Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога

1143

Аннотация

Рассматриваются вопросы определения принципов построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией с точки зрения Профессионального стандарта педагога. Представлен подробный анализ вопросов разделения уровней педагогической деятельности, отраженных в отечественном и зарубежном опыте. Рассматриваются результаты экспертной работы по установлению соответствия содержания профессионального стандарта уровням квалификации. Сформулированы рекомендации к разработке отраслевой рамки квалификации, ориентированные на требования дифференциации уровней квалификации в соответствии с содержанием профессионального стандарта педагога.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, дифференцированные уровни квалификации, квалификационные категории, профессиональная карьера педагога

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200506

Для цитаты: Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 65–76. DOI: 10.17759/pse.2015200506

Фрагмент статьи

Анализ карьерных возможностей учите­ля в процессе профессиональной деятельно­сти [7], позволил выделить два условных на­правления возможных путей построения ка­рьеры современным учителем – карьерный рост в самой системе образования и посте­пенный уход в собственный образовательный бизнес. В первом случае рассматривается возможность построения карьеры через сти­мулирование образовательных организаций, активно внедряющих инновационные образо­вательные технологии; государственную под­держку молодых и талантливых учителей; по­ощрение лучших педагогов, что обусловлива­ет освоение педагогами новых приемов мето­дической работы, проведение научных иссле­дований, осознание значимости собственной практической деятельности.

Литература

  1. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектиро­вание модели практико¬ориентированной под­готовки педагогических кадров по програм­мам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учи­тель начальных классов) на основе сетевого вза­имодействия образовательных организаций, ре­ализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психоло­гическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.143–159.
  2. Дружилов С.А. Профессиональная компетент­ность и профессионализм педагога: психологи­ческий подход // Сибирь. Философия. Образова­ние. 2005. № 8. С. 26–44.
  3. Забродин Ю.М. К вопросу о построении переч­ня и формировании компетенций выпускников программ высшего профессионального образо­вания // Бюллетень Учебно-методического объе­динения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т. 4. № 2. С. 5–10.
  4.  Как оплачивается труд учителя в Англии, Франции, Германии и США? // Управление шко­лой. № 13. 2008.
  5. Климов Е.А. Введение в психологию труда – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного об­учения. М., 1990.101.
  7. Курс общей, возрастной и педагогической пси­хологии / Под, ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.
  8. Кутняк С.В. Исследование возможностей ка­рьерного роста современного учителя // Изве­стия вузов. Поволжский регион. Гуманитар­ные науки. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-vozmozhnostey-kariernogo­rosta-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 06.07.2014).
  9. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образователь­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче­ских кадров в соответствии с профессиональ­ным стандартом педагога: предложения к реали­зации деятельностного подхода в подготовке пе­дагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.105–126.
  10. Постановление Правительства Россий­ской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 года «Об утверждении номенклатуры должно­стей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятель­ность, должностей руководителей образователь­ных организаций» URL: http:// rg.ru›2013/08/19/ nomenklatura-site-dok.html (дата обращения: 03.11.2015).
  11.  Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки про­ектов профессиональных стандартов» №148н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Миню­сте 27 мая 2013, № 28534. URL: http:// Consultant. ru›document/cons_doc_LAW_146970/(дата обра­щения: 03.11.2015).

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Сергоманов Павел Аркадьевич, кандидат психологических наук, директора, ФГБНУ ПИ РАО, Москва, Россия

Гаязова Лариса Альфисовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9916-3947, e-mail: olesya_leonova@mail.ru