Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников

4155

Аннотация

Статья подготовлена в результате проведения исследования с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ. Представлены результаты разработки опросника Шкалы академической мотивации школьников и учащихся колледжей (ШАМ-Ш) на основе предложенного ранее Т.О.Гордеевой, О.А.Сычевым и Е.Н.Осиным опросника для студентов.Теоретической основой методики выступают положения теории самодетерминации о внутренней и внешней мотивации деятельности и их источниках.С помощью конфирматорного факторного анализа подтверждается структура опросника из 8 шкал, характеризующих три тесно взаимосвязанных типа внутренней учебной мотивации (мотивы познания, достижения, саморазвития), четыре характерных типа внешней учебной мотивации (два типа экстернальной регуляции, интроецированная регуляция, мотивы самоуважения) и амотивацию.Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью (0,72 < α < 0,90) и демонстрируют ожидаемые связи с показателями успешности учебной деятельности, настойчивости в учебе и психологического благополучия.С учетом выявленных гендерных различий мотивации представлены нормативные данные для юношей и девушек.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика учебной мотивации, валидность, надежность, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, академические достижения, школьники

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220206

Для цитаты: Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 65–74. DOI: 10.17759/pse.2017220206

Литература

  1. Гижицкий В.В., Гордеева Т.О., Гавриченкова Т.К. Разработка опросника учебной настойчивости и постоянства учебных интересов // Современная психодиагностика России.Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции по психологической диагностике.Челябинск, Издательский центр ЮУрГУ, 2015.Т.1.С.66–74.
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения.М.: Смысл, 2015.336 с.
  3. Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал.2016.Т.7.№ 2.С.57–68.
  4. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии.2013.№ 1.С.35–45.
  5. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал.2014.Т.35.№ 4.С.96–107.
  6. Application of Exploratory Structural Equation Modeling to Evaluate the Academic Motivation Scale / Guay, A.J.S. Morin, D. Litalien, P. Valois, R.J. Vallerand // The Journal of Experimental Education.2015.Vol. 83(1).P. 51–82.doi: 10.1080/00220973.2013.876231.
  7. Assor A., Vansteenkiste M., Kaplan A. Identified versus introjected approach and introjected avoidance motivations in school and in sports: The limited benefits of self-worth strivings // Journal of Educational Psychology.2009.Vol. 101(2).P. 482.doi: 10.1037/a0014236.
  8. Autonomous, controlled, and amotivated types of academic motivation: A person-oriented analysis / F. Ratelle, F. Guay, R.J. Vallerand, S. Larose, C. Senécal // Journal of Educational Psychology.2007.Vol. 99(4).P. 734–746.doi: 10.1037/0022-0663.99.4.734.
  9. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior.New York: Plenum, 1985.371 p.
  10. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children // Psychological Assessment.1994.Vol.6.№ 2.P. 149–158.doi: 10.1037/1040-3590.6.2.149.
  11. Ryan R.M., Connell J.P. Perceived locus of causality and internalization: Examining reasons for acting in two domains // Journal of Personality and Social Psychology.1989.Vol.57.P.749–761.doi: 10.1037/0022-3514.57.5.749.
  12. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions // Contemporary Educational Psychology.2000.Vol.25.№ P.54-67.doi: 10.1006/ ceps.1999.1020.
  13. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic and amotivation in education / Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Vallieres E.F. // Educational and Psychological Measurement.1992.Vol.52.P.1003-1017.doi: 10.1177/0013164492052004025.

Информация об авторах

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3900-8678, e-mail: tamgordeeva@gmail.com

Сычев Олег Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник , ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916, e-mail: osn1@mail.ru

Гижицкий Виктор Владимирович, кандидат психологических наук, ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы, ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова (ФГАОУ ВО Первый МГМУ), Москва, Россия, e-mail: viktor.gizhitsky@yandex.ru

Гавриченкова Тамара Карэновна, педагог-психолог, ГАОУ ВПО МИОО (СОШ № 179 МИОО), психолог, ГБОУ Центр педагогического мастерства, Москва, Россия, e-mail: tamara.gavrichenkova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 6740
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 53

Скачиваний

Всего: 4155
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 23