Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы

796

Аннотация

Исследование строения совместного учебного действия и его роли в формировании новообразований младшего школьного возраста было продиктовано внутренней логикой развития теории и практики учебной деятельности, созданной Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и их учениками. В 1970—80 гг. был зафиксирован разрыв между практикой совместного поиска новых способов решения учебных задач и теорией, которая лежала в основе проектирования этих практик. Для преодоления этого разрыва были получены ответы на два вопроса: (1) какие формы кооперации и коммуникации адекватны содержанию учебной деятельности, основанному на теоретическом обобщении; (2) какова роль сотрудничества со сверстниками для формирования основных учебных действий. Указаны современные вызовы, стоящие перед этим направлением исследований; сформулированы гипотезы о природе совместности. Приведено экспериментальное доказательство эффективности образовательной системы Эльконина—Давыдова как средства формирования у детей, заканчивающих начальную школу, умения сообща решать задачи.

Общая информация

Ключевые слова: Д.Б. Эльконин, учебное действие, совместное действие, взрослый, сверстники

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250405

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, проект 075-01416-20-02 «Психологические факторы развития субъектов учебной и профессиональной деятельности в разных средах и типах взаимодействия».

Для цитаты: Цукерман Г.А. Совместное учебное действие: решенные и нерешенные вопросы // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 51–59. DOI: 10.17759/pse.2020250405

Литература

  1. Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 109—131.
  2. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 c.
  5. Возрастные возможности усвоения знаний // Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 442 с.
  6. Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы // Под ред. И.М. Улановской. М.: ГБОУ ВПО «МГППУ», 2015. 169 с.
  7. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2006. 480 с.
  8. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование.1996. № 2. С. 43—53.
  9. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.
  10. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.
  11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 269 с.
  12. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. 432 с.
  13. Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Шибанова Н.А. Понимание информационного текста как метапредметный результат начального обучения // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 45—56.
  14. Щедровицкий Г.П. Мышление — Понимание — Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. 800 с.
  15. Эльконин Б.Д. Л.С. Выготский — Д.Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 57—63.
  16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  17. Johnson D., Johnson R. Learning together and alone: Overview and meta-analysis // Asia Pacific Journal of Education. Vol. 22. № 1. P. 95— 105.
  18. Gillies R.M. Developments in Cooperative Learning: Review of research // Annals of Psychology. Vol. 30. № 3. P. 792—801.
  19. Sills J., Rowse G., Emerson L.M. The role of collaboration in the cognitive development of young children: a systematic review // Child: Care, Health and Development. Vol. 42. № 3. P. 313—324.
  20. Slavin R.E. Cooperative learning in elementary schools // Education 3-13. Vol. 43. № 1. P. 5—14.
  21. Topping K. et al. Effective peer learning: From principles to practical implementation. New York: Routledge, 2017. 185 p.

Информация об авторах

Цукерман Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7982-6424, e-mail: galina.zuckerman@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 898
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 796
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 6