Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2025. Том 15. № 2. С. 240–252
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Факторы, влияющие на материнское отношение к детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями: результаты пилотного исследования
Резюме
В статье представлены результаты пилотного исследования факторов материнского отношения к детям дошкольного возраста с диагнозами «задержка психического развития» и «умственная отсталость», а также нейротипично развивающимся детям. Цель исследования: анализ психологических особенностей матери и ребенка с целью выявления ключевых факторов, влияющих на формирование материнского отношения. Исследование проводилось на базе компенсирующего и общеобразовательных детских садов. В исследовании приняли участие 34 матери: 18 матерей детей с интеллектуальными нарушениями, составляющих основную группу, и 16 матерей нейротипичных детей, включенных в группу сравнения. Средний возраст матерей — 36,2 лет, средний возраст детей — 4,8 года. Полученные данные свидетельствуют, что именно поведенческие характеристики ребенка (враждебные паттерны поведения, симптомы тревоги, социальной девиации, когнитивных дисфункций) и общее психоэмоциональное состояние матери (наличие депрессивных симптомов, напряжение в социальных контактах, уровень нейротизма, степень уверенности в себе и своей силе, устойчивости к стрессовым нагрузкам) существенно влияют на формирование ее отношений с детьми. Так, мамы особенных детей проявляют более высокую склонность защищать своих детей и более высокий уровень контроля по сравнению с матерями нейротипичных детей, а также транслируют сниженный уровень оценки собственного ребенка. Однако необходимы дальнейшие исследования для полного понимания этой взаимосвязи.
Общая информация
Ключевые слова: материнское отношение, дошкольники, задержка психического развития, умственная отсталость
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
Опубликована
Для цитаты: Родина, М.А., Блох, М.Е. (2025). Факторы, влияющие на материнское отношение к детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями: результаты пилотного исследования . Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 15(2), 240–252. URL: https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2025_n2/Rodina_et_al (дата обращения: 05.12.2025)
Литература
Арбатская К.И., Устинова Н.А. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 85–89.
Валитова И.Е. Материнское отношение к болезни ребенка раннего возраста (на примере неврологической патологии) // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2021. Т. 12, № 3. С. 554–565.
Варга А.Я. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. М.: МГУ, 1988.
Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: Пони, 2010.
Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010.
Дьячкова Е.С., Баяндина Т.В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Медицинская психология в России. 2021. Т. 13, № 3. C. 8.
Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия / под ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. М.: Мир, 1972. С. 278–297.
Степина Н.В., Картукова Т.Н. Материнское отношение к детям с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-2. С. 217–220.
Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2006.
Шурухина Г.А., Самигуллин Р.Р., Габдрахманова А.А. Особенности эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 4 (56). С. 108–116.
Batool H., Khan A. An analysis of attitude of parents towards children with intellectual disability // Journal of Early Childhood Care and Education. 2018. Vol. 2. P. 21–34.
Beck A.T., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An inventory for measuring depression // Archives of General Psychiatry. 1961. Vol. 4, no. 6. P. 561–571.
Fereidouni Z., Kamyab A.H., Dehghan A., Khiyali Z., Ziapour A., Mehedi N., Toghroli R. A comparative study on the quality of life and resilience of mothers with disabled and neurotypically developing children in Iran // Heliyon. 2021. Vol. 7, no. 6. Art. e07285. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07285
Fitriyah A. [Abstract] Ibu dan Politik Pengasuhan Anak Penyandang Disabilitas Intelektual // INKLUSI. 2020. Vol. 7. Р. 71. https://doi.org/10.14421/ijds.070104
Garon-Carrier G., Pascuzzo K., Gaudreau W., Lemelin J-P., Déry M. Maternal functioning and child’s externalizing problems: Temperament and sex-based driven effects // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Art. e874733. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.874733
Jacob U.S., Pillay J., Oyefeso E.O. Attention span of children with mild intellectual disability: Does music therapy and pictorial illustration play any significant role? // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Art. e677703. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.677703
Jones J.D., Cassidy J., Shaver P.R. Adult attachment style and parenting // J.A. Simpson, W.S. Rholes (eds). Attachment Theory and Research: New directions and emerging themes. New York: Guilford Press, 2015. P. 234–260.
Lee J.H. Effectiveness of group art therapy for mothers of children with disabilities // The Arts in Psychotherapy. 2020. Vol. 73, no. 3. Art. e101754. https://doi.org/10.1016/j.aip.2020.101754
Poulsen H., Hazen N., Jacobvitz D. Parents’ prenatal joint attachment representations and early caregiving: the indirect role of prenatal marital affect // Attachment & Human Development. 2018. Vol. 21, no. 4. Р. 1–19. https://doi.org/10.1080/14616734.2018.1492003
Silinskas G., Kiuru N., Aunola K., Metsäpelto R.-L., Lerkkanen M.-K., Nurmi J.-E. Maternal affection moderates the associations between parenting stress and early adolescents’ externalizing and internalizing behavior // Journal of Early Adolescence. 2020. Vol. 40, no. 2. Р. 221–248. https://doi.org/10.1177/0272431619833490
Sokol L.E., Battle C.L. Maternal attitudes, depression, and anxiety in pregnant and postpartum multiparous women // Archives of Women’s Mental Health. 2015. Vol. 18, no. 4. Р. 585–593. https://doi.org/10.1007/s00737-015-0511-6
Zembat R., Yıldız D. A comparison of acceptance and hopelessness levels of disabled preschool children’s mothers // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2, no. 2. P. 1457–1461. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.218
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 24
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 5
Скачиваний PDF
За все время: 5
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Всего
За все время: 29
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 6