Концептуальные подходы к проектированию ключевых направлений организации обучения лиц с нарушением слуха по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»

545

Аннотация

Авторами изложены концептуальные подходы к интеграции учебного и реабилитационного процессов в вузовском техническом образовании, развитию специальной технологической базы обучения инвалидов по слуху в системе непрерывного интегрированного высшего образования, организационной деятельности технического вуза по реализации специальных образовательных программ для данной категории инвалидов.Указанные области проектирования рассматриваются как ключевые направления организации обучения лиц с нарушением слуха по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Общая информация

Ключевые слова: инвалид , индивидуальная программа реабилитации или абилитации, инклюзивная среда, интеграция учебного и реабилитационного процессов, электронная информационно-образовательная среда вуза

Рубрика издания: Инклюзивное образование

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220208

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного контракта № 05.Р03.11.0001 от 17 августа 2016 г.

Для цитаты: Станевский А.Г., Храпылина Л.П. Концептуальные подходы к проектированию ключевых направлений организации обучения лиц с нарушением слуха по программам бакалавриата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 87–96. DOI: 10.17759/pse.2017220208

Полный текст

 
 

Концептуальные подходы к интеграции учебного и реабилитационного процессов в вузовском техническом образовании

Необходимость включения реабилитационных мероприятий в учебно-образовательный процесс технического вуза определяется положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Особое место отводится индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА). ИПРА рассматривается как комплекс оптимальных для инвалидов реабилитационных мероприятий, представляющих собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, образовательных и социально-экономических акций.

Система вузовского образования инвалидов по слуху призвана комплексно решать следующие задачи:

-           реализацию образовательных профессиональных программ, что с точки зрения социальной защиты инвалидов можно рассматривать как процесс их профессиональной реабилитации через профессиональное образование;

-           реализацию собственно реабилитационных мероприятий как создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в области образования и трудовой деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Для координации действий по решению указанных задач необходимо создание базы данных значимых параметров студентов с инвалидностью как субъектов образовательно­реабилитационного процесса - своеобразных «паспортов/портфолио», позволяющих формировать оптимальную индивидуальную образовательно-реабилитационную траекторию студента - инвалида по слуху в инклю­зивном образовательном пространстве технического вуза, оценивать ее эффективность и планировать ее ресурсное обеспечение.

Для формирования образовательно­реабилитационного процесса в рамках системы непрерывного интегрированного профессионального образования инвалидов по слуху

требуют решения следующие вопросы:

-           включение студентов с инвалидностью в активную образовательно-реабилитационную деятельность;

-           наличие интеллектуальной составляющей среды вуза как области профессиональной деятельности;

-           ротация субъектов педагогического, реабилитационного и научного процессов;

-           достижение консенсуса интересов личности в удовлетворении ее профессиональных, культурных, нравственных и реабилитационных амбиций, вуза - в возможностях предоставления условий для их реализации и общества - в реализации эффективной социальной политики в отношении инвалидов и подготовки высококвалифицированных специалистов-профессионалов из их числа.

Интеграция учебного и реабилитационного процессов позволяет изменить отношение студентов-инвалидов к образовательным и реабилитационным услугам, делая их активными, сознательными и квалифицированными субъектами образования, способными творчески применять специальные знания и методы для продуктивной деятельности, направленной на снятие (уменьшение) ограничений в образовательной, профессиональной и иных сферах жизнедеятельности.

•           Механизм интеграции включает следующие технолонормативно-правовые, реализующиеся через регулирование, предусматривающее приведение в соответствие действующего законодательства и нормативных актов образовательных организаций;

•           организационно-управленческие, предусматривающие изменение организационной структуры и штатного расписания образовательной организации, создание условий для обеспечения доступности объектов и образовательных услуг, а также внешнюю кооперацию для выстраивания непрерывной системы «школа - вуз - профессиональная деятельность»;

•           учебно-методические, предусматривающие наличие у образовательной организации компетенций по адаптации реализуемых ими образовательных программ (ОПОП) с учетом потребностей инвалидов, а также разработку необходимых универсальных комплектов учебной и методической литературы для студентов- инвалидов и сотрудников организации;

•           информационные, ориентированные на создание развитой информационной инфраструктуры, направленной на индивидуальное социально-психологическое сопровождение инвалидов по слуху, включая создание порталов, внедрение информационных систем, проведение профильных мероприятий;

•           финансово-экономические, обеспечивающие финансовые и материальные гарантии путем утверждения статей в бюджетах федерального и регионального уровней в соответствии с повышенными нормативами по­душевого финансирования.

Обратим внимание на некоторые особенности организации инклюзивного обучения лиц с нарушением слуха:

•           необходимость подготовки их к постепенной интеграции в общие группы из отдельных групп для инвалидов или учащихся с ограниченными возможностями здоровья на первых курсах, формируемых в соответствии с действующими для таких учащихся особыми нормативами, учитывающими повышенную трудоемкость освоения дисциплин учебного плана в рамках адаптированных образовательных программ;

•           организацию индивидуального обучения и прохождения дополнительной подготовки учащихся из числа инвалидов по слуху в специальных, ресурсных центрах в силу ярко выраженных особенностей их развития (в частности, для одаренных учащихся);

•           создание специализированных структурных подразделений для координации деятельности университета по разработке и реализации адаптированных ОПОП, а также программ социально-психологического сопровождения и улучшению материально-технической базы организаций, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Концептуальные подходы к проектированию информационного пространства высшего образования инвалидов по слуху

Информационное пространство - естественная или искусственно созданная среда, подстроенная под индивидуальные особенности объекта к восприятию, посредством которой осуществляется передача знаний, фактических данных и зависимостей между ними. Отсутствие, неполнота или искажение информации приводят к трансформации действительности, замедлению темпов развития на различных уровнях. Создание искусственных учебных информационных пространств в учебном процессе направлено на усиление активности обучающихся [2]. Для инвалидов по слуху это можно реализовать с помощью современных мультимедийных аппаратных комплексов, программных продуктов и специальных сурдотехнических средств.

При формировании универсального информационного образовательного пространства и организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху в условиях инклюзивного обучения необходимо обеспечить следующие условия:

-           здоровьесбережение и безопасность жизнедеятельности (исключение рисков, реализация которых вызывает усугубление инва- лидизирующих факторов);

-           доступность и соответствующую возможностям обучающихся трудоемкость освоения программы;

-           применение гибридных технологий, системную интеграцию технологий доступности, ассистивных технологий и универсального дизайна.

Наибольшие надежды в мировой практике в сфере инженерного образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, а также с использованием систем распознавания речи, разработкой и внедрением систем текстового сопровождения речи преподавателя в реальном масштабе времени, интерактивными мультимедиапрезента­циями, максимальным озвучиванием образовательного процесса и т. п. Такие информационные технологии становятся активным инструментом в образовательной среде [3; 4].

Целенаправленное озвучивание учебного процесса вместе с активным (обязательным) использованием слуховых аппаратов, им- плантов и других вспомогательных реабилитационных устройств индивидуального и группового назначения нового поколения (цифровая и программируемая техника) в совокупности с широким набором традиционных муль­тимедиасредств также имеют хорошие перспективы. Созданный в МГТУ им. Н.Э. Бау­мана программно-аппаратный комплекс для специализированных аудиторий и мобильные комплексы, широко используемые в практике интегрированного обучения, показывают высокую эффективность [1].

С другой стороны, визуализации и озвучивания, очевидно, недостаточно для обеспечения качества образования лиц с нарушенным слухом. Остановимся на возможностях и особенностях современного информационного пространства, появляющихся благодаря развитию информационно-коммуникационных и ассистивных технологий во всем мире.

Для современного информационного пространства становится характерно наличие интеллектуальной составляющей технических средств обучения (ТСО) и технических средств реабилитации (ТСР). Бурное развитие технологий и появление современных устройств, снижающих трудоемкость обучения для людей с инвалидностью, органично вписываются в общий курс на информатизацию образования. Последняя выражается в разработке и применении новых методик, организационных форм обучения, во внедрении более эффективных механизмов управления системой образования, интеллектуализацией деятельности обучаемого и обучающего, применении комплексных методик контроля и оценки уровня знаний и пр.

За счет повышения эффективности разработок и применения информационных технологий в инклюзивном образовании в целом достигается адресность и индивидуализация образовательных услуг для людей с инвалидностью, что, в свою очередь, обеспечивает достижение ими необходимых показателей функционирования и развития как студентов и будущих специалистов. Это обусловливает необходимость учета индивидуальных особенностей и ограничений функций жизнедеятельности объекта образовательной деятельности и требует индивидуализированного характера образования, который учитывает возможности и способности каждого обучаемого, помогая его самореализации и саморазвитию.

Происходит интеграция ТСР в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) вуза. Современный образовательный контент, разрабатываемый по принципам универсального дизайна, должен естественным образом предусматривать совместимость с используемыми в учебном процессе ТСО и ТСР. Для студентов с нарушенным слухом появляются интерактивные тренажеры слухоречевого развития, восстанавливающие остаточный слух путем увеличения ассоциативных связей между слуховыми и иными анализаторами (визуальные, тактильные и другие рецепторы).

Электронное обучение (e-learning), которое набирает все большую популярность в мире, не только снимает физические барьеры между обучаемым с инвалидностью и учебным заведением, но и позволяет «переместиться» в лабораторный комплекс или на производственную площадку, организовать совместные с зарубежными коллегами учебные занятия и пр. Причем реализация удаленного подключения к учебному процессу возможна не только через уже ставшие привычными системы для проведения вебинаров, телеконференции, IP-телефонию, но и, например, с помощью роботов телеприсутствия, которые позволяют студенту удаленно взаимодействовать с окружающими (перемещаться в пространстве, коммуницировать с другими участниками учебного процесса). Несмотря на большие надежды, практика показывает, что дистанционное образование так и не вытеснило классическое, вместо этого набирает популярность смешанное обучение (blended learning), когда совмещаются он­лайн- и офлайн-форматы: студенты изучают теоретический материал самостоятельно (по записям занятий или иными путями), а во время встреч преподаватель и студенты решают практические задачи, обсуждают возникшие вопросы и т. д. Особую ценность в данном подходе представляет проектный вид деятельности, который показывает свою высокую эффективность на всех этапах образования, в том числе инвалидов и ЛОВЗ.

Применение этих технологий может иметь далекоидущие последствия как в создании безбарьерного внутривузовского пространства, так и в организации эффективного дистанционного обучения.

В целом для всех создаваемых образовательных информационных сред независимо от их конкретной архитектуры и конфигурации обязательным условием эффективности является учет индивидуальных и групповых психофизиологических особенностей контингента и использование компенсационных, коррекционных и замещающих механизмов реабилитации, а также наличие интеллектуальной составляющей.

Концептуальные подходы к проектированию специальной технологической базы обучения инвалидов по слуху в системе непрерывного интегрированного высшего образования

Проблема специальных образовательных и реабилитационных технологий является одной из основных проблем при разработке системы непрерывного интегрированного высшего образования инвалидов по слуху. Проектирование специальной технологической базы обучения этого контингента в вузе не может происходить без учета основных тенденций развития образовательных технологий.

Специальные образовательные и реабилитационные технологии, которые необходимы для ЛОВЗ с нарушением слуха в процессе их инклюзивного обучения в вузе, представляют собой совокупность мероприятий, системных средств, методов и материалов, которые оптимально обеспечивают реализацию и усвоение ОПОП в объеме и качестве, предусмотренных ФГОС, а также формирование методов познания и деятельности, позволяющих функционировать на общем заданном уровне с учетом повышенной трудоемкости освоения программ, абилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения с учетом действующих ограничений по срокам обучения, состоянию материально­технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.

Образовательные технологии в техническом вузе должны соответствовать принципам универсальности (статья 2 «Конвенции о правах инвалидов») и отвечать следующим требованиям: включенности в установившуюся нормативную (в том числе педагогическую) практику технического вуза; принципам инте­грированности в национальную систему технического образования; органической связи и взаимодополнительности образовательных и реабилитационных технологий, т .е. обеспечения единства образовательных и реабилитационных процессов; преемственности технологических стандартов.

Современная отечественная и зарубежная методология образования применительно к инвалидам по слуху строится на принятии в качестве определяющего того факта, что основными ограничениями для этой категории граждан в условиях инклюзии являются коммуникация, доступ к информации и их когнитивные особенности. Очевидно, что эти проблемы приобретают решающее значение и в профессиональной деятельности на общем рынке труда, в науке и инженерии.

Общепризнанными в педагогической практике технологий обучения инвалидов по слуху являются сурдоперевод, технологии распознавания и синтеза речи в режиме онлайн, записывание лекций, использование надписей на экране (титров), а также интерактивного презентационного оборудования и др. Применение этих технологий частично облегчает решение проблемы доступа к информации для лиц с дефектами слуха, но не решает ее принципиально, не решает проблему профессиональной коммуникации и не учитывает когнитивные особенности контингента, поскольку они не обеспечивают минимизации трудоемкости освоения программ, существенного повышения качества обучения при заданном в техническом вузе уровне, темпе подачи и освоения знаний. В этой связи существенную роль в создании безбарьерной образовательной среды призваны выполнять следующие технологии:               информационно­-коммуникационные и мобильные технологии; технологии проблемной ориентации; электронные образовательные ресурсы; технологии тотальной индивидуализации и др.

Особое место в обеспечении высокого качества образовательных и реабилитационных услуг для контингента со специальными потребностями должны занять такие универсальные технологии, которые оптимальным образом обеспечивают формирование у проблемных обучаемых лиц с дефектами слуха императива генерирования и воспроизводства новых знаний, т. е. таких профессиональных качеств, которые наиболее востребованы на рынке интеллектуального труда. К этой группе прежде всего относятся интеллектуальные технологии обучения, из которых наиболее перспективными в условиях рассматриваемой проблемы, по нашему мнению, являются: технологии дифференциации содержания обучения в потоках эксклюзивной подготовки студентов со специальными потребностями во внутренней структуре технического вуза; технологии, которые повышают соотношение формализованных и неформализованных знаний, используют дедуктивные, традуктивные и системно-структурные методы подачи и изложения материала, ориентированные на психофизиологические особенности контингента обучающихся; интерактивные технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников и адаптированного программно­аппаратного обеспечения и периферии; муль­тимедиатехнологии в живом контакте педагога и студента (голос, жест, тактильное общение). Будущее информационных технологий в инклюзивном образовании инвалидов и ЛОВЗ заключается в обеспечении доступности с помощью гибридных технологий, искусственного интеллекта, роботизации, включения виртуальной и дополненной реальности как элементов универсального дизайна ЭИОС.

Формируя технологическую базу вузовской системы непрерывного многоуровневого интегрированного образования инвалидов по слуху, необходимо отдать предпочтение интеллектуальным информационным технологиям, которые в наиболее полной мере соответствуют сформированным выше требованиям, предъявляемым к специальным образовательным технологиям, и в той или иной мере используются в большинстве перечисленных технологий обучения.

Первоочередным становится определение тех задач, которые должны решать информационные компьютерные технологии в образовательной и профессиональной деятельности ЛОВЗ с нарушением слуха на настоящий момент и на обозримое будущее. По своему специальному функциональному назначению эти технологии призваны обеспечивать:

-           решение широкого круга задач, из которых наиболее важными являются: физический доступ к персональным компьютерам как к инструменту профессиональной (и образовательной) деятельности;

-           возможность эффективного использования современных (в том числе интеллектуальных) технологий обучения и коммуникации в тех случаях, когда доступ к ним затруднен или невозможен в силу конкретных ограничений жизнедеятельности;

-           выполнение таких видов деятельности, которые труднодоступны или вообще недоступны инвалидам в силу конкретных ограничений жизнедеятельности и которые не являются утилитарными функциями для персональных компьютеров;

-           возможно более полную коррекцию и компенсацию (и/или замещение) ограничений жизнедеятельности, вызванных утратой или нарушением функций организма (процессоры «искусственного уха», программируемые и цифровые слуховые аппараты, им- планты и др.).

Несмотря на очевидное многообразие в назначении, содержании и реализации, безусловным требованием достижения реального и долговременного прогресса в использовании специальных образовательных и реабилитационных технологий является их системная интеграция в единую технологическую базу обучения технического вуза. В этой связи обязательным условием такой интеграции является универсальность вузовской технологической базы по отношению к ЛОВЗ. Пренебрежение к их специальным потребностям может привести к технологической дискриминации и, как следствие, к ограничению в образовательной и профессиональной дееспособности этой категории учащихся и работающих граждан, особенно в условиях глобализации образования и интеллектуальной деятельности. Специально организованный информационно-образовательный интерфейс в наиболее полной мере отвечает основным целям применения специальных технологий обучения плохослышащих студентов в техническом вузе - служить инструментом интеграции и повышения качества образования при всем многообразии возможных форм организации учебного процесса: общие группы, специальные группы, специальные аудитории, необорудованные аудитории, лекции, семинары и т. д.

Кроме того, именно такой подход позволяет наилучшим образом установить баланс интересов студентов, преподавателей и администрации вуза, поскольку успех имеют только те технологии, которые понятны, востребо­ванны и удобны для всех участников учебного процесса.

Организационные основы деятельности технического вуза по реализации специальных образовательных программ для инвалидов по слуху

Изучение отечественного и зарубежного опыта организации профессионального образования инвалидов по слуху позволило сделать ряд принципиальных выводов относительно организационно-правовых форм и содержания деятельности вузов в части реализации специальных образовательных программ для этого контингента студентов.

Создание системы непрерывного интегрированного высшего образования лиц с нарушением слуха подразумевает:

•           организацию довузовского образовательного цикла, включающего: создание и сопровождение базы данных об обучающихся в специализированных и обычных школах с целью формирования контингента будущих абитуриентов в базовых школах, с одной стороны, а с другой - с целью формирования собственной учебно-методической и материально-технической базы приема выпускников школ, относящихся к указанной категории, для профессионального обучения;

•           участие в работе уполномоченных учреждений медико-социальной экспертизы по разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов по слуху как в части определения их собственных возможностей обучения в интегрированной среде, так и в части нормирования необходимого комплекса условий реализации такого обучения;

•           разработку специальных индивидуализированных программ и учебных планов, обеспечивающих возможность выбора образовательных траекторий;

•           создание специальной учебно-реабилитационной технологической базы, содержащей: средства мониторинга, обеспечивающие входной, текущий и выходной контроль психофизиологического состояния и степени усвоения учебного материала обучающимся (коррекционная лаборатория и лаборатория психолого-педагогического сопровождения); специальные средства технической поддержки учебного процесса в виде системы сопрягаемых средств аудиовизуального обеспечения; систему и технические средства тьюто- ринга;

•           подготовку квалификационных требований к персоналу вуза, задействованному в работе с ЛОВЗ с нарушением слуха, и тарифов оплаты его труда;

•           формирование номенклатуры специалистов специальных структурных подразделений вуза, уполномоченных на осуществление работы с инвалидами и их социально-психологическое сопровождение;

•           определение базовых соотношений численности студентов из числа ЛОВЗ с нарушением слуха, приходящихся на одного преподавателя, сотрудника, специалиста;

•           разработку нормативов финансирования образовательно-реабилитационного процесса по всем статьям расходов;

•           организацию консультационного пункта для учащихся и их родителей;

•           совместную работу с ответственными службами заинтересованных ведомств по созданию регламентирующих перечней специальностей и нормативных документов по организации рабочих мест;

•           содействие трудоустройству выпускников и их дальнейшее сопровождение с целью создания условий последующего повышения квалификации и переподготовки;

• сетевое взаимодействие с родственными вузами в регионах на основе ресурсного центра.

Из перечисленного следует, что решение комплекса задач в реализации профессионального образования инвалидов по слуху в вузе возможно только при наличии в нем должного уровня ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, учебно-методического и др.), посредством которого возможно обеспечение высокого уровня доступности обучения по широкому спектру дисциплин фундаментальной и специальной подготовки.

При этом реализация образовательных программ для лиц со специальными потребностями в условиях инклюзивного, интегрированного обучения требует не только обязательной сертификации специальных технических средств, используемых для этих целей, но и лицензирования и сертификации соответствующего образовательного учреждения.

Реализация интегрированного метода обучения инвалидов по слуху в техническом вузе требует обязательной организации в его структуре специального подразделения, обеспечивающего системные решения комплекса задач не только внутри вуза, но и при непосредственном взаимодействии с региональными органами исполнительной власти по направлениям образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости.

Как указывалось выше, в организации образования инвалидов задающие функции несет ИПРА, реализация которой имеет как федеральную, так и региональную составляющие ресурсного обеспечения.

В региональную составляющую ИПРА входят медицинская реабилитация (включая слухопротезирование, сурдологическую помощь и вспомогательные технические средства реабилитации), профессиональная реабилитация (профессиональная адаптация, профессиональное образование, рациональное трудоустройство и эффективная занятость), а также социальная реабилитация (социально­бытовая адаптация и социально-средовая ориентация). В этой связи становится очевидной прямая заинтересованность администрации регионов в развитии сотрудничества с государственными вузами в проведении своей социальной политики в отношении инвалидов путем размещения в них адресных социальных заказов на подготовку высококвалифицированных специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями по слуху.

Для более успешного решения проблемы профессиональной реабилитации, социальной, в том числе трудовой, адаптации лиц с нарушением слуха необходимо решать вопросы, связанные с повышением их образовательного и профессионального уровня, подготовкой специальных кадров для работы с ЛОВЗ, организацией системы комплексной реабилитации инвалидов. Также требует особого внимания сопровождение трудоустройства выпускников вузов из числа этих лиц. Разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ и индивидуального социально-психологического сопровождения для инвалидов по слуху в вузе диктуется реальной потребностью в объединении усилий государственных органов высшего и послеву­зовского профессионального образования и администраций регионов в совместном решении социальных и экономических задач государства с участием в этом технических вузов.

Обобщая вышеизложенные подходы, предлагаем вузам учитывать в своей деятельности для повышения результативности организации обучения лиц с нарушением слуха по рассматриваемым программам бакалавриата следующие обстоятельства.

1.         Интеграция учебного и реабилитационного процессов в вузовском техническом образовании должна быть основана на индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида. ИПРА содержательно представляется как комплекс оптимальных для конкретных инвалидов с нарушением слуха реабилитационных мероприятий, которые следует осуществлять в рамках полномочий вуза.

2.         Проектирование информационного пространства высшего образования инвалидов по слуху предназначено обеспечить создание образовательной среды, ориентированной на повышение коммуникативных способностей и возможностей, с учетом индивидуальных особенностей студента как субъекта и объекта восприятия профессиональных знаний, навыков и умений.

3.         Проектирование специальной технологической базы обучения инвалидов по слуху в системе непрерывного интегрированного высшего образования связано с материально­техническим обеспечением деятельности вуза и организацией учебного места инвалида с нарушенным слухом. Это предполагает пространственную организацию, позволяющую создать безбарьерную среду, модернизировать инфраструктуру вуза, а также применять индивидуальные и групповые технические средства, которые в любом учебном помещении создают условия комфортного обучения учащихся с разными возможностями по слуху.

4.         Организационная деятельность технического вуза по реализации специальных образовательных программ для инвалидов по слуху предполагает приоритетную направленность на учебно-методическое обеспечение и ориентацию на оптимизированную организацию учебного процесса (включая регулирование учебных нагрузок, предоставление сурдо­перевода, проведение мониторинга и формирование портфолио студентов, осуществление контроля успеваемости, обеспечение учащихся доступными для них учебно-методическими материалами и учебной литературой). Также она должна обеспечить внутривузовскую и внешнюю координацию взаимодействия с заинтересованными субъектами.

 

Литература

  1. Кулешов Д.С., Мозговой М.В., Назаренко А.П. Использование специальных мультимедийных комплексов при обучении инвалидов по слуху в МГТУ им.Н.Э.Баумана // ООН в России.№ 1 (86).Январь – февраль 2013.16 с.
  2. Медведева Л.В. Структура образовательно- информационного пространства современной высшей школы // Человек и образование.№ 16.№ 1(46).С.85–87.
  3. Мешкова Л.М., Винокуров А.В. Применение мультимедийных технологий как один из способов активизации познавательного интереса студентов // Наука и современность.2015.№ 36.С.60–64.
  4. Пугачев В.М., Газенаур Е.Г. Роль информационных технологий в науке и образовании // Вестник Кемеровского государственного университета.Выпуск № 3.2009.С.31–34.

Информация об авторах

Станевский Александр Григорьевич, кандидат технических наук, доцент, директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия, e-mail: stan@bmstu.ru

Храпылина Любовь Петровна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Москва, Россия, e-mail: khrapylina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1541
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 545
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0