Стиль отношения значимых взрослых к ребенку как условие становления школьной неуспешности

1353

Аннотация

В статье представлены данные результатов эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей психологической готовности дошкольников к учебной деятельности, а также результаты, полученные при изучении детей первого года обучения. Основной целью проведенной работы было установление возможных психолого-педагогических причин возникновения трудностей в усвоении образовательной программы. Выбор методик обследования ориентирован на: выявление особенностей сформированности понятийного, логического, абстрактного мышления как на вербальном, так и на невербальном материале; определение сформированности навыков осмысленного чтения и особенностей психоэмоциональной сферы детей. Выделены результаты исследования, показывающие особенности стиля отношения значимых взрослых (родителей, воспитателей и педагогов) к дошкольникам и первоклассникам. На основе качественного и статистического анализа установлено, что конструктивность отношения со стороны значимых взрослых к ребенку способствует формированию благополучия психоэмоциональной сферы детей, которая, в свою очередь, предопределяет их успехи в учебной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогические причины трудностей в обучении, психология дошкольника, психологическое благополучие , готовность к обучению, конструктивность/деструктивность стилей отношения, значимые взрослые

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240209

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Суннатова Р.И., Адаскина А.А. Стиль отношения значимых взрослых к ребенку как условие становления школьной неуспешности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 93–103. DOI: 10.17759/pse.2019240209

Фрагмент статьи

Несмотря на достаточную изученность проблемы трудностей в обучении в образовательном пространстве начальной школы, она остается пока неразрешенной, а число детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, велико. Обучение в школе для многих детей является сложным и стрессогенным процессом.

Литература

  1. Адаскина А.А. Уровень развития письменной речи как показатель подготовки младших школьников // Актуальные проблемы Российской экономики в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции.Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский экономический институт».М.: Изд-во Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский экономический институт, 2013.С.336—342.
  2. Бакирова З.А., Мочалов С.М., Куксо П.А. Последствия нарушения психоэмоциональной сферы человека [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.2010.Т.12.№ 3(2).С.382—385.URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-narusheniy-psihoemotsionalnoy-sfery-cheloveka (дата обращения: 08.04.2019).
  3. Безруких М.М. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: Учебно-методическое пособие: лекции 1—4.М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.84 с.
  4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь.М.: Эксмо, 2009.464 с.
  5. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб.научных трудов / Под ред.И.В.Дубровиной.М.: изд-во АПН СССР, 1987.С. 67—80.
  6. Гузанова Т.В. Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в течение учебного года [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2009.№ 5.С.5—13.URL: https://psyjournals.ru/files/26857/psyedu_ n5_2009_Guzanova.pdf (дата обращения: 08.04.2019).
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.М.: Академический Проект, 2000.3-е изд.перераб.и доп.184 с.
  8. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000.448 с.
  9. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях / Сараева Н.М.[и др.] [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2002.№ 1.С.73—78.URL: https://psyjournals.ru/ psyedu/2002/n1/Saraeva_full.shtml (дата обращения: 08.04.2019).
  10. Кислицкая Л.А. Отношение к школе первоклассников с различной степенью психологической готовности к школьному обучению [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2006.№ 3.С.45—53.URL: http:// psyjournals.ru/files/1471/psyedu_2006_n3_Kislitskaja.pdf (дата обращения: 08.04.2019).
  11. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Под ред.Ж.М.Глозман, А.Е.Соболевой.2 изд.М.: Смысл, 2019.544 с.
  12. Мещерякова И.А., Федорова Л.Н. Неуспевающий ученик глазами одноклассников, учителей и родителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2004.№ 3.С.12—33.URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2004/n3/ Meshcherjakova.shtml (дата обращения: 08.04.2019).
  13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.Методики и тесты: Учебное пособие.Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.672 с.
  14. Соболева А.Е., Егорова С.В., Савенко В.В. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей // Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Под ред.Ж.М.Глозман, А.Е.Соболевой.2 изд.М.: Смысл, 2019.544 с.
  15. Суннатова Р.И. Особенности нервно- психического статуса детей как фактор успешности обучения в школе // Международная научно- практическая конференция «Педагогическое образование: история, современность, перспективы».Казань, 2012.С.45—46.
  16. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе 1—2 классы.СПб.: «Иматон», 2006.98 c.
  17. Resilience definitions, theory, and challenges: interdisciplinary perspectives / S.M.Southwick [et al.] [Электронный ресурс] // European Journal of Psychotraumatology.2014.Vol.5.URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/ejpt.v5.25338) (дата обращения: 08.04.2019).

Информация об авторах

Суннатова Рано Иззатовна, доктор психологических наук, Доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Россия, e-mail: sunrano@mail.ru

Адаскина Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8802-0975, e-mail: adaskinaaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2536
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1353
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4