Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом

1538

Аннотация

Представлены результаты исследования параметров психоэмоционального благополучия и особенностей саморазвития подростков 14—17 лет (81 респондент: 27 воспитанников детского дома, 24 подростка, проживающих в отрыве от семьи, 30 человек, проживающих в родительской семье).Обосновывается предположение о том, что психологическое благополучие подростков тесно связано с направленностью на саморазвитие.Показано, что осознание важности саморазвития в значимых сферах, таких как целеполагание и реализация способностей при низком уровне интереса к ним, вызывает внутренний конфликт и ведет к снижению психоэмоционального благополучия у подростков-сирот.Обращается внимание на то, что у подростков, живущих в отрыве от семьи, с показателями психоэмоционального благополучия тесно связаны конфликты в сферах образования, социальной, эстетики, развития воли.Выделяется особенность подростков, живущих в родительской семье: на их психоэмоциональном благополучии отражаются противоречия между возрастающими требованиями и актуальной ситуацией развития.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональное состояние, личностный рост, саморазвитие, подростки из детского дома, психоэмоциональное благополучие, семейная ситуация развития

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230505

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 16-06-00307-ОГН.

Для цитаты: Данилова М.В., Рыкман Л.В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 40–50. DOI: 10.17759/pse.2018230505

Полный текст

 

Введение

В подростковом возрасте в связи с активным развитием самосознания, рефлексии особое значение приобретаеттизучение психоэмоционального благополучия личности. Понятие «психоэмоциональное благополучие» находится в поле интересов социологии, педагогики, психологии и не имеет однозначной трактовки . Однако разные подходы не противоречат друг другу в том, что это многомерное явление, имеющее разные основания и проявления: эмоциональное самочувствие (Г . А . Урунтаева, М . И . Лисина, А . Д. Кошелева, Н . Брэдбурн и др. ), способность регулирования человеком своих эмоций (В . Р . Сары- Гузель, Л . М . Аболин, П . В . Симонов и др. ), интегральное переживание успешности или неуспешности функционирования разных уровней структурной организации человека (Л В Куликов, А В Воронина, Р М Райан, Э . Л . Диси и др. ), уровень психологического и эмоционального здоровья (И В Дубровина, Л . В . Тарабакина и др. ), компонент субъективного ощущения счастья (Р. М . Шамионов, Э Динер и др ), составляющая качества жизни (А . А . Заиченко, Т . В . Эксакусто и др . ) .

В качестве базовых составляющих психоэмоционального благополучия выделяются личностный рост, реализация потребностей; баланс аффективных переживаний; низкая тревожность; наличие целей; самопринятие; развитое самопознание; социальная компетентность; независимость в собственном мнении; чувство осмысленности жизни; ощущение счастья; удовлетворенность жизнью

Анализ исследований позволяет рассматривать психоэмоциональное благополучие в подростковом возрасте как субъективную оценку человеком себя и собственной жизни в связи с процессами саморазвития, личностного роста и с уровнем эмоционального комфорта в семье и вне семьи

Категория саморазвития нашла свое отражение в научных направлениях зарубежной и отечественной психологии (А. Маслоу, К . Род­жерс, С . Л . Рубинштейн, Д. И . Фельдштейн, В . И . Слободчиков, Б . Г. Ананьев, Е . Ф . Рыбал­ко, Л . А. Головей, И . Б . Дерманова, А . А . Дергач и др ), однако до сих пор не определен единый понятийный аппарат этой психологической категории . В отечественной психологии исторически первым подходом к изучению саморазвития можно считать субъектно-деятельностный, где саморазвитие раскрывается и как сам процесс становления субъекта развития, и как его цель . За счет формирования самосознания личность из объекта постепенно становится субъектом развития

С точки зрения антропологического подхода, связанного с именем Б Г Ананьева, человек представлен как организатор и управляющий своего развития. Е . Ф . Рыбалко, развивая идеи Б . Г . Ананьева, дифференцирует процессы развития и саморазвития личности Развитие приобретает статус саморазвития, когда формирование личностных свойств человека приобретает сознательный и произвольный характер.

С позиций акмеологического подхода саморазвитие можно представить как са- моизменение, самосозидание, служащее духовно-нравственному росту, самоосущест- влению, эффективной самореализации. А . А . Бодалев раскрыл акмеологические процессуальные (собственная работа человека над собой) и результативные (качественное изменение в психике и личности) критерии механизмов саморазвития. А А Реан в рамках акмеологического подхода рассматривает саморазвитие одновременно и как показатель личностной зрелости, и как условие ее достижения.

Обобщая анализ разных подходов к проблеме саморазвития, М . А . Щукина указывает, что развитие и саморазвитие — два самодостаточных этапа качественно отличных изменений, сопровождающих человека на жизненном пути и сменяющих друг друга.

Направленность на саморазвитие как необходимость постановки важных жизненных задач и поиска средств их решения впервые ярко проявляется в подростковом возрасте и является одним из основных компонентов зрелости личности, удовлетворенности жизнью и психологического благополучия в целом. Для формирования психологического благополучия подростков и направленности на саморазвитие особое значение имеет семья, которая призвана обеспечить базисное чувство безопасности, уверенности в своих возможностях, поддержку в разных жизненных ситуациях. Семья имеет серьезные ресурсы обеспечения своим членам эмоционального комфорта, психологической защищенности и удовлетворенности жизнью в целом . Подростки, лишенные родительского попечительства, оказываются наименее подготовленными к интеграции в социум, их психоэмоциональное благополучие сопряжено со множеством проблем. Подростки, воспитывающиеся в родительской семье, но по разным причинам вынужденные жить и учиться в отрыве от родителей, зачастую испытывают трудности адаптации, нуждаются в поддержке со стороны взрослых . Для таких подростков важным фактором психоэмоционального благополучия оказывается образовательная среда и общение со сверстниками, а также взрослыми, временно взявшими на себя функции семьи . Ситуация их жизни отвечает основным критериям трудной жизненной ситуации: неадекватность применения алгоритмов привычного поведения, неопределенность развития событий, возникновение стрессовых состояний.

Проведенное нами исследование было направлено на то, чтобы выявить особенности взаимосвязи параметров психоэмоционального благополучия и направленности на саморазвитие у подростков с разным семейным статусом.

В процессе нашего исследования решались следующие задачи:

1)         анализ параметров психоэмоционального благополучия подростков;

2)         изучение направленности подростков на саморазвитие;

3)         определение характера взаимосвязи психоэмоционального благополучия подростков с разным семейным статусом с показателями направленности на саморазвитие

Мы предполагали, что направленность на саморазвитие неоднозначно отражается на ощущении психоэмоционального благополучия и имеет особенности в связи с актуальным семейным статусом подростков

Процедура исследования

В исследовании участвовали респонденты в возрасте 14—17 лет (27 воспитанников детского дома; 24 подростка, находящихся в отрыве от семьи по причине обучения в другом городе в престижной многопрофильной гимназии; 30 подростков, проживающих в родительской семье), всего 81 человек .

Методы исследования: параметры психоэмоционального благополучия изучались с помощью методики «Шкалы психологического благополучия» (К . Рифф), специальной анкеты, диагностирующей удовлетворенность подростков разными сторонами своей жизни (учебой, положением в коллективе сверстников, внешкольными занятиями, отдыхом, романтическими отношениями, отношениями в семье и т д на шкале от 0 до 10 баллов) и методики «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Н .А. Курганский, Т . А. Немчин) .

Направленность на саморазвитие изучалась при помощи анкеты с вопросами об интересе и важности развития в разных сферах жизни (в профессиональной, образовательной, социальной, духовной, нравственной и других сферах жизни, измерялись от 1 до 5 баллов) .

Математико-статистическая обработка данных: анализ описательных статистик, дисперсионный анализ и корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты и их обсуждение

Параметры психоэмоционального благополучия представлены комплексом показателей: удовлетворенность разными сферами жизни как когнитивный показатель благополучия, привычные эмоциональные состояния как эмоциональный компонент, а также интегральный показатель психологического благополучия

Таблица 1

Результаты однофакторного дисперсионного анализа по параметрам удовлетворенности жизнью

 
 

Зависимая переменная

(I) Группы

J)Группы сравнения

(I-J) разность средних

Уровень значимости различий

Удовлетворенность

учебой

детский

дом

в отрыве от семьи

-,943

,428

живущие в родительской семье

-1,727*

,046

Удовлетворенность

отдыхом

детский

дом

в отрыве от семьи

3,405*

,000

живущие в родительской семье

2,540*

,001

Удовлетворенность внешкольными занятиями

в отрыве от семьи

детский дом

-1,863

,057

живущие в родительской семье

-1,950*

,033


 

Достоверных различий между группами по показателю общей удовлетворенности жизнью не обнаружено, но анализ удовлетворенности различными ее сферами выявил, что подростки, имеющие родительскую семью, более комфортно и продуктивно, чем их сверстники-сироты, ощущают себя в учебной сфере (р<0,05) . Удовлетворенность учебой у сирот и у гимназистов имеет сходные значения Для гимназистов это предопределяет их психологическое благополучие в целом, а для сирот — ощущение их компетентности
в жизни . При этом сироты выше, чем другие группы, оценивают удовлетворенность отдыхом (р<0,01), а также вовлеченность во внешкольные занятия (р<0,05) (табл . 1) .

Изучение привычных эмоциональных состояний показало, что у воспитанников детского дома параметры психической активности, интереса, напряжения находятся в области средних значений (от 9 до 15 баллов) . Эмоциональный тонус (7,75 балла) и комфортность (8,29 балла) имеют значения выше нормативных, а также выше, чем у их сверстников из других исследуемых групп (р<0,01) . У подростков, живущих в отрыве от семьи, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность соответствуют нормативным значениям, а показатель психической активности существенно снижен (16,42 балла) . У подростков из семей все показатели психических состояний в норме У воспитанников детского дома, несмотря на позитивную картину их эмоциональных состояний, все показатели имеют меньшую дифференциацию, чем у других групп, что может свидетельствовать о незрелых представлениях о себе, неумении дифференцировать свои чувства У гимназистов эмоциональный фон менее позитивный (р<0,01), чем у сирот . Возможно, подростки, выбирающие обучение в другом городе, несмотря на повышение учебного статуса и достижение определенных целей, испытывают серьезный эмоциональный дискомфорт вследствие изменения привычного образа жизни и отсутствия непосредственной поддержки близких

Изучение психологического благополучия выявило, что подростки из детского дома демонстрируют стремление к целям (10,3 балла) и автономность (10,13 балла) . У гимназистов отмечается направленность на личностный рост (11,29 балла) и позитивные отношения с окружающими (10,42 балла) . Подростки из семей характеризуются наличием целей в жизни (11,27 балла) и направленностью на личностный рост (11,97 балла) . Показана содержательная специфика жизненных целей подростков в связи с ситуацией развития Так, у подростков, имеющих родительскую семью, жизненные цели связаны с направленностью на саморазвитие и личностный рост, а у сирот — с созданием позитивных отношений с окружающими

Для всех подростков наибольший интерес и важность представляют вопросы профессионального самоопределения и целеполагания, отражающие важнейшие задачи возраста Для воспитанников детских домов также важна и интересна сфера общения со сверстниками, при этом менее всего важна и интересна им область образования, связанная с получением знаний Отсутствие интереса к сферам образования, открытия своих способностей, как и их важность, существенно отличает их от всех подростков, имеющих родительскую семью (p<0,01). При этом они существенно больше (p<0,01), чем сверстники, живущие в семье, заинтересованы в своем физическом развитии Подростки, живущие в данный момент жизни в отрыве от семьи, отмечают интерес и важность развития характера, позитивных отношений с семьей Недостаточный интерес респондентов всей выборки к сферам эстетики, связанной с пониманием красоты мира, и нравственности, отражающей честность в отношениях с окружающими, при осознании их важности показывает, что у подростков система ценностных ориентаций и смыслов находится в процессе активного формирования, а ее становление является задачей следующего возрастного периода.

Таблица 2

Взаимосвязи показателей конфликтов саморазвития с параметрами психоэмоционального благополучия подростков-сирот

 
 

Сфера

конфликта

Удовлетворенность

перспективами

Удовлетворенность

романтическими

отношениями

Компе­

тентность

Эмоциональный

тонус

Интерес

Профессиональный выбор

-,558*

-,112

-,289

,285

,540

Социальные

отношения

,160

-,383

-,594*

,441

,543

Развитие

способностей

-,190

,163

-,258

-,787**

,525

Нравственность

,388

,012

,505

,267

,682*

Характер

,027

-,612*

,316

,019

-,107


Примечание: «*» — коэффициент корреляций на 5%-ном уровне значимости; «**» — коэффициент корреляций на 1%-ном уровне значимости .

Конфликты направленности на саморазвитие рассматривались нами в качестве показателя разности между важностью и интересом . Чем меньше эта разница, тем ближе соотношение актуальности (важности) задач той или иной сферы жизни и интереса к их решению Когда разница от 3 и более баллов, у подростка возникает внутренний ценностный конфликт, мешающий саморазвитию и личностному росту. Чем выше конфликт саморазвития, тем менее благополучными ощущают себя подростки В группе подрост- ков-сирот конфликт саморазвития в области выбора профессии приводит к неудовлетворенности перспективами (отрицательная корреляция при p<0,05), конфликт развития в социальной сфере связан с ощущением некомпетентности (отрицательная корреляция при p<0,05), конфликт в сфере развития способностей снижает эмоциональный тонус (отрицательная корреляция при p<0,01), а конфликт в области развития характера снижает удовлетворенность романтическими отношениями (p<0,05) . Однако к повышению интереса ведет конфликт в области нравственной сферы (положительная корреляция при p<0,05) (табл . 2) .

У подростков, живущих в отрыве от семьи, конфликт развития в области образования связан с низкой психической активностью (отрицательная корреляция при p<0,05) . В то же время конфликт развития своего характера окупается позитивными результатами взаимодействий с окружающими людьми, обнаруживая положительную взаимосвязь с удовлетворенностью общением и положением в коллективе (p<0,01), а конфликт в эстетической сфере (восприятие красоты мира) не вызывает эмоционального напряжения (отрицательная корреляция при p<0,05) (табл . 3) .

У подростков, имеющих родительскую семью, психоэмоциональное благополучие обеспечивается повышением интереса и важности саморазвития Конфликты развития в отдельных сферах жизни могут снижать его показатели Так, конфликт саморазвития способностей снижает ощущение компетентности, удовлетворенность отдыхом, отношениями в семье, положением в обществе и жизненными перспективами (отрицательные корреляции при p<0,05) . Конфликт в сфере образования и физической активности связан с эмоциональным напряжением (положительная корреляция при p<0,05) . Конфликт развития в духовной сфере сопряжен со снижением показателей удовлетворенности (отдыхом, положением в обществе, романтическими отношениями), эмоционального тонуса, са- мопринятия и автономности (отрицательные корреляции при p<0,05) .

Заключение

Проведенный нами анализ показал, что в подростковом возрасте процессы саморазвития тесно связаны с уровнем психоэмоционального благополучия Полученные в нашем исследовании результаты могут быть полезными для разработки программ психологического сопровождения подростков, их родителей или замещающих их лиц с целью формирования или коррекции жизненных планов, целеполагания, направленности на саморазвитие и повышения психоэмоционального благополучия

Итоги проведенной работы позволяют констатировать следующее

Таблица 3

Взаимосвязи показателей конфликта саморазвития с параметрами психоэмоционального благополучия подростков, живущих в отрыве от семьи

 

Сфера конфликта

Удовлетворенность

общением

Удовлетворенность положением в коллективе

Психическая

активность

Напряжение

Образование

-,091

-,159

-,487*

,153

Эстетика

,171

,182

-,234

-,411*

Характер

,568**

,551**

,079

-,243

 

Примечание: «*» — коэффициент корреляций на 5%-ном уровне значимости; «**» — коэффициент корреляций на 1%-ном уровне значимости .

1 Выявлены как общие параметры психоэмоционального благополучия подростков, так и специфические факторы, связанные с их актуальным семейным статусом Все участники отмечают удовлетворенность своим материальным положением, а также тем, как решается одна из основных задач — установление общения со сверстниками Серьезным ресурсом для поддержания и повышения психоэмоционального благополучия подростков является их стремление к целеполаганию и личностному росту. Специфика проявляется в том, что подростки, растущие в родительской семье, проявляют удовлетворенность условиями обучения, школьной средой, а также жизненными перспективами Психоэмоциональное благополучие временно живущих в отрыве от семьи обеспечивает статус в коллективе и положительную оценку окружающими их личностного развития А подростки-сироты, в целом демонстрируя наличие целей, стремление к автономности, испытывают серьезную неудовлетворенность в жизненных сферах, осуществляющих важнейшие возрастные задачи: в учебной сфере и перспективах будущего образования

2. Исследование направленности на саморазвитие показало, что высокий градиент между параметрами важности и эмоционального отношения (интереса) выявляет зоны конфликта Преобладание важности саморазвития над интересом к нему показывает, что подросток понимает необходимость дальнейшего развития, однако ему не хватает мотивации для его осуществления . Обратное соотношение в исследуемом возрастном периоде может отражать недостаточную сформированность интересов, незрелость личности

3. Анализ взаимосвязей исследуемых параметров обнаруживает комплексы показателей направленности на саморазвитие, способствующих или препятствующих психоэмоциональному благополучию подростков в связи с актуальным семейным статусом

4.Все подростки, участвующие в нашем исследовании, испытывают сложности в вопросах образования и профессионального выбора У сирот зонами конфликта и мишенями для психолого-педагогической работы являются вопросы жизненных перспектив, межличностных взаимодействий и развития способностей Осознание важности этих вопросов при недостаточной мотивации ведет к снижению эмоционального тонуса и ощущения компетентности в контроле над обстоятельствами жизни . Подростки, живущие в отрыве от семьи, как и воспитанники детского дома, ощущают важность взаимодействий с окружающими, но недостаток интереса к этим вопросам создает внутренний конфликт и снижает их психоэмоциональное благополучие. Для подростков, живущих в родительской семье, психологическая поддержка может быть направлена на повышение мотивации к развитию духовной сферы, тесно связанной с их психоэмоциональным благополучием

5 Осознанная и мотивированная направленность на саморазвитие связана с повышением психоэмоционального благополучия подростков, а снижают его возникающие конфликты между осознанием важности и недостатком интереса к саморазвитию в важнейших сферах жизнедеятельности.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии.СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007.546 с.
  2. Бодалев А.А. О потребности и способности личности к саморазвитию // Социально- психологические проблемы личности и коллектива.Вопросы психологической службы, общения и руководства: Сборник научных трудов / Отв.ред.О.Г.Кукосян.Краснодар, 1987.С.5—14.
  3. Дерманова И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка // Психологическая наука и образование.2012.№ 4.С.50—60.
  4. Заиченко А.А., Эксакусто Т.В. Личностные особенности людей с разным профилем субъективного качества жизни // Социальная психология и общество.2014.№ 2.С.100—114.
  5. Идобаева О.А., Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков // Психология и психотехника.2010.№ 6.C.72—78.
  6. Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ- интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество.2012.№ 2.С. 143—153.
  7. Лакреева А.В., Хомутова М.В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально- психологической дезадаптации подростка [Электронный ресурс].Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2016.Т.24.С.135—140.// Научно-методический электронный журнал «Концепт».URL: http://e-koncept.ru/2016/56426.htm(дата обращения: 27.07.2017).
  8. Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.№ 3.URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Larin_ Konopleva.phtml (дата обращения: 07.07.2017).doi: 10.17759/psyedu.2014060313
  9. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета.2016.№ 2(26).С. 77—85.doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-77-85
  10. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Издательский центр «Академия», 2005.288 с.
  11. Реан А.А. Психологические проблемы акмеологии.Акмеология личности // Психологический журнал.2000.№ 3.С.87—95.
  12. Реан А.А., Москвичева Н.Л. Подросток и семья // Психология подростка.Полное руководство / Под общ.ред.А.А.Реана.СПб: Прайм-Еврознак, 2008.С.203—233.
  13. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии.1986.№ 4.С.10—108.
  14. Рыбалко Е.Ф., Рудкевич Л.А. Становление индивидуальности // Онтопсихология: Учебное пособие / Под ред.А.А.Крылова, Е.Ф.Рыбалко.СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003.С.254—262.
  15. Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология / Ред.А.А. Деркач.2003.№ 1(2).С.15—22.
  16. Собкин В.С., Буреломова А.С. Кросс-культурный анализ ценностных ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество.2012.№ 1.С.100—112.
  17. Устинова Н.А. Проблема эмоционального благополучия личности // Личность в современном мире.Сборник научных статей.Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии / Отв.ред.Валиев Р.А.Екатеринбург, 2016.С.223—231.
  18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.277 с.
  19. Широбокова Т.С. Значение семейного воспитания в формировании гармоничной личности подростка // Научные исследования в образовании.2011.№ 11.С.38—50.
  20. Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений // Социальная психология и общество.2011.№ 1.С. 119—125.
  21. Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.Т.6.№ 4.URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Shchukina.phtml (дата обращения: 12.07.2017).doi: 10.17759/ psyedu.2014060408
  22. Эвнина К.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности в контексте позитивной психологии // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Сост.Ю.В. Братчикова.Екатеринбург: УГПУ, 2013.С. 17—22.
  23. Diener E et al. Subjective Well-Being: Three Decades of Progress // Psychological Bulletin.1999.Vol.125(2), pp.276—302.doi:10.1037/0033- 2909.125.2.276
  24. Nima A. et al. Adolescents’ happiness-increasing strategies, temperament, and character: Mediation models on subjective well-being.Health.2012.Vol. 4(10), pp.802—810.doi:10.4236/health.2012.410124
  25. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being.JournalofPersonalityandSocialPsychology.1989.Vol.57(6), pp.1069—1081.doi:10.1037/0022- 3514.57.6.1069

Информация об авторах

Данилова Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9593-4185, e-mail: m.v.danilova@spbu.ru

Рыкман Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: l.rjkman@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2861
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 1538
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3