Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы

2052

Аннотация

Статья посвящена подростковой школе в контексте научных идей системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Отмечается, что с начала 1990-х гг. научные разработки этой школы были оформлены в обра¬зовательную систему и вошли в массовую начальную школу. Однако дальнейшие исследования, касающиеся возрастных возможностей подростков, содержания их образования, на момент массового вхождения системы развивающего обучения в начальную школу не были завершены. И только с 2000 г. под руководством Б.Д. Эльконина вновь были организованы целенаправленные исследования и одновременно началось проектирование подростковой школы, продолжающей принципы и идеологию этой системы (ПИ РАО и ряд других учебных заведений). Излагаются гипотетические представления о содержании, формах и способах организации образовательного процесса на второй ступени школьного обучения. Центральное место в статье уделено судьбе учебной деятельности в подростковой школе, а также способам и формам организации других видов деятельности в подростковой школе.

Общая информация

Ключевые слова: подростковая школа, учебная деятельность, учебное целеполагание, учебное сотрудничество, ритмы образовательного процесса, практическое сознание, моделирование, образовательное пространство

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200307

Для цитаты: Воронцов А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 56–69. DOI: 10.17759/pse.2015200307

Фрагмент статьи

И следствие всего этого – резкое падение интереса к обучению и его результативности. К концу IX класса категория детей, успешно об­учающихся, сокращается повсеместно в 3–4 раза по сравнению с годами начала обучения в школе1. Доля учащихся, успешно осваиваю­щих общеобразовательную программу, к кон­цу основной школы сокращается до 10–15 %. Растет количество подростков, покидающих школу, пополняя антисоциальную среду наше­го общества.

Литература

  1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обу­чения. М.: Русская энциклопедия, 1998. 360 с.
  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности. М.: РассказовЪ, 2002. 324 с.
  3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная дея­тельность: введение в систему Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова. М.: РассказовЪ, 2004. 303 с.
  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 361с.
  5. Горбов С.Ф., Чудинова Е.В. Действие модели­рования в учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 96–110.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче­ния. М.: Интор, 1996. 383 с.
  7. Давыдов В.В., Репкин В.В. организация раз­вивающего обучения в 59-х классах средней школы. М.: Интор, 1997. 32 с.
  8. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и ре­альность. Рига: Эксперимент, 1999.180 с.
  9. Поливанова К.Н. Психология возрастных кри­зисов. М.: Издательский центр “Академия”, 2000. 184 с.
  10. Поливанова К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психо­логическая наука и образование. 1998. № 34. С. 5561.
  11. Репкин В.В. Развивающее обучение. Теория и практика. Томск: Пеленг, 1997. 280 с.
  12. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.; Рига: Эксперимент, 1999. 125 с.
  13. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не раз­вивает учебная деятельность? // Вопросы психо­логии. 1998. № 5. С. 68–81.
  14. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психоло-гия саморазвития. Рига: Эксперимент, 1998, 76 с.
  15. Чошанов М.А. Америка учится считать: ин­новации в школьной математике США. Рига: Эксперимент, 2001. 177 с.
  16. Эльконин Б.Д. Введение в психологию раз­вития. М.: Тривола, 1994. 168 с.
  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Информация об авторах

Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8305-8790, e-mail: voron19620507@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3078
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2052
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1