Введение
В подростковом возрасте в связи с активным развитием самосознания, рефлексии особое значение приобретаеттизучение психоэмоционального благополучия личности. Понятие «психоэмоциональное благополучие» находится в поле интересов социологии, педагогики, психологии и не имеет однозначной трактовки . Однако разные подходы не противоречат друг другу в том, что это многомерное явление, имеющее разные основания и проявления: эмоциональное самочувствие (Г . А . Урунтаева, М . И . Лисина, А . Д. Кошелева, Н . Брэдбурн и др. ), способность регулирования человеком своих эмоций (В . Р . Сары- Гузель, Л . М . Аболин, П . В . Симонов и др. ), интегральное переживание успешности или неуспешности функционирования разных уровней структурной организации человека (Л В Куликов, А В Воронина, Р М Райан, Э . Л . Диси и др. ), уровень психологического и эмоционального здоровья (И В Дубровина, Л . В . Тарабакина и др. ), компонент субъективного ощущения счастья (Р. М . Шамионов, Э Динер и др ), составляющая качества жизни (А . А . Заиченко, Т . В . Эксакусто и др . ) .
В качестве базовых составляющих психоэмоционального благополучия выделяются личностный рост, реализация потребностей; баланс аффективных переживаний; низкая тревожность; наличие целей; самопринятие; развитое самопознание; социальная компетентность; независимость в собственном мнении; чувство осмысленности жизни; ощущение счастья; удовлетворенность жизнью
Анализ исследований позволяет рассматривать психоэмоциональное благополучие в подростковом возрасте как субъективную оценку человеком себя и собственной жизни в связи с процессами саморазвития, личностного роста и с уровнем эмоционального комфорта в семье и вне семьи
Категория саморазвития нашла свое отражение в научных направлениях зарубежной и отечественной психологии (А. Маслоу, К . Роджерс, С . Л . Рубинштейн, Д. И . Фельдштейн, В . И . Слободчиков, Б . Г. Ананьев, Е . Ф . Рыбалко, Л . А. Головей, И . Б . Дерманова, А . А . Дергач и др ), однако до сих пор не определен единый понятийный аппарат этой психологической категории . В отечественной психологии исторически первым подходом к изучению саморазвития можно считать субъектно-деятельностный, где саморазвитие раскрывается и как сам процесс становления субъекта развития, и как его цель . За счет формирования самосознания личность из объекта постепенно становится субъектом развития
С точки зрения антропологического подхода, связанного с именем Б Г Ананьева, человек представлен как организатор и управляющий своего развития. Е . Ф . Рыбалко, развивая идеи Б . Г . Ананьева, дифференцирует процессы развития и саморазвития личности Развитие приобретает статус саморазвития, когда формирование личностных свойств человека приобретает сознательный и произвольный характер.
С позиций акмеологического подхода саморазвитие можно представить как са- моизменение, самосозидание, служащее духовно-нравственному росту, самоосущест- влению, эффективной самореализации. А . А . Бодалев раскрыл акмеологические процессуальные (собственная работа человека над собой) и результативные (качественное изменение в психике и личности) критерии механизмов саморазвития. А А Реан в рамках акмеологического подхода рассматривает саморазвитие одновременно и как показатель личностной зрелости, и как условие ее достижения.
Обобщая анализ разных подходов к проблеме саморазвития, М . А . Щукина указывает, что развитие и саморазвитие — два самодостаточных этапа качественно отличных изменений, сопровождающих человека на жизненном пути и сменяющих друг друга.
Направленность на саморазвитие как необходимость постановки важных жизненных задач и поиска средств их решения впервые ярко проявляется в подростковом возрасте и является одним из основных компонентов зрелости личности, удовлетворенности жизнью и психологического благополучия в целом. Для формирования психологического благополучия подростков и направленности на саморазвитие особое значение имеет семья, которая призвана обеспечить базисное чувство безопасности, уверенности в своих возможностях, поддержку в разных жизненных ситуациях. Семья имеет серьезные ресурсы обеспечения своим членам эмоционального комфорта, психологической защищенности и удовлетворенности жизнью в целом . Подростки, лишенные родительского попечительства, оказываются наименее подготовленными к интеграции в социум, их психоэмоциональное благополучие сопряжено со множеством проблем. Подростки, воспитывающиеся в родительской семье, но по разным причинам вынужденные жить и учиться в отрыве от родителей, зачастую испытывают трудности адаптации, нуждаются в поддержке со стороны взрослых . Для таких подростков важным фактором психоэмоционального благополучия оказывается образовательная среда и общение со сверстниками, а также взрослыми, временно взявшими на себя функции семьи . Ситуация их жизни отвечает основным критериям трудной жизненной ситуации: неадекватность применения алгоритмов привычного поведения, неопределенность развития событий, возникновение стрессовых состояний.
Проведенное нами исследование было направлено на то, чтобы выявить особенности взаимосвязи параметров психоэмоционального благополучия и направленности на саморазвитие у подростков с разным семейным статусом.
В процессе нашего исследования решались следующие задачи:
1) анализ параметров психоэмоционального благополучия подростков;
2) изучение направленности подростков на саморазвитие;
3) определение характера взаимосвязи психоэмоционального благополучия подростков с разным семейным статусом с показателями направленности на саморазвитие
Мы предполагали, что направленность на саморазвитие неоднозначно отражается на ощущении психоэмоционального благополучия и имеет особенности в связи с актуальным семейным статусом подростков
Процедура исследования
В исследовании участвовали респонденты в возрасте 14—17 лет (27 воспитанников детского дома; 24 подростка, находящихся в отрыве от семьи по причине обучения в другом городе в престижной многопрофильной гимназии; 30 подростков, проживающих в родительской семье), всего 81 человек .
Методы исследования: параметры психоэмоционального благополучия изучались с помощью методики «Шкалы психологического благополучия» (К . Рифф), специальной анкеты, диагностирующей удовлетворенность подростков разными сторонами своей жизни (учебой, положением в коллективе сверстников, внешкольными занятиями, отдыхом, романтическими отношениями, отношениями в семье и т д на шкале от 0 до 10 баллов) и методики «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Н .А. Курганский, Т . А. Немчин) .
Направленность на саморазвитие изучалась при помощи анкеты с вопросами об интересе и важности развития в разных сферах жизни (в профессиональной, образовательной, социальной, духовной, нравственной и других сферах жизни, измерялись от 1 до 5 баллов) .
Математико-статистическая обработка данных: анализ описательных статистик, дисперсионный анализ и корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты и их обсуждение
Параметры психоэмоционального благополучия представлены комплексом показателей: удовлетворенность разными сферами жизни как когнитивный показатель благополучия, привычные эмоциональные состояния как эмоциональный компонент, а также интегральный показатель психологического благополучия
Таблица 1
Результаты однофакторного дисперсионного анализа по параметрам удовлетворенности жизнью
|
Зависимая переменная |
(I) Группы |
J)Группы сравнения |
(I-J) разность средних |
Уровень значимости различий |
|
Удовлетворенность учебой |
детский дом |
в отрыве от семьи |
-,943 |
,428 |
|
живущие в родительской семье |
-1,727* |
,046 |
||
|
Удовлетворенность отдыхом |
детский дом |
в отрыве от семьи |
3,405* |
,000 |
|
живущие в родительской семье |
2,540* |
,001 |
||
|
Удовлетворенность внешкольными занятиями |
в отрыве от семьи |
детский дом |
-1,863 |
,057 |
|
живущие в родительской семье |
-1,950* |
,033 |
Достоверных различий между группами по показателю общей удовлетворенности жизнью не обнаружено, но анализ удовлетворенности различными ее сферами выявил, что подростки, имеющие родительскую семью, более комфортно и продуктивно, чем их сверстники-сироты, ощущают себя в учебной сфере (р<0,05) . Удовлетворенность учебой у сирот и у гимназистов имеет сходные значения Для гимназистов это предопределяет их психологическое благополучие в целом, а для сирот — ощущение их компетентности
в жизни . При этом сироты выше, чем другие группы, оценивают удовлетворенность отдыхом (р<0,01), а также вовлеченность во внешкольные занятия (р<0,05) (табл . 1) .
Изучение привычных эмоциональных состояний показало, что у воспитанников детского дома параметры психической активности, интереса, напряжения находятся в области средних значений (от 9 до 15 баллов) . Эмоциональный тонус (7,75 балла) и комфортность (8,29 балла) имеют значения выше нормативных, а также выше, чем у их сверстников из других исследуемых групп (р<0,01) . У подростков, живущих в отрыве от семьи, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность соответствуют нормативным значениям, а показатель психической активности существенно снижен (16,42 балла) . У подростков из семей все показатели психических состояний в норме У воспитанников детского дома, несмотря на позитивную картину их эмоциональных состояний, все показатели имеют меньшую дифференциацию, чем у других групп, что может свидетельствовать о незрелых представлениях о себе, неумении дифференцировать свои чувства У гимназистов эмоциональный фон менее позитивный (р<0,01), чем у сирот . Возможно, подростки, выбирающие обучение в другом городе, несмотря на повышение учебного статуса и достижение определенных целей, испытывают серьезный эмоциональный дискомфорт вследствие изменения привычного образа жизни и отсутствия непосредственной поддержки близких
Изучение психологического благополучия выявило, что подростки из детского дома демонстрируют стремление к целям (10,3 балла) и автономность (10,13 балла) . У гимназистов отмечается направленность на личностный рост (11,29 балла) и позитивные отношения с окружающими (10,42 балла) . Подростки из семей характеризуются наличием целей в жизни (11,27 балла) и направленностью на личностный рост (11,97 балла) . Показана содержательная специфика жизненных целей подростков в связи с ситуацией развития Так, у подростков, имеющих родительскую семью, жизненные цели связаны с направленностью на саморазвитие и личностный рост, а у сирот — с созданием позитивных отношений с окружающими
Для всех подростков наибольший интерес и важность представляют вопросы профессионального самоопределения и целеполагания, отражающие важнейшие задачи возраста Для воспитанников детских домов также важна и интересна сфера общения со сверстниками, при этом менее всего важна и интересна им область образования, связанная с получением знаний Отсутствие интереса к сферам образования, открытия своих способностей, как и их важность, существенно отличает их от всех подростков, имеющих родительскую семью (p<0,01). При этом они существенно больше (p<0,01), чем сверстники, живущие в семье, заинтересованы в своем физическом развитии Подростки, живущие в данный момент жизни в отрыве от семьи, отмечают интерес и важность развития характера, позитивных отношений с семьей Недостаточный интерес респондентов всей выборки к сферам эстетики, связанной с пониманием красоты мира, и нравственности, отражающей честность в отношениях с окружающими, при осознании их важности показывает, что у подростков система ценностных ориентаций и смыслов находится в процессе активного формирования, а ее становление является задачей следующего возрастного периода.
Таблица 2
Взаимосвязи показателей конфликтов саморазвития с параметрами психоэмоционального благополучия подростков-сирот
|
Сфера конфликта |
Удовлетворенность перспективами |
Удовлетворенность романтическими отношениями |
Компе тентность |
Эмоциональный тонус |
Интерес |
|
Профессиональный выбор |
-,558* |
-,112 |
-,289 |
,285 |
,540 |
|
Социальные отношения |
,160 |
-,383 |
-,594* |
,441 |
,543 |
|
Развитие способностей |
-,190 |
,163 |
-,258 |
-,787** |
,525 |
|
Нравственность |
,388 |
,012 |
,505 |
,267 |
,682* |
|
Характер |
,027 |
-,612* |
,316 |
,019 |
-,107 |
Примечание: «*» — коэффициент корреляций на 5%-ном уровне значимости; «**» — коэффициент корреляций на 1%-ном уровне значимости .
Конфликты направленности на саморазвитие рассматривались нами в качестве показателя разности между важностью и интересом . Чем меньше эта разница, тем ближе соотношение актуальности (важности) задач той или иной сферы жизни и интереса к их решению Когда разница от 3 и более баллов, у подростка возникает внутренний ценностный конфликт, мешающий саморазвитию и личностному росту. Чем выше конфликт саморазвития, тем менее благополучными ощущают себя подростки В группе подрост- ков-сирот конфликт саморазвития в области выбора профессии приводит к неудовлетворенности перспективами (отрицательная корреляция при p<0,05), конфликт развития в социальной сфере связан с ощущением некомпетентности (отрицательная корреляция при p<0,05), конфликт в сфере развития способностей снижает эмоциональный тонус (отрицательная корреляция при p<0,01), а конфликт в области развития характера снижает удовлетворенность романтическими отношениями (p<0,05) . Однако к повышению интереса ведет конфликт в области нравственной сферы (положительная корреляция при p<0,05) (табл . 2) .
У подростков, живущих в отрыве от семьи, конфликт развития в области образования связан с низкой психической активностью (отрицательная корреляция при p<0,05) . В то же время конфликт развития своего характера окупается позитивными результатами взаимодействий с окружающими людьми, обнаруживая положительную взаимосвязь с удовлетворенностью общением и положением в коллективе (p<0,01), а конфликт в эстетической сфере (восприятие красоты мира) не вызывает эмоционального напряжения (отрицательная корреляция при p<0,05) (табл . 3) .
У подростков, имеющих родительскую семью, психоэмоциональное благополучие обеспечивается повышением интереса и важности саморазвития Конфликты развития в отдельных сферах жизни могут снижать его показатели Так, конфликт саморазвития способностей снижает ощущение компетентности, удовлетворенность отдыхом, отношениями в семье, положением в обществе и жизненными перспективами (отрицательные корреляции при p<0,05) . Конфликт в сфере образования и физической активности связан с эмоциональным напряжением (положительная корреляция при p<0,05) . Конфликт развития в духовной сфере сопряжен со снижением показателей удовлетворенности (отдыхом, положением в обществе, романтическими отношениями), эмоционального тонуса, са- мопринятия и автономности (отрицательные корреляции при p<0,05) .
Заключение
Проведенный нами анализ показал, что в подростковом возрасте процессы саморазвития тесно связаны с уровнем психоэмоционального благополучия Полученные в нашем исследовании результаты могут быть полезными для разработки программ психологического сопровождения подростков, их родителей или замещающих их лиц с целью формирования или коррекции жизненных планов, целеполагания, направленности на саморазвитие и повышения психоэмоционального благополучия
Итоги проведенной работы позволяют констатировать следующее
Таблица 3
Взаимосвязи показателей конфликта саморазвития с параметрами психоэмоционального благополучия подростков, живущих в отрыве от семьи
|
Сфера конфликта |
Удовлетворенность общением |
Удовлетворенность положением в коллективе |
Психическая активность |
Напряжение |
|
Образование |
-,091 |
-,159 |
-,487* |
,153 |
|
Эстетика |
,171 |
,182 |
-,234 |
-,411* |
|
Характер |
,568** |
,551** |
,079 |
-,243 |
Примечание: «*» — коэффициент корреляций на 5%-ном уровне значимости; «**» — коэффициент корреляций на 1%-ном уровне значимости .
1 Выявлены как общие параметры психоэмоционального благополучия подростков, так и специфические факторы, связанные с их актуальным семейным статусом Все участники отмечают удовлетворенность своим материальным положением, а также тем, как решается одна из основных задач — установление общения со сверстниками Серьезным ресурсом для поддержания и повышения психоэмоционального благополучия подростков является их стремление к целеполаганию и личностному росту. Специфика проявляется в том, что подростки, растущие в родительской семье, проявляют удовлетворенность условиями обучения, школьной средой, а также жизненными перспективами Психоэмоциональное благополучие временно живущих в отрыве от семьи обеспечивает статус в коллективе и положительную оценку окружающими их личностного развития А подростки-сироты, в целом демонстрируя наличие целей, стремление к автономности, испытывают серьезную неудовлетворенность в жизненных сферах, осуществляющих важнейшие возрастные задачи: в учебной сфере и перспективах будущего образования
2. Исследование направленности на саморазвитие показало, что высокий градиент между параметрами важности и эмоционального отношения (интереса) выявляет зоны конфликта Преобладание важности саморазвития над интересом к нему показывает, что подросток понимает необходимость дальнейшего развития, однако ему не хватает мотивации для его осуществления . Обратное соотношение в исследуемом возрастном периоде может отражать недостаточную сформированность интересов, незрелость личности
3. Анализ взаимосвязей исследуемых параметров обнаруживает комплексы показателей направленности на саморазвитие, способствующих или препятствующих психоэмоциональному благополучию подростков в связи с актуальным семейным статусом
4.Все подростки, участвующие в нашем исследовании, испытывают сложности в вопросах образования и профессионального выбора У сирот зонами конфликта и мишенями для психолого-педагогической работы являются вопросы жизненных перспектив, межличностных взаимодействий и развития способностей Осознание важности этих вопросов при недостаточной мотивации ведет к снижению эмоционального тонуса и ощущения компетентности в контроле над обстоятельствами жизни . Подростки, живущие в отрыве от семьи, как и воспитанники детского дома, ощущают важность взаимодействий с окружающими, но недостаток интереса к этим вопросам создает внутренний конфликт и снижает их психоэмоциональное благополучие. Для подростков, живущих в родительской семье, психологическая поддержка может быть направлена на повышение мотивации к развитию духовной сферы, тесно связанной с их психоэмоциональным благополучием
5 Осознанная и мотивированная направленность на саморазвитие связана с повышением психоэмоционального благополучия подростков, а снижают его возникающие конфликты между осознанием важности и недостатком интереса к саморазвитию в важнейших сферах жизнедеятельности.