Оценка выпускниками педагогического направления подготовки своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности

786

Аннотация

Рассматриваются особенности оценки студентами — выпускниками педагогических направлений подготовки и педагогами первого года работы (стажерами) своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности.На основе данных анкетного опроса 1440 студентов, а также анкетного опроса, тестирования и интервью 305 стажеров ТГПУ им.Л.Н.Толстого дается характеристика их представлений о сформированности собственных профессиональных знаний и умений.Становление будущего педагога субъектом профессиональной педагогической деятельности определяется в числе прочего способностью к профессиональной рефлексии.Отмечается, что молодые педагоги нуждаются в профессиональном сопровождении, так как процесс вхождения в профессию связан с адаптационным стрессом, который может исказить становление профессиональной педагогической субъектности.Обосновывается необходимость указанного сопровождения службами университета выпускников педагогических направлений подготовки после окончания вуза.

Общая информация

Ключевые слова: вхождение в профессию, профессиональная педагогическая субъектность, профессиональная адаптация, молодые педагоги, педагоги первого года работы (стажеры)

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230511

Для цитаты: Будникова С.П. Оценка выпускниками педагогического направления подготовки своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 112–123. DOI: 10.17759/pse.2018230511

Литература

  1. Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Федекин И.Н., Федоров А.А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2017.Т.9.№ 2.С.1—16.doi: 10.17759/ psyedu.2017090201
  2. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.32—40.
  3. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.С.143—159.
  4. Давыдов В.В., Слободчиков В.В., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии.1992.№ 3.С. 14—19.
  5. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод.пособие: в 3 ч.Ч.3.// Сост.Я.С. Сунцова, О.В.Кожевникова.Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012.144 с.
  6. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.87—104.
  7. Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 3.C.25—33.
  8. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.41—57.
  9. Рубцова О.В., Кривошеева Л.Б. Проектирование как способ организации учебной деятельности подростков на примере технического моделирования // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 3.C.133—145. doi: 10.17759/pse.2015200313
  10. Санина С.П., Енжевская М.В. Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2015.Т.7.№ 3.С.20—29.doi: 10.17759/ psyedu.2015070303
  11. Семенов И.Н., Савенкова И.А. Рефлексивно- психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности // Мир психологии.2007.№ 2.С.203—217.

Информация об авторах

Будникова Светлана Петровна, кандидат психологических наук, Доцент, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, директор Департамента профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4942-175X, e-mail: svpbu@yandex.ru