Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 22 мин. чтения

Резюме

Рассматриваются вопросы определения принципов построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией с точки зрения Профессионального стандарта педагога. Представлен подробный анализ вопросов разделения уровней педагогической деятельности, отраженных в отечественном и зарубежном опыте. Рассматриваются результаты экспертной работы по установлению соответствия содержания профессионального стандарта уровням квалификации. Сформулированы рекомендации к разработке отраслевой рамки квалификации, ориентированные на требования дифференциации уровней квалификации в соответствии с содержанием профессионального стандарта педагога.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, дифференцированные уровни квалификации, квалификационные категории, профессиональная карьера педагога

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200506

Опубликована

Для цитаты: Забродин, Ю.М., Сергоманов, П.А., Гаязова, Л.А., Леонова, О.И. (2015). Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога . Психологическая наука и образование, 20(5), 65–76. https://doi.org/10.17759/pse.2015200506

© Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И., 2015

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

 
 

Анализ карьерных возможностей учителя в процессе профессиональной деятельности [Курс общей, возрастной, 1982], позволил выделить два условных направления возможных путей построения карьеры современным учителем - карьерный рост в самой системе образования и постепенный уход в собственный образовательный бизнес. В первом случае рассматривается возможность построения карьеры через стимулирование образовательных организаций, активно внедряющих инновационные образовательные технологии; государственную поддержку молодых и талантливых учителей; поощрение лучших педагогов, что обусловливает освоение педагогами новых приемов методической работы, проведение научных исследований, осознание значимости собственной практической деятельности.

Позиция, когда профессиональная карьера учителя рассматривается через совершенствование профессионального мастерства и овладение новыми компетенциями, безусловно, дискуссионная в силу того, что построение профессиональной карьеры состоит, в первую очередь, в продвижении по карьерной лестнице и замещении новой, более высокой должности в иерархии должностей организации, основанной на повышении профессионального уровня специалиста. Вместе с тем, перечень должностей, возможных к замещению педагогом в образовательной организации [Марголис, 2014], предполагает наличие административных должностей. В то же время, принцип карьерного роста учителя-предметника из утвержденного перечня должностей не очевиден, и, возможно, не предусмотрен. Таким образом, рассматриваемый перечень не регламентирует и не отображает профессиональный рост педагога как специалиста, уровень сложности деятельности которого может варьировать от начинающего специалиста (который может занимать должность «учитель») до профессионала, не только освоившего инновационные технологии по реализации обучения и воспитания детей, но и создающего самостоятельно новые научно и методически обоснованные и образовательные технологии (который также будет занимать должность «учитель», как и выпускник вуза, вступающий в профессию).

В научной литературе вопрос о разделении уровней педагогической деятельности решается на основе различных, но близких между собой, критериев - продуктивности педагогической деятельности, степени освоения профессиональной деятельности, уровня развития личности педагогов.

Н.В. Кузьминой [Кузьмина, 1990] выделены пять уровней продуктивности педагогической деятельности, в их числе: репродуктивный (минимальный), адаптивный (низкий), локально-моделирующий (средний), систем- но-моделирующий знания учащихся (высокий), системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся (высший). Первые два уровня связаны с воспроизведением информации о современной ситуации и не могут быть признаны соответствующими базовому уровню выпускника педагогической программы высшего образования, поскольку стратегия передачи информации не адекватна нормам и стандартам педагогической деятельности в современной системе высшего образования. Остальные уровни могут выступить одним из оснований дифференциации уровней профессионального развития современного педагога.

По мнению С.А. Дружилова [Дружилов, 2005], в динамике развития профессионализма можно выделять следующие стадии:

1) стадия допрофессионализма - человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

2) стадия собственно профессионализма - человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты;

3)   стадия суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующая приближению к «акме» - вершине профессиональных достижений;

4)  стадия «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советником, учителем, наставником для других специалистов).

Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала, согласно известной работе

1. А. Климова [Климов, 1998], может рассматриваться следующим образом:

1)   стадия адепта: профессиональная подготовка специалиста;

2) стадия адаптанта: вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет;

3)   стадия интернала: вхождение в профессию в качестве специалиста, обладающего некоторым опытом и способного поддерживать процесс профессиональной деятельности на достаточном уровне;

4)   стадия мастера: специалист выделяется среди своих коллег компетенциями, позволяющими решать задачи повышенного уровня сложности;

5) стадия авторитета: специалист отличается умением организовывать работу подчиненных, использовать профессиональный опыт в решении сложных задач;

6)  стадия наставника: уровень профессионального развития специалиста позволяет транслировать и распространять лучшие практики деятельности.

Обращение к опыту дифференциации уровней профессионального развития педагога за рубежом [ Как оплачивается труд, 2008] позволило выявить разнообразные и сложносоставные системы выделения уровней и связанной с ними системы оплаты труда педагога.

В Великобритании существует несколько видов шкал заработной платы, связанных с разным уровнем освоения педагогами профессиональной деятельности (базовая шкала, основанная на квалификации и имеющемся опыте педагога, и шкала для учителей высокой квалификации, основанная на характере работы, конкретной квалификации, сложности стоящих задач и способах их решений).

В США для осуществления профессиональной педагогической деятельности специалисту, независимо от наличия ученой степени, необходимо пройти серию тестов и специальную образовательную комиссию для получения сертификата на право работы в школе. Данные тесты позволяют оценить уровень начинающих специалистов в течение первого года работы в образовательной организации и выявить возможность дальнейшего роста по педагогической карьерной лестнице.

В программе, направленной на решение проблемы кадровой нехватки штата Айова, предусмотрены четыре уровня профессионального развития педагога, в числе которых: начинающий учитель с опытом работы до двух лет; учитель, работающий над индивидуальными планами профессионального развития; учитель - наставник других учителей; учитель, выполняющий ряд дополнительных обязанностей (руководитель проектов или специалист по оценке работы других коллег).

Необходимость выделения уровней владения профессиональными (трудовыми) действиями (далее профессиональными) и ком­петенциями Профессионального стандарта и выявления среди них уровня начинающего педагога, соответствующего квалификации выпускника педагогической программы подтверждена также результатами выполнения в 2014-2015 годах проектов по модернизации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога [Гуружапов, 2014] и по экспериментальному внедрению Профессионального стандарта педагога на базе 21 стажировочной площадки [Забродин, 2014].

Решение этой задачи требует выработки широкой конвенции в рамках профессионального сообщества о том, какой компетентностью (и соответственно уровнем владения профессиональными действиями) должен обладать выпускник педагогической программы, опытный педагог и педагог-эксперт [Кутняк, 2009].

В целях дифференциации уровней Профессионального стандарта педагога в 2014 году была проведена экспертная работа по установлению соответствия содержания Профессионального стандарта уровням квалификации. Обобщение результатов проделанной работы позволило разработать предложения по построению «горизонтальной карьеры учителя» - системы профессионального роста педагога, состоящей из четырех дифференцированных уровней квалификации (квалификационных категорий).

Входной (нулевой) уровень означает реализацию процессов по организации или обеспечению образовательной деятельности (специалист в качестве помощника учителя осуществляет деятельность со специалистом, который несет ответственность за реализацию программы).

Первый уровень предполагает выполнение задач, поставленных педагогическими работниками с более высоким уровнем квалификации, а также самостоятельное определение задач собственной работы (первый полностью ответственный уровень педагогической деятельности).

Второй уровень предполагает самостоятельное компетентное осуществление учебной программы по предмету.

Третий уровень включает в себя нижележащие уровни и является показателем компетентности специалиста по проектированию образовательных программ. Достижение данного уровня предполагает наличие опыта педагогической деятельности.

Четвертый уровень связан с решением задач в области управления, то есть по реализации «содержательного» руководства деятельностью педагогов и заключается во владении навыками методической работы и наставничества.

В качестве одного из вариантов решения задачи определения квалификационных требований при установлении дифференцированных уровней квалификации предлагается следующая система подуровней квалификации в соответствии со структурой национальной рамки квалификации [Постановление Правительства Россий­ской] [Климов, 1998], и c характеристикой минимальных требований к квалификации педагога (табл. 1).

Разработка данной системы профессионального роста педагога потребует соотнесения уровней квалификации с уровнями профессионального образования. В частности, к уровню проектирования целесообразно допускать магистра или специалиста с квалификацией бакалавра/специалиста, имеющего опыт работы в школе по комбинированию, адаптации образовательных программ, творческому осуществлению образовательного процесса.

Таблица 1

Характеристики проекта подуровней квалификации (дифференцированных уровней квалификации) педагогов

Уровни

Под- уровни

Категория (ДУФ)

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

Требования к образованию

Требования к опыту

УРОВЕНЬ 5

5

Нет

«Ассистент учителя)

Способность под руководством наставника к деятельности по обеспечению образовательной деятельности, по решению практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений, к участию в управлении решением поставленных задач. Применение знаний и практических умений при решении стандартных (типовых) задач. Умение под руководством наставника выбирать способы решения при изменяющихся условиях рабочей ситуации, корректировать профессиональную деятельность. Способность к самостоятельному поиску информации, необходимой для решения поставленных под руководством наставника профессиональных задач, применению профессиональных знаний теоретического и технологического характера

-  базовые практические умения для выполнения заданий по организации и обеспечению образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования. начального общего образования. основного общего образования, среднего общего образования;

-  применение полученных базовых практических умений для выполнения трудовых заданий согласно правилам и -процедурам.

- минимальные знания относительно общего содержания вы- полняемых работ;

- использование на практике базовых знаний в области организации и обеспечения образователь­ной деятельности.

Наличие среднего профессионального образования по специальностям: «Дошкольное образование». «Преподавание в начальных классах». «Педагогика дополнительного образования». «Специальное дошкольное образование». «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Отсутствуют

УРОВЕНЬ 6

6.1

1

«Учитель»

-  практические умения по обеспечению и осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования. среднего общего образования.

-  использование широкого набора практических умений в конкретной области трудовой деятельности. Анализ ситуации и выбор наиболее оптимальных путей реализации поставленного задания с учетом использования диапазона практических и теоретических знаний;

-  анализ, интерпретация и адаптация полученной информации с учетом конкретной области деятельности. Разработка и применение методических приемов с использованием знаний и умений из различных профессиональных источников информации. Оценка результатов деятельности с точки зрения эффективности использованных подходов.

- способность специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, предполагающей определение задач собственной работы по достижению цели, способность к взаимодействую с другими специалистами. ответственность за результат выполнения работы;

- умение разрабатывать, контролировать. оценивать и корректировать направления профессиональной деятельности, принимать технологические решения. Способность применять профессиональные знания технологического характера, к самостоятельному поиску, анализу и оценке профессиональной информации. Способность к обеспечению и самостоятельному осуществлению образовательной деятельности.

- наличие широкого диапазона теоретических знаний, приобретенных на основе получения допол- н ител ьного п рофессио- нального образования и самообразования.

1.      Наличие среднего профессионального образования по специальностям: «Дошкольное образование». «Преподавание в начальных классах». «Педагогика      дополнительного        образова­

ния». «Специальное дошкольное образование». «Коррекционная педагогика в начальном образовании». а также профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности.

2.      Наличие высшего образования (уровень бакалавриата) по направлениям подготовки в рамках УГСН «Образование и педагогические науки»

Отсутствуют требования к опыту для специалистов, имеющих квалификацию бакалавра.

Т ребуется п рактиче- ский опыт не менее двух лет для специалистов, имеющих п рофи л ь- ное среднее профессиональное образование

Уровни

Под- уровни

Категория (ДУФ)

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

Требования к образованию

Требования к опыту

УРОВЕНЬ 6

6.2

2 «Учитель со стажем»

- практические умения по организации, обеспечению. осуществлению образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

Использование широкого диапазона теоретических знаний, носящих специализированный характер в рамках области профессиональной деятельности для решения поставленных задач в условиях рабочей ситуации. Осознанное выполнение стандартных и разработка творчески - ориентированных подходов, направленных на выполнение трудовой деятельности с наибольшей эффективностью. Освоение инновационных подходов в практической деятельности. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности.

Разработка методических подходов с использованием специальных знаний и умений и экспертных источников информации. Оценка результатов деятельности с точки зрения эффективности использованных подходов. Применение инновационных подходов и технологий в оценке результатов деятельности.

-   способность специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, предполагающей определение задач собственной работы по достижению цели, способность к взаимодействию с другими специалистами. ответственность за результат выполнения работы;

-   умение разрабатывать, контролировать. оценивать и корректировать направления профессиональной деятельности, принимать технологические решения;

-   способность применять профессиональные знания технологического характера, в том числе инновационные, к самостоятельному поиску, анализу и оценке профессиональной информации;

-   способность к обеспечению и осуществлению самостоятельной образовательной деятельности. Способность к проектированию образовательной деятельности.

- наличие широкого диапазона теоретических знаний, носящих специализированный характер в рамках области п рофессио- нальной деятельности.

1.    Наличие среднего профессионального образования по специальностям: «Дошкольное образование». «Преподавание в начальных классах». «Педагогика дополнительного образования». «Специальное дошкольное образование». «Коррекционная педагогика в начальном образовании». а также профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности.

2.    Наличие высшего образования (уровень бакалавриата) по направлениям подготовки в рамках УГСН «Образование и педагогические науки», а также профильного дополнительного профессионального образования (не менее 144 ч)

Т ребуется п рактиче- ский опыт работы не менее пяти лет для специалистов со средним профессионал ьн ы м образованием и не менее двух лет для специалистов с высшим образованием (уровень бакалавриата).

Уровни

Под- уровни

Категория (ДУФ)

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

Требования к образованию

Требования к опыту

УРОВЕНЬ 7

7.1

3

«Учи- тель- мето- дист»

- практические умения по организации, обеспечению, осуществлению, проектированию образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования. среднего общего образования. Освоение инновационных подходов в практической деятельности. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности.

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов. Применение инновационных подходов и технологий в оценке результатов деятельности.

Решение задач методического, исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов образовательной деятельности.

Способность к обеспечению, осуществлению и проектированию образовательной деятельности.

Наличие новых знаний меж­дисципли­нарного и межотраслевого характера.

Наличие высшего образования (уровни магистратуры, специалитета) по направлениям подготовки в рамках УГОН «Образование и педагогические науки», а также профильного дополнительного профессионального образования (не менее 72 ч).

Требуется практический опыт не менее пяти лет.

7.2

4

«Учи- тель- наста- вник»

-    практические умения по обеспечению. осуществлению, проектированию и управлению образовательной деятельностью.

-    освоение и/или создание новых знаний в области педагогики или междисциплинарного и межотраслевого характера;

-    решение задач методологического, исследовательского и проектного характера. связанных с повышением эффективности процессов.

Таким образом, по результатам разработки и профессионально-общественного обсуждения данной системы профессионального роста педагога, должны быть определены «ступеньки», которые описывают уровень образования, опыт работы и требования к дополнительному профессиональному образованию.

-    определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организации;

-    решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов;

-    способность к организации, обеспечению, осуществлению, проектированию и управлению образовательной деятельностью.

Наличие новых знаний меж­дисципли­нарного и межотраслевого характера.

Наличие высшего образования (уровень магистратуры) по направлениям                подготов­

ки в рамках УГОН «Образование и педагогические науки». а также профильного дополнительного профессионального образования (не менее 144 ч).

требуется практический опыт более пяти лет.

Дифференцированные уровни квалификации в профессиональном стандарте педагога

В соответствии с утвержденной структурой Профессионального стандарта педагога профессиональная деятельность осуществляется в рамках двух обобщенных трудовых функций, первая из которых характеризует требования к образовательному процессу (его построению, содержанию), а вторая - к реализации образовательных программ, которые, в свою очередь, подразделяются на трудовые функции.

В утвержденном Профессиональном стандарте педагога отсутствуют специальные требования к выполнению вышеуказанных обобщенных трудовых функций. Это ставит задачу для разработки формальной рамки по определению квалификационного уровня, а также механизма, методики и технологий дифференциации уровней квалификации.

Попытка включения в Профессиональный стандарт педагога специальных требований к установлению дифференцированных уровней квалификации предполагает внесение изменений в Профессиональный стандарт педагога и расширяет количество трудовых функций (табл. 2).

Таблица 2

Предложение по внесению изменений в Профессиональный стандарт

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

наименование

уровень квали- фика- ции

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

5-6

Организация и обеспечение процесса обучения и воспитания

A/01.5

5

Общепедагогическая функция. Обучение

A/02.6

6

Воспитательная деятельность

A/03.6

6

Развивающая деятельность

A/04.6

6

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

5-6

Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования

B/01.6

6

Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования

B/02.6

6

Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования

B/03.6

6

Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования

B/04.6

7

Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ начального общего образования

B/05.6

7

Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования

B/06.6

7

Модуль «Предметное обучение. Математика»

B/07.6

6

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

B/08.6

6

При разработке отраслевой рамки квалификации целесообразно учитывать следующие требования к дифференциации уровней квалификации в соответствии с содержанием профессионального стандарта педагога.

1.  Трудовые функции, относящиеся к определенному дифференцированному уровню квалификации (или подуровню квалификации), должны описывать систему трудовых действий и выступать основой определения содержания профессиональной деятельности и формирования перечня профессиональных задач при актуализации действующих или разработке новых Федеральных государственных стандартов высшего образования.

2.  Состав трудовых функций и трудовых действий должен обеспечить работодателю возможность их использования для оценки, а также расширения и усложнения содержания профессиональной деятельности работника в данной должности на конкретном рабочем месте (в том числе, при постановке новых задач и обязанностей, соответствующих другой трудовой функции и выполняемых в прежней должности).

3.  Формулировка трудового действия должна соответствовать следующему определению: «трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача»[Кузьмина, 1990], что позволит при дифференциации уровней профессионального стандарта отразить в трудовых действиях требования к качеству выполнения работником профессиональных задач и к необходимому уровню его квалификации.

4.   Формулировка трудового действия должна допускать оценку соответствия характеристик работника уровню квалификации, определенному в трудовой функции, например, в параметрах показателей уровня квалификации (квалификационной категории) работника (Приказ Минтруда о квалификации)[Курс общей, возрастной, 1982].

5. Формулировка трудовых действий внутри трудовой функции должна позволять устанавливать соответствие подуровню квалификации (квалификационной категории) в пределах уровней, установленных национальной рамкой квалификации [Кутняк, 2009], - 5, 6 уровня (подуровни 6.1 и 6.2) и 7 уровня (7.1 и 7.2) (табл. 1), соответственно.

Основные выводы

Целенаправленное развитие обучающихся, формирование у них заявленных в федеральных государственных образовательных стандартах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) должно предполагать и профессиональный рост педагога.

Описание дифференциации уровней Профессионального стандарта и профессионального развития педагогов, позволит предусмотреть возможности вертикальной и горизонтальной траекторий карьерного роста именно в системе профессиональной педагогической деятельности.

Уровни квалификации (квалификационные категории) как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном стандарте педагога. В соответствии с международной практикой применения профессиональных стандартов, требования к дифференцированным уровням квалификации, включающие требования к компетентному исполнению задач и обязанностей на рабочем месте (на разных рабочих местах), должны быть заданы в профессиональном стандарте педагога.

Дифференцированные уровни квалификации педагога (учителя, воспитателя) определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции и имеют иерархически упорядоченную структуру. Определение дескрипторов и векторов уровней квалификации объясняет, как меняются знания, умения и компетенции от одного уровня к другому: как меняется характер ответственности, автономности, глубина и типы знаний, характер умений и др. Кроме того, дифференцированные уровни квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена (независимая система оценки квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта), определяют коэффициент надбавки к должностному окладу при разработке системы оплаты труда и являются основой разработки документов для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций.

Разработка дифференцированных уров- ней квалификации является основой для соз- дания отраслевой рамки квалификации и содействует разработке единых требований к проведению оценки квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена.

 

 

[Климов, 1998] Первый - четвертый дифференцированные уровни соответствуют подуровням квалификации №№ 6.1, 6.2, 7.1 и 7.2.

[Кузьмина, 1990] В соответствии с Приказом Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» №170н от 29 апреля 2013 г.

[Курс общей, возрастной, 1982]Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» №148н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, № 28534.

[Кутняк, 2009]Там же.

Литература

  1. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектиро­вание модели практико¬ориентированной под­готовки педагогических кадров по програм­мам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учи­тель начальных классов) на основе сетевого вза­имодействия образовательных организаций, ре­ализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психоло­гическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.143–159.
  2. Дружилов С.А. Профессиональная компетент­ность и профессионализм педагога: психологи­ческий подход // Сибирь. Философия. Образова­ние. 2005. № 8. С. 26–44.
  3. Забродин Ю.М. К вопросу о построении переч­ня и формировании компетенций выпускников программ высшего профессионального образо­вания // Бюллетень Учебно-методического объе­динения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т. 4. № 2. С. 5–10.
  4.  Как оплачивается труд учителя в Англии, Франции, Германии и США? // Управление шко­лой. № 13. 2008.
  5. Климов Е.А. Введение в психологию труда – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного об­учения. М., 1990.101.
  7. Курс общей, возрастной и педагогической пси­хологии / Под, ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.
  8. Кутняк С.В. Исследование возможностей ка­рьерного роста современного учителя // Изве­стия вузов. Поволжский регион. Гуманитар­ные науки. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-vozmozhnostey-kariernogo­rosta-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 06.07.2014).
  9. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образователь­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче­ских кадров в соответствии с профессиональ­ным стандартом педагога: предложения к реали­зации деятельностного подхода в подготовке пе­дагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.105–126.
  10. Постановление Правительства Россий­ской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 года «Об утверждении номенклатуры должно­стей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятель­ность, должностей руководителей образователь­ных организаций» URL: http:// rg.ru›2013/08/19/ nomenklatura-site-dok.html (дата обращения: 03.11.2015).
  11.  Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки про­ектов профессиональных стандартов» №148н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Миню­сте 27 мая 2013, № 28534. URL: http:// Consultant. ru›document/cons_doc_LAW_146970/(дата обра­щения: 03.11.2015).

Информация об авторах

Юрий Михайлович Забродин, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Павел Аркадьевич Сергоманов, кандидат психологических наук, руководитель направления дивизион «Цифровые платформы образования», ПАО «Сбербанк», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0840-0474, e-mail: p.sergomanov@sbereducation.ru

Лариса Альфисовна Гаязова, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687, e-mail: gayazovala@mgppu.ru

Олеся Игоревна Леонова, кандидат психологических наук, Руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), исполнительный директор, член президиума, Федерация психологов образования России (ФПО России); Координатор Президиума,Федеральное учебно-методическое объединение высшего образования (ФУМО ВО) «Образование и педагогические науки», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: leonovaoi@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 2971
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 5

 Скачиваний PDF

За все время: 1199
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 4170
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5