Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 6. С. 56–67
doi:10.17759/pse.2017220605
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проблематика умения учиться в отечественной психологии образования: обзор основных концепций
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: умение учиться, учение, учебная деятельность, обще учебные умения
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220605
Для цитаты: Сиднева А.Н. Проблематика умения учиться в отечественной психологии образования: обзор основных концепций // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 56–67. DOI: 10.17759/pse.2017220605
Фрагмент статьи
В современном обществе запрос на формирование у учащихся умения учиться (далее — УУ) является чрезвычайно актуальным. В связи с быстрым изменением в мире технологий не только невозможно успеть приобрести все существующие знания, но и невозможно понять, какие знания могут потребоваться в будущем.
Литература
-
Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.М.: Знание, 1981.96 с.
-
Бардин К.В. Как научить детей учиться.М.: Просвещение, 1987.111 с.
-
Берцфаи Л.В. Формирование двигательного навыка в условиях практической и учебной задачи // Вопросы психологии.1963.№ 4.С.73—84.
-
Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии.1962.№ 4.С.74—82.
-
Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения : Дидактическое пособие.Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 2000.192 с.
-
Вайзер Г.А., Юдина О.Н. Теория учения развивающейся личности в трудах Н.А. Менчинской // Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.А. Менчинской «Научное наследие Н.А. Менчинской и современная психология учения» (г.Москва, 19—20 мая 2005 г.).Москва: ПЕР СЭ, 2005.С.19—33.
-
Габай Т.В. Педагогическая психология.М.: Издат.центр «Академия», 2003.240 с.
-
Гальперин П.Я.Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии.1957.№ 6.С.58—69.
-
Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.79 с.
-
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.М.: Педагогическое общество России, 2000.480 с.
-
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996.544 с.
-
Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии.1981.№ 6.С.13—18.
-
Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников.М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000.191 с.
-
Занков В.В. Избранные педагогические труды.М.: Педагогика, 1990.424 с.
-
Ильясов И.И. Структура процесса учения.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1986.198 с.
-
Ильясов И.И., Мальская О.Е. О формировании приемов деятельности учения у студентов // Проблемы программированного обучения / Под ред.Н.Ф. Талызиной.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1979.С.107—124.
-
Ильясов И.И., Хижнякова Е.В. Сравнительная эффективность двух подходов к познавательному развитию школьников // Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.Психология.1998.№ 2.С.20—27.
-
Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков школьников.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.352 с.
-
Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.М.: Знание, 1981.96 с.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2008.151 с.
-
Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред.З.И. Калмыковой.М.: Педагогика, 1975.C. 10—38.
-
Калмыкова З.И.Продуктивное мышление как основа обучаемости.М.: Педагогика, 1981.200 с.
-
Калошина И.П. Психология творческой деятельности.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.431 с.
-
Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться.М.: Просвещение, 1983.80 с.
-
Ланда Л.Н. О формировании у учащихся общего метода мыслительной деятельности при решении задач // Вопросы психологии.1959.№ 3.С.14—27.
-
Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. Реформа школы и задачи психологии // Вопросы психологии.1959.№ 1.С.3—22.
-
Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников.М.: МГПИ, 1982.88 с.
-
Мальская О.Е. Анализ структуры и формирования деятельности учения: Автореф.дис. … канд.психол.наук.М., 1981.22 с.
-
Мальская О.Е. К проблеме формирования умения учиться // Категории, принципы и методы психологии.Психические процессы, ч.3: тезисы сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР.М., 1983.С. 56—57.
-
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.М.: Просвещение, 1990.192 с.
-
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество.М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.720 с.
-
Махмутов М.И. Проблемное обучение.Основные вопросы теории.М.: Педагогика, 1975.368 с.
-
Менчинская Н.А. Некоторые вопросы применения учащимися знаний на практике // Вопросы психологии.1955.№ 1.С.87—97.
-
Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие // Обучение и развитие.Материалы к симпозиуму.М.: Просвещение, 1966.С.5—8.
-
Оконь В. Введение в общую дидактику.М.: Высшая школа, 1990.381 с.
-
Парламчук В.Ф. Школа учит мыслить.М.: Просвещение, 1979.144 с.
-
Педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов пед.специальностей / Под ред.В.С. Кукушина.Ростов н/Д: МарТ, 2004.335 с.
-
Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / Под ред.В.В.Давыдова.М.: Педагогика, 1990.160 с.
-
Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред.Е.Д. Божович.М.: Per Se, 2005.399 с.
-
Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность.Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1992.44 с.
-
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.Томск, 1997.288 с.
-
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.М.: Ось- 89, 2006.480 с.
-
Славина Л.С. Трудные дети.Избранные психологические труды.М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.440 с.
-
Талызина Н.Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий // Материалы совещания по психологии 1—6 июля 1955 г.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.С.443—451.
-
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.М.: Издат центр «Академия», 2001.287 с.
-
Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1975.344 с.
-
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.М.: Знание, 1983.96 с.
-
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред.В.В.Краевского, И.Я. Лернера.М.: Педагогика, 1989.320 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты.М.: Министерство образования и науки РФ, 2010.URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 20.03.2016).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты.М.: Министерство образования и науки РФ, 2010.URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.03.2016).
-
Формирование системного мышления в обучении / Под ред.З.А.Решетовой.М.: Юнити- Дана, 2002.344 с.
-
Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред.В.Я.Ляудис.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1989.240 с.
-
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Формирование общеучебных умений у школьников.Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1993.31 с.
-
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.Томск: Пеленг, 1993.270 с.
-
Цукерман Г.А.Как младшие школьники учатся учиться.Москва—Рига: Психологический центр «Эксперимент», 2000.223 с.
-
Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка.Комментарий к видеозаписям уроков.М., 2004.76 с.
-
Цукерман Г. А. Что такое умение учиться и как его измерять // Вопросы психологии.2015.№ 1.С. 3—14.
-
Шамова Т.И. Активизация учения школьников.М.: Педагогика, 1982.208 с.
-
Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1989.С.286—296.
-
Якиманская И.С. Развивающее обучение.М.: Педагогика, 1979.362 с.