Финское школьное образование как индивидуализированная система: акцент на детях со специальными образовательными потребностями

434

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые образовательные аспекты обучения в финской школе, касающиеся учащихся с особыми образовательными потребностями. Мы опираемся на эмпирическое наблюдение. Затем вводим общий контекст в целях интерпретации данных и определения индивидуальной образовательной траектории, что, в свою очередь, требует выявления конкретных потребностей и наличия подходящих вариантов обучения. Эти два направления должны быть оптимально интегрированы: успех приходит к тому, кто начал раньше. При этом, несмотря на то, что получить специальное образование никогда не поздно, потребности усложняются, а их удовлетворение становится все более затратным. Суть этого сложного двойного процесса заключается в принятии решений в условиях наличия более или менее полной информации, как о потребностях, так и о доступной палитре образовательных мероприятий. Фундаментальная дилемма состоит в определении баланса между двумя полюсами: если ученик остался вне таких воспитательных мероприятий, которые могли бы помочь ему стать полноправным членом общества и экономики, мы сталкиваемся с моральной проблемой; если же, с точки зрения экономики и образования, не удается обеспечить лучшие, научно обоснованные образовательные средства, мы сталкиваемся с педагогической проблемой. При этом нужно иметь в виду, что до сих пор не доказано, что полная интеграция детей со специальными образовательными потребностями является наилучшим способом заботы о них, равно как и не доказано, что оптимальным решением являлся бы полный набор специализированных школ для различных видов особых потребностей.

Общая информация

Ключевые слова: особые образовательные потребности, реформа школьного образования, индивидуальная образовательная поддержка

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260306

Для цитаты: Хаутамяки Я., Подольский А.И. Финское школьное образование как индивидуализированная система: акцент на детях со специальными образовательными потребностями // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 94–101. DOI: 10.17759/pse.2021260306

Литература

  1. Ahtiainen R. Shades of change in Fullan’s and Hargreaves’s models: Theoretical change perspectives regarding Finnish special education reform. Helsinki Studies in Education, no. 13. Helsinki: University of Helsinki, 2017. 212 p.
  2. FNBE. National Core Curriculum for the Basic Education. Publications 2016:5. Helsinki: National Board of Education, 2016. 21 p.
  3. Hautamäki J., Arinen   P.,   Eronen   S., Hautamäki A.,   Kupiainen   S.,   Lindblom   B., Scheinin P. Assessing Learning-to-learn: A framework. Evaluation 4/2002. Helsinki: National Board of Education, 2002. 62 p.
  4. Hienonen N. Does class placement matter? Students with special educational needs in regular and special classes. Helsinki Studies in Education 87/2020. Helsinki: University of Helsinki, 2020. 120 p.
  5. Sabel C., Saxenian A., Miettinen R., Kristensen P.H., Hautamäki J. Individualized service provision in the new welfare state: Lessons from special education in Finland. Sitra Studies, 62. Helsinki, 2011. 70 p.
  6. Thuneberg H., Hautamäki J., Ahtiainen R., Lintuvuori M., Vainikainen M.P., Hilasvuori T. Conceptual change in adopting the nationwide special education strategy in Finland. Journal of Educational Change, 2014. Vol. 15(1), pp. 37—56.
  7. Thuneberg H., Vainikainen M. P., Ahtiainen R., Lintuvuori M., Salo K., Hautamäki J. Education is special for all: The Finnish support model. Gemeinsam leben, 2013. Vol. 21(2), pp. 67—78.
  8. Vainikainen M.-P., Gustavson N., Koivuhovi S., Hautamäki J. The development of learning outcomes during the first four years in primary school. In Vainikainen M.-P., Rämä I., Hautamäki J. (Eds.). Learning-to-Learn in Helsinki City. A 9-year follow up. Helsinki: Helsinki Studies in Education, 2021, in print.
  9. Vainikainen M.P., Hautamäki J. Three Studies on Learning to Learn in Finland: Anti-Flynn Effects 2001— 2017. Scandinavian Journal of Educational Research, 2020, pp.1—16. DOI: 10.1080/00313831.2020.1833240
  10. Vainikainen M.-P., Rimpelä A. Nuorten kehitysympäristö muutoksessa. Peruskoulujen oppimistulokset ja oppilaiden hyvinvointi eriytyvällä Helsingin seudulla [The Contexts for Development are Changing: Learning Outcomes and Well-Being in Segregating Metropolitan Helsinki] Helsinki Studies in Education 363. Helsinki: University of Helsinki, 2015. 142 p.
  11. Vainikainen M.P., Thuneberg H., Greiff S., Hautamäki J. Multiprofessional collaboration in Finnish schools. International Journal of Educational Research, 2015. Vol. 72, pp. 137—148.
  12. Vainikainen M.P., Thuneberg H., Marjanen J., Hautamäki J., Kupiainen S., Hotulainen R. How do Finns know? Educational monitoring without inspection and standard setting. Standard Setting in Education. Springer, Cham, 2017, pp. 243—259.

Информация об авторах

Хаутамяки Яркко, заслуженный профессор Университета Хельсинки, Хельсинский университет, Хельсинки, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3460-8810, e-mail: jarkko.hautamaki@helsinki.fi

Подольский Андрей Ильич, доктор психологических наук, Профессор, Профессор Института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5788-7015, e-mail: apodolskiy@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 882
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 434
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1