Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 5. С. 116–126
doi:10.17759/pse.2021260509
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивный образовательный процесс, деятельностный подход, партисипативный подход, оценка как инструмент развития, образовательная организация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260509
Финансирование. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическое сопровождение развития инклюзивной образовательной среды в системе общего и профессионального образования».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в математической обработке данных Л.М. Прокопьеву.
Получена: 20.08.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. С. 116–126. DOI: 10.17759/pse.2021260509
Литература
- Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 136—145. DOI:10.17759/pse.2016210112
- Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 121—132. DOI:10.17759/ psyedu.2019110410
- Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 62—78. DOI:10.17759/cpse.2020090203
- Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Под ред. М. Вогана; перевод с английского И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова, общая ред. М. Перфильева. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
- Вильшанская А.Д., Егупова О.В. Контроль качества обучения в условиях инклюзии: методические рекомендации [Электронный ресурс] / под общей ред. Н.В. Бабкиной. М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2020. URL: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/ soderzhanie-10/ (дата обращения: 20.08.2020).
- Нестерова А.А. Критерии оценки качества инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Главный редактор С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 38—41. URL: http://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2017/06/maket4.0-v-pechat. pdf (дата обращения: 04.08.2021).
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-ФЗ (29 декабря 2012 г.). URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 19.08.2021).
- Пинская М.А., Хавенсон Т.Е., Косарецкий С.Г., Звягинцев Р.С., Михайлова А.М., Чиркина Т.А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198—227. URL: https://vo.hse.ru/ data/2018/07/09/1151833714/09%20Pinskaya.pdf (дата обращения: 10.08.2021). DOI:10.17323/1814- 9545-2018-2-198-227
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 38—46. DOI:10.17759/pse.2019240604
- Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Методика оценки сформированности инклюзивной культуры вуза [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5/3. С. 163—167.
- Alekhina S.V., Samsonova E.V., Yudina T.A. The foundation of an inclusive paradigm for contemporary education // Specialusis ugdymas = Special Education, 2018. Vol. 1, no. 38, pp. 47—60. DOI:10.21277/ se.v1i38.366
- Boyle C., Koutsouris G., Salia Mateu A., Anderson J. The matter of ‘evidence’ in the inclusive education debate // In U. Sharma and S. Salend (Eds.). Oxford Encyclopedia of Inclusive and Special Education. 2020. Oxford University Press. P. 1041—1054. DOI:10.1093/ acrefore/9780190264093.013.1019
- Gierczyk M., Hornby G. Twice-Exceptional Students: Review of Implications for Special and Inclusive Education // Education Science. 2021. Vol. 11. P. 85. DOI:10.3390/educsci11020085
- Hornby G. Inclusive special education: development of a new theory for the education of children with special educational needs and disabilities [Электронный ресурс] // British Journal of Special Education. 2015. Vol. 42. № 3. P. 234—256. DOI:10.1111/1467- 8578.12101
- Iarskaia-Smirnova E., Goriainova A. Inclusive Education in Today’s Russia: Room for Maneuver // Europe & Asia Studies. 2021. Published online: 10 May 2021. DOI:10.1080/09668136.2021.1918062
- Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development Goal 4 [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/ sites/default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016- en_2.pdf (дата обращения: 16.08.2021).
- Indicators of inclusive schools: continuing the conversation [Электронный ресурс]. Represented by the Minister of Education. Alberta, Canada: Minister of Education, 2013. 33 р. URL: https://open.alberta.ca/ dataset/32d4ea7e-a071-49aa-9666-294c951a9ece/ resource/634472a9-c069-4886-a4e1-459a123f3946/ download/2013-indicators-of-inclusive-schools-continuing-conversation.pdf (дата обращения: 16.08.2021).
- Jorgensen С.M., McSheehan M., Schuh M., Sonnenmeier R.M. Quality indicators of inclusive education. New Hampshire, NE: National Center on Inclusive Education, Institute on Disability/UCEDD, University of New Hampshire, 2012. 24 р.
- Participation in inclusive education — a Framework for developing indicators [Электронный ресурс]. Odense, Denmark: European Agency for Development in Special Needs Education (Ed.). 2011. 58 p. URL: ttps://www.european-agency.org/sites/default/files/ participation-in-inclusive-education-a-framework-for-developing-indicators_Participation-in-Inclusive- Education.pdf (дата обращения: 05.08.2021).
- Sprunta B., Deppelerb J., Ravuloc K., Tinaivunivalud S., Sharma U. Entering the SDG era: What do Fijians prioritise as indicators of disability-inclusive education? [Электронный ресурс] // Disability and the Global South. 2017. Vol. 4. № 1. P. 1065— 1087. URL: https://disabilityglobalsouth.files.wordpress. com/2012/06/dgs-04-01-02.pdf (дата обращения: 12.11.2019).
- The Right of Children with Disabilities to Education: A Rights-Based Approach to Inclusive Education [Электронный ресурс]. Represented by the UNICEF Regional Office for Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States in Geneva, 2012. 124 p. URL: https://www.unicef.org/disabilities/files/ UNICEF_Right_to_Education_Children_Disabilities_ En_Web.pdf (дата обращения: 29.03.2020).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 996
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 407
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1