Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 5. С. 80–90
doi:10.17759/pse.2019240508
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, современная информационная среда, будущие педагоги
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240508
Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений
Для цитаты: Филиппова С.А., Пазухина С.В., Куликова Т.И., Степанова Н.А. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 80–90. DOI: 10.17759/pse.2019240508
Полный текст
Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды
Введение
Проблема эмоциональной устойчивости личности приобретает все большую актуальность в контексте профессионального становления будущего педагога . В работах многих исследователей (Н .А. Аминова, М . В . Журавковой, И .А. Зимней, В .А. Крутецкого, С . В . Кондратьевой, Л . М . Митиной, А . А . Реана и др . ) показано, что работа педагога является одной из самых напряженных с точки зрения ее эмоциональной оценки . От того, насколько психологически благоприятно складываются отношения между педагогами и детьми, зависит не только эффективность образовательного процесса, но и психологическое здоровье и учителя, и обучающихся [14] .
Рассматривая понятие эмоциональной устойчивости, Я. Рейковский включает параметр чувствительности к эмоциогенным раздражителям и считает, что некоторым лицам свойственна высокая степень эмоциональной устойчивости вследствие низкой эмоциональной чувствительности [12] . Н . А . Аминов также указывает на взаимосвязь чувствительности нервной системы и эмоциональной устойчивости, однако считает, что люди с более слабой нервной системой, напротив, проявляют высокую эмоциональную устойчивость и способны осуществлять контроль над собственными эмоциональными реакциями [3, с . 76] .
Эмоциональная устойчивость учителя рассматривается как свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях [6], как «способность противостоять разного рода педагогическим и психологическим трудностям, сохраняя адаптацию» [13, с . 359] .
А.А. Реан отмечает, что «проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны, ... в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание» [11, с . 45] .
Изучая феномен эмоциональной устойчивости, Л . М . Аболин выделял две основные группы факторов возникновения и развития эмоциональной устойчивости: внешние (объективные) и внутренние (субъективные) . К внешним факторам ученый относил экстремальные условия, называемые «экстремальными раздражителями», «стрессорами», «эмоциогенными» ситуациями и т д К внутренним были отнесены физиологическая реактивность (эмоциональная возбудимость), свойства нервной системы (сила, подвижность, равновесие) и устойчивые психологические характеристики человека (тревожность, экстра-интроверсия, волевой контроль, акцентуации характера) [1] .
По мнению П . Б . Зильбермана, устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости [5] В сфере психических состояний, как указывает А . А . Чекалина, «эмоциональная устойчивость, . совладение с негативными эмоциями, способность радоваться» являются показателями здоровья личности [18, с . 210] .
В свою очередь, ряд исследователей (Л А Китаев-Смык, В Л Леви, Р А Макаревич, В . Г . Казанская) считают, что низкий уровень развития эмоциональной устойчивости педагогов приводит к переживанию эмоционального стресса и различным психосоматическим заболеваниям, в частности, пост- травматическому стрессовому расстройству (ПТСР) . Клинические данные исследования ПТСР свидетельствуют, что «...существуют индивидуальные различия в уязвимости по отношению к стрессовым факторам . Одним из мощных предикторов, обусловливающих развитие ПТСР, является такая личностная черта, как «невротизм». склонность человека к использованию таких стилей совладания с жизненными невзгодами, как избегание и уход. » [7, с . 154] .
Проблема эмоциональной устойчивости педагога в последние годы стала особенно актуальной в связи с формированием информационной цивилизации . Новая информационная культура общества, по мнению Л . М . Митиной, создает как новые возможности, так и противоречия, риски и проблемы [8] . Расширяя сферу общения, современная информационная среда упростила характер коммуникаций, уменьшила вероятность подлинных духовных связей Произошло уменьшение средней продолжительности прямых человеческих отношений, личных контактов, при этом их количество увеличилось [4] . Говоря о психологических раздражителях, стрессорах, негативных ситуациях, способных повлиять на социально-психологическое состояние людей, то они по своей природе очень разнообразны и имеют различную степень воздействия [9] .
Мы рассматриваем понятие «негативное влияние» через использование термина «вредная информация», психологическое содержание которого определено коннотациями: психотравмирующая информация, превышающая возрастные возможности психики в совладании с ней; искажающая темпы и логику когнитивного развития; отрицательно сказывающаяся на психологическом и социальном благополучии, здоровье и качестве жизни
Критерии, значимые для оценки потенциального вреда информационного воздействия, формируются из критериев продуцента и критериев реципиента К критериям продуцента отнесены интенсивность, длительность воздействия, содержание информации Нами были выделены 2 типа потенциально вредной информации:
— информация, оказывающая интенсивное психотравмирующее (шоковое) воздействие в короткий промежуток времени, вызывающая сильные негативные переживания, влекущая серьезные последствия для психического здоровья, психологического и социального благополучия личности;
— информация, оказывающая скрытое пролонгированное повторяющееся воздействие, патологизирующе влияющее на психическое здоровье и развитие, искажающее процесс формирования и развития личности, формирования ценностей, установок, мировоззрения [10] .
В выделении ведущих критериев мы опирались на исследования В Н Мясищева, который делит психотравмы на объективно-значимые и условно-патогенные, подчеркивая тем самым семантическую роль события, а также на исследования Л Н Собчик, которая показывает, что «.в процессе взаимодействия врожденных свойств индивида с окружающим миром. формируется личность. постижение категорий добра и зла. не просто находит отражение в сознании индивида, а опосредуется через его индивидуально очерченный стиль восприятия и переработки внешней информации» [15, с . 9] . Нами было определено, что информация как таковая не может быть вредной или полезной, но ее применение может быть неуместным, несвоевременным, нецелесообразным, чрезмерным, воздействие может превышать возможности личности в совладании с ним, может отсутствовать компетентное сопровождение ребенка со стороны взрослых, что формирует угрозы психическому здоровью и развитию детей, о которых говорится в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ [10] .
Были выделены критерии реципиента, обусловливающие характер взаимодействия организма со средой, в том числе информационной: предрасположенность к психогениям (повышенная эмоциональная, вегетативная и сосудистая лабильность, поражения ЦНС в анамнезе), физическое и психоэмоциональное состояние на момент получения информации, уровень когнитивного, эмоционально-волевого, нравственного развития, психическая зрелость (способность к совладанию с травмирующими и стрессовыми ситуациями), уровень развития сознания и самосознания, широта жизненного опыта (знаний и представлений о объективной реальности), характер культурного фона, доступ к помощи ближайшего окружения и специалистов
Таким образом, можно говорить о том, что современная среда характеризуется интенсивностью информационных потоков, обилием манипулятивных технологий воздействия на человека и пр , что в совокупности формирует риски для психического здоровья, психологического благополучия человека и создает угрозу снижения эмоциональной устойчивости личности
Материалы и методы
Все вышеизложенное определило цель нашего исследования — эмпирическим путем выявить сформированность эмоциональной устойчивости будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды
Приступая к работе, мы исходили из положения о том, что на протяжении жизни каждый участник эксперимента испытывал воздействие потенциально небезопасной информации, которая определенным образом сказалась на развитии, психологическом благополучии, способах совладания с жизненными ситуациями, субъективном восприятии пережитого . Характер имеющихся последствий взаимодействия со средой зависит от перечисленных выше критериев реципиента, некоторые аспекты которых мы исследовали методами психологической диагностики (тестирование, анкетирование) .
Мы предположили, что на эмоциональную устойчивость будущих педагогов к негативному воздействию информационной среды влияют наличие представлений об угрозах и рисках информационной среды и опыта взаимодействия с ней; сбалансированность личностных черт; наличие механизмов адаптации к жизненным ситуациям
В качестве основного метода использовался констатирующий эксперимент, с помощью которого изучалась сформированность эмоциональной устойчивости студентов—будущих педагогов к негативной информационной среде . Исследование проходило в ТГПУ им Л Н Толстого в г Туле Выборку испытуемых составили 4 учебные группы студентов вуза 2 курса в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Количественный состав выборки — 63 человека, из них 100% — девушки . В ходе исследования контрольная группа не формировалась
Анализ работ по исследованию эмоциональной устойчивости личности в современной информационной среде обусловил выбор диагностических методик: опросник Мини-Мульт (СМОЛ); тест фрустрационных реакций Розенцвейга; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К . К . Яхин, Д . М . Менделевич); опросник «Шкала контроля за действием» (HAKEMP-90) (Ю . Куль, адаптация С .А . Шапкина); тест жизнестойкости Мадди (модификация Д.А. Леонтьева, Е . И . Рассказовой); анкета-опросник «Ретроспективный самоанализ информационного воздействия» (С . А . Филиппова) .
Результаты и обсуждение
Влияние информационной среды на студентов оценивалось посредством анкеты- опросника «Ретроспективный самоанализ информационного воздействия» (С . А . Филиппова), состоящей из 10-ти вопросов открытого и закрытого типов . Вопросы анкеты направлены на самоанализ и оценку негативных последствий информационного воздействия, влияния содержания информации (пропаганды потребления, объективации внешности, негативно окрашенной информации и пр ) на эмоциональное состояние, влияния современной информационной среды на учебную деятельность, ранжирование источников негативного воздействия
Полученные данные показали, что негативно окрашенная информация (убийства, катастрофы, теракты) не вызывает нейтральных эмоций у респондентов, что создает риск возникновения дезадаптивных индуцированных психических состояний (например, тревоги)
При восприятии атрибутов роскоши и материального потребления респонденты отмечают у себя возникновение чувства дискомфорта и зависти (28%), безразличие (46%), мотивацию к такого рода достижениям (32%); чувство гордости за свои материальные достижения отсутствует, что, очевидно, объясняется отсутствием у студентов таковых Практически половина респондентов указали, что такой информационный стимул, как реклама, вызывает ощущение раздражения . Характерным для современной молодежи является эмоциональное заражение при восприятии презентаций телесной тематики — наиболее выражены симпатия и мотивация к достижениям в сфере красоты, моды, фитнеса, а также эмоциональная нагруженность именно этой темы Характерно, что восприятие подобной информации не вызывает ни у кого из респондентов чувство удовлетворенности собой, что свидетельствует о наличии выраженной дистанции между идеальными и реальными представлениями о внешности [16] .
Вопросы, направленные на оценку влияния информационной среды на учебную деятельность, показали, что большинство студентов (87%) осознают, что плагиат снижает качество учебной деятельности, при этом около половины студентов (36%) все же прибегают к скачиванию в сети готовых учебных работ
По оценкам студентов, в качестве основных источников негативного влияния выступают: социальные сети, новостные ленты в интернете, центральные каналы ТВ и массовая культура
Часть студентов указали на возникновение у них негативных последствий воздействия информационной среды, среди которых: шоковая травма (3%), нервно-психическое истощение (3%), возникновение аддикций (12%), нереалистичные представления о внешности людей (12%) . Характеризуя степень причиненного вреда, подавляющее большинство (87%) указали на его отсутствие, 3% респондентов оценили вред как серьезный, еще 7% респондентов оценили вред как незначительный, и, наконец, только 3% указали способность трансформировать негативные переживания в ценный опыт
Мы сочли несущественным для выделения групп студентов (с целью их сравнения или обнаружения каких-либо связей) указание ими на отсутствие или наличие негативных последствий информационного воздействия, поскольку данные, полученные при помощи анкеты, не обладают необходимой качественной и количественной точностью
Анкетирование позволило выявить общие тенденции в восприятии студентами информационной среды: как показали результаты само- отчетов, потенциальные риски возникновения состояний эмоционального и психологического неблагополучия вызывает негативно окрашенная информация, пропаганда потребления, телесная тематика; возможности сети могут оказать неблагоприятное влияние на качество учебной деятельности . Вместе с тем большинство студентов демонстрируют достаточно высокую психоэмоциональную устойчивость к негативному влиянию информационной среды, обусловленную личностными особенностями, выработанными механизмами совладания с жизненными трудностями и прочими факторами, исследование которых осуществлялось посредством психологической диагностики
Анализ результатов по опроснику Мини- Мульт (СМОЛ) выявил сбалансированность личностных черт в профилях большинства (81%) студентов . Тем не менее, у 19% участников обнаружены заострения личностных черт депрессивного, паранойяльного, гипоманиакального, психопатического, ипохондрического типов Эмоциональная устойчивость к внешним воздействиям обусловлена эмоционально-динамическим паттерном личности, который формирует, по определению Л Н Собчик, «. индивидуально очерченный стиль восприятия и переработки внешней информации» [15, с . 9] . Таким образом, эмоциональную устойчивость некоторых участников эксперимента характеризуют лабильность (ипохондрия), сензитивность, склонность к тревогам (депрессивность), неустойчивость, возбудимость, негативизм (психопатия), склонность к формированию сверхценных идей, злопамятность (паранойяльность), поверхностность чувств, эмоциональная неадекватность (гипоманиакальность)
Данные по тесту фрустрационных реакций Розенцвейга показали отсутствие выраженной склонности к самообвинению (интропунитивные реакции) и обвинению других (экстрапунитивные реакции), отсутствие фиксации на препятствии и отсутствие склонности к самозащите . Импунитивные реакции, свойственные участникам эксперимента, свидетельствуют о неспособности проживать чувство вины, склонности вытеснять негативные переживания
Результаты клинического опросника К . К . Яхина, Д . М . Менделевича показали наличие невротических состояний у 55% участников эксперимента, причем у 24% дезадаптивные состояния невротического типа обнаружены более чем по трем шкалам опросника У респондентов выявлена склонность к развитию невротической депрессии и обсессивно-фобических реакций (35%), вегетативных реакций (32%), тревоги и конверсионных расстройств (29%)
Данные исследования контроля за действием показали более выраженную ОС- диспозицию — ориентацию на эмоциональное состояние (61% респондентов), нежели ОД-диспозицию — ориентацию на действие (39% респондентов) Данные показывают, что процесс реализации намерения в действии у части студентов сопровождается значительной эмоциональной нагруженностью . Учитывая полученные данные по тесту Розенцвейга, можно предположить, что в стрессовых ситуациях студенты хоть и ориентированы на преодоление проблемы, но на достижение цели затрачивается значительное количество психоэмоциональных ресурсов
Анализ данных по тесту жизнестойкости Мадди (модификация Д А Леонтьева, Е . И . Рассказовой) выявил достаточно высокие показатели жизнестойкости в экспериментальной группе Большинство участников эксперимента (65%) демонстрируют высокий уровень вовлеченности, что говорит о способности получать удовольствие от текущего момента жизни, 81% — высокий уровень контроля над событиями собственной жизни, 62% — склонность к принятию риска, нацеленность на познание нового
По мнению Л А Александровой, «. жизнестойкость является ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов . на соматическое и душевное здоровье. способность личности к совладанию как с повседневными трудностями, так и с носящими экстремальный характер» [2] Д А Циринг утверждает, что на жизнестойкость личности оказывают влияние как беспомощность, так и самостоятельность Личностная беспомощность характеризуется низкой самооценкой, эмоциональной лабильностью, недостаточной тревожностью, депрессивностью, фрустрированностью, а самостоятельность —эмоциональной устойчивостью, адекватной самооценкой, моно- тоноустойчивостью, оптимизмом, высоким уровнем самоконтроля [18] .
Полученные нами результаты говорят, что большая часть выборки характеризуется эмоциональной устойчивостью в качестве одного из проявлений самостоятельности и жизнестойкости Однако для части выборки характерно проявление симптомокомплекса личностной беспомощности, в том числе эмоциональной лабильности
Характерным для самозащитной реакции (ED) на фрустрацию является наличие нагрузки на стратегии психических защит (невротических реакций) и параметры жизнестойкости . Хотя обнаруженные связи достаточно слабые (от r=-0,36 до r=-0,42 — невротические реакции; от r=-0,34 до r=-0,39 — жизнестойкость), они обращают на себя внимание, отличаясь от общих тенденций в структуре «тип реакции на фрустрацию»—«психические защиты»— «жизнестойкость» Склонность к фиксации на препятствии (OD) и удовлетворении потребности (NP) несет слабую, но положительную нагрузку на выработку психических защит и жизнестойкость, тогда как для самозащитной реакции характерно наличие отрицательной нагрузки
Интропунитивные (самообвинительные) реакции на ситуации фрустрации формируют склонность к реактивным (невротическим) дезадаптациям (r=0,33—0,38), но при этом положительно сказываются на параметрах жизнестойкости (r=0,31—0,48) . Это, вероятно,
имеет связь с личностной зрелостью, силой эго, которая проявляется в способности рефлексировать, признавать ошибки, проживать и переносить чувство вины, не избегая и не вытесняя его В этом случае характерно, что фиксация на самозащите, выдающая слабое эго, отрицательно сказывается на жизнестойкости (r=-0,39) .
С параметрами жизнестойкости связаны большинство изучаемых нами параметров, что позволяет рассматривать его как центральный компонент в структуре обнаруженных связей Для установления тесноты связи между выделенными параметрами и показателем жизнестойкости была рассчитана парная корреляция (r-Пирсона) . Стоит подчеркнуть, что все заострения личностных черт сказываются на жизнестойкости отрицательно — выявлены сильные отрицательные связи между всеми шкалами критерия «Жизнестойкость» и шкалами теста Мини-Мульт (табл . 1) .
личности по критерию r-Пирсона (уровень статистической значимости p<0,05)
Шкала |
Шкала |
|||||||
Hs |
D |
Hy |
Pd |
Pa |
Pt |
Se |
Ma |
|
Вовлеченность |
-0,42 |
-0,77 |
-0,53 |
-0,70 |
-0,74 |
-0,74 |
-0,57 |
-0,29 |
Контроль |
-0,67 |
-0,76 |
-0,62 |
-0,65 |
-0,55 |
-0,68 |
-0,64 |
-0,23 |
Принятие риска |
-0,34 |
-0,69 |
-0,43 |
-0,67 |
-0,49 |
-0,62 |
-0,38 |
-0,06 |
Жизнестойкость |
-0,56 |
-0,83 |
-0,60 |
-0,76 |
-0,68 |
-0,77 |
-0,61 |
-0,24 |
Шкала |
Шкала |
||||
Тревога |
Невротическая депрессия |
Конверсионные расстройства |
Обсессивно-фоби- ческие нарушения |
Вегетативные нарушения |
|
Вовлеченность |
0,43 |
0,75 |
0,46 |
0,51 |
0,26 |
Контроль |
0,55 |
0,55 |
0,62 |
0,73 |
0,50 |
Принятие риска |
0,23 |
0,64 |
0,37 |
0,48 |
0,02 |
Жизнестойкость |
0,49 |
0,73 |
0,55 |
064 |
0,32 |
Показатели дезадаптивного (невротического реагирования) имеют многочисленные прямые устойчивые связи с показателями жизнестойкости (табл 2)
Очевидно, стоит рассматривать невротические состояния как преимущественно транзиторные, преходящие, являющиеся частью механизма совладания с жизненными трудностями, способами временной адаптации личности в стрессогенных условиях Они доставляют психологический дискомфорт, но способствуют развитию и достижениям, если носят умеренный характер, не переходят в фазу острых дезадаптивных (пограничных) состояний
Это подтверждается результатами индивидуальной работы (консультаций), проведенной для студентов экспериментальной группы Так, обращения за коррекцией тревожности как беспокоящего ощущения представляли в целом картину достаточно высоких личных достижений в различных сферах, высокий уровень притязаний, вовлеченность в социальное взаимодействие, ориентацию на личностный рост и развитие
Обсессивно-фобическое расстройство (навязчивости в наведении порядка), предъявленное в качестве запроса, сформировалось в результате серьезных эмоциональных потрясений, изменений в личной жизни как защитная реакция, призванная упорядочить мысли, события и жизнь в целом
Депрессивное расстройство характерно для многих студентов (утомление и апатия вследствие высокой учебной нагрузки) Для определенной части студентов характерно снижение мотивации к учебе вследствие ошибочного выбора учебного заведения; осуществление деятельности, не приносящей удовольствия, не соответствующей потребностям и жизненным планам, — отрицательно сказывается на психоэмоциональном состоянии .
Реактивные дезадаптивные состояния невротического типа и заострения личностных черт имеют обратную зависимость (табл . 3) .
Таблица 3
Корреляционные взаимосвязи между показателями невротических реакций и черт личности по критерию r-Пирсона (уровень статистической значимости p<0,05)
|
Шкала |
||||
Шкала |
Тревога |
Невротическая |
Конверсионные |
Обсессивно-фобические |
Вегетативные |
|
|
депрессия |
расстройства |
нарушения |
нарушения |
№ |
-0,55 |
-0,50 |
-0,53 |
-0,52 |
-0,67 |
D |
-0,49 |
-0,65 |
-0,51 |
-0,65 |
-0,39 |
Hy |
-0,58 |
-0,61 |
-0,56 |
-0,53 |
-0,58 |
Pd |
-0,41 |
-0,55 |
-0,46 |
-0,46 |
-0,27 |
Pa |
-0,46 |
-0,72 |
-0,59 |
-0,40 |
-0,37 |
Pt |
-0,33 |
-0,59 |
-0,31 |
-0,42 |
-0,17 |
Se |
-0,44 |
-0,42 |
-0,53 |
-0,48 |
-0,36 |
Ma |
-0,26 |
-0,27 |
-0,37 |
-0,43 |
-0,39 |
Таким образом, стабильные проявления личностных черт (например, депрессивность) и связанные с ними эндогенные состояния (например, эндогенная депрессия) стоит отличать от кратковременных невротических реакций (реактивной депрессии), поскольку на характер взаимодействия с окружающей средой они влияют противоположным образом .
Статистические данные говорят о том, что к формированию невротических защитных реакций склонны преимущественно лица со сбалансированным личностным профилем . Заострение личностных черт формирует риск развития личностных расстройств определенного типа, что снижает способность личности к формированию транзиторных психических защит и отрицательно сказывается на показателях жизнестойкости .
Проведенное исследование показало, что экспериментальная группа по критерию эмоциональной устойчивости характеризуется в целом как благополучная: большинство студентов продемонстрировали устойчивость к негативному воздействию информационной среды, сбалансированность личностных черт и высокие показатели жизнестойкости
Обнаружено, что психические защиты (невротические реакции) являются механизмами стабилизации личности, повышающими жизнестойкость, а заострения личностных черт, наоборот, снижают адаптивные возможности .
Полученные нами результаты позволяют говорить о том, что личность обладает потенциалом к развитию механизмов совладания с негативным воздействием, которым способствуют проявления психической зрелости, личностная гибкость, а препятствуют, соответственно, инфантильность, импульсивность, ригидность личностных черт
Личностными особенностями будущих педагогов, отрицательно сказывающимися на жизнестойкости и формирующими риск снижения эмоциональной устойчивости, являются депрессивность и психопатические черты
Анализ влияния информационной среды на эмоциональное состояние студентов показал, что восприятие современной информационной среды провоцирует у них широкий спектр эмоционального реагирования — от кратковременных положительных и отрицательных эмоций до более или менее длительных психических состояний Таким образом, полученные нами материалы позволяют говорить о том, что информационная среда, безусловно, несет в себе определенные угрозы и риски, однако не
стоит недооценивать возможности личности в преодолении трудных жизненных ситуаций Значительная часть будущих педагогов демонстрирует проявления устойчивости к негативному влиянию информационной среды, что, безусловно, скажется благоприятно на их профессиональной деятельности
[1] Филиппова Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им . Л . Н . Толстого, Тула, Россия . E-mail: Wega-04@yandex . ru
[2] Пазухина Светлана Вячеславовна, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им . Л Н Толстого, Тула, Россия E-mail: pazuhina@mail ru
[3] Куликова Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им . Л . Н . Толстого, Тула, Россия . E-mail: tativkul@gmail . com
[4] Степанова Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им . Л . Н . Толстого, Тула, Россия . E-mail: stepanova_na@inbox. ru
Литература
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.Казань : Изд-во КазГУ, 1987.320 с.
- Александрова Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дисс.… канд.психол.наук.Кемерово, 2004.207 с.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии.1988.№ 5.С. 71—77.
- Еляков А.Д. HomoInformaticus и современная информационная среда [Электронный ресурс] // Философия и общество.2012.Выпуск № 3 (67).URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/145250/ (дата обращения: 18.02.2019).
- Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: материалы Всесоюзного симпозиума.Пермь, 1973.С.13—15.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учеб.пособие.М.: Прометей, 1991.111 с.
- Лихи Р., Сэмпл Р. Посттравматическое стрессовое расстройство: когнитивно- бихевиоральный подход.Московский психотерапевтический журнал.2002.№ 1.С.141— 158.
- Митина Л.М. Вызовы и риски времени как психологические проблемы личностно- профессионального развития современного человека // Материалы XII Международной научно- практической конференции «Психология личностно- профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред.Л.М.Митиной.М.: Издательство «Перо», 2016.С.8—14.
- Новгородцева Е.А. Эмоциональная устойчивость личности в пространстве, незащищенном от терроризма [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2015.№ 1.С.141—145.URL: http://e-koncept.ru/2015/75029.htm (дата обращения: 18.02.2019).
- Пазухина С.В., Филиппова С.А. Психологические аспекты категоризации понятия «вредная информация».Педагогика и психология образования.2017.№ 4.С.147—160.
- Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии.1997.№ 1.С.45—54.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.М.: Прогресс, 1979.392 с.
- Руденко Н.Г., Черникова А.А. Эмоциональная устойчивость как профессионально значимое качество будущего учителя.Сибирский педагогический журнал.2008.№ 7.С.357—362.
- Семёнова Е.М. Психологическое содержание эмоциональной устойчивости педагога дошкольного образования: дисс.… канд.психол.наук.Минск, 2006.221 с.
- Собчик Л.Н. Психология индивидуальности.Теория и практика психодиагностики.СПб.: Речь, 2005.624 с.
- Филиппова С.А., Шелиспанская Э.В. Феномен неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте: психологические причины и возможности коррекции.Психолог.2017.№ 4.С. 21—31.
- Циринг Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестник Томского государственного университета, 2009.С.336—342.
- Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие.М.: Ось-89, 2006.431 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1847
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1474
В прошлом месяце: 209
В текущем месяце: 74