоении базовых психологических понятий (по материалам апробации практики 1 первого курса исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании») // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 102–120. DOI: 10.17759/pse.2015200312
Фрагмент статьи
Основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» является образцом реализации принципиально нового подхода к педагогическому образованию. В его основе лежит новое видение роли и функций учителя в школе, главными из которых становятся функция организатора учебной деятельности отдельного ребенка и класса в целом, а также функция исследователя и диагноста, осуществляющего мониторинг продвижения учащихся в учебном содержании.
Литература
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 14–19.
- Ривина И.В., Рубцов В.В. и др. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. 288 с.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Избранные психологические труды. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. 384 с.
- Рубцов В.В., Высоцкая Е.В. и др. Технология оценки образовательной среды школы: учебнометодическое пособие для школьных психологов / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 256 с.
- Рубцов В.В., Улановская И.М., Поливанова Н.И. и др. Образовательная среда школы: оценка развивающего эффекта // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института имени Л.Г. Щукиной: cб. статей / Под ред. В.В. Рубцова. М.: Психологический институт им. Л.Г. Щукиной, 1999. C. 55–65.
- Улановская И.М. Комплексный подход к экспериментальному исследованию образовательной среды и психологического климата в школе // Учебная деятельность в разных возрастах / Открытый институт «Развивающее образование». М.: Рассказов, 2003. С. 75–85.
- Улановская И.М. Понятие образовательной среды // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2006. С. 29–38.
- Улановская И.М. Социально-психологическое развитие детей в разных образовательных средах // Ребенок в современном обществе: cб. научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 169–178.
- Улановская И.М. Теория учебной деятельности, образовательная среда школы и метапредметные результаты обучения // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института имени Л.Г. Щукиной (1914–2014). Москва, 22–23 апреля 2014 года. Альманах Научного архива Психологического института. Вып. 7, юбилейный / Под общ. ред. В.В. Рубцова. М.: Алькор Паблишер, 2014. С. 433–437.
- Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 18–24
- Улановская И.М., Поливанова Н.И. Комплексный подход к психологической оценке образовательной среды школы // Психология и школа. 2010. № 1. С. 50–70.
- Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68–75.
- Цукерман Г.А., Суховерша Л.А. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (три года лонгитюдного исследования) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2000. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2000/ n1/Tsukerman.shtml (дата обращения: 27.08.2015).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2326
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 892
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1