Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе

1925

Аннотация

В статье представлены материалы, касающиеся организации образовательного процесса и создания условий для получения образования в вузах студентов с инвалидностью. Особенное внимание уделено вопросам разработки и использования специального учебно-методического обеспечения, предназначенного для той или иной нозологии. Перечислены подходы к созданию и обеспечению студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата печатными и электронными образовательными ресурсами (учебниками, учебными пособиями, дидактическими мате- риалами) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Перечислены условия информированности студентов о способах доступа к содержанию специальных учебно-методических материалов. Авторами статьи подчеркивается необходимость создания единого информационно-образовательного и методического фонда материалов по различным аспектам обучения студентов с инвалидностью. Раскрыты особенности реализации в учебном процессе основных педагогических технологий, в том числе с использованием дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентом. Рассмотрены методики обучения студентов с различными нозологиями, подчеркивается эффективность практикоориентированного характера обучения студентов с инвалидностью.

Общая информация

Ключевые слова: высшее образование студентов с инвалидностью, учебно-методическое сопровождение обучения студента с инвалидностью, технологии обучения студента с инвалидностью

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220108

Для цитаты: Айсмонтас Б.Б., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 60–70. DOI: 10.17759/pse.2017220108

Полный текст

 

Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе

Актуальность проблемы

Обучение студентов с инвалидностью в вузах потребует создания для них необходимых условий, которые обеспечивают равный доступ к высшему образованию и удовлетворение их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) зафиксировано требование общедоступности приема на обучение в вузы студентов с особыми образовательными потребностями. В этой связи вузы используют различные формы организации учебного процесса, адаптируя их под потребности и возможности обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В высшем образовании, как правило, реализуется инклюзивное (включающее) обучение, которое предполагает объединение студентов с инвалидностью и обычных студентов в составе одной группы.

В статье 79 Федерального закона предусмотрена необходимость создания специальных условий при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся. Условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [9].

Требования к составу специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основаны на законах «Об образовании в РФ» и других нормативно-правовых документах [2; 4; 5].

Учебно-методическое сопровождение студентов с инвалидностью в вузе, с одной стороны, регламентируется федеральными законами, федеральными государственными образовательными стандартами, с другой стороны требует конкретизации и более детального рассмотрения. Практика образовательных организаций высшего образования в области обучения лиц с инвалидностью свидетельствует, что образовательный процесс студента с инвалидностью требует глубокой проработки, в особенности содержания его учебно-методического сопровождения.

В Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе касающейся оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн), в п. 6 также имеются указания относительно рекомендаций к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [2].

Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают увеличение нормативного срока обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и констатируют возможность такого увеличения не более чем на один год, по сравнению с нормативным сроком.

Однако в имеющихся документах, касающихся инклюзивного высшего образования, не уточняется целый ряд принципиальных моментов. Остаются нерешенными следующие ключевые вопросы:

-порядок организации совместного обучения студентов с инвалидностью и студентов, не имеющих ограничений по здоровью в одной академической группе;

- механизмы адаптации основной профессиональной образовательной программы для студентов с инвалидностью, в том числе с учетом различных нозологий;

-не уточнены временные нормативы на разные виды учебной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ, что затрудняет расчет педагогической нагрузки преподавателя высшей школы и др.

Следует выделить такие особые образовательные потребности студентов с инвалидностью в вузе как:

- введение специальных учебных модулей (дисциплин), не присутствующих в содержании образования обычных студентов, разработка адаптированных образовательных программ;

-  использование специального учебно­-методического обеспечения, предназначенного для той или иной нозологии;

- использование специфических средств обучения, для более дифференцированного, «пошагового» обучении, чем этого требует обучение обычного студента, индивидуализации обучения;

-  особая пространственная и временная организация информационной образовательной среды.

Важное значение в решении вопросов учебно-методического сопровождения обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ имеет адаптация образовательных программ и образовательных технологий. В Законе «Об образовании в РФ» (2012 г.) содержится положение о том, что профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для их обучения [9]. Следовательно, при разработке и реализации образовательных программ вуз должен обеспечить для студентов с инвалидностью возможность учиться по адаптированным к их индивидуальным особенностям программам. Адаптация содержания программ подготовки базируется в том числе и на введении адаптационных модулей (дисциплин) в факультативную или вариативную часть образовательной программы.

Структура образовательной программы основана на постепенном переходе к модульному формату ее построения. Под модулем образовательной программы понимается структурный элемент образовательной программы, имеющий определенную логическую завершенность по отношению к требуемым результатам освоения образовательной программы в целом (компетенциям).

Следует обратить внимание на то, что студенты с инвалидностью отличаются от остальных наличием специфических особенностей восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний [8]. Кроме того, они должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программами, учебниками, учебными пособиями, материалами для самостоятельной работы и т. д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации [1]. С решением этой непростой задачи сталкивается каждый вуз, в котором обучаются студенты с особыми потребностями [1; 3; 7]. В специальном рассмотрении нуждаются вопросы разработки, комплектования и использования специфического учебно-методического обеспечения, предназначенного для студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, в том числе: специальных адаптированных учебников, учебных пособий, дидактических материалов. Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации, учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику и может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. Учебные пособия ориентированы на практическую сторону усвоения материала (методические рекомендации, обновленный теоретический материал определенной части учебника, презентации, конспекты лекций и пр.) [4].

Так, учебные пособия должны быть ориентированы на максимально возможное удовлетворение особых образовательных потребностей студентов и нацеливать их на готовность вступать в коммуникацию с группой и применять полученные теоретические знания для решения практических задач профессионального и предметно-бытового характера. Специальные дидактические материалы дополняют учебники и учебные пособия и отвечают требованию наглядности, насыщенности иллюстративным и справочным материалом. Дидактическое сопровождение должно быть нацелено на раскрытие всего спектра возможностей студента для успешного выполнения академических задач и формирование соответствующих профессиональных компетенций. Специальные дидактические материалы готовятся для проведения индивидуальных, фронтальных, самостоятельных и проверочных работ, для дополнительных занятий.

Учебные и методические материалы необходимо переводить на электронные носители, обучать студентов пользоваться ими, помогать им в этом [1]. Целесообразно создавать банк обучающих мультимедийных программ и разрабатывать методики их использования, применять методики дистанционного обучения. В учебном процессе рекомендуется использование аудио- и видеовоспроизводящей аппаратуры и мультимедийных материалов. Большая работа требуется для овладения специальными электронными образовательными ресурсами, компенсирующими нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Учебно-методическое обеспечение для студентов с инвалидностью по зрению

Инвалиды по зрению составляют весьма сложную для обучения в вузе категорию студентов. Это наименьшая по численности группа инвалидов, однако именно эта группа имеет наилучшие перспективы успешной профессиональной деятельности.

К специальным учебникам для слепых и слабовидящих можно отнести три вида учебников, каждый из которых предполагает особый способ восприятия информации учебника:

-  учебники в печатной форме, изданные рельефно-точечным шрифтом Брайля, учебная информация из которых воспринимается тактильными анализаторами студентов;

-  учебники в электронной форме, представленные в виде цифровой аудиозаписи форматов mp3 или daisy, которые воспринимаются слуховыми анализаторами студентов;

-  учебники в электронной форме, представленные в электронных форматах хранения текстов: TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML, LaTeX, которые могут восприниматься слуховыми анализаторами при использовании специальных компьютерных программ - синтезаторов речи, тактильными анализаторами, при использовании брайлевских принтеров и дисплеев и специального программного обеспечения невизу­ального доступа к информации и зрительными анализаторами слабовидящих студентов при условии использования специальных тифлотехнических и программных средств для гибкой модификации отображения учебного текста на экране компьютера, подстраиваемой под особенности зрения конкретного студента.

Доступность учебно-методических материалов обеспечивается за счет реализации требований к условиям обеспеченности студентов с проблемным зрением специальными учебниками, к условиям информированности о наличии специальных учебников, пособий и пр. методических материалов, к условиям информированности о способах доступа к содержанию материалов.

Студент сможет воспользоваться учебно­-методическими материалами в том случае, если они есть в вузовской библиотеке, в учебных аудиториях или воспользоваться (при наличии) специализированными изданиями регионального ресурсного центра. Изучение дисциплины с помощью электронного формата представления учебных материалов потребует создания специализированных рабочих мест, оборудованных компьютерами с программами невизуального доступа, брайлевским дисплеем и аудиосистемами. Печать учебника или пособия потребует приобретения брайлевского принтера.

Перечислим основные требования к условиям обеспеченности студентов со зрительными проблемами специальными учебниками.

1. Студенты с инвалидностью по зрению должны быть обеспечены специальными учебниками по каждой изучаемой дисциплине из расчета один учебник на одного студента.

2. Предоставляемый в пользование учебник может быть как в электронной, так и в печатной форме, с учетом степени поражения зрительного анализатора студента и исходя из наличия того или иного вида специального учебника в библиотеке.

3. Требования к срокам издания предоставляемых в пользование студентам специальных учебников полностью соответствуют требованиям обычных учебников для высшей школы.

Основными требованиями к условиям информированности о наличии специальных учебно-методических материалов в доступе являются:

1)  наличие единой базы данных о специальных учебниках, пособиях, дидактических материалах для лиц с глубоким нарушением зрительных функций, имеющихся в распоряжении высших школ региона, публичных библиотек, специализированных библиотек для слепых, созданного регионального ресурсного центра обучения инвалидов или Российской государственной библиотеки для слепых (РГБС);

2) отражение в единой базе данных информации о возможном доступе к специальным учебным материалам: о месте хранения, возможности использования межбиблиотечного абонемента, возможности удаленного доступа к электронным формам учебника, возможных альтернативных формах или форматах учебника, пособия и пр.;

3) обеспечение в единой базе свободного доступа к каталогу специальных учебников и пособий профессорско-преподавательскому составу, обучающему студентов с инвалидностью по зрению, студентам с нарушением зрения и другим заинтересованным лицам.

Выделим требования к условиям информированности о способах доступа к содержанию специальных учебно-методических материалов:

1) оказание консультативной помощи студентам в выборе наиболее адекватной степени деривации их зрительного анализатора формы представления учебника или пособия в личное пользование;

4) информирование студентов о возможных способах организации доступа к содержанию учебных материалов в электронной форме посредством использования специально оборудованных рабочих мест для инвалидов по зрению дома, в библиотеке, учебных аудиториях или созданных региональных ресурсных центрах обучения инвалидов.

В целях поддержания актуальности теоретического материала и организации практической образовательной деятельности незрячих и слабовидящих студентов необходимо предусмотреть мелкотиражное издание учебных пособий, ориентированных на студентов с инвалидностью по зрению на базе вуза или специализированного регионального центра.

Организация работы на семинарских, практических занятиях потребует издания специальных дидактических материалов (сборников задач и упражнений, справочников, карт, таблиц, коллекций предметов и растений, рельефных изображенийи т. д.) [5]. Специализированные дидактические материалы также издаются мелкими тиражами с помощью тиф- лотехнических средств. Специализированное программное обеспечение для подготовки графических объектов к преобразованию в рельефные рисунки обеспечит формирование адекватного осязательно-зрительного образа предмета в рельефном изображении. Выделим основные рекомендации по подготовке и изданию специальных дидактических материалов в виде рельефных изображений (объемных карт, схем, диаграмм, чертежей и пр.) на специальной рельефообразующей бумаге или в виде матричного оттиска на пластиковой пленке:

1)  следует сопровождать рельефное изображение текстовым описанием, пояснением, отражающим суть изображения и способы работы с предлагаемым рельефным изображением;

2) необходимо привлекать специалиста по подготовке к изданию, публикации и тиражированию материалов в виде рельефных изображений;

3)  на каждом рельефном изображении предусматривается ориентир для правильного размещения в пространстве.

Учебно-методическое обеспечение для студентов с инвалидностью с нарушениями слуха

Создание адаптированных учебников для студентов с нарушением слуха не является специфической учебно-методической задачей, поскольку при нарушении исключительно функций восприятия слуха и сохранном интеллекте, как правило, не требуется существенных адаптаций и модификаций содержания данных учебников. Исключение составляют студенты, имеющие в силу разнообразных нарушений дополнительно комплекс возможных проблем, связанных с мелкой моторикой или снижением функций зрительных анализаторов. В таких ситуациях необходимо осуществлять индивидуальный подход к подбору учебников в зависимости от характера выраженности конкретных нарушений развития.

Основным требованием к разработке специальных учебных пособий для лиц с нарушением слуха является наглядность изложения материала, насыщенность иллюстративным и справочным материалом. Не менее важное значение имеет и практико-ориентированный характер заданий и специальных упражнений, направленность на решение различных жизненных ситуаций. Практическая ориентация учебного материала, наличие примеров и заданий позволит применять полученные теоретические знания для решения практических задач профессионального и предметно-бытового характера. Такой подход к разработке учебных пособий позволяет своевременно, системно и качественно решать социальные и коммуникативные проблемы студента.

Важно учитывать наличие у студентов с нарушением слуха сопутствующих речевых нарушений, сложностей с прочтением и усвоением текстового материала. Рекомендуется использовать модульный принцип изложения материала, соблюдать четкую последовательность его изложения, четко и понятно формулировать задания. В результате следует сформировать в вузе банк заданий, контрольных вопросов, вопросов для самопроверки для работы с учебными пособиями.

Работа со специальным дидактическим материалом создает предпосылки для активизации речевой деятельности, накопления разговорного и профессионального словаря, коррекции таких психических процессов, как память, восприятие, мышление, воображение, внимание. Задания и упражнения в дидактических материалах составляются по принципу от простого к сложному, направлены на развитие речевых навыков и коррекцию психических функций. В качестве специальных дидактических материалов следует рассматривать электронную базу жестовых словарей профессиональных терминов.

Учебно-методическое обеспечение для студентов с нарушением опорно­-двигательного аппарата

Создание адаптированных учебников для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата не является специфической учебно­методической задачей, поскольку при нарушении исключительно опорно-двигательных функций и сохранном интеллекте, как правило, не требуется существенных адаптаций и модификаций содержания данных учебников. Исключение составляют студенты, имеющие двигательные патологии в силу разнообразных неврологических нарушений, возможных проблем с мелкой моторикой, снижением функций зрительных и слуховых анализаторов, нарушением интеллектуальной деятельности. В таких ситуациях необходимо осуществлять индивидуальный подход к подбору учебников в зависимости от характера выраженности конкретных нарушений развития.

У студента с двигательными расстройствами возможны проблемы, во-первых, с мелкой моторикой, во-вторых, с наличием сенсорных патологий зрительного или слухового характера.

В случае если у студента наблюдаются проблемы с мелкой моторикой, следует использовать альтернативные формы предоставления учебников в электронном виде, либо печатать их на уплотненной бумаге, которая вызывает меньшие трудности у данной категории учащихся при перелистывании страниц. Целесообразно издание учебников для рассматриваемой категории лиц в твердом переплете, обеспечивающем удобство их использования.

При наличии сенсорных патологий зрительного или слухового характера или интеллектуальных расстройствах необходимо руководствоваться соответствующими методическими требованиями по работе с конкретной нозологической группой.

Необходимо обеспечить каждого студента с двигательными нарушениями индивидуальными учебниками, что позволит частично решить проблему средовой недоступности и трудности посещения библиотек в силу имеющихся у них сложностей с передвижением. Еще одной существенной проблемой, с которой сталкиваются студенты с двигательными расстройствами, становится проблема веса учебников, которые необходимо носить с собой на занятия. Студенту сложно носить с собой тяжелые сумки и портфели. Поэтому желательно разбивать учебный материал на отдельные компоненты и издавать несколько томов учебников или учебных пособий.

Вузам необходимо создавать и пополнять библиотечные фонды различными формами представления учебников, которые ориентированы на удовлетворение особых образовательных потребностей студентов, имеющих как единичные двигательные расстройства, так и сочетанные органические нарушения развития. Следует формировать банк заданий в учебных пособиях из различных форм отчетности, где могут быть одновременно открытые вопросы, тестовые задания, заполнение пропусков в предложениях и т. д.

Необходимо отметить особый вклад факультетов дистанционного обучения и информационных технологий ФГБОУ ВО «МГППУ», где на протяжении длительного времени успешно обучаются студенты с инвалидностью [1; 3; 10]. На базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» создан Ресурсный учебно-методический центр и формируется единая коллекция материалов по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в рамках существующей университетской электронной библиотеки (http://psychlib.ru).

Цель такой работы - формирование единой информационно-методической базы, создание единого информационно-образовательного и методического фонда материалов по различным аспектам обучения детей и молодежи с инвалидностью на всех уровнях образования.

В настоящее время подготовлены: учебно­-методические комплексы в электронной форме, видеокурсы лекций, видеопособия по психодиагностическим, профконсультационным и коррекционно-развивающим методикам, психологическая медиатека, методические материалы по различным аспектам обучения, информационно-справочные материалы, интерактивные тестовые задания, тренажеры для самопроверки и самоконтроля и другие материалы.

Студентам с инвалидностью и ОВЗ, помимо электронных учебных материалов, выдаются учебники и учебные пособия в печатном (бумажном) виде по всем учебным дисциплинам из фондов фундаментальной библиотеки МГППУ.

Для слабовидящих студентов разработана упрощенная навигация. Кроме того, незрячий студент старших курсов курирует других студентов с нарушениями зрения и помогает им овладеть необходимыми техническими средствами, помогающими для освоения учебного материала. Также для студентов с нарушениями зрения создаются аудио-учебники и пособия, отдельно записываются аудио-материалы из ви­деолекций, выкладываются на сайте факультета трансляции очных занятий в аудио формате.

Для незрячих студентов печатаются учебники рельефно-точечным шрифтом Брайля. В настоящее время совместно с Российской государственной библиотекой для слепых подготовлено уже более 10 аудио-учебников на основе учебно-методических комплексов в электронной форме.

Применение учебно-методических материалов в инклюзивном образовании потребует разработки методики их использования, педагогических технологий, дистанционных образовательных технологий, организации профессионального взаимодействия педагогов между собой и педагогов со студентами.

Одним из необходимых компонентов системы сопровождения высшего образования студентов с инвалидностью является методическая работа. Практика обучения студентов с инвалидностью демонстрирует специфические трудности, связанные с их психофизическими особенностями: студенты с инвалидностью, как правило, медленно осваивают новый материал, у них наблюдается малоподвижность, инертность мыслительных процессов, скованность, уход от первоначально найденных способов действия, заметные трудности они испытывают каждый раз при переключении с одной операции на другую. В процессе обучения студентов с инвалидностью преподавателям следует ориентироваться на те позитивные предпосылки, которые у него есть: мотивацию, волю, характер, настойчивость, стремление к сверхкомпен­сации, самосовершенствованию и интеграции.

Приоритетными технологиями обучения студентов с инвалидностью являются: проблемное обучение, проектные методики, концентрированное обучение, модульное обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение, социально-активное, интерактивное обучение, рефлексивное обучение, развитие критического мышления.

Проектная методика, организация совместного выполнения заданий позволит активизировать участие студентов в учебном процессе, в коммуникациях с группой. Обучение студентов с инвалидностью в высшей школе требует личностно ориентированного обучения, что вызывает необходимость разработки индивидуального учебного плана. Личностно ориентированный подход реализуется не только за счет предоставления тьюторской помощи и поддержки, но и за счет обеспечения сту- дентов-инвалидов специальными учебно-методическими материалами по изучаемым дисциплинам. С помощью тьюторов (ассистентов), кураторов и волонтеров организуются дополнительные консультации, контроль и помощь в обеспечении методической литературой, доступа в Интернет.

Личностно ориентированный подход предполагает выполнение следующих условий:

- учет возможностей и образовательных потребностей студента с инвалидностью и ОВЗ;

-  персонализированный характер образовательного процесса для студента с инвалидностью и ОВЗ;

- формирование широкого спектра компе­тенций у студента с инвалидностью и ОВЗ и его социализация;

-  повышение мотивации к обучению у студента с инвалидностью и ОВЗ.

При организации дистанционного обучения студентов с инвалидностью педагогическое взаимодействие будет происходить в особой образовательной среде, которая должна отличаться понятным и дружественным интерфейсом, эффективным педагогическим взаимодействием.

Механизмы взаимодействия в данном случае определяются главным образом спецификой дистанционного обучения, поскольку отсутствует непосредственный очный контакт преподавателя со студентами. В связи с этим определенные требования предъявляются к качеству предоставляемой информации, электронных образовательных ресурсов и организации обратной связи между студентом с преподавателем.

Организация качественного процесса обучения студента с инвалидностью предъявляет особые требования и к организации его самостоятельной работы. Индивидуальные задания для самостоятельной работы студента с инвалидностью могут включать: самостоятельную работу, кейсовый метод, творческие задания, проекты.

Методами контроля будут являться: устный опрос, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, письменная проверка, домашние контрольные работы, практическая проверка, стандартизированный контроль, самоконтроль и взаимопроверка, рецензирование ответа, письменной работы, проекта другого обучающегося, турниры кроссвордов и др.

Помимо указанных, при обучении студентов с инвалидностью могут применяться следующие методы оценивания:

-           выполнение практического задания на экзамене, анализ случая (кейс-стади) на экзамене;

-           анализ портфолио документов, в том числе резюме и/или собеседование по документам;

-           анализ видеозаписи выполнения работ (фрагментов работ) и/или собеседование по работам;

-           защита проекта.

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса по программе высшего образования является практико-ориентированный характер обучения студентов с инвалидностью. Практическая компонента подготовки студентов представлена различными формами, включающими как все виды предусмотренной ФГОС практики, так и практическую составляющую исследовательской работы обучающихся, а также экспериментальную часть курсового и дипломного проектирования.

Практика образовательных организаций высшего образования, имеющих длительный опыт подготовки студентов с инвалидностью, свидетельствует, что включение в образовательные условия высшей школы особого студента требует более или менее длительного периода его адаптации. Это вызвано рядом факторов, например таких, как слабая ориентация в социуме, пробелы в знаниях, дефицит коммуникабельности, снисходительное отношение к себе, завышенные представления о своих возможностях и т. п. Эти факторы обязательно должны учитываться в образовательном процессе и не должны становиться причиной изолированности инвалидов от высшего образования.

Организация образовательного процесса по программам высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья направлена на создание специальных условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса, получение ими профессиональной подготовки и профессионального образования с учетом требований рынка труда и перспектив развития профессий, а также условий для их социальной адаптации и интеграции в общественную инфраструктуру.

Для качественной организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимо решать следующие задачи:

- разработка технологий обучения студенс инвалидностью;
- использование технических средств
обучения в соответствии с нозологией;
- создание системы информационного
обеспечения комплексной профессиональной, социальной и психологической адаптации обучающегося с инвалидностью;
- повышение квалификации педагогических кадров в вопросах, касающихся инклюзивного образования лиц с инвалидностью.


Высшее образование инвалидов должно осуществляться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения лиц с инвалидностью и с использованием специального учебно-методического сопровождения. Только при таком педагогическом подходе к обучению лиц с инвалидностью они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда.


[1] Aismontas Bronius Bronevich, PhD in Pedagogics, Associate Professor, Chair of Pedagogical Psychology, Department of Educational Psychology, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: abronius@yandex.ru

[2]Panyukova Svetlana Valerievna, PhD in Pedagogics, Professor, Head of the Resource and Training Center, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: s.panyukova@mail.ru

[3]Saitgalieva Guzel Gazimovna, PhD in Sociology, Associate Professor, Director of the Academic Center for Support of Regional Resource and Training Centers for the Disabled, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: ggg2910@mail.ru

Литература

  1. Айсмонтас Б. Б. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного    обучения,    дистанционных образовательных технологий: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. 196 с.
  2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для  обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в  образовательных  организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) [Электронный ресурс]      // Информационно-правовой      портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 15.01.2017).
  3. Научно-методическое обеспечение учебного процесса для студентов с нарушениями опорно- двигательного аппарата. М.: МГППУ, факультет информационных технологий. 2015. 266 с.
  4. Письмо Минобразования РФ от 23.09.2002 № 27-55-570/12 «О терминах “учебник” и “учебное пособие”» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=308862#0 (дата обращения: 15.02.2017).
  5. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / Под ред. С.М. Вишняковой. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  6. Разработка требований к составу специальных условий   для    разных    нозологических    групп при  обучении  студентов  с   инвалидностью   в вузах осуществлена в ходе выполнения части I Государственного   контракта   №   05.020.12.0005 от «25» апреля 2016 г. на выполнение работ (оказание услуг) по проекту: «Учебно-методическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов» (Номер конкурса: 2016-01.04-05-020-Ф- 36.002).
  7. Рубцов В. В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. Т. 21. С. 87–93.
  8. Рубцов В. В. Социальная и образовательная инклюзия детей с особыми потребностями: подход научной школы Л.С. Выготского // Психическое здоровье человека ХХI века:  сб. научных  статей по  материалам  Конгресса.  М.:  Издательский  дом «Городец», 2016. С. 75–78.
  9. Федеральный   закон   от   29   декабря   2012   г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://мин- обрнауки.рф/документы/2974    (дата    обращения: 15.02.2017).
  10. Шаяхметова Н. Н. Ишембитова З. Б., Саитгали- ева Г. Г. Профессиональная ориентация и социальная адаптация обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. №  7  (68). С. 152–155.

Информация об авторах

Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры психологии и педагогики факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Член Межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному высшему образованию; член Межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования в России., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3918-2975, e-mail: abronius@yandex.ru

Панюкова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор,, заместитель директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: s.panyukova@mail.ru

Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0216-4167, e-mail: ggg2910@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3061
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1925
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1