Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся

1248

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации учебной деятельности учащихся, направленной на создание зоны ближайшего развития. В этом контексте проанализированы возможности теории учебной деятельности и практики развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), показаны достижения этого подхода и выделены проблемные области с точки зрения соотношения житейских и научных понятий. Подробно реконструирован научный дискурс между научными позициями сторонников системы «Развивающего обучения» и «Школы диалога культур», показана актуальность этого дискурса с точки зрения современных вызовов перед образованием. Показаны иные возможные подходы к решению задачи формирования научного мышления и организации квазиисследования учащихся в работах M. Hedegaard и E. Etkina.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, зона ближайшего развития, учебная деятельность, квазиисследование, Давыдов В.В., школа диалога культур, соотношение житейских и научных понятий

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250402

Для цитаты: Марголис А.А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 6–27. DOI: 10.17759/pse.2020250402

Литература

  1. Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. 1997. № 3—4. С. 117—142.
  2. Библер В.С. Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы. Кемерово: Алеф, 1993. 416 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: Монография. М.: Интор, 1996. 544 с.
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  8. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 112 с.
  9. Курганов С.Ю. Капризная индивидуальность понятия // Народное образование. 2001. № 9. С. 71—78.
  10. Особенности курса математики в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина— В.В. Давыдова [Электронный ресурс] / В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 29—33. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1996/n4/ Davydov.shtml (дата обращения: 18.08.2020).
  11. Салмина Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М.: МГППУ, 2006. 210 с.
  12. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник. М.: Кнорус, 2013. 280 с.
  13. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 2. С. 32—47. URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n2/Saxarov.shtml (дата обращения: 18.08.2020).
  14. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 270 с.
  15. Шиф Ж.И. Об условиях успешного выполнения заданий учащимися старших классов вспомогательной школы (на материале грамматического задания) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 3. С. 93—100. URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/ n3/Shif.shtml (дата обращения: 18.08.2020).
  16. Школа диалога культур / Под ред. В.С. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993. 416 с.
  17. Brookes D., Etkina E. «Force», ontology, and language // Physical Review Special Topics-Physics Education Research. Vol. 5. № 1. P. 010110-1- 010110-13 DOI:10.1103/PhysRevSTPER.5.010110
  18. Chaiklin S., Hedegaard M. Cultural-historical theory and educational practice: some radical-local considerations // Nuances: Estudos sobre Educaçã 2013. Vol. 24. № 1. P. 30—44. DOI:10.14572/nuances. v24i1.2151
  19. Design and Reflection Help Students Develop Scientific Abilities: Learning in Introductory Physics Laboratories / E. Etkina [и др.] // The Journal of the Learning Sciences. Vol. 19. № 1. P. 54—98. DOI:10.1080/10508400903452876
  20. Hedegaard M. The development of children’s conceptual relation to the world, with a focus on concept formation in a preschool children’s activity // The Cambridge Companion to Vygotsky / In H. Daniels, M. Cole, J. Wertsch (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 246—275. DOI:10.1017/ CCOL0521831040.011
  21. Hedegaard M. The Zone of proximal development as basis for instruction // Vygotsky and Education: Instructional implications and applications of sociohistorical psychology / Ed. L. Moll. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1990. P. 349—371.
  22. Nelsen K. From spontaneous to scientific concepts: continuities and discontinuities from childhood to adulthood // Sociocultural Psychology: Theory and practice of doing and knowing / In L. Martin, K. Nelsen, E. Tobach (eds.). New York: Cambridge University Press, 1995. P. 229—249.
  23. Vosniadou S., DiSessa A., Thagard P. Scientific explanation, systematicity, and conceptual change // The Cognitive Science Conference: Proceedings of the Twenty-Second Annual Conference / In L.R. Gleitman, K.J. Joshi (eds.). Mahwah, New Jersey: Psychology Press, 2000. P. 5—9.
  24. Wartofsky M. Boston Studies in the Philosophy of Science. Vol. 48. Models: Representations and the scientific understanding. Dordrecht; Boston; London: Springer Science & Business Media, 1979. 390 p. DOI:10.1007/978-94-009-9357-0

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1420
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1248
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1