Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 4. С. 31–39
doi:10.17759/pse.2015200403
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Практико-ориентированная модель подготовки магистров по программе «Школьная психология»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: компетентностный подход, модуль основной профессиональной образовательной программы, сетевое взаимодействие, психологическая диагностика, профессиональные компетенции магистрантов, профессиональный стандарт, деятельностный подход
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200403
Для цитаты: Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., Шубина А.С. Практико-ориентированная модель подготовки магистров по программе «Школьная психология» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 31–39. DOI: 10.17759/pse.2015200403
Полный текст
Изменение содержания и форм организации обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Школьная психология») определены необходимостью приведения целей и средств основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки магистрантов в соответствие с требованиями утвержденных документов - Профессионального стандарта педагога-психолога, Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней.
Современные контексты проектирова-
ния образовательных модулей
Широкий теоретический контекст построения новой модели ОПОП магистратуры задан идеями культурно-исторического подхода научной школы Л.С. Выготского [3], получившими развитие в теории развивающего обучения В.В. Давыдова [4], теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова [4; 10] коллективно-распределенной учебной деятельности В.В. Рубцова [9] и др. Требования к модернизации ОПОП определены задачами усиления практико-ориентированной подготовки будущих педагогов на основе последовательной реализации деятельностного подхода [7; 9].
Цель профессионального образования педагога-психолога в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» магистерской программы «Школьная психология» - подготовка квалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового к самостоятельной профессиональной психодиагностической деятельности в условиях реальной работы в современной образовательной организации.
Предмет формирования профессиональной компетентности магистрантов в области решения круга задач психодиагностической деятельности в образовании имеет сложный характер, который представлен тремя следующими составляющими:
- теоретическая компетентность - как ориентировка магистранта в системе теоретического знания, охватывающего области задач, содержания и организации психодиагностической деятельности;
- инструментальная компетентность - как система средств, способов, технологий организации и проведения психологической диагностики с обучающимися на разных этапах их образования, содержательного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;
- профессионально-личностная компетентность, которая определяется ценностносмысловым содержанием психодиагностической деятельности (профессиональной мотивацией, позицией во взаимодействии с субъектами образовательного процесса, рефлексивной позицией и др.).
Проектированиемодуля«Психологическая диагностика обучающихся» в рамках магистерской программы «Школьная психология» определено содержанием следующих актуальных нормативных документов:
- Профессиональный стандарт «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» в плане общих целевых ориентиров содержания профессиональной деятельности, определения ее «идеальной формы»;
- федеральные государственные образовательные стандарты общего образования всех уровней в области предмета профессиональной деятельности педагога-психолога, заданного в виде системы соответствующих образовательных результатов обучающихся;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования психолого-педагогического направления в части определения образовательных результатов, условий построения и реализации образовательных программ, места психологической диагностики в общей структуре профессиональных компетенций магистра.
Общая характеристика содержания модуля образовательной программы
Содержание модуля, согласно учебному плану, включало две теоретические дисциплины по психодиагностике, дисциплину по выбору в области методов психологопедагогического исследования, практикум (на выбор студента) и производственную практику распределенного типа.
Каждая дисциплина модуля вносила определенный вклад в формирование компетенций магистрантов в области психологической диагностики, согласно ФГОС ВО, и в формирование их готовности к выполнению трудовых действий, согласно требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога-психолога.
Дисциплина «Теория и методология психологической диагностики обучающихся» (разработчик - А.С. Шубина, доцент кафедры психологии образования и развития ФГБОУ ВПО «ВГСПУ») позволяет магистрантам осознать целостность, системность диагностической деятельности, выстроить диагностическую работу с обучающимися на основе методологических позиций культурно-исторического и деятельностного подходов. Итогом изучения дисциплины становится готовность магистрантов определять отношения между теоретическим и прикладным знанием через квалификацию психологических проблем обучающегося, формулировать соответствующие гипотезы и прогнозы развития.
Дисциплина «Психодиагностика в структуре мониторинга образовательных результатов у обучающихся» (разработчик - Г.М. Шашлова, доцент кафедры психологии образования и развития ФГБОУ ВПО «ВГСПУ») ориентирована на формирование у магистрантов теоретических и инструментальных компетенций в области психодиагностики содержания и качества образовательных результатов. В ее рамках осуществляется подготовка магистрантов к реализации скрининговых обследований (мониторинга) с целью анализа динамики психического развития детей и подростков, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.
Дисциплины «Математическая статистика» и «Количественный анализ эмпирических данных в психологии и педагогике» (разработчик - М.Г. Сорокова, профессор кафедры прикладной математики факультета Информационных технологий ГБОУ ВПО «МГППУ») позволяют сформировать способность и готовность магистрантов к применению основных методов количественного анализа для обработки данных в рамках психодиагностической работы. Логика построения дисциплин, подчиненных общей цели модуля, была связана с решением типичных исследовательских и практических задач, требующих применения методов аналитической статистики.
Практикум «Психологическая диагностика одаренности, склонностей и способностей обучающихся» (разработчик - В.С. Юркевич, профессор кафедры возрастной психологии ГБОУ ВПО «МГППУ») позволяет магистрантам подготовиться к изучению интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности. Особый акцент разработчиком программы сделан на потенциал, ресурсы и способности обучающихся, в отличие от традиционной психодиагностики, связанной с де- фицитарностью психического развития.
Практикум «Психодиагностика в структуре психологической помощи лицам с трудностями обучения, развития и социальной адаптации» (разработчик - Л.М. Петрова, доцент кафедры психологии образования и развития ФГБОУ ВПО «ВГСПУ») позволяет магистрантам целенаправленно овладеть алгоритмом организации диагностики детей и подростков, испытывающих трудности в обучении, развитии, социальной адаптации и способами планирования возможной психологической помощи на основании результатов диагностических обследований.
Содержание и роль распределенной практики в структуре образовательного модуля
Модель углубленной профессиональноориентированной (производственной) практики в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» построена на основе реализации деятельностного и компетентстного подходов [4; 7; 9; 10]. Необходимость новой организации углубленной практики будущих педагогов-психологов связана с преодолением ограничений, сложившихся традиций профессионального образования. Можно выделить, как минимум, две проблемы становления профессиональной компетентности специалиста, которые обнаруживаются на вузовском этапе обучения, - оторванность теории от практического контекста происхождения и применения знаний, а также формальность приобретаемых знаний [1].
Проблема разрыва теории и практики часто связана с необходимостью передачи студентам большого объема знаний, накопленного в той или иной области, и в связи с этим - потерей особого момента - осознания, рефлексии происхождения научного знания и его адресности. В то же время, согласно теории учебно-профессиональной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), любая учебная задача, реализующая теоретическое отношение к тому или иному классу ситуаций, возникает из невозможности решения практической задачи. Именно поэтому освоение студентами модуля начиналось с практики, а не с традиционного изучения теоретических схем и моделей в «готовом виде». Введение распределенного формата практики позволило последовательно снимать противоречия, неизбежно обнаруживающие себя во взаимодействии теоретической и собственно практической составляющих учебнопрофессиональной деятельности будущего педагога-психолога.
Проблема преодоления формального знания. Студенты плохо понимают язык научных публикаций, часто воспринимают идеи, позиции авторов научных теорий отстранено, без личностной причастности. Как пишет Э.В. Ильенков, эта проблема возникает потому, что знание задано человеку в неадекватной форме, представляет собой не действительное знание, а похожий на него суррогат. Вместо знания подлинного предмета своей будущей профессиональной деятельности студент усваивает систему фраз о предмете, которая оторвана от практической реальности, или наглядные примеры с готовыми свойствами [6]. Только в условиях специально организованных ситуаций получения студентом знания в ходе реального практического изучения предметного материала можно исследовать его подлинную, объективную природу и характер.
Следовательно, углубленная профессионально-ориентированная практика обнаруживает свою роль в усвоении студентом теоретических знаний, обеспечивая условия их становления как подлинных, адекватных своему истинному предмету. Понимание студентами неразрывных связей теории и практики в условиях модульной организации обучения определяет их готовность применять теоретические знания в работе с реальными случаями.
Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов в области психодиагностической деятельности требует расширенного и распределенного формата проведения практики, включения ее в контекст сетевого взаимодействия вуза и образовательной организации. В связи с этим в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» школа выступила равноправным партнером вуза по реализации магистерской программы «Школьная психология». Вуз и образовательная организация распределяли ответственность за формирование заявленных компетенций - каждая компетенция формировалась в рамках вузовских занятий («знать» и «уметь») и в реальной профессиональной деятельности - на базе стажировочных площадок («владеть» и «приобрести опыт деятельности»). Сетевое взаимодействие образовательных организаций создавало возможности для осознания магистрантами своей личной и коллективной ответственности в достижении качества результатов деятельности, для проявления готовности к самостоятельному осуществлению психодиагностической работы.
Более подробное описание программы практики в структуре модуля «Психологическая диагностика обучающихся» представлено в статье Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашловой [2].
Результаты освоения образовательного
модуля
Содержание промежуточной и итоговой аттестации в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» ориентировано на проверку сформированности всех компонентов профессиональной деятельности, заявленных в Профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [8].
Итоговая аттестация магистрантов реализована через выполнение обучающимися комплексных заданий, соответствующих содержанию ряда задач профессиональной деятельности в области психологической диагностики. Содержание и процедура проведения итогового экзамена по модулю предусматривали возможность рефлексии выполнения задания и сформированности компетенций самим студентом (самооценивание результата выполнения комплексного задания). Эта инновация была обусловлена важностью рефлексивного характера учения в рамках деятельностного подхода, когда студент осознает, как и чему он учится, занимает субъектную позицию по отношению к собственной профессионализации, развивает умение самооценивания.
Оценивая результаты реализации модуля, студенты выделили следующие свои достижения: «появилось более четкое понимание сути диагностической деятельности», «улучшились умения обработки и интерпретации результатов», «появилась возможность реального применения теоретических основ в практической деятельности». Прогностическая оценка студентами освоения модуля показала, что они связывали дальнейшие возможности своего развития в области психодиагностики «с получением опыта индивидуальной работы со случаем», а также в целом высоко оценивали возможности модуля для «своего становления в профессиональном сообществе».
По итогам апробации модуля в рамках проекта модернизации педагогического образования была проведена независимая экспертиза в формате компьютерного тестирования магистрантов. Квалификационное испытание включало профессиональный тест и ситуационные задачи, проверяющие сформирован- ность профессиональных действий в соответствии с Профессиональным стандартом (представлены на рис. 2 цифровыми обозначениями от 134 до 139) [I]. Результаты компьютерного тестирования показали, что все трудовые действия, подлежащие оцениванию, освоены магистрантами в достаточной степени.
Данные, представленные на рис. 1, свидетельствуют о том, что эффективность освоения студентами ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» всех оцениваемых трудовых действий выше порогового значения (более 60%).
Рис. 1. Эффективность освоения трудовых действий модуля «Психологическая диагностика
обучающихся» в ВГСПУ
Анализ опыта апробации модуля «Психологическая диагностика обучающихся» позволил выделить следующие условия формирования готовности выпускников магистерской программы к профессиональной деятельности:
- ориентация содержания каждого учебного модуля основной профессиональной образовательной программы на соответствующие трудовые функции Профессионального стандарта педагога-психолога;
- привлечение к проектированию образовательных программ членов профессионального сообщества на уровне межвузовского и школьно-вузовского партнерства в формате общественных обсуждений, экспертиз и пр.;
- реализация практикоориентированного характера обучения магистрантов через отбор содержания, изменение форм и методов обучения, внедрение учебных и производственных практик распределенного типа;
- усиление научно-исследовательского и рефлексивного компонентов обучения магистрантов, обусловливающих построение новых профессиональных действий в условиях реальной практики;
- внедрение алгоритмов сетевого взаимодействия образовательных организаций, целенаправленная подготовка педагогов- психологов к выполнению роли супервизоров и определение порядка присвоения статуса супервизора стажировочной площадки;
- разработка программно-методического сопровождения, соответствующего задачам компетентностного подхода;
- совершенствование процедур, способов оценивания и фиксации сформированности компетенций у студентов на базе вуза и стажировочных площадок, включающих независимую экспертизу и оценку образовательных результатов самими обучающимися.
Модуль «Психологическая диагностика обучающихся» как комплексная образовательная практико-теоретическая единица прошел апробацию на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», ГБОУ ВПО МГППУ, ФГБОУ ВПО «УрГПУ» (всего в апробации приняли участие 47 студентов) и общественные обсуждения, получил положительную оценку экспертов, в связи с чем может быть включен в общедоступную библиотеку модулей и использован при проектировании основных профессиональных образовательных программ магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Финансирование
Разработка модуля «Психологическая диагностика обучающихся» проведена коллективом преподавателей ГБОУ ВПО «МГППУ» и ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» в процессе выполнения работ в рамках Государственного контракта № 05.043.12.0018 от 23 мая 2014 г. на выполнение работ (оказание услуг) по проекту № 2014- 04.03-05-043-Ф-107.056 “Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Педагог-психолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов». Модуль апробирован на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» и ФГБОУ ВПО «УрГПУ».
[I] 134 - 1.5.1. Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
135 - 1.5.2. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
136 - 1.5.3. Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
138 - 1.5.5. Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности.
139 - 1.5.6. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.
Литература
- Андрущенко Т.Ю. Практика в системе профессионального становления студентов помогающих профессий / Практика – путь к профессионализму: партнерство университетов и социальных учреждений в практическом обучении социальных работников: Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный университет имени А.М. Горького, 29–30 ноября 2004 года / Под ред. А.В. Старшиновой. Екатеринбург: Изд-во Уральского госуниверситета, 2004. С. 75–79.
- Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Профессионально-ориентированная практика магистрантов в структуре модуля «Психологическая диагностика обучающихся» основной профессиональной образовательной программы «Школьная психология» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 2 (7). С. 69–80.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5–314.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 383 с.
- Егорова М.А., Кузнецова О.В., Леонова О.И. Условия реализации ФГОС ВПО 050400 «Психолого-педагогическое образование»: концепция практико-ориентиро-ванной подготовки // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2. С. 63–72.
- Ильенков Э.В. Деятельность и знание // Э.В. Ильенков. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 381–387.
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С.1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 01.10.2015).
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Минтруда России № 514н от 24.07.2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469 (дата обращения: 01.10.2015).
- Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. № 1. С. 14–24.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2460
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 828
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1