Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов

714

Аннотация

Статья посвящена изучению развивающих возможностей метода профессиональной пробы. Предлагается понимание профессиональной пробы как метода локального погружения студента в профессиональную деятельность еще на этапе обучения в вузе. Рассматривается опыт апробирования профессиональных проб, направленных на овладение студентов трудовыми действиями, предусмотренными профессиональным стандартом педагога. Анализируются данные исследования о влиянии профессиональной пробы на развитие профессиональных компетенций (трудовых действий) будущих педагогов, в котором участвовали 50 студентов I и IV курсов Тюменского государственного университета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профилю «Начальное образование». Результаты исследования подтверждают позитивную динамику трудовых действий по завершении профессиональных проб. Делается вывод о развивающих возможностях профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная проба как метод обучения, трудовые действия , развивающий потенциал профессиональной пробы

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220603

Для цитаты: Неумоева-Колчеданцева Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 34–44. DOI: 10.17759/pse.2017220603

Фрагмент статьи

В настоящее время система отечественного педагогического образования переживает период активного реформирования, основное назначение которого — привести качество профессиональной подготовки педагогов в соответствие с современными требованиями, отраженными в профессиональном стандарте педагога. Одним из основных результатов модернизации отечественного педагогического образования является повышение результативности образовательных программ.

Литература

  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.32—40.
  2. Гуружапов В.А., Марголис А.А.Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование.2014.Т. 19.№ 3.С.143—159.
  3. Емельянова И.Н. и др. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций: Учеб.пособие / Емельянова И.Н., Волосникова Л.М., Неумоева-Колчеданцева Е.В., Задорина О.С.Тюмень: Изд-во Тюменского гос.ун-та, 2014.152 с.
  4. Каспржак А.Г. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.87— 104.
  5. Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» // Психологическая наука и образование.2014.Т. 19.№ 3.С.5—10.
  6. Марголис А.А., Рубцов В.В. О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы// Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».М.: МГППУ, 2011.С. 47—67.
  7. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.41—57.
  8. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.105—126.
  9. Неумоева-Колчеданцева Е.В., Старцева А.А. Конструирование профессиональных проб в процессе обучения будущих педагогов // Казанская наука.2015.№ 11.С.270—275.
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.№ 544н г.Москва «Об утверждении профессионального стандарта ”Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс] // Гарант.РУ.URL: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 08.01.16).
  11. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс]// URL: http://www.mpgu.edu (дата обращения 28.10.2015).
  12. Санина С.П., Енжевская М.В. Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2015.Т.7.№ 3.С.20—29.doi:10.17759/ psyedu.2015070303 (дата обращения 10.01.2016).
  13. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России.2013.№ 5.С.79—84.
  14. Яновская Н.Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды // Ярославский педагогический вестник.2013.№ 3.Т.II (Психолого- педагогические науки).С.147—150.

Информация об авторах

Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, e-mail: eneumoeva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1833
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 714
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8