Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 4. С. 91–103
doi:10.17759/pse.2021260408
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: становление субъектности, экопсихологическая модель, обучающиеся , структура стадий, формализованное описание, параллельно-последовательная схема, связность, целостность, коэффициент, формула расчета
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260408
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-13-00238А.
Для цитаты: Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 91–103. DOI: 10.17759/pse.2021260408
Литература
- Акимов И.Б. Взаимосвязь стадий становления субъектности и способов выполнения учебных действий обучающихся среднего профессионального образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2020. № 2(28). С. 39—47.
- Афанасьев П.Н. Антропология процессуально- ориентированной психологической практики // Филология и культура. 2014. № 3(37). С. 301—307.
- Болдачев А.В. Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы. СПб., 2007.
- Волкова Е.С., Капцов А.В. Особенности факторов становления субъектности и способов выполнения учебных действий учащихся старших классов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2021. № 1(29). С. 11—25.
- Воронцов А.Б., Львовский В.А. Новые проекты развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 83—94. DOI:10.17759/pse.2020250507
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
- Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сычев О.А. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 98—109.
- Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть II. Концептуальные основания // Психологический журнал. 2013. Том 34. № 2. С. 70—86.
- Знаков В.В. Психология возможного: Новое направление исследований понимания. 2-е изд., испр. и доп. М., 2021.
- Капичникова О.Б., Романова О.В., Дидусенко Е.Н., Капичников А.И. Перспективы деятельностного подхода к формированию универсальных компетенций студентов // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 21—24. DOI:10.25586/RMU.HET.19.05.P.21
- Капцов А.В. Организованность аксиосферы личности: сущность и методика исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2013. № 1(13). С. 145—159.
- Капцов А.В. Оценка целостности психологической системы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2018. № 2(24). С. 3—15.
- Капцов А.В. Психологическая аксиометрия личности и группы: Методическое пособие. Самара, 2015.
- Капцов А.В., Колесникова Е.И. Идеографический метод оценки стадий становления субъектности обучающихся // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / Отв. ред. В.И. Панов. М., 2020. С. 526—530.
- Капцов А.В., Колесникова Е.И. Избирательность взаимосвязи рефлексивности и стадий становления субъектности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. Выпуск 1(2). С. 560—575.
- Капцов А.В., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 2(24). С. 107—117.
- Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. Том 27. № 6. С. 18— 28.
- Козлов В.В., Новиков В.В. Интегративный подход в психологической практике // Ярославский педагогический вестник. 2012. Том II (Психолого- педагогические науки). № 1. С. 226—231.
- Криулина А.А. Принцип целостности как методологический вектор интеграции социально- психологической информации // Социальная и экономическая психология. Ч. 1. Состояния и перспективы исследования / Отв. ред. Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. М., 2018. С. 58—65.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Мазилов В.А. Проблема парадигмального статуса психологии // Методология психологической науки: История и современность. Ярославль: ЯрГПУ, 2017. С. 176—202.
- Марголис А.А. Зона ближайшего развития и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 6—27.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 71—78.
- Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Том 3. Вып. 3(11). С. 214—224.
- Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2016. № 4. С. 16—25.
- Поздняков А.А. Значение концепции целостности организмов для эволюционной теории // Lethaea rossica. Российский палеоботанический журнал. 2020. Том 2. С. 54—78.
- Рыльская Е.А. Жизнеспособность как потенциал целостности человека и его бытия: интегративный подход // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М., 2016. С. 111—126.
- Селезнева М.В. Сравнительный анализ понятий «субъект» и «субъектность» в зарубежной психологии // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 49—55.
- Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В.И. Панова. М.; СПб., 2018.
- Стромков В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов А.В. «Школа компетенций» — технология формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. № 5. С. 20—29.
- Эльконин Б.Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 28—39. DOI:10.17759/pse.2020250403
- Di Paolo E.A. Process and Individuation: The Development of Sensorimotor Agency // Human Development. 2019. № 63. Р. 202—226.
- Downes P. Reconstructing Agency in Developmental and Educational Psychology. Inclusive Systems as Concentric Space. New York, NY: Routledge, 2020. 252 p.
- Martin J., Sugarman J.H., Hickinbottom S. Persons: Understanding psychological selfhood and agency. Springer Science + Business Media, 2010. DOI:10.1007/978-1-4419-1065-3.
- Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis Of Stages Of Agency Formation // International Conference on Psychology and Education. ICPE 2018. P. 515—523. DOI:10.15405/epsbs.2018.11.02.57
- Roessler J., Eilan N. (eds.) Agency and Self- Awareness: Issues in Philosophy and Psychology. Oxford, 2003. 400 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 757
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 274
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1