Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды

872

Аннотация

Приводятся данные исследования свободной игры дошкольников в открытой предметной среде.Результаты полученных наблюдений показали разную динамику игровой деятельности в разных возрастных группах (3, 4, 5 и 6 лет).Установлено, что в двух младших группах ролевые переименования наблюдались у трети выборки, причем у подавляющего большинства детей они сопровождались ряженьем и фрагментарными игровыми действиями.После 5 лет число переименований увеличилось — две трети детей называли себя каким-нибудь ролевым именем и почти все играли в роли, многие создавали сложные разветвленные сюжеты.В подготовительной группе наблюдался существенный спад переименований и ряженья (меньше половины детей) по сравнению со старшей группой и практически полное отсутствие игровых действий от имени роли.Перечисляются роли, которые отражают в игре современные дошкольники.Показано, что роль не предшествует игре, а рождается в процессе различных, в том числе опробующих, действий с предметами.Подчеркивается важность исследовательской, манипулятивной активности для возникновения и развития роли.Полифункциональная предметная среда способствует развитию такой активности.

Общая информация

Ключевые слова: свободная игра, ролевая игра, дошкольники, полифункциональные материалы, открытая предметная среда

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230607

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01226.

Для цитаты: Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 75–84. DOI: 10.17759/pse.2018230607

Литература

  1. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.Психология игры (культурно-исторический подход).М.: Левъ, 2017.331 с.
  2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников.Учебное пособие.М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2013.[Электронный ресурс] // URL: https://profilib.net/chtenie/150827/elena-kravtsova-psikhologiya-i-pedagogika-obucheniya-doshkolnikov-uchebnoe-posobie.php (дата обращения: 08.05.2018).
  3. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников // Вопросы психологии.2016.№ 4.С.28—37.
  4. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами // Психолого-педагогические исследования.2018.№ 3.С.12—19.
  5. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование.2005.№ 2.С.76—86.
  6. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности // Культурно-историческая психология.2017.Том 13.№ 3.С. 83—86.doi: 10.17759/chp.2017130310
  7. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии.2018.№ 1.С.12—20.
  8. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр современных дошкольников // Вопросы психологии.2018.№ 2.С.41—52.
  9. Смирнова Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ // Психологическая наука и образование.2011.№ 2.С.5—12.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры.М.: Педагогика, 1978.300 c.
  11. Fein G. Pretend Play in Childhood: An Integrative Review // Child Development.1981.Vol.52.№ P. 1095—1118.
  12. Trawick-Smith J., Russell H., Swaminathan S. Measuring the effects of toys on the problem-solving, creative and social behaviours of preschool children [Electronic resource] // Early Child Development and Care.2011.Vol.181.№7.P.909—927.doi:10.1080/ 03004430.2010.503892 (дата обращения07.2018)

Информация об авторах

Рябкова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2274-0432, e-mail: ibaladinskaya@gmail.com

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com