Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2025. Том 15. № 2. С. 253–266
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Исследование навыков информационно-психологической безопасности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постопеки
Резюме
В работе представлено эмпирическое исследование особенностей и уровня сформированности когнитивных компонентов навыков информационно-психологической безопасности у студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная группа исследования относится к уязвимой категории, что требует создания условий для формирования информационно-психологической безопасности в рамках сопровождения детей-сирот на разных этапах взросления, в том числе в период постопеки. В исследовании приняли участие 240 обучающихся вуза (46 % юношей, 54 % девушек) в возрасте 18–25 лет (M = 21,99; SD = 1,6). В основную группу исследования вошли 120 студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период постопеки. Группу сравнения составили 120 студентов, имеющих родителей. Были использованы Пятифакторный опросник осознанности Р. Бэр с соавторами (адаптация Н.М. Юмартовой и Н.В. Гришиной), а также тест-опросник интеллектуальных умений Ю.Ф. Гущина и И.И. Ильясова для выявления уровня критического мышления обучающихся вуза. Для обработки статистических данных использовался статистический пакет STATISTICA версии 10. Для определения статистической значимости различий в независимых выборках применялся U-критерий Манна — Уитни, а для выявления взаимосвязи критического мышления и осознанности — корреляционный анализ ρ Спирмена. Было установлено, что у студентов из основной группы преобладает средний уровень развития таких навыков информационно-психологической безопасности, как осознанность и критичность мышления, при этом средние значения по всем параметрам достоверно ниже, чем в группе сравнения. Выявлена взаимосвязь между уровнем критического мышления и такими компонентами осознанности, как наблюдение, описание и нереагирование. Эмпирические результаты свидетельствуют о необходимости формирования когнитивных навыков информационно-психологической безопасности у студентов из числа детей-сирот через внедрение методов развития критического мышления и осведомленности как в учебно-образовательный процесс, так и в социально-воспитательную работу вуза.
Общая информация
Ключевые слова: сироты, опекаемые, студенты, информационная безопасность, психологическая безопасность, осознанность, критическое мышление
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта No 23-28-00195
Опубликована
Для цитаты: Коржова, Е.Ю., Тузова, О.Н., Повхова, А.В. (2025). Исследование навыков информационно-психологической безопасности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постопеки . Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 15(2), 253–266. URL: https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2025_n2/Korjova (дата обращения: 05.12.2025)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 25
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 6
Скачиваний PDF
За все время: 4
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2
Всего
За все время: 29
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 8