Разработка протокола обследования зрительной когнитивной функции у детей с расстройствами аутистического спектра различной этиологии

1012

Аннотация

Представлено описание протокола исследования зрительной когнитивной функции, разработанного для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра различной этиологии. Описание протокола предваряет теоретический обзор основных особенностей развития процессов зрительного внимания, опознания и зрительно-моторного контроля как у детей с идеопатическим аутизмом, так и у детей с синдромом умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х. Методология исследования, предложенная в статье, основывается на современных научных данных о развитии процессов зрительной когнитивной функции в норме и патологии. Протокол исследования включает в себя три экспериментальные парадигмы: тест антисаккад, тест «большие/маленькие фигуры», тест «фотографии», – выполнение которых происходит с использованием системы регистрации движения глаз. Выделяется несколько вопросов, обсуждение которых становится возможным при проведении исследования: 1) описание профиля развития зрительной когнитивной функции у детей с РАС и FXS, определение сходства и различия у пациентов этих групп на различных этапах онтогенеза; 2) выявление нейродинамических особенностей выполнения когнитивных заданий у детей из этих групп; 3) определение роли нарушений внимания/окуломоторного контроля в нарушениях восприятия у пациентов с аутизмом.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, синдром умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х (FRAXA), система регистрации движения глаз, тест антисаккад, распознавание объектов, ингибиция

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210305

Для цитаты: Переверзева Д.С., Горбачевская Н.Л., Благовещенский Е.Д. Разработка протокола обследования зрительной когнитивной функции у детей с расстройствами аутистического спектра различной этиологии // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 34–46. DOI: 10.17759/pse.2016210305

Фрагмент статьи

Расстройства аутистического спектра представляют собой группу нарушений развития, которые объединяет наличие качественных нарушений социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, стереотипных паттернов поведения, своеобразие интересов и активности.

Литература

  1. Переверзева Д.С. Диагностика и кореркция зри- тельного опознания и зрительно контролируемых действий у детей 3–7 лет с расстройствами аути- стического спектра: дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 162 c.
  2. Barnea-Goraly N., Kwon H., Menon V., et al. White matter structure in autism: preliminary evidence from diffusion tensor imaging // Biol Psychiatry. 2004. Vol. 55(3). P. 323–326.
  3. Csibra G., Johnson M.H., Tucker L.A. Attention and oculomotor control: A high-density ERP study of the gap effect // Neuropsychologia. 1997. № 35. P. 855–865.
  4. Elison J.T., Paterson S.J., Wolff J.J., Reznick J.S., Sasson N.J., Gu H.; Botteron K.N., Dager S.R., Estes A.M., Evans A.C., Gerig G., Hazlett H.C., Schultz R.T., Styner M., Zwaigenbaum L., Piven J. White matter microstructure and atypical visual orienting in 7-month- olds at risk for autism // Am J Psychiatry. 2013. Vol. 170(8). P. 899–908.
  5. Elsabbagh M., Volein A., Holmboe K., Tucker L., Csibra G., Baron-Cohen S., Bolton P., Charman T., Baird G., Johnson M.H. Visual orienting in the early broader autism phenotype: Disengagement and facilita- tion // Journal of Child Psychological Psychiatry. 2009. Vol. 50. P. 637–642.
  6. Farzin F., Rivera S.M., Whitney D. Resolution of spa- tial and temporal visual attention in infants with fragile X syndrome // Brain. 2011. Vol. 134(11). P. 3355–3368.
  7. Hagerman R.J., Hagerman P.J. Fragile X Syn- drome: Diagnosis, Treatment, and Researc. JHU Press, 2002. 540 p.
  8. Haist F., Adamo M., Westerfield M., Courchesne E., Townsend J. Functional Neuroanatomy of Spatial At- tention in Autism Spectrum Disorder // Developmental Neuropsychology. 2005. Vol. 27. P. 425–458.
  9. Hall S.S., Lightbody A.A., Reiss A.L. Compulsive, self-injurious, and autistic behavior in children and ado- lescents with fragile X syndrome // American Journal on Mental Retardation. 2008. Vol. 113. P. 44–53.
  10. Happe´ F.G.E., Frith, U. The weak coherence ac- count: Detail-focused cognitive style in autism spec- trum disorders // J. Autism Dev. Disord. 2006. Vol. 36. P.  5–25.
  11. Harris S.W., Hessl D., Goodlin-Jones B., Ferranti J., Bacalman  S., Barbato  I., Tassone  F.,  Hagerman P.J., Herman H., Hagerman R.J. Autism profiles of males with fragile X syndrome // Am J Ment Retard. 2008. № 113(6). P. 427–38. doi: 10.1352/2008.113:427-438
  12. Jolliffe T., Baron-Cohen S. Are people with autism and Asperger syndrome faster than normal on the Em- bedded Figures Test? // J. Child Psychol. Psychiatry. 1997. Vol. 38. P. 527–534.
  13. Joseph R.M., Keehn B., Connolly C., Wolfe J.M., Horowitz T.S.. Why is visual search superior in autism spectrum disorder? // Dev Sci. 2009. Vol. 12. P. 1083– 1096.
  14. Just M.A., Cherkassky V.L., Keller T.A. et al. Func- tional and anatomical cortical underconnectivity in au- tism: evidence from an fMRI study of an executive function task and corpus callosum morphometry // Cerebral Cortex. 2007. Vol. 17(4). P. 951–961.
  15. Kaufmann W.E., Cortell R., Kau A.S., Bukelis I., Tierney E., Gray R.M., Cox C., Capone G.T., Stanard P.Autism spectrum disorder in fragile X syndrome: Com- munication, social  interaction,  and  specific  behaviors // American Journal of Medical Genetics. 2004. № 129. P.  225–234.
  16. Kogan C.S., Bertone A., Cornish K., Boutet I., DerKaloustian V., Andermann E., Faubert J., Chaudhuri Integrative cortical dysfunction and pervasive motion perception deficit in fragile X syndrome // Neurology. 2004. Vol. 63(9). P. 1634–1639.
  17. Miles J.H. Autism spectrum disorders–A genetics review // Genetics in Medicine. 2011. № 13. P. 278– 294. doi:10.1097/GIM.0b013e3181ff67ba
  18. Minshew N.J., Luna B., Sweeney J.A. Oculomo- tor evidence for neocortical systems but not cerebel- lar dysfunction in autism  //  Neurology.  1999.  №  52. Р.  917–922.
  19. Morgan B., Morgan B., Maybery M., Durkin K. Weak central coherence, poor joint attention, and low verbal ability: independent deficits in early autism // Journ. Dev. Psychol. 2003. Vol. 39(4). P. 646–56.
  20. Mottron L., Dawson M, Soulieres I., Hubert В., Burack J. Enhanced perceptual functioning in autism: an update, and eight principles of autistic perception  // J. Autism Dev. Disord. 2006. Vol. 36(1). P. 27–43.
  21. Müller R., Kleinhans N., Kemmotsu N., Pierce K., Courchesne E., Abnormal Variability and Distribution of Functional Maps in Autism: An fMRI Study of Visuo- motor Learning // Am  J.  Psychiatry.  2003.  Vol.  160. P.  1847–62.
  22. Pellicano E., Gibson L., Maybery M., Durkin K., Badcock D.R. Abnormal global processing along the dorsal visual pathway in autism: a possible mechanism for weak visuospatial coherence? // Neuropsychologia. 2005. Vol. 43. P. 1044–1053.
  23. Plaisted K, O’Riordan M, Baron-Cohen S. En- hanced visual search for a conjunctive target in autism: a research note // J. Child Psychol Psychiatry. 1998. № 39. P. 777–783.
  24. Roberts J.E., Hatton D.D., Bailey D., Long A.C.J., Anello V., Colombo J. Visual attention and autistic be- havior in infants with fragile X syndrome // J. Autism Dev Disord. 2012. № 42(6). P. 937–946. doi: 10.1007/ s10803-011-1316-8
  25. Robertson C.E., Kravitz D.J., Freyberg J., Baron- Cohen S., Baker C. Tunnel  vision:  sharper  gradi- ent of spatial attention in autism // J. Neurosci. 2013. № 33(16). P. 6776–6781.
  26. Scerif G, Steele  A.  Neurocognitive  development of attention across genetic syndromes: inspecting a disorder’s dynamics through the lens of another // Prog Brain Res. 2011. Vol. 189. P. 285–301.
  27. Scerif G., Karmiloff-Smith A., Campos R., Elsabbagh M., Driver J., Cornish K. To Look or Not to Look? Typical and Atypical Development of Oculomo- tor Control // Journal of Cognitive Neuroscience. 2005. Vol. 17(4). P. 591–604.

  28. Shah A., Frith U. An islet of ability in autistic chil- dren: A research note // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1983. Vol. 24. P.  613–620.
  29. Shah A., Frith U. Why do autistic individuals show superior performance on the block design task? // Jour- nal of Child Psychology and Psychiatry. 1993. Vol. 34. P.  1351–1364.
  30. Stroganova T.A., Orekhova E.V., Prokofyev A.O., Tsetlin M.M., Gratchev V.V., Morozov A.A., Obukhov
  31. Y.V. High-frequency  oscillatory  response  to  illu- sory contour in typically developing boys and  boys with   autism   spectrum   disorders   //   Cortex.   2012. № 48(6). P. 701–717. doi:10.1016/j.cortex.2011.02.016
  32. Takarae  Y.,  Minshew  N.J.,  Luna  B.  et  al.  Pursuit eye  movement  deficits in  autism  // Brain.  2005. P.  2584–2594.
  33. Treisman A.M., Gelade G.A. feature-integration theory of attention // Cognit Psychol. 1980. Vol. 12(1). P.  97–136.
  34. Van der Geest J.N., Kemner C., Camfferman G., Verbaten M.N., van Engeland H. Eye movements, visual attention, and autism: a saccadic reaction time study us- ing the gap and overlap paradigm // Biological Psychia- try. 2001. Vol. 50. P. 614–619.
  35. Walter E., Mazaika P., Reiss A. Insights into brain development from neurogenetic syndromes: evidence from fragile x syndrome, Williams syndrome, turner syn- drome and velocardiofacial syndrome // Neuroscience. 2009. Vol. 164(1). 257–271.

Информация об авторах

Переверзева Дарья Станиславовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6881-3337, e-mail: dasha.pereverzeva@gmail.com

Горбачевская Наталья Леонидовна, доктор биологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Лаборатории нейрофизиологии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8558-9007, e-mail: gorbachevskayanl@mgppu.ru

Благовещенский Евгений Дмитриевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Центр Нейроэкономики и Когнитивных Исследований, Национальный Исследовательский Универститет «Высшая Школа Экономики», Старший научный сотрудник, лаборатория нейробиологии и молекулярной фармакологии, Институт Трансляционной Биомедицины, Санкт-Петербургский Государственный Университет., Москва, Россия, e-mail: eblagovechensky@hse.ru