Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ

1363

Аннотация

В статье приводятся данные статистического исследования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по образовательным программам высшего образования. Анализируется информация, содержащаяся в статистической форме № ВПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Представлены основные показатели обучения лиц с ограниченными возможностями здоро- вья и инвалидностью, такие как: динамика численности студентов с инвалидностью в вузах, распределение студентов с ОВЗ и инвалидностью по уровням высшего образования и видам заболеваний, по выбранным специальностям, а также приведены данные по регионам. Делается вывод о том, что хотя существующие доступные статистические данные не позволяют провести полное комплексное изучение ситуации в сфере высшего профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, спектр предоставляемой информации, тем не менее, достаточно широк.

Общая информация

Ключевые слова: студенты, ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Рубрика издания: Мониторинги

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220117

Для цитаты: Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 150–160. DOI: 10.17759/pse.2017220117

Фрагмент статьи

В настоящее время доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общей численности студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, невелика и составляет менее 1% обучающихся (0,46%).

Литература

  1. Ельник В. Инвалидность как бизнес [Электронный ресурс] // Российская газета – Федеральный выпуск № 6194 (218). URL: https://rg.ru/2013/09/30/tema.html (дата обращения: 01.03.2017).
  2. Индикаторы образования: 2013: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 280 с.
  3. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 20.10.2016).
  4. Об утверждении статистического инструментария для   организации    Министерством    образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных       организаций.         Приказ Федеральной  службы  государственной  статистики № 471 от  01.09.2016 [Электронный ресурс].  URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b16_27/IssWWW.exe/Stg/d01/pf471_010916necentr_2.do (дата обращения: 20.02.2017).
  5. Разбежкина Ю. Дагестан – республика инвалидов? Почему стать инвалидом выгоднее, чем работать [Электронный ресурс]. URL: http://dislife.ru/articles/ view/27684 (дата обращения: 02.03.2017).
  6. Сведения об инвалидах – студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/#l (дата обращения: 01.03.2017).
  7. Сводные  таблицы  по  форме  №  ВПО-1 (2016) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016/во- 2016 (дата обращения: 02.03.2017).
  8. Сводные  таблицы  по  форме  №  ВПО-1 (2015) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2015/во- 2015 (дата обращения: 02.02.2017).
  9. Сводные таблицы по форме № ВПО-1 (по регионам) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016/во- 2016 (дата обращения: 02.02.2017).
  10. Справка о наличии в образовательных организациях высшего образования условий для получения высшего образования инвалидами [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика (дата обращения: 01.02.2017).

Информация об авторах

Аржаных Елена Владимировна, начальник Отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: arzhanyhev@mgppu.ru