Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды

985

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования сформированности эмоциональной устойчивости будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды. В исследовании приняли участие студенты ТГПУ им. Л.Н. Толстого, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», в возрасте от 18 до 22 лет, в количестве 63 человек. Предполагалось, что на эмоциональную устойчивость будущих педагогов к негативному воздействию информационной среды влияют наличие представлений об ее угрозах и рисках и опыта взаимодействия с ней; сбалансированность личностных черт; наличие механизмов адаптации к жизненным ситуациям. Установление тесноты связи между выделенными параметрами и показателем жизнестойкости проводилось с помощью парной корреляции (r-Пирсона).Показано, что значительная часть студентов демонстрирует проявления устойчивости к негативному влиянию информационной среды, тем не менее, обнаружено, что предъявление негативно окрашенной информации является причиной развития ощущения небезопасности мира, страха за себя и близких у большого числа опрошенных.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, современная информационная среда, будущие педагоги

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240508

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Филиппова С.А., Пазухина С.В., Куликова Т.И., Степанова Н.А. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 80–90. DOI: 10.17759/pse.2019240508

Фрагмент статьи

Проблема эмоциональной устойчивости личности приобретает все большую актуальность в контексте профессионального становления будущего педагога. В работах многих исследователей (Н.А. Аминова, М.В. Журавковой, И.А. Зимней, В.А. Крутецкого, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной, А.А. Реана и др.) показано, что работа педагога является одной из самых напряженных с точки зрения ее эмоциональной оценки. Проблема эмоциональной устойчивости личности приобретает все большую актуальность в контексте профессионального становления будущего педагога. В работах многих исследователей (Н.А. Аминова, М.В. Журавковой, И.А. Зимней, В.А. Крутецкого, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной, А.А. Реана и др.) показано, что работа педагога является одной из самых напряженных с точки зрения ее эмоциональной оценки.

Литература

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.Казань : Изд-во КазГУ, 1987.320 с.
  2. Александрова Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дисс.… канд.психол.наук.Кемерово, 2004.207 с.
  3. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии.1988.№ 5.С. 71—77.
  4. Еляков А.Д. HomoInformaticus и современная информационная среда [Электронный ресурс] // Философия и общество.2012.Выпуск № 3 (67).URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/145250/ (дата обращения: 18.02.2019).
  5. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: материалы Всесоюзного симпозиума.Пермь, 1973.С.13—15.
  6. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учеб.пособие.М.: Прометей, 1991.111 с.
  7. Лихи Р., Сэмпл Р. Посттравматическое стрессовое расстройство: когнитивно- бихевиоральный подход.Московский психотерапевтический журнал.2002.№ 1.С.141— 158.
  8. Митина Л.М. Вызовы и риски времени как психологические проблемы личностно- профессионального развития современного человека // Материалы XII Международной научно- практической конференции «Психология личностно- профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред.Л.М.Митиной.М.: Издательство «Перо», 2016.С.8—14.
  9. Новгородцева Е.А. Эмоциональная устойчивость личности в пространстве, незащищенном от терроризма [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2015.№ 1.С.141—145.URL: http://e-koncept.ru/2015/75029.htm (дата обращения: 18.02.2019).
  10. Пазухина С.В., Филиппова С.А. Психологические аспекты категоризации понятия «вредная информация».Педагогика и психология образования.2017.№ 4.С.147—160.
  11. Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии.1997.№ 1.С.45—54.
  12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.М.: Прогресс, 1979.392 с.
  13. Руденко Н.Г., Черникова А.А. Эмоциональная устойчивость как профессионально значимое качество будущего учителя.Сибирский педагогический журнал.2008.№ 7.С.357—362.
  14. Семёнова Е.М. Психологическое содержание эмоциональной устойчивости педагога дошкольного образования: дисс.… канд.психол.наук.Минск, 2006.221 с.
  15. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности.Теория и практика психодиагностики.СПб.: Речь, 2005.624 с.
  16. Филиппова С.А., Шелиспанская Э.В. Феномен неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте: психологические причины и возможности коррекции.Психолог.2017.№ 4.С. 21—31.
  17. Циринг Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестник Томского государственного университета, 2009.С.336—342.
  18. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие.М.: Ось-89, 2006.431 с.

Информация об авторах

Филиппова Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия, e-mail: Wega-04@yandex.ru

Пазухина Светлана Вячеславовна, доктор психологических наук, доцент, заведующая, кафедра психологии и педагогики, факультет психологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого (ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»), Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3190-3520, e-mail: Pazuhina@mail.ru

Куликова Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н. Толстого, Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8655-1599, e-mail: tativkul@gmail.com

Степанова Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия, e-mail: stepanova_na@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1687
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 985
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6