Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия

856

Аннотация

Представлены результаты изучения осознанности как свойства сознания у подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. Рассматривается полнота сознания подростков, оставшихся без попечения родителей, через осознание способности достигать позитивных психологических эффектов, в том числе психологического благополучия, жизнестойкости. По результатам 9 методик — Шкала осознанности (CAMM) для детей и подростков; Шкала «Жизнестойкость»; Шкала «Самосострадание»; Торонтский опросник эмпатии; Шкала психологического благополучия Рифф; Шкала благодарности; Шкала когнитивной эмоциональной регуляции; Шкалы «готовности к помощи» и «агрессии» в классе; Опросник для учителей, воспитателей: сильные стороны и трудности (ССТ), — примененных на выборке из 20 подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, выявлено, что осознанность является фактором психологического благополучия. Обращается внимание на то, что оценку сильных сторон и трудностей воспитанников, позволяющую оценить возможности когнитивной эмоциональной регуляции подростков, проводили воспитатели (20 человек) организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Применение корреляционного анализа позволило выявить взаимосвязь осознанности, показателей психологического благополучия, эмоциональной регуляции с рядом социально-психологических характеристик личности подростков: показателями позитивных психологических эффектов осознанности, в том числе гуманизмом, жизнестойкостью, компетентностью (управлением средой), снижением когнитивной и эмоциональной реактивности.

Общая информация

Ключевые слова: осознанность, полнота сознания, психологическое благополучие , управление средой, жизнестойкость, автономность, эмпатия, положительная перефокусировка, помещение в перспективу

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240403

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Шульга Т.И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 36–50. DOI: 10.17759/pse.2019240403

Фрагмент статьи

Теоретический анализ зарубежных и отечественных психологических исследований дает основание полагать, что опыт изучения осознанности как психологического феномена требует дальнейшего изучения. Зарубежные авторы затрагивают изучение осознанности взрослых и подростков, появляются новые данные о проявлении осознанности в разных возрастах и ее взаимосвязи с благополучием.

Литература

  1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 6.C.68—76.doi: 10.17759/pse.2017220606
  2. Водяха С. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—120.
  3. Голубев А.М. Природа полноты сознания: адаптация опросника внимательности и осознанности MAAS // Вестник НГУ.Психология.2012.Т.6.Вып.2.С.44—51.
  4.  Дорошева Е.А., Голубев А.М. Проблематика оценки аспекта осознанности «наблюдение» // Труды V Всероссийской конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях» (Нижний Новгород, 25—29 сентября 2017 г.).Нижний Новгород: ИПФ РАН, 2017.С.90—94.
  5. Зеликсон Д.И. Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное благополучие подростков // Российский психологический журнал.2015.Т.12.№ 3.С.33—39.
  6. Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология.2014.№ 2.С.18—28.
  7. Baer R.A., Smith G.T., Hopkins J., Krietemeyer J., Toney L. Using Self-Report Assessment Methods to Explore Facets of Mindfulness // Assessment.2006.V. 13 (1).Р.27—45.
  8. Brown K.W., Ryan R.M. The Benefits of Being Present: Mindfulness and Its Role in Psychological Well- Being // Journal of Personality and Social Psychology.2003.V.84 (4).P.822—848.
  9. Bishop S.R., Lau M., Shapiro S., Carlson L., Anderson N.D., Carmody J., Segal Z.V., Abbey S., Speca M., Velting D., Devins G. Mindfulness: A Proposed Operational Definition // Clinical Psychology: Science & Practice.2004.Vol.11 (3).P.230—241.
  10. Segal Z.V., Williams J.M.G., Teasdale J.D. Mindfulnessbased Cognitive Therapy for Depression: a New Approach to Preventing Relapse.New York, 2002.P.137—189.
  11. Seligson J.L., Huebner E.S., Valois R.F. An investigation of a brief life satisfaction scale with elementary school children // Social Indicators Research.2005.Vol.73 (3).Р.355—374.doi: 10.1007/s11205-004-2011-3
  12. Davis E., Young D., Waters E., Gold L. Children and Adolescents, Measuring the Quality of Life // International Encyclopedia of Public Health (2nd ed).2017.Р.539— 545 doi: 10.1016/B978-0-12-803678-5.00066-7
  13. Ellert U., Ravens-Sieberer U., Erhart M., Kurth B.M. Determinants of agreement between self-reported and parent-assessed quality of life for children in Germany-results of the German Health Interview and Examination Survey for Children and Adolescents (KiGGS) // Health and Quality of Life Outcomes.2011.№ 9.Р.102.doi: 10.1186/1477-7525-9-102
  14. Erhart M., Ellert U., Kurth B.-M., Ravens-Sieberer U. Measuring adolescents’ HRQoL via self reports and parent proxy reports: an evaluation of the psychometric properties of both versions of the KINDL-R // Instrument Health and Quality of Life Outcomes.2009.№ 7.Р.77.doi: 10.1186/1477-7525-7-77
  15. Ferran C., Gonzalez M., Navarro D. Social Psychology and Child Well-Being // Handbook of Child Well-Being / In A.Ben-Arieh et al.(eds.).Dordrecht: Springer Science+Business Media, 2014.Р.513—554.doi: 10.1007/978-90-481-9063-8_187
  16. Gutman L.M., Brown J., Akerman R., Obolenskaya P. Change in wellbeing from childhood to adolescence: risk and resilience, 2010 [Электронный ресурс] URL: http://www.dcsf.gov.uk/research/data/uploadfiles/DCSF-WBL1001-Brief.pdf (Accessed: 20.06.2019).
  17. Harnett P.H., Reid N., Loxton N.J., Leea N. The relationships between trait mindfulness, personality and psychological distress: A revised reinforcement sensitivity theory perspective // Personality and Individual Differences.2016.Vol.99.P.100—105.doi: 10.1016/j.paid.2016.04.085
  18. Hamill T.S., Pickett S.M., Amsbaugh H.M., Aho K.M. Mindfulness and acceptance in relation to behavioral inhibition system sensitivity and psychological distress // Personality and Individual Differences.2015.№ 72.Р. 24—29.doi: 10.1016/j.paid.2014.08.007
  19. Kabat-Zinn J., Lipworth L., Burncy R. & Sellers W. ‘Four-year follow-up of a meditation-based program for the selfregulation of chronic pain: Treatment outcomes and compliance // The Clinical Journal of Pain.1986.Vol.2 (3).P.159.
  20. Kabat-Zinn J. Full catastrophe living: Using the wisdom of your body and mind to face stress, pain, and illness.New York: Bantam Books Trade Paperbacks, 2013.467 р.
  21. Morone N.E., Greco C.M. & Weiner D.K. Mindfulness meditation for the treatment of chronic low back pain in older adults: A randomized controlled pilot study // Pain.2008.Vol.134 (3).P.310—19.
  22. Levin K.A., Currie C. Reliability and Validity of an Adapted Version of the Cantril Ladder for Use with Adolescent Samples // Social Indicators Research.2013.№ 119.Р.1047.doi: 10.1007/s11205-013-0507-4
  23. Peterson C. The future of optimism // American Psychologist.2000.Vol.55 (1).Р.44—55.doi: 10.1037/0003-066x.55.1.44
  24. Ravens-Sieberer U., Devine J., Bevans K., Riley A.W., Moon J.H., Salsman J.M., Forrest C.B. Subjective well-being measures for children were developed within the PROMIS project: presentation of first results // Journal of Clinical Epidemiology.2014.Vol.67 (2).Р.207—218.
  25. Russell J.A. Core affect and the psychological construction of emotion // Psychological Review.2003.№ 1.Р.145.

Информация об авторах

Шульга Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com