Особенности проявления креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте

1354

Аннотация

Приводят данные эмпирического исследования по выявлению особенностей проявления креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте, в котором приняли участие 68 студентов Астраханского государственного университета пяти факультетов: психологии, геолого-географического, исторического, бизнеса и экономики, физико- технического.Использовался пакет методик и методы статистической обработки результатов.Приведены результаты, иллюстрирующие особенности возникновения внутреннего ролевого конфликта у юношей и девушек.Установлены достоверные различия в таких показателях креативности, как «любознательность», «воображение», «склонность к риску» у юношей и девушек.Выявлено, что у девушек креативность выше, чем у юношей, независимо от типа локуса ролевого конфликта, а также у людей с интернальным типом локуса ролевого конфликта креативность проявляется в большей степени, чем у лиц с экстернальным типом

Общая информация

Ключевые слова: креативность, ролевой конфликт, интернальный тип локуса контроля, экстернальный тип локуса контроля, склонность к риску, любознательность, воображение, юношеский возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: персоналии

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220205

Для цитаты: Халифаева О.А. Особенности проявления креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 54–64. DOI: 10.17759/pse.2017220205

Полный текст

 

введение

Современная жизнь в социуме - это постоянное взаимодействие, но к тому же это еще и столкновение идей, взглядов, мнений, позиций, в результате чего происходят межличностные и межгрупповые конфликты . Каждый человек уникален и имеет свои представления о мире и о том, как нужно жить . Зачастую важным фактором в возникновении всех конфликтов является конфликт с самим собой . Одним из видов такого внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, который заключается в возникновении у личности необходимости одновременного выполнения своих разных ролей . В большинстве случаев они противоречат друг другу, и человек стоит перед выбором между ними . и тут необходимо выделить то, как ведут себя в конфликте люди: кто-то действует ригидно, консервативно, принимая решения привычным для них способом, а кто-то в ситуации неопределенности проявляет креативность, находит в ней новые идеи и альтернативы . Важно понять, каким образом креативность может проявляться в ситуации выбора той или иной роли исследования ролевых конфликтов ведутся с разных позиций . В трудах О . A . Гаврили- цы, Е . Е . Корнеевой изучались ролевые конфликты работающих женщин; А.А. Голова­чев исследовал ролевой конфликт мужчин, занятых на военной службе; В . О . Жданов, Н . В . Кулагина, О . В . Марфин - внутриличност- ный гендерный конфликт профессиональной роли; Ю . В . Двойникова - внутриличност- ный конфликт семейной роли; Л . Н . Ожигова - конфликт совмещения женщиной профессиональной и гендерной роли; Н . В . Чепалова, Н . И . Повякель, Е . Ф . Зеер, Е . Е . Симанюк, С . Б . Кузикова, Т. Ю . Левченко внутриличностный конфликт изучают в связи с проблемами профессионального становления личности

В результате большинство ученых- психологов называют противоречия между несовместимыми мотивами, целями, потребностями или другими мотивационными образованиями личности важнейшим фактором, который лежит в основе внутриличностного конфликта [12, с . 56] .

Наряду с этим не менее важным остается рассмотрение понятия ролевого конфликта .

Андреева Г. М . под понятием «ролевой конфликт» предполагает ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, в результате оказывается не в состоянии выполнить предъявляемые ролью требования [1] . Ерина С . И . определяет ролевой конфликт как состояние, развивающееся у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнителю [4] . Гришина Н . В . понимает ролевой конфликт как вид внутриличност- ного, т е противоречивую проблему, затрагивающую деятельностную сферу Поэтому она дает определение внутриличностному конфликту, которое тождественно определению ролевого конфликта Внутриличностный конфликт, по Гришиной, определяется как противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление [3] .

По мнению Рубцовой О . В . , в основе внутреннего ролевого конфликта лежат объективные противоречия, которые можно интерпретировать как столкновение личностного и социального, субъективного и объективного, воображаемого и действительного [11, с . 10] .

Локус ролевого конфликта, по Горностаю П П , - это интегральная характеристика личности, которая определяет не только доминирующую стратегию поведения человека в условиях ролевого конфликта, но и базовую тенденцию ролевого развития личности [2] .

Итак, в результате анализа понятия «ролевой конфликт» можно сказать, что это противоборство различного набора ролей, выполняемых человеком (семейных, профессиональных) . В процессе социализации человек осваивает все новые роли, в рамках которых есть свои функции и обязанности И важно, чтобы они находились в балансе с его личными интересами, установками и ценностями . Но при этом возникает вопрос, как личность, находясь в ситуации ролевого конфликта, пытается его разрешить, какие качества и свойства проявляет . На наш взгляд, именно креативность является тем интегральным свойством личности, которое способствует снятию противоречий между ролями за счет использования новых идей и оригинальности их исполнения

Актуальность проблемы развития исследований креативности с каждым годом растет . 2009-й был провозглашен в Европе годом креативности и инноваций [7] . На настоящий момент эта тематика за рубежом остается одной из самых востребованных Если в 1998-2008 гг . в библиографической базе EBSCO было обнаружено около 400 публикаций, то уже с 2010 по 2015 г . на платформе Web of Science присутствует более 500 научных статей, посвященных исследованию различных аспектов креативности в психологической науке [8, с . 8] .

в исследованиях креативности можно выделить три основных направления . Одно из них включает главным образом анализ продуктов творчества . Другое объединяет исследования особенностей творческих личностей по сравнению с обычными («нетворческими») людьми . Его предлагается условно разделить на четыре области: изучение черт и мотивов творческих личностей, особенностей творческого «Я», креативности в контексте само­актуализации, а также психопатологические или близкие к ним исследования . Третье направление развивает когнитивные представления о креативности и в том числе о проявлениях креативности как показателя одаренности в детском и юношеском возрасте . в русле двух последних направлений наряду с описательным и экспериментальным методами широко используется и психодиагностический метод, позволяющий выявить и измерить некоторые личностные и когнитивные характеристики индивидуума, связанные с креативностью [14, с . 34] .

теоретический анализ понятия «ролевой конфликт» и подходов в изучении креатив­ности позволил нам сделать предположение о наличии взаимосвязи между проявлением креативности и локусом ролевого конфликта в юношеском возрасте

Многие исследования ученых отмечают, что юношеский возраст является сензитив- ным периодом развития креативности . Анализируя юношеский возраст, можно сказать, что это пора, когда человек предстает перед различными жизненными выборами, ориентациями направленности своей личности, т. е . именно в этот период большая вероятность возникновения ролевых конфликтов [10] .

Подходящей, благоприятной порой для выработки креативной жизненной позиции является именно студенческая среда. Эта микро­среда всегда насыщена массой новых и интересных идей . Развиваясь в этой среде и принимая активное участие в различных студенческих мероприятиях, человек при этом взаимодействует с другими людьми, у которых могут быть противоположные взгляды, мнения, ценности, установки . В этих ситуациях студент учится видеть другие взгляды, принимать их, при этом он сам социализируется, укрепляет свою жизненную позицию, свою идентичность такое усовершенствование себя способствует развитию креативного взгляда на ролевой конфликт, возникающий в этом возрасте, а значит, и развитию способности находить новые решения при нем, порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления в ситуации ролевой напряженности Поэтому мы предполагаем, что очень важным является организация исследования по выявлению креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте В 2009 г . Ериной С . И . , Лисовенко Б . С . было организовано исследование на выявление связи между личностной креативностью, парадоксальностью и ролевым конфликтом у менеджеров разного уровня в результате было выявлено, что между парадоксальностью и показателями отдельных видов креативности (вербальной, невербальной и личностной) отсутствует прямая связь с уровнем выраженности ролевого конфликта [4, с . 114] .

Методика исследования

Цель исследования - выявление особенностей проявления креативности у юношей и девушек в ситуации ролевого конфликта

Гипотеза исследования заключается в том, что существует взаимосвязь между проявлением креативности у экстернального и интернального типов локуса ролевого конфликта и биологическим полом в юношеском возрасте

для достижения поставленной цели и проверки гипотезы использовались эмпирические методы: опросник «Шкала локуса ролевого конфликта» (П П горностай), «определение социальной креативности личности» (А. В . Батаршев), «Диагностика личностной креативности» (Е Е туник), математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление дескриптивных статистик (средние арифметические значения), критерий Колмогорова - Смирнова для одной выборки, критерий ливиня, однофак­торный дисперсионный анализ для независи­
мых выборок, критерий Стьюдента для независимых выборок Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Исследование проводилось в несколько этапов

На первом этапе был определен диагностический инструментарий и выбраны респонденты Базой исследования выступил Астраханский государственный университет В исследовании приняли участие 68 студентов в возрасте от 19 до 25 лет пяти факультетов: психологии, геолого-географического, исторического, бизнеса и экономики, физико­технического на втором этапе был проведен количественный и качественный анализ результатов с выявлением статистической значимости, разработка рекомендаций для ситуации ролевого конфликта

результаты исследования обсуждение

Согласно данным, полученным по методике «Шкала локуса ролевого конфликта», было выявлено, что преобладающим типом ролевого локуса контроля у юношей и у девушек является экстернальный тип, 41 и 35% соответственно как показано на рис 1, ин- тернальный тип у юношей составил 27%, а у девушек - 24% . Промежуточный тип выявлен и у юношей, и у девушек в равном процентном соотношении - 38%

По результатам диагностики по методике «Социальная креативность» было выявлено, что социальная креативность у интернального типа выше, чем у экстернального . То есть можно предположить, что в нестандартных ситуациях или конфликтах испытуемые из данной выборки с интернальным локусом ролевого конфликта склонны более креативно мыслить, чем испытуемые с экстернальным локусом ролевого конфликта

Рассмотрим показатели социальной креа­тивности внутри каждого из типов локуса ролевого конфликта в зависимости от пола респондентов . На рис. 2 представлены показатели ин- тернального и экстернального типов локуса ролевого конфликта у юношей и девушек . Девушки обоих типов имеют выше среднего уровень развития социальной креативности по сравнению с юношами, при этом показатели креатив­ности интернального типа у девушек выше, что составляет 115 баллов, а девушек экстерналь­ного типа соответственно 107 баллов . У юношей показатели развития социальной креатив­ности составляют ниже среднего, что выражается в баллах у интернального типа (104 балла), а у экстернального - 94 балла . Мы можем предположить, что в нестандартных ситуациях жизнедеятельности люди с интернальным типом локуса ролевого конфликта чаще находят выход из ситуаций неопределенности и конфликтности, применяя креативные идеи и решения .


После анализа результатов диагностики по методике «личностная креативность» было выявлено также, что у интернального типа превалируют показатели личностной креативности по сравнению с экстернальным типом . на рис . 3 представлены средние значения по данной методике, у интернального типа локуса ролевого конфликта личностная креативность составляет 52,3 балла, а у экстернального типа - 49,4 балла . Следовательно, есть основания предполагать, что люди из данной выборки с интер- нальным типом лучше справляются с конфликтами, оперируя в них своей креативностью с большей пользой, чем люди с экстернальным типом локуса ролевого конфликта

На рис . 4 мы наблюдаем показатели кре­ативности по параметрам «склонность к риску», «любознательность», «сложность», «воображение» у интернального и экстерналь­ного типов локуса ролевого конфликта . В результате по фактору креативности «склонность к риску» у интернального типа среднее значение составило 13,9 балла, а у экстер­нального - 14 баллов . По фактору «любознательность» интернальный тип имеет средние значения, равные 12 баллам, а экстернальный тип - 13 баллам . По фактору «сложность», наоборот, экстернальный тип имеет средние значения 13 баллов, а интернальный - 12 баллов По фактору креативности «воображение» средние значения экстернального типа локуса контроля составили 10,4 балла, а у интерналь­ного - 10,8 балла . По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что интерналь- ный тип по показателям «сложность» и «воображение» имеет более высокий балл, хотя и на незначительную сумму, чем экстерналь- ный . А экстернальный тип имеет более высокий балл в показателях «склонность к риску» и «любознательность». Таким образом, склонность к риску и любознательность проявляются в ситуации ролевого конфликта лучше у экстернального типа, сложность и воображение - у интернального типа
 


теперь рассмотрим проявление креатив­ности внутри каждого типа в зависимости от половых различий (рис . 5) . Начнем с юношей и девушек интернального типа локуса ролевого конфликта . Результаты средних значений по факторам креативности оказались следующие: склонность к риску у юношей составила 13 баллов, у девушек - 15 баллов, любознательность у юношей - 8 баллов, у девушек - 15 баллов, сложность у юношей - 12 баллов, у девушек - 13 баллов, воображение у юношей - 9 баллов, у девушек - 12 баллов . Можно сделать вывод о том, что по всем факторам креативности девушки имеют преимущество над юношами . То есть в ролевом конфликте девушки интернального типа из данной выборки более склонны к риску, способны проявлять воображение и любознательность в большей мере, а также проявляют больший интерес к чему-то сложному Показатели «склонность к риску», «любознательность», «сложность», «воображение» по методике «Личностная креативность» проявляются у юношей и девушек экстерналь- ного типа локуса ролевого конфликта На гистограмме (рис 6) можно увидеть результаты средних значений по факторам креатив­ности у юношей и девушек экстернального типа Склонность к риску у юношей составила 14 баллов, у девушек - 15 баллов, любознательность у юношей - 11 баллов, у девушек - 16 баллов, сложность у юношей - 12 баллов, у девушек - 12 баллов, воображение у юношей - 10 баллов у девушек - 11 баллов . Таким образом, девушки с экстернальным типом превалируют в значениях по среднему баллу во всех показателях юношей этого же типа Поэтому мы предполагаем, что в ситуации ролевого конфликта девушки более любознательны, склонны к риску и обладают более богатым воображением Тем не менее можно предположить, что юноши, как и девушки данного типа, проявляют интерес к чему-то сложному, вещам, идеям, склонны в равной степени ставить перед собой трудные задачи, что-то изучать без посторонней помощи
 

 

Таким образом, проанализировав в целом личностную креативность у типов локу- са ролевого конфликта, а также внутри каждого типа в зависимости от пола и показателей данной методики, можно сделать выводы, что в данной выборке испытуемых интер- нальные юноши (52,9 балла) и девушки (51,6 балла) обладают более высокой личностной креативностью, чем юноши (47 балла) и девушки (51,2 балла) экстернального типа . Самый низкий уровень личностной креативно­сти выявлен у юношей экстернального типа, а самый высокий - у девушек интернального типа . Из этого мы можем предположить, что и юноши и девушки интернального типа более склонны проявлять нестандартное поведение, прибегать к креативности в ролевом конфликте по сравнению с юношами и девушками экстернального типа локуса ролевого конфликта

С помощью критерия колмогорова - Смирнова для одной выборки мы проверили нормальность распределения количественных переменных (табл 1) Распределение всех переменных соответствует нормальному закону

 

Таблица 1

Проверка нормальности распределения

переменные

значение критерия

уровень значимости

Социальная креативность

0,883

0,417

Склонность к риску

1,020

0,249

Любознательность

1,090

0,186

Сложность

1,313

0,064

Воображение

0,920

0,366

Личностная креативность

0,940

0,340

Локус ролевого конфликта

0,906

0,384

 

Критерий Ливиня позволил нам про- симости от локуса ролевого конфликта верить гомогенность дисперсий в зави- (табл . 2) .

таблица 2

Проверка однородности дисперсий 

переменные

значение критерия

уровень значимости

Социальная креативность

0,767

0,468

Склонность к риску

0,073

0,930

Любознательность

0,062

0,940

Сложность

0,885

0,417

Воображение

0,081

0,922

Личностная креативность

0,664

0,518

 Далее для оценки достоверности различий в показателях креативности в зависимости от локуса ролевого конфликта мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок. Наблюдается тенденция к достоверным различиям для переменной «социальная креативность» (табл. 3).

таблица 3

Оценка достоверности различий в показателях в зависимости от локуса ролевого конфликта

Переменные

Значение критерия

Уровень значимости

Социальная креативность

3,032

0,055

Склонность к риску

0,092

0,912

Любознательность

0,800

0,454

Сложность

0,292

0,748

Воображение

0,124

0,883

Личностная креативность

0,288

0,751

С помощью критерия Стьюдента для независимых выборок мы оценили достоверность различий в показателях между юношами и девушками В результате в группе респондентов с интернальным типом ролевого конфликта были выявлены достоверные различия для переменной «любознательность» (t = -2,568; р = 0,030) . Аналогично в группе респондентов с экстернальным типом ролевого конфликта мы сравнили юношей и девушек, в результате были выявлены достоверные различия для переменных «воображение» (t = -2,372; р = 0,026), «склонность к риску».

Таким образом, в результате проведенного нами исследования установлено, что кре­ативность у юношей и девушек различного типа локуса ролевого конфликта проявляется по-разному девушки более креатив­ны, чем юноши А также выявлено, что у девушек и юношей интернального типа креатив­ность проявляется в ситуации ролевого конфликта сильнее, чем у юношей и девушек экстернального типа Люди в ролевом конфликте прибегают к креативному мышлению по-разному - в зависимости от того, какой у них тип локуса ролевого конфликта

Итоги

В исследовании по выявлению взаимосвязи креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте среди обследуемых оказалось больше человек с экстернальным типом локуса ролевого конфликта . При этом юношей с экстернальным типом меньше, чем девушек данного типа, а с интернальным типом юношей больше, чем девушек данного типа .

У юношей и девушек интернального типа социальная креативность выше, чем у юношей и девушек экстернального типа . Также было выявлено, что девушки экстерналь- ного типа обладают социальной креативно­стью выше в показателе «любознательность», чем юноши интернального типа Тем не менее люди интернального типа способны более творчески подходить к решению сложных социальных проблем и задач, они ориентированы на поисково-потребностную деятельность для развития себя как личности, приобретения опыта, вследствие чего лучше адаптируются в ситуации ролевой неопределенности, могут четко осознавать и дифференцировать свои значимые и второстепенные роли

Практически по всем четырем шкалам личностной креативности (склонность к риску, любознательность, сложность, воображение) девушки имеют показатели выше по сравнению с юношами независимо от типа ролевого конфликта . Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что девушки чаще ставят перед собой высокие цели, а также пытаются их осуществить (показатель «склонность к риску») . Они будут постоянно искать новые пути (способы) мышления, разные возможности решения задач (показатель «любознательность») . Девушки больше ориентируются на познание сложных явлений, любят ставить перед собой трудные задачи; проявляют настойчивость в достижении своей цели (показатель «сложность») . Они способны в большей степени придумывать новые, оригинальные решения, представлять их, обдумывать (показатель «воображение») .

Были установлены достоверные статистические различия у юношей и девушек в таких показателях креативности, как «любознательность», «воображение» и «склонность к риску» Люди с различным типом локуса ролевого конфликта склонны с разной степенью успешности использовать креативность как ресурс для разрешения ролевого конфликта

Полученные данные позволили нам разработать ряд рекомендаций по оптимизации действий при решении ролевого конфликта в юношеском возрасте

Заключение

Исходя из полученных результатов, мы предлагаем рекомендации по оптимизации действий, которые помогут более успешно справиться с определением значимых ролей для предотвращения ролевых конфликтов, а также правильного поведения в них

•           «Рационализация ролей». Один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации Отчетливо необходимо идентифицировать и отделять роли друг от друга

•           «Разделение ролей» . «Гардероб» ролевых причин, который позволяет надевать то одну, то другую из них в зависимости от ситуации, что способствует снижению ролевой напряженности путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли .

• «Разрушение ситуации» . Уйти из группы, изменить социальное окружение и т . д . «Начать новую жизнь», следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя), расширить сферу увлечений и хобби

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.М.: Эксмо, 2011.551 с.
  2. Горностай П.П. Измерение локуса ролевого конфликта // Психологическая диагностика.2004.№ 3.С.88–95.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта: Учебник для вузов.2-е изд.СПб: Питер, 2008.544 с.
  4. Ерина С.И., Лисовенко Б.С. Об особенностях проявления креативности в ситуации ролевого конфликта // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова.Серия: Педагогика.Психология.Социальная работа.Ювенология.Социокинетика.2009.Т. 15.№ 3.С. 114–118.
  5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.СПб: Питер Ком, 2009.448 с.
  6. Карабанова О.А. Возрастная психология.Лекции.М.: МГУ, 2011.236 с.
  7. Мороз В.В. Креативность преподавателя как условие развития креативности студентов университета // Перспективы науки.2015.№ 1 (64).С.31–34.
  8. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально- психологический аспект // Социальная психология и общество.2015.Т.6.№ 2.С.8–21.
  9. Николаева Е.И. Психология детского творчества.СПб: Питер, 2009.240 с.
  10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.СПб: Питер, 2000.812 с.
  11. Рубцова О.В. Ролевая идентичность как интегральная характеристика социальной ситуации развития подростка // Психологическая наука и образование.2011.№ 5.С.5–13.
  12. Султанова И.В., Султанов А.В. Проблема внутриличностного конфликта в трудах отечественных психологов // Материалы международной научно-практической конференции «Концепция устойчивого развития науки третьего тысячелетия» (Санкт-Петербург, 14 мая – 15 июля 2016 г.).СПб: Изд-во КультИнфорПресс, 2016.С. 52–56.
  13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.362 с.
  14. Халифаева О.А. Психология творчества: учебно-методическое пособие.Астрахань: Изд.дом «Астраханский ун-т», 2009.65 с.
  15. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций: учебно-методическое пособие.М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007.157 с.

Информация об авторах

Халифаева Ольга Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет (ФГБОУ ВО АГУ), Астрахань, Россия, e-mail: olha78@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2283
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1354
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0