Особенности жизнестойкости студентов-психологов в зависимости от курса обучения

2531

Аннотация

Изложены данные эмпирического исследования, демонстрирующие особенности жизнестойкости и ее компонентов у студентов-психологов в зависимости от курса обучения. Предполагалось, что в связи со спецификой получаемого образования жизнестойкость студентов-психологов будет повышаться от I курса к IV курсу. Были обследованы 67 студентов-психологов с I по IV курс обучения (средний возраст — 19,72 лет).По результатам применения теста жизнестойкости были установлены некоторые закономерности. В частности, выявлено, что студенты-психологи II курса обучения обладают наиболее высокой выраженностью общей жизнестойкости и ее компонентов по сравнению со студентами-психологами I, III и IV курсов обучения. Первокурсники обладают наиболее низкими значениями жизнестойкости. Делается вывод о том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении программ социально-психологического сопровождения студентов, обучающихся в вузе.

Общая информация

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, студенты-психологи, курс обучения

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220610

Для цитаты: Петросянц В.Р. Особенности жизнестойкости студентов-психологов в зависимости от курса обучения // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 109–117. DOI: 10.17759/pse.2017220610

Полный текст

 

Введение

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения [3, с . 4] . Особую актуальность они приобретают в связи с тем, что в современном мире человеку все чаще приходится совершать выбор в ситуации постоянно изменяющихся требований в различных сферах жизни . На фоне изменчивой общественной картины, расшатывания ценностных ориентаций и норм поведения каждый человек вынужден искать опору для прохождения своего жизненного пути, для совладания с жизненными трудностями: повседневными, профессиональными, социальными, локальными и глобальными, приводящими к различным кризисным ситуациям

Одним из важных результатов обучения студентов-психологов может стать повышение собственных адаптационных возможностей . По мнению Л . А . Александровой, жизнестойкость — черта личности, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста [1] . Учитывая сказанное, современный студент- психолог для эффективного решения профессиональных задач и развития в направлении личностного роста должен обладать повышенными адаптационными ресурсами, в которых одним из ведущих может стать их жизнестойкость различным психологическим аспектам личностного развития студентов посвящено много исследований, в том числе и феномену жизнестойкости

Феномен жизнестойкости студентов рассматривался в контексте:

•           осмысления студентами понятия «жизнестойкость» [2];

•           изучения жизнестойкости как личностного фактора адаптации к условиям обучения в вузе [7];

•           определения динамики жизнестойкости студентов вуза [11];

•           характеристики жизнестойкости как личностного ресурса в условиях высшей школы [9];

•           специфики жизнестойкости как адаптационного ресурса иногородних студентов [10];

•           характеристики жизнестойкости как ресурса позитивного развития личности студентов [4];

•           сопоставления жизнестойкости иногородних студентов-первокурсников с жизнестойкостью первокурсников, обучающихся в родном городе [8];

•           определения динамики уровня жизнестойкости у студентов педагогического вуза [6] и др .

Вместе с тем несмотря на значимость и содержательность проведенных исследований, проблема жизнестойкости и ее компонентов, особенно применительно к студен- там-психологам, еще мало изучена . Остается не раскрытой динамика жизнестойкости сту- дентов-психологов в процессе обучения по специальности

В рамках рассматриваемой в статье проблематики наибольший интерес представляет работа Е . В . Юдиной, посвященная изучению жизнестойкости у студентов-пси- хологов . В ней представлены результаты эмпирического исследования жизнестойкости у студентов III курса факультета психологии, проведен сравнительный анализ выраженности жизнестойкости у студентов-психологов, обучающихся по разным специальностям: консультирование и психология управления [12] . Однако данное исследование охватывает только выборку студентов-психологов, обучающихся на III курсе, и раскрывает специфику жизнестойкости у студентов-психологов в зависимости от получаемой психологической специальности, но не отражает специфики жизнестойкости и ее компонентов на других курсах обучения Остается открытым вопрос о специфических особенностях жизнестойкости и ее компонентов у студентов-психологов с I по IV курс обучения .

Программа исследования

Целью проведенного нами исследования было установление особенностей жизнестойкости и ее компонентов у студентов-психологов в зависимости от курса обучения

Выбор именно такой цели обусловлен тем, что определение различий в выраженности жизнестойкости студентов-психологов необходимо для понимания динамики проявления данного личностного свойства в период обучения студентов-психологов по специальности, а также разработки практических мер по повышению жизнестойкости студентов-психологов, включая реализацию ими способности принимать жизненные вызовы, находить способы решения жизненных трудностей и активизировать свои ресурсные возможности

Задачи исследования формулировались следующим образом:

1)         изучить выраженность общей жизнестойкости и ее компонентов у студентов-пси- хологов I—IV курсов;

2)         сравнить выраженность общей жизнестойкости у студентов-психологов в зависимости от курса обучения;

3)         выяснить, существуют ли значимые различия в выраженности компонентов жизнестойкости у студентов-психологов в зависимости от курса обучения;

4)         определить доминирующий компонент жизнестойкости студентов-психологов в зависимости от курса обучения

Мы выдвинули три исследовательские гипотезы:

1)         будут наблюдаться различия в выраженности общего показателя жизнестойкости студентов-психологов I—IV курсов: в связи со спецификой получаемого образования жизнестойкость студентов-психологов будет повышаться от I курса к IV курсу;

2)         степень выраженности компонентов жизнестойкости у студентов-психологов будет различаться в зависимости от курса обучения;

3)         ведущим компонентом в структуре жизнестойкости студентов-психологов, независимо от курса обучения, будет вовлеченность .

Таким образом, мы сконцентрировали свое внимание на выявлении различий в уровне выраженности общей жизнестойкости студен- тов-психологов I—IV курсов обучения, а также различий в выраженности ее компонентов (во­влеченность, контроль, принятие риска)

Выборку нашего исследования составили 67 студентов в возрасте от 17 до 23 лет (5,97 % — юноши, 94,03 % — девушки, средний возраст — 19,72 лет), обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» и профилю «Психология образования» . Малый объем выборки объясняется малочисленностью академических групп

Базой исследования стал Сыктывкарский государственный университет им . Питирима Сорокина

Для изучения жизнестойкости студентов- психологов мы применили методику «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, Е А. Расска­зовой [5] . Методика направлена как на диагностику общей жизнестойкости испытуемых, так и на оценку ее содержательных компонентов: вовлеченности, контроля, принятия риска

Результаты исследования и их интерпретация

В первую очередь мы проанализировали данные, полученные с помощью теста жизнестойкости на всей выборке студентов-психо- логов (табл 1)

Таблица 1

Результаты изучения жизнестойкости и ее компоненто  в выборке студентов-психологов (N=67)

Показатель

Выборочные значения

Стандартизированные значения

М

о

М

Е

Общая жизнестойкость

76,52

19,96

80,72

18,53

Вовлеченность

34,27

8,95

37,84

8,08

Контроль

26,57

8,70

29,17

8,43

Принятие риска

15,84

4,87

13,91

4,39

Выборочные средние и стандартные отклонения близки значениям, полученным в ходе стандартизации теста жизнестойкости При этом отметим ряд несущественных отклонений . Значение общей жизнестойкости студентов-психологов в выборке ниже (76,52 баллов), чем стандартизированное значение (80,72 баллов) . Аналогичные расхождения (в направлении снижения средних значений по выборке) обнаруживаются по таким показателям общей жизнестойкости, как вовлеченность (34,27 балла) и контроль (26,57 баллов) . Что касается показателя принятие риска, то отметим превышение выборочного среднего (15,84 баллов) над стандартизированным средним (13,91 баллов) .

В исследовании жизнестойкости у студентов-психологов интерес представляло изучение влияния курса обучения на выраженность жизнестойкости и ее компонентов (вовлечен­ность, контроль и принятие риска) С этой целью мы использовали однофакторный дисперсионный анализ Результаты дисперсионного анализа представлены в табл 2

Таблица 2

Результаты дисперсионного анализа для определения влияния курса обучения на общую жизнестойкость студентов-психологов I—IV курсов

Показатель

Сумма

квадратов

Степени

свободы

Средняя сумма квадратов

Уровень

F-критерия

p-уровень

Курс обучения и жизнестойкость

3623,3

3

1207,8

3,352

0,024

Ошибка

22697,4

63

360,3

 

 

Примечание. Полужирным шрифтом выделен статистически значимый p-уровень.

Оценка результатов однофакторного дисперсионного анализа, позволила выявить значимые различия (p=0,05) в выраженности обобщенного показателя жизнестойкости в зависимости от курса обучения

Сравнение средних значений общей жизнестойкости студентов-психологов выявило значимые различия между студентами-пси- хологами I—IV курсов обучения Дисперсионный анализ показал, что студенты-психологи

I                   курса обладают самой низкой выраженностью жизнестойкости В то же время стоит отметить существенное повышение данного показателя ко II курсу обучения Вторичный рост обобщенного показателя жизнестойкости обнаруживается к IV курсу, хотя уровня

II                  курса этот показатель так и не достигает Эти закономерности мы связываем со спецификой адаптационного процесса у студентов I курса и мобилизацией личностных ресурсов в связи с задачами выпускного курса у студентов IV курса

 

 
Далее мы рассмотрели отличия в выраженности показателей жизнестойкости у студентов-психологов в зависимости от курса обучения(рис . ) .

Мы видим, что изменение компонентов жизнестойкости студентов-психологов идет в том же направлении, что и изменение общей жизнестойкости . Студенты-психологи I курса показали самые низкие значения по всем компонентам жизнестойкости (вовлечен­ность, контроль, принятие риска) по сравнению со студентами-психологами II—IV курсов В самом благоприятном положении, с точки зрения выраженности компонентов жизнестойкости, находятся студенты-психологи II курса . Такие особенности жизнестойкости и ее компонентов у студентов-второкурсников мы объясняем общим снижением стрессоген­ных факторов, уровень которых достаточно велик на I курсе (адаптация в новой образовательной среде) и IV курсе (стрессы, связанные с завершением процесса обучения в вузе, предстоящими аттестационными испытаниями, выбором места работы и т . п . ) .

Жизнестойкость студентов-психологов всех четырех курсов характеризуется наибольшей выраженностью вовлеченности . Самыми высокими значениями вовлеченности характеризуются студенты II курса . То есть для студентов-психологов II курса в большей степени, чем студентам-психологам I, III и IV курсов, характерны установление разнообразных социальных контактов, стремление оказывать и получать социальную поддержку, включаться в решение жизненных проблем, чувство собственной значимости и ценности в сфере социального взаимодействия .

Студенты-психологи II и IV курса показали значительно большую выраженность принятия риска по сравнению со студентами I и III курсов Этот компонент жизнестойкости характеризует студентов-психологов II и IV курса как устойчивых к негативно окрашенным ситуациям, способных извлекать опыт из любых ситуаций, неважно позитивный или негативный, склонных полагать, что полученный ими опыт вызывает необходимость нового способа действия

По компоненту контроля нами не установлены такие существенные отличия в выраженности у студентов-психологов I—IV курсов . Однако от I курса к III курсу наблюдается позитивная динамика контроля. К IV курсу отмечается незначительное снижение выраженности контроля

 
 
Компонент контроля к структуре жизнестойкости личности характеризует студентов-психологов как убежденных в наличии причинно-следственных связей между их действиями, поступками, усилиями и результатами, событиями, отношениями . Будучи убежденными в том, что они могут повлиять на ситуацию, люди концентрируются на выполнении задачи, находящейся не просто в рамках их возможностей, но и на грани, они инициируют поведение, прикладывают усилия, ставят перед собой трудные цели, не боятся новых, сложных и незнакомых ситуаций

Ниже представлены статистические результаты изучения влияния фактора «курс обучения» на компоненты общей жизнестойкости (табл . 3) .

Таблица 3

Результаты дисперсионного анализа

Показатель

Сумма

квадратов

Степени

свободы

Средняя сумма квадратов

Уровень

F-критерия

p-уровень

Курс обучения и вовле­ченность

939,35

3

313,12

4,549

0,006043

Ошибка

4267,74

62

68,83

 

 

Курс обучения и контроль

181,95

3

60,65

0,7933

0,502258

Ошибка

4740,17

62

76,45

 

 

Курс обучения и принятие риска

275,69

3

91,90

4,4905

0,006463

Ошибка

1268,80

62

20,46

 

 

Данные, приведенные в табл . 3, позволяют утверждать, что фактор курса обучения оказывает влияние на выраженность компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска) Обнаруживаются статистически значимые различия в степени выраженности вовлеченности (р=0,01) и принятия риска (р=0,01) в зависимости от курса обучения . Не обнаружено влияние курса обучения на выраженность контроля в структуре жизнестойкости

В связи с полученными данными (табл . 2, табл 3) мы провели сравнительный анализ выраженности общей жизнестойкости и ее компонентов у студентов-психологов I— IV курсов с помощью апостериорного критерия Дункана (табл . 4) .

Таблица 4

Сравнение жизнестойкости и ее компонентов в выборке студентов-психологов I—IV курса

Признак

Условие (курс)

I курс

II курс

III курс

IV курс

Общая жизне­

I

 

0,0151

0,1349

0,0513

стойкость

II

0,0151

 

0,2755

0,5642

 

III

0,1349

0,2755

 

0,5670

 

IV

0,0513

0,5542

0,5670

 

Вовлеченность

I

 

0,0090

0,0643

0,0116

 

II

0,0090

 

0,3512

0,8652

 

III

0,0643

0,3512

 

0,4096

 

IV

0,0116

0,8625

0,4096

 

Контроль

I

 

0,2257

0,3679

0,4493

 

II

0,2257

 

0,7037

0,5845

 

III

0,3679

0,7037

 

0,8381

 

IV

0,4493

0,5845

0,8381

 

Принятие риска

I

 

0,0039

0,4159

0,0477

 

II

0,0039

 

0,0027

0,2914

 

III

0,4159

0,0027

 

0,1966

 

IV

0,0477

0,2914

0,1966

 

С помощью критерия Дункана были обнаружены значимые различия в выраженности общей жизнестойкости и ее компонентов у студентов-психологов Студенты-психологи II курса обладают значимо более выраженными шкалами общей жизнестойкости (р=0,05), вовлеченности (р=0,01) и принятия риска (р=0,01), чем студенты I курса . У студентов- психологов II курса статистически значимо выше показатель принятия риска (р=0,05), чем у студентов III курса . Студенты-психологи IV курса обладают существенно более высокими показателями вовлеченности (р=0,05) и принятия риска (р=0,05) по сравнению со сту- дентами-психологами I курса

Таким образом, полученные данные дают возможность представить особенности жизнестойкости и ее компонентов у студен- тов-психологов I—IV курсов обучения . Они дополняют современные представления о феномене жизнестойкости в студенческий период и могут быть полезны при построении программ социально-психологического сопровождения студентов вуза. В большей степени результаты исследования представляют ценность для организации социально­психологического сопровождения студентов- психологов первокурсников и студентов-пси- хологов выпускных курсов в связи со специфическими особенностями проявлениями ими общей жизнестойкости и выраженности отдельных ее компонентов

Выводы

Обобщая результаты проведенного исследования жизнестойкости и ее компонентов у студентов-психологов I—IV курсов обучения, можно сделать следующие выводы

1. Общая жизнестойкость и ее компоненты имеют различную выраженность у студентов- психологов в зависимости от курса обучения

2          . Жизнестойкость студентов-психологов имеет разнонаправленную динамику: возрастает от I курса ко II курсу, затем к III курсу снижается и вновь возрастает к IV курсу .

3          . У студентов-психологов II курса более выражены общая жизнестойкость и ее компоненты (вовлеченность, контроль, принятие риска), чем у студентов I, III и IV курсов .

4          . Имеются существенные различия в степени выраженности компонентов жизнестойкости студентов-психологов в зависимости от курса обучения Вовлеченность и принятие риска в структуре жизнестойкости имеют разную степень проявления у студентов-психологов I—IV, в отличие от контроля .

5 . Общим в характеристике жизнестойкости студентов-психологов I—IV курса является статистически незначимая выраженность контроля

6. Ведущим компонентом в структуре жизнестойкости студентов-психологов I—IV курсов обучения является вовлеченность.

Литература

  1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ТРТУ.Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии» № 7 (51).Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.С.83—84.
  2. Ванакова Г.В. Осмысление понятия «жизнестойкость» студентами // Вестн.Приамурского гос.ун-та им.Шолом-Алейхема.2009.№ 1.С.45—52.
  3. Казанцева Т.А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Известия высших учебных заведений.Поволжский регион.Медицинские науки.2009.№ 1.С.79—88.
  4. Леоненко Н.О., Чечурина К.С.Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования.2014.№ 2.С.170—172.
  5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И.Тест жизнестойкости.М.: Смысл, 2006.63 c.
  6. Лихачева Е.А. Динамика уровня жизнестойкости у студентов педагогического вуза // Вестн.Совета молодых ученых и специалистов Челябинской обл.2014.№ 5.С.93—95.
  7. Логинова М.В. Жизнестойкость личности как фактор адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки.2009.№ 6.С.77—80.
  8. Муртазина И.Р., Муртазина Е.П. Жизнестойкость иногородних студентов-первокурсников в сравнении с первокурсниками, обучающимися в родном городе // Путь науки.2014.№ 2 (2).С.100—102.
  9. Никитина Е.А., Кузнецова А.А. Жизнестойкость как личностный ресурс студентов в условиях высшей школы // Известия Юго-Западного гос.ун-та.Сер.Лингвистика и педагогика.2014.№ 2.С. 79—85.
  10. Соболева Е.В., Шумакова О.А. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов // Вестн.Орловского гос.ун-та.Сер.Новые гуманитарные исследования.2014.№ 2 (37).С. 84— 86.
  11.  Ярославкина Е.В. Динамика жизнестойкости студентов вуза // Психология обучения.2011.№ 3.С.60—67.
  12. Юдина Е.В.Исследование жизнестойкости у студентов-психологов // Вестн.Моск.гос.гум.ун-та им.М.А.Шолохова.Педагогика и психология.2011.№ 3.С.105—109.

Информация об авторах

Петросянц Виолетта Рубеновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии института педагогики и психологии, Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, e-mail: vipe80@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2653
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2531
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4