Опыт апробации практико-ориентированной программы магистратуры по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» (Педагог основного общего образования)

722

Аннотация

Представлен опыт разработки и реализации ОПОП по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Педагог основного общего образования) (магистратура). Особое внимание уделено реализации компетентностного подхода. Отмечается, что в процессе апробации модулей ОПОП на 1-м, 2-м и 3-м этапах принимали участие 263 магистранта. Приводятся данные по результатам апробации ОПОП преподавателями, педагогами-практиками, участвующими в данном процессе, которые пришли к выводу о том, что целевые, содержательные, технологические, оценочные характеристики модулей ОПОП соответствуют требованиям ФГОС ВО (уровень магистратуры) по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», требованиям профессионального стандарта педагога, а также учитывают требования ФГОС ООО в условиях модернизации педагогического образования.

Общая информация

Ключевые слова: педагогическое образование, магистратура, сетевое взаимодействие, школьно-университетское партнерство, компетентностный подход, модульное обучение, образовательный результат

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230102

Для цитаты: Гафуров И.Р., Валеева Р.А., Калимуллин А.М., Сахиева Р.Г. Опыт апробации практико-ориентированной программы магистратуры по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» (Педагог основного общего образования) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 25–37. DOI: 10.17759/pse.2018230102

Фрагмент статьи

Реалии современного динамично развивающегося российского общества ставят нас перед необходимостью радикальных изменений в сфере образования. Важной задачей образования сегодня является формирование у человека потребности и готовности к самостоятельному определению своей образовательной стратегии развития в непрерывно меняющихся условиях, к постоянному личностному и профессиональному развитию в течение всей жизни (А.М. Новиков).

Литература

  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 32—40.
  2. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13—28. doi:10.17759/pse.2015200503
  3. Гафуров И.Р. Педагогическое образование в Казанском федеральном университете // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 19—24.
  4. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. Изв. Урал.отд-ия РАО. 2000. № 3 (5). С. 13—21.
  5. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Educational Technology & Society. 2007. № 10 (3). С. 361—365.
  6. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.
  7. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http:// педагогическоеобразование.рф/documents/show/48 (дата обращения: 05.11.2015).
  8. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 45—64. doi:10.17759/pse.2015200505
  9. Марголис А.А., Сафронова М.А., Шишлянникова Л.М., Панфилова А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. C. 77—91. doi: 10.17759/ pse.2015200507
  10. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ: Документы. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (дата обращения: 22.02.2016).
  12. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов мо- дернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/ news/show/9 (дата обращения: 05.11.2015).
  13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. 396 с.
  14. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск, 2003. С. 35—56.
  15. Хасан Б.И. Границы компетенции: педагогическое вменение и возрастные притязания. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практ. конф. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003. С. 23—32.
  16. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 05.11.2015).
  17. Kalimullin A. M. Improvement of teachers’ qualification at Kazan federal university // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 4. Р. 447—453.
  18. Menter I., Valeeva R. and Kalimullin A. A tale of two countries — forty years on: politics and teacher education in Russia and England // European Journal of Teacher Education. 2017. Vol. 40. № 5. Р. 616— 629.
  19. Valeeva, R. and Gafurov, I. Initial teacher education in Russia: connecting practice, theory and research [Электронный ресурс] // European Journal of Teacher Education. 2017. Vol. 40. № 3. Р. 342—360. URL: https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1326480 (дата обращения: 05.11.2015).

Информация об авторах

Гафуров Ильшат Рафкатович, доктор экономических наук, профессор, ректор, институт психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия, e-mail: rector.info@kpfu.ru

Валеева Роза Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора института психологии и образования по международной деятельности, зав.кафедрой педагогики, Институт психологии и образования, кафедра педагогики, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия, e-mail: valeykin@yandex.ru

Калимуллин Айдар Минимансурович, доктор исторических наук, профессор, директор института психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7788-7728, e-mail: kalimullin@yandex.ru

Сахиева Регина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики высшей школы института психологии и образования, Институт психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия, e-mail: SaxievaRG@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1819
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 722
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0