Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды

953

Аннотация

Приводятся данные исследования свободной игры дошкольников в открытой предметной среде.Результаты полученных наблюдений показали разную динамику игровой деятельности в разных возрастных группах (3, 4, 5 и 6 лет).Установлено, что в двух младших группах ролевые переименования наблюдались у трети выборки, причем у подавляющего большинства детей они сопровождались ряженьем и фрагментарными игровыми действиями.После 5 лет число переименований увеличилось — две трети детей называли себя каким-нибудь ролевым именем и почти все играли в роли, многие создавали сложные разветвленные сюжеты.В подготовительной группе наблюдался существенный спад переименований и ряженья (меньше половины детей) по сравнению со старшей группой и практически полное отсутствие игровых действий от имени роли.Перечисляются роли, которые отражают в игре современные дошкольники.Показано, что роль не предшествует игре, а рождается в процессе различных, в том числе опробующих, действий с предметами.Подчеркивается важность исследовательской, манипулятивной активности для возникновения и развития роли.Полифункциональная предметная среда способствует развитию такой активности.

Общая информация

Ключевые слова: свободная игра, ролевая игра, психология дошкольника, полифункциональные материалы, открытая предметная среда

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230607

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01226.

Для цитаты: Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 75–84. DOI: 10.17759/pse.2018230607

Полный текст

 

Признавая принципиальное значение сю­жетно-ролевой игры для развития ребенка, специалисты все чаще констатируют кризис игровой культуры в дошкольном образовании, который негативно отражается на развитии современных детей. Следует отметить, что, несмотря на повышенный интерес к теме игры, наблюдается дефицит конкретных психологических исследований, посвященных игре современных детей . Данная статья частично восполняет этот пробел — в ней представлены особенности ролевой игры детей в условиях открытой предметной среды.

Согласно традиции отечественной психологии, единицей ролевой игры является роль. В концепции Д . Б . Эльконина роль рассматривается целостно, как единство аффек­тивно-мотивационной и операционально-технической стороны деятельности . Наблюдения показывают, что такое единство реализуется далеко не всегда . Иногда дети называют себя новым именем («я — кошка», «я — солдат», «я — принцесса» и пр. ), однако новое имя не перерастает в игру, дети ограничиваются отдельными характерными действиями, передающими образ роли («Я — киска: мяу-мяу») . Такой вид игры, в котором образ роли подается вне сюжета и отношений с партнерами, отдельные авторы называют образной игрой [1] . Достаточно часто игра реализуется в изменении внешнего вида играющего — дети наносят на лицо грим, наряжаются, украшают себя . Ряженье также не всегда включается в контекст игровых действий Наконец, встречаются ситуации, в которых ребенок выполняет игровые действия (лечит кукол, крутит руль, готовит обед и пр. ), не называя себя ролевым именем и не преображая себя (первый уровень игры по Д . Б . Эльконину — роль в действии)

Можно предположить, что игровая роль не возникает в своем полном составе — образ, действия и изменение внешности могут существовать относительно независимо друг от друга . Более того, характер игры дошкольника и, в частности, особенности принятия роли зависят от окружающей предметной среды, т е игрушек и игровых материалов Сюжетную игрушку можно понимать как свернутый сценарий игры — она задает направление, тему игры, а также спектр дополнительных к игрушке ролей и имплицитно связанных с ними действий Поэтому исследование игры среди сюжетных игрушек затрудняет интерпретацию детской игры — ее мотива, лежащих в ее основе переживаний, сложности игровых действий и т п В такой ситуации чрезвычайно трудно обнаружить игровую инициативу дошкольника Можно проследить выбор ребенка, который, конечно, тоже свидетельствует о направленности мотива, однако моменты зарождения игрового замысла остаются в значительной степени «внешними» — обусловленными привлекательностью или просто наличием сюжетных игрушек . Когда ребенок разыгрывает какие- то действия с такими материалами, судить, насколько они соответствуют его способности создавать игровой замысел, довольно затруднительно

В этой связи явным преимуществом обладают неопределенные, «открытые», или полифункциональные, материалы, не привязанные к конкретному персонажу Само слово «полифункциональные» говорит о том, что предмет допускает множество культурных функций В контексте сюжетно-ролевой игры множественность функций связана с тем, что один и тот же предмет может использоваться по-разному, как разный тип игрушек Например, палку дети могут использовать как куклу, как предмет оперирования (градусник, ложку и пр . ), как маркер пространства (мостик, забор и пр . ), как маркер роли (рог, нос и пр . ) . То есть полифункциональные материалы — это любые предметы, не носящие характер сюжетной игрушки, позволяющие интерпретировать предмет по-разному в контексте сюжет­но-ролевой игры Традиционными полифункциональными материалами являются природные: палки, листья, камни, шишки, ракушки и пр . Культурные предметы тоже могут быть полифункциональными: ткани, бумага, ленты, коробки и другие подобные предметы могут использоваться в различных целях, поскольку их функции очень разнообразны . Кроме того, сюда относятся и игрушки, не предназначенные для сюжетной игры, — стаканчики-вкладыши, кубики, шарики и др

Предположительно полифункциональ­ные материалы оказываются чувствительными к потребностям и мотивам играющего, т. е. к творческому — самостоятельно инициируемому — процессу создания игры . Некоторые исследования показывают, что по крайней мере старшие дошкольники показывают более богатую, эмоционально насыщенную и творческую игру именно в среде с открытыми материалами. Данный материал не предлагает каких-либо готовых сюжетов и ролей и, соответственно, побуждает к поиску и созданию собственных замыслов, отражающих возможность выражения собственных переживаний и отношений. Игра с неоформленным материалом позволяет обнаружить инициативу дошкольника Во-первых, стремится ли он создавать мнимую ситуацию вообще, т е интересна ли ему такая форма активности или он предпочитает заниматься чем-то другим Во-вторых, как именно создает ребенок мнимую ситуацию: какие роли звучат в самостоятельной игре ребенка, какими действиями сопровождаются, как возникает роль и как она развивается .

С целью ответов на эти вопросы было проведено исследование свободной игры дошкольников в среде, наполненной полифункциональными материалами

Методика исследования

Исследование представляло собой невключенное наблюдение за свободной игрой детей в среде с полифункциональными материалами . Полифункциональные материалы включали большой список предметов, подобранных таким образом, чтобы с их помощью можно было создать необходимый для игры предмет Сюда вошли ткани, ленты и тесемки, коробки разных размеров, фактур, цветов, природные материалы, прищепки, бумага и многое другое

В комнату приглашались 2—4 ребенка, которым взрослый предлагал поиграть, пока он будет занят своими делами После этого экспериментатор наблюдал за игрой детей, реагируя на прямые вопросы и обращения детей Длительность наблюдения за одной подгруппой детей составляла 30 минут .

Принятие роли в нашей работе рассматривалось как трехсоставный процесс:

•           ролевое переименование;

•           игровые действия от имени роли;

•           изменение внешности (ряженье) .

За критерий роли принималось наличие переименований («я — котенок», «давай я — разбойник?», «я буду мамой» и пр . ) . В анализ были включены только игры тех детей, в которых присутствовали ролевые переименования

В этих играх наряду с количеством и содержанием переименований подсчитывалось количество детей с игровыми действиями и изменением внешности

Таким образом, при обработке данных анализировались:

•           количество переименований и их содержание;

•           наличие и сложность игровых действий (от фрагментарных действий до разветвленных сюжетных игр);

•           наличие и качество ряженья (обозначение роли какой-то деталью или создание костюма облачения в него).

Игры остальных детей, не включавшие ролевых переименований, не рассматривались

В исследовании принимали участие дошкольники трех московских детских садов общеразвивающего вида от 3 до 7 лет включительно (всего 77 человек), 35 мальчиков и 42 девочки

Результаты исследования

В центре интересов авторов находятся особенности ролевой игры, поэтому, несмотря на значительное число играющих детей, анализировались игры только тех дошкольников, которые называли себя ролевым именем Детей, переименовавших себя, в нашей выборке оказалось 37 (т . е . около 50%) . Рассмотрим возрастные особенности ролевых замещений, проиллюстрировав их конкретными примерами детских игр с открытыми материалами

Младшая и средняя группы (3—4 года)

В исследовании приняли участие 32 ребенка 3—4 лет. Ролевые переименования были зафиксированы у 11 детей (34%) . Почти все эти роли возникли в результате исследования материалов, свободного манипулирования ими, при этом игровые действия осуществляли подавляющее большинство детей с переименованиями (около 80%) . Иногда игра как будто не могла начаться, ролевое имя звучало в неоформленной активности Приведем пример такой возникшей ролевой идеи, не нашедшей подходящей формы для выражения

Алина и Ксюша занимались предметной деятельностью, рассматривали материалы Иногда Алина спрашивала, не прекращая своих занятий: «Давай в Бабок Ежек?» (несколько раз), но и сама не стремилась реализовать эту идею, и другие дети ее не поддерживали . Через некоторое время Алина нашла синюю жатую ткань: «О! А это что? . . Давай это будут волны?» — девочки стали раскачивать ткань, имитируя движение волн Обнаружили другие ткани и разбрасывали их по всей комнате, подбрасывали вверх . Алина: «Я буду приведение». — Накрылась полупрозрачной тканью . — «У-у-у!. . Смотри, — обращаясь к экспериментатору — Я — привидение» После этого фрагмента снова стала заниматься предметной деятельностью и рассматриванием материалов Ксюша нашла полупрозрачный желтый платок с цветами и сказала: «Сейчас будем Егора украшать» После этого активность детей стала развиваться в новом направлении: девочки, будучи в тканях, говорили «страшными» голосами и гонялись за Егором, пытаясь накинуть на него ткань (поймать) При этом они хохотали, а Егора называли «Миледи» Это продолжалось до конца наблюдения На вопрос, кто такая Миледи, Алина ответила: «Леди — это жена по имени . Егор — наша жена»

В этом эпизоде интересно то, что идея Алины играть в Бабок Ежек не находила поддержки не только у детей, но и у нее самой — это было «пустое» предложение, которое она не стремилась реализовать Другой характер носила идея с ролью привидения . Во-первых, эта роль возникла в результате баловства — дети просто раскидывали ткани по комнате . Легкие воздушные ткани плавно опускались, вызывали определенные ассоциации, некоторые ткани падали на детей, задевали их Во-вторых, Алина «открыла» возможность прятаться под тканью, и эта идея уже своей неожиданностью придала игре эмоциональный заряд, как и затея Ксюши украшать Егора В-третьих, активность продолжалась, своеобразно объединив обе идеи (быть привидением и украшать Егора), что придало ей шутливый тон При этом роль привидения ушла в фон — внешне девочки похожи на привидения, но не называют себя так, а их действия носят неоднозначный характер. Возможно, будь у детей больше времени, отдельное неоформленное действие могло бы оформиться в более-менее сложную игру (например, с правилом или сюжетную)

В других случаях роль служила ориентиром для деятельности детей, однако ни у кого не перешла уровень фрагментарных действий Ростислав и Миша каждый в отдельности занимались предметной деятельностью, рассматривали материалы Ростислав нашел длинную гирлянду бус (елочное украшение), помещал ее в стаканчики, коробки, ходил с ней, возил по ковру и т п , затем обратился к Мише: «Цепляйся, будешь собачкой». Миша взял «поводок», и они так ходили по комнате . Прервались на исследование материалов и снова ходили Миша, обращаясь к экспериментатору: «Смотри, я — собачка!»

В этой игре Миша принял предложенную Ростиславом роль, которая выражалась в единственном действии — ходить на поводке Игра не развивалась, но фрагментарное действие повторялось, следовательно, чем-то привлекало мальчиков Поводок служил ролевым маркером для Миши, можно сказать, что роль для него в том и выражалась, чтобы быть на поводке и ходить за Ростиславом В этом взаимодействии прослеживается известная мысль, что роль заключает в себе правило (Л С Выготский, Д Б Эльконин), и Миша вполне ответственно это правило выполнял, т е играл роль так, как он ее понимал

Аня и Полина занимались предметной деятельностью, рассматривали материалы Аня периодически придумывала игровые замещения, например сделала из деревянных дуг тоннель: «Чух-чух-чух! Паровоз едет в тоннеле». Затем девочки обнаружили ткани и стали делать из них наряды . Аня: «Как принцесса я!», спустя некоторое время стала танцевать и петь: «А я — красивая принцесса!» Полина, тоже в «платье», стала повторять за Аней . Большую часть времени девочки занимались материалами, не снимая сделанных нарядов, но иногда снова начинали танцевать и петь Здесь тоже роль выражалась в повторяемых фрагментарных действиях — танце и пении Сделанные наряды были очень важны для девочек (они не снимали их до конца наблюдения), как было важно и повторять иногда: «Я — принцесса» Называние своего ролевого имени помогает девочкам не только удерживать придуманный образ, но и воплощать его в конкретных действиях, т . е . роль, безусловно, организует их поведение, а значит, выступает мотивом игры

Таким образом, ролевой мотив в игре детей 3—4 лет встречается у трети выборки, у подавляющего большинства детей сопровождается игровыми действиями и изменением внешности . При этом игры носят фрагментарный характер (т . е . отдельные повторяющиеся действия) и тесно связаны с ряженьем.

Старшая группа (5 лет)

Всего было обследовано 25 детей . В этой возрастной группе кардинально меняется число детей с ролевыми переименованиями: они встречаются у 17 детей (70%) и почти всегда сопровождаются игровыми действиями (95%) и ряженьем (75%) .

В старшей группе количество ролевых имен значительно превышает количество детей с переименованиями Это связано с тем, что многие дети (65%) озвучивают множество ролей в течение одной игры . Например, ребенок может озвучивать роли как будто в поисках той, которую хочется сейчас сыграть Иногда дети как будто ищут наиболее подходящую роль под желаемое действие (хотят «воевать» и называют то одну, то другую роль, подходящую под это действие) . Еще один вариант — объединение разных ролей в одной игре, позволяющих взаимодействовать с другими детьми (Бэтмен дерется с врагом, король живет с королевой, общая роль: Бэт- мен-король — ребенок сам называет себя так, сознательно объединяя разные роли таким образом)

В любом случае множественность роли выступает характерной особенностью переименований старших дошкольников Можно было предположить, что множественность роли сопровождается фрагментарной, недо- оформленной игрой, ведь традиционно считается, что развитую игру сопровождает устойчивая роль Однако анализ показывает, что дети, создающие сложные игровые сюжеты, озвучивают несколько ролей в процессе игры Следовательно, можно предположить, что множественность ролей положительно связана с уровнем развития игровой деятельности

Приведем пример того, как возникает и развивается роль в старшей группе

Аня, Илья и Даша исследуют материал, занимаются предметной деятельностью, поддерживают внеситуативно-личностное общение друг с другом и со взрослым, при этом иногда совершают отдельные игровые замещения Например, Аня нашла ракушку: «Это как сумочка, только без ручки». Илья с деревянными дугами: «Послушайте, это я, папа, это ты, Аня, мама, это ты, Даша, ребенок»

Даша приставила те же дуги к ушам: «Смотрите, я — мишка» И т п Даша прикладывает по-разному кружево к телу и спрашивает, на что похоже, а Илья отвечает: «как бандит», «как бабушка», «как будто черный кулак у тебя», «как будто ты болеешь», «как будто бабушка», «на крещенье» и т п Даша нашла ленты, повязала одну на рот: «Я — ковбой», снова стала заниматься чем-то другим . Через несколько минут Даша предложила всем поиграть в ковбоев . Илья: «Я буду лошадкой» — цокает языком . Аня: «А я буду принцессой, меня связали все» Илья: «А я буду отважным стрелком, и я обрезал веревку: тж-тж!» Даша: «Нет, ты еще на башню должен забраться... Я лучше буду лошадкой» — Скачет Илья «забирается на башню», «разрезает веревку» и «срывает повязку со рта» у Ани: «Рот открыл еще». Затем Аня превращается в Винкс: «Я — Винкс». — Летает . Илья: «К вам драконы летят . Тж-тж!» — Стреляет . — «Девочки, смотрите, к нам драконы летят! Помогите!» Аня: «Остался еще один маленький» Время наблюдения закончилось

Из этого протокола видно, что роли возникали в результате свободного манипулирования материалом, предварялись пробами, идеями, отдельными действиями

В некоторых случаях игра успевала развиться в еще более сложный сюжет Так, мальчики создали очень сложную игру в бандитов, где кроме привычных преступлений, арестов, тюрьмы были также ранения, убийства и самоубийства, отпевание в церкви и пышные похороны Роли в этих играх также возникли не сразу, им предшествовали исследование материалов, отдельные игровые замещения и озвученные идеи, которые постепенно связывались в цельный совместный сюжет

Таким образом, ролевой мотив в игре старших дошкольников встречается очень часто, почти всегда поддерживается игровыми действиями и ряженьем . Многие игры носят сложный сюжетный характер, причем ролевое замещение возникает и развивается постепенно, предваряется длительным этапом исследовательской и других видов активности, отдельными игровыми замещениями Некоторые замещения в большей степени влияют на возникающий сюжет, другие — в меньшей, но при условии достаточного количества времени можно наблюдать объединение разных идей и творческое развитие игры Следовательно, наше исследование подтверждает приведенные выше данные разных авторов о том, что в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать творческую, развитую игру с открытыми материалами

Подготовительная группа (6 лет)

В этой группе обследовано 20 детей . Ролевые переименования в подготовительной группе встречаются реже, чем в старшей, — только у 45% детей — и у многих сопровождаются ряженьем (около 70%) Однако игровые действия совсем не встречались в этом возрасте, большее, что делали дети в связи с переименованиями, — демонстрировали сверстникам свою ролевую идею: например, приставляет дуги к голове и говорит: «Смотри, я — Мишка».

Возможно, такой результат связан с потерей непосредственности дошкольников: отсутствие игрушек и костюмов, неопределенные материалы, отстраненный взрослый, небольшое время для освоения пространства (30 минут) являются недостаточно безопасными для развития игры детей этого возраста В таком случае ряженье является более подходящим способом вхождения в роль — многие дети 6—7 лет способны фантазировать в процессе продуктивной деятельности, в том числе создавая ролевой костюм

Таким образом, в нашем исследовании ролевой мотив в игре подготовительной группы присутствует, но выражается в основном в форме переименований и изменений внешности, в то время как действенная сторона роли игнорируется

Обсуждение результатов

Полученный материал можно обсуждать с точки зрения, во-первых, процесса зарождения ролевого замысла, во-вторых, содержания игровых ролей (т е разнообразия ролевых образов) и, в-третьих, особенностей их воплощения

В нашем исследовании в разных возрастных группах выявлены следующие особенности игровых ролей В течение 30 минут в младших возрастных группах можно наблюдать переименования у трети выборки, причем у подавляющего большинства детей переименования сопровождаются ряженьем и фрагментарными действиями (феи «летают», собачка «ходит на поводке» и пр )

После 5 лет резко возрастает число переименований — две трети детей называют себя каким-нибудь ролевым именем и почти все играют в роли Большинство детей изменяет внешность, однако эти изменения носят характер легких динамичных обозначений: бусы, значки, браслеты и пр , причем как у мальчиков, так и у девочек . Игровые действия в играх детей старшей группы имеют сложный, разветвленный характер

В подготовительной группе можно наблюдать существенный спад переименований (меньше половины детей) и ряженья и практически полное отсутствие игровых действий от имени роли Как уже было сказано, возможно, такой результат связан с потерей непосредственности дошкольников В таком случае ряженье является более подходящим способом вхождения в роль — многие дети 6—7 лет способны фантазировать в процессе продуктивной деятельности, в том числе создавая ролевой костюм

Таблица

Ролевые переименования в разных возрастных группах

 

Младшая и средняя группы

Старшая группа

Подготовительная группа

Собачка, Бабка Ежка, Привидение, Ниндзя, Балерина, Принцесса

Бандит, Преступник, Хулиган, Зомби, Клеточное Чудовище, Суперниндзя, Суперпауки, Супер­грязь, Супергерой, Бэтмен, Бэтмен-король, Герой, Спайдермен-щенок, Человек-паук, Военный, Винкс, Фея, Ковбой, Лошадь (Лошадка), Полицейский, Отважный Стрелок, Принцесса, Принцесса-дочка, Русалка, Рыбка, Золотая Рыбка, Пойманный Зверь, Тигренок, Король, Королева, Королева-мама, Мишка, Улитка, Черепаха (Маленькая Черепаха), Кузнечик, Свинья, Рыцарь, Директор

Бабка Ежка, Невеста, Король, разные Королевы (солнечная, лунная и др . ), Продавец, Модельеры, Помощница Модельера, Бабушка



Поскольку в использованной экспериментальной ситуации ни взрослый, ни игровой материал не подсказывали никаких ролевых образов или сюжетов, озвученные дошкольниками роли можно считать продуктом их воображения, отражающим их опыт и внутренний мир

В таблице представлены все ролевые переименования, присутствующие в наших наблюдениях

Можно видеть, что содержание ролей и образный ряд, которые отражают в игре современные дошкольники, отличаются большой вариативностью . Прежде всего можно заметить, что среди озвученных ролей практически нет профессий взрослых (за исключением роли продавца, модельера и его помощника в подготовительной группе) Семейные роли также представлены слабо (роль бабушки) Зато в большом количестве встречаются роли героев и преступников, что говорит о высоком интересе детей к игровым мотивам нападения и защиты

Чрезвычайно интересной и важной для развития сложной сюжетно-ролевой игры оказалась множественность роли . Игровой образ может совмещать несколько ролей: Бэтмен- король, Спайдермен-щенок, Принцесса-дочка, Королева-мама и пр . Наблюдения показали, что чем больше ролей озвучивает ребенок, тем более сложные ролевые действия он осуществляет Анализ содержания игр наглядно показывает суть этой связи: множественность роли расширяет число взаимодействий, вовлекая в один сюжет большее количество участников, увеличивает спектр возможных ролевых действий, наполняя игру богатым содержанием Скрытые в ролевом имени отношения и действия, очевидные для взрослого, должны быть
проявлены в слове — названы — для ребенка . Обозначенные словом отношения позволяют ребенку ориентироваться на них и воплощать их действенно . Так, для многих детей «пират» только дерется, в то время как образный ряд «пират — рыбак — моряк — муж» обнаруживает дополнительные игровые возможности, создает глубину в игре, делает роль объемной, наполненной различными переживаниями, что позволяет развивать сюжет в разных направлениях

В этой связи необходимо поставить вопрос о смысле понятия «устойчивость роли» Можно ли считать, что ребенок «теряет» роль, если она трансформируется по ходу игры? В живой игре дети очень спонтанны, и ригидное стремление во что бы то ни стало играть определенную роль не всегда способствует игре ребенка и его отношениям с другими детьми . Полученный феномен множественности ролевых переименований позволяет проблематизиро- вать понятия «устойчивость роли» и «целенаправленность» игры, которые принято считать характеристиками развитой игры

Результаты полученных наблюдений показали, что роль не предшествует игре, а рождается в процессе действий с предметами Процесс манипуляций с предметным материалом рождает ту или иную ассоциацию с какими-либо ролевыми образами, которые согласуются с интересами и представлениями ребенка Здесь важно подчеркнуть этап активного поиска, который позволяет найти и осознать актуальное переживание Игра, как любая деятельность, начинается с потребности, которая должна найти выражение в мотиве Самостоятельный поиск игровой темы в открытой среде приводит к тому, что ребенок осознает свой опыт, свою настоящую потребность и облекает ее в ролевую форму

Литература

  1. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.Психология игры (культурно-исторический подход).М.: Левъ, 2017.331 с.
  2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников.Учебное пособие.М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2013.[Электронный ресурс] // URL: https://profilib.net/chtenie/150827/elena-kravtsova-psikhologiya-i-pedagogika-obucheniya-doshkolnikov-uchebnoe-posobie.php (дата обращения: 08.05.2018).
  3. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников // Вопросы психологии.2016.№ 4.С.28—37.
  4. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами // Психолого-педагогические исследования.2018.№ 3.С.12—19.
  5. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование.2005.№ 2.С.76—86.
  6. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности // Культурно-историческая психология.2017.Том 13.№ 3.С. 83—86.doi: 10.17759/chp.2017130310
  7. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии.2018.№ 1.С.12—20.
  8. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр современных дошкольников // Вопросы психологии.2018.№ 2.С.41—52.
  9. Смирнова Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ // Психологическая наука и образование.2011.№ 2.С.5—12.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры.М.: Педагогика, 1978.300 c.
  11. Fein G. Pretend Play in Childhood: An Integrative Review // Child Development.1981.Vol.52.№ P. 1095—1118.
  12. Trawick-Smith J., Russell H., Swaminathan S. Measuring the effects of toys on the problem-solving, creative and social behaviours of preschool children [Electronic resource] // Early Child Development and Care.2011.Vol.181.№7.P.909—927.doi:10.1080/ 03004430.2010.503892 (дата обращения07.2018)

Информация об авторах

Рябкова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" ФГБОУ ВО МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2274-0432, e-mail: ibaladinskaya@gmail.com

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Шеина Елена Георгиевна, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-812X, e-mail: leshgp@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2638
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 953
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3