Развитие способностей к декодированию у детей, говорящих на боснийском языке: лонгитюдное двухлетнее исследование

56

Аннотация

Чтение является одним из наиболее важных академических навыков, которым дети овладевают в первых классах начальной школы. Само по себе чтение включает в себя способности декодирования и лингвистического понимания. Настоящее исследование направлено на изучение развития способностей к декодированию у детей с 3-го по 5-ый класс, говорящих на боснийском языке. Мы оценили взаимосвязь между чтением слов и чтением псевдослов в качестве меры навыков декодирования, задачами на удаление фонем, быстрым автоматизированным называнием (RAN) букв и RAN объектов как предикторов навыков декодирования. Выборка для этого исследования включала 36 детей (16 девочек, 20 мальчиков). Результаты этого исследования показали значительное улучшение навыков декодирования с 3 по 5 класс. Лучшим предиктором чтения слов в 5-м классе стал RAN объектов в 3-м классе, за которым следовал RAN букв в 3-м классе. С другой стороны, значимыми предикторами чтения псевдослов в 5-м классе выступили RAN объектов и задание на удаление фонем в 3-м классе. Понимание развития чтения с 3-го по 5-ый классы служит информативным источником, способствующим созданию условий для развития навыков чтения в целом.

Общая информация

Ключевые слова: развитие, чтение, учащиеся начальной школы, боснийский язык

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270508

Благодарности. Авторы благодарят всех детей, участвовавших в исследовании.

Получена: 20.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Мемишевич Х., Малек Д., Дедич А. Развитие способностей к декодированию у детей, говорящих на боснийском языке: лонгитюдное двухлетнее исследование // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 97–106. DOI: 10.17759/pse.2022270508

Литература

  1. Artelt C., Schiefele U., Schneider W. Predictors of reading literacy. European Journal of Psychology of Education, 2001. Vol. 16, no. 3, pp. 363—383. DOI: 10.1007/BF03173188
  2. Bar-Kochva I., Nevo E. The relations of early phonological awareness, rapid-naming and speed of processing with the development of spelling and reading: a longitudinal examination. Journal of Research in Reading, 2019. Vol. 42, no. 1, pp. 97—122. DOI: 10.1111/1467-9817.12242
  3. Blachman B.A., Phonological awareness, in Handbook of reading research,vol. III. 2000, Lawrence Erlbaum Associates Publishers: Mahwah, NJ, US. p. 483—502.
  4. Bryant P.E., MacLean M., Bradley L.L., Crossland J. Rhyme and alliteration, phoneme detection, and learning to read. Developmental Psychology, 1990. Vol. 26, no. 3, pp. 429—438. DOI: 10.1037/0012-1649.26.3.429
  5. Caravolas M. Growth of Word and Pseudoword Reading Efficiency in Alphabetic Orthographies: Impact of Consistency. Journal of Learning Disabilities, 2017. Vol. 51, no. 5, pp. 422—433. DOI: 10.1177/0022219417718197
  6. de Jong P.F., van der Leij A. Effects of Phonological Abilities and Linguistic Comprehension on the Development of Reading. Scientific Studies of Reading, 2002. Vol. 6, no. 1, pp. 51—77. DOI: 10.1207/S1532799XSSR0601_03
  7. Denckla M.B., Cutting L.E. History and significance of rapid automatized naming. Annals of Dyslexia, 1999. Vol. 49, no. 1, pp. 29. DOI: 10.1007/s11881-999-0018-9
  8. Doty S.J., Hixson M.D., Decker D.M., Reynolds J.L., Drevon D.D. Reliability and Validity of Advanced Phonics Measures. Journal of Psychoeducational Assessment, 2015. Vol. 33, no. 6, pp. 503—521. DOI: 10.1177/0734282914567870
  9. Ehri L.C. Learning to Read Words: Theory, Findings, and Issues. Scientific Studies of Reading, 2005. Vol. 9, no. 2, pp. 167—188. DOI: 10.1207/s1532799xssr0902_4
  10. Florit E., Cain K. The Simple View of Reading: Is It Valid for Different Types of Alphabetic Orthographies? Educational Psychology Review, 2011. Vol. 23, no. 4, pp. 553—576. DOI: 10.1007/s10648-011-9175-6
  11. Flowers T.A., Flowers L.A. Factors Affecting Urban African American High School Students’ Achievement in Reading. Urban Education, 2008. Vol. 43, no. 2, pp. 154—171. DOI: 10.1177/0042085907312351
  12. Furnes B., Samuelsson S. Phonological awareness and rapid automatized naming predicting early development in reading and spelling: Results from a cross-linguistic longitudinal study. Learning and Individual Differences, 2011. Vol. 21, no. 1, pp. 85—95. DOI: 10.1016/j.lindif.2010.10.005
  13. Georgiou G.K., Papadopoulos T.C., Fella A., Parrila R. Rapid naming speed components and reading development in a consistent orthography. Journal of Experimental Child Psychology, 2012. Vol. 112, no. 1, pp. 1—17. DOI: 10.1016/j.jecp.2011.11.006
  14. Georgiou G.K., Parrila R., Papadopoulos T.C. The anatomy of the RAN-reading relationship. Reading and Writing, 2016. Vol. 29, no. 9, pp. 1793—1815. DOI: 10.1007/s11145-016-9653-9
  15. Glover T.A. A Data-Driven Coaching Model Used to Promote Students’ Response to Early Reading Intervention. Theory Into Practice, 2017. Vol. 56, no. 1, pp. 13—20. DOI: 10.1080/00405841.2016.1260401
  16. Hodgins H., Harrison G.L. Improving phonological awareness with Talking Tables in at-risk kindergarten readers. Research in Developmental Disabilities, 2021. Vol. 115, pp. 103996. DOI: 10.1016/j.ridd.2021.103996.
  17. Høien T., Lundberg I., Stanovich K.E., Bjaalid I.-K. Components of phonological awareness. Reading and Writing, 1995. Vol. 7, no. 2, pp. 171—188. DOI: 10.1007/BF01027184
  18. Hoover W.A., Gough P.B. The simple view of reading. Reading and Writing, 1990. Vol. 2, no. 2, pp. 127—160. DOI: 10.1007/BF00401799
  19. Hoover W.A., Tunmer W.E., The components of reading, in Reading acquisition processes, G.B. Thompson, W.E. Tunmer, and T. Nicholson, Editors. 1993, Adelaide, Australia: Multilingual Matters.: Adelaide, Australia: Multilingual Matters. p. 1—19.
  20. Hulme C., Zhou L., Tong X., Lervåg A., Burgoyne K. Learning to read in Chinese: Evidence for reciprocal relationships between word reading and oral language skills. Developmental Science, 2019. Vol. 22, no. 1, pp. e12745. DOI: 10.1111/desc.12745
  21. IBM, IBM SPSS Statistics for Windows, Version 27.0. 2020, Armonk, NY: IBM corp: Armonk, NY.
  22. Johann V., Könen T., Karbach J. The unique contribution of working memory, inhibition, cognitive flexibility, and intelligence to reading comprehension and reading speed. Child Neuropsychology, 2020. Vol. 26, no. 3, pp. 324—344. DOI: 10.1080/09297049.2019.1649381
  23. Joshi R.M., Ji X.R., Breznitz Z., Amiel M., Yulia A. Validation of the Simple View of Reading in Hebrew — A Semitic Language. Scientific Studies of Reading, 2015. Vol. 19, no. 3, pp. 243—252. DOI: 10.1080/10888438.2015.1010117
  24. Masoura E., Gogou A., Gathercole S.E. Working memory profiles of children with reading difficulties who are learning to read in Greek. Dyslexia, 2021. Vol. 27, no. 3, pp. 312—324. DOI: 10.1002/dys.1671
  25. McCandliss B., Beck I.L., Sandak R., Perfetti C. Focusing Attention on Decoding for Children With Poor Reading Skills: Design and Preliminary Tests of the Word Building Intervention. Scientific Studies of Reading, 2003. Vol. 7, no. 1, pp. 75—104. DOI: 10.1207/S1532799XSSR0701_05
  26. McWeeny S., Choi S., Choe J., LaTourrette A., Roberts M.Y., Norton E.S. Rapid Automatized Naming (RAN) as a Kindergarten Predictor of Future Reading in English: A Systematic Review and Meta-analysis. Reading Research Quarterly, 2022. Vol. n/a, no. n/a DOI: https://doi.org/10.1002/rrq.467
  27. Memisevic H., Dedic A., Biscevic I., Hadzic S., Pasalic A., Malec D. Identifying predictors of reading speed and reading comprehension in Bosnian. Applied Neuropsychology: Child, 2020, Vol.11, no. 3, pp. 1—10. DOI: 10.1080/21622965.2020.1815023
  28. Memisevic H., Dedic A., Malec D. Differentiating between Good Readers and Poor Readers: The Role of Linguistic and Cognitive Factors. European Journal of Education and Pedagogy, 2022. Vol. 3, no. 1, pp. 31—36.
  29. Memisevic H., Malec D., Biscevic I. Predictors of reading fluency in second and third grade students: Results from Bosnia and Herzegovina. Studia Psychologica, 2019. Vol. 61, no. 3, pp. 175—188. DOI: 10.21909/sp.2019.03.781
  30. Meyer M.S., Wood F.B., Hart L.A., Felton R.H. Selective Predictive Value of Rapid Automatized Naming in Poor Readers. Journal of Learning Disabilities, 1998. Vol. 31, no. 2, pp. 106—117. DOI: 10.1177/002221949803100201
  31. Michalsky T., Mevarech Z.R., Haibi L. Elementary School Children Reading Scientific Texts: Effects of Metacognitive Instruction. The Journal of Educational Research, 2009. Vol. 102, no. 5, pp. 363—376. DOI: 10.3200/JOER.102.5.363-376
  32. Nouwens S., Groen M.A., Verhoeven L. How working memory relates to children’s reading comprehension: the importance of domain-specificity in storage and processing. Reading and writing, 2017. Vol. 30, no. 1, pp. 105—120. DOI: 10.1007/s11145-016-9665-5
  33. Olson R.K., Wise B., Ring J., Johnson M. Computer-Based Remedial Training in Phoneme Awareness and Phonological Decoding: Effects on the Posttraining Development of Word Recognition. Scientific Studies of Reading, 1997. Vol. 1, no. 3, pp. 235—253. DOI: 10.1207/s1532799xssr0103_4
  34. Pae H.K., Sevcik R.A., Morris R.D. Cross-language correlates in phonological awareness and naming speed: evidence from deep and shallow orthographies. Journal of Research in Reading, 2010. Vol. 33, no. 4, pp. 374—391. DOI: 10.1111/j.1467-9817.2009.01417.x
  35. Patarapichayatham C., Nese J.F., Sáez L., The Plateau of Oral Reading Fluency Growth: An Initial Recommendation When to Stop Assessing. 2013, University of Oregon. National Center on Assessment and Accountability for Special Education.
  36. Puolakanaho A., Ahonen T., Aro M., Eklund K., Leppänen P.H.T., Poikkeus A.-M., Tolvanen A., Torppa M., Lyytinen H. Developmental Links of Very Early Phonological and Language Skills to Second Grade Reading Outcomes: Strong to Accuracy but Only Minor to Fluency. Journal of Learning Disabilities, 2008. Vol. 41, no. 4, pp. 353—370. DOI: 10.1177/0022219407311747
  37. Retelsdorf J., Köller O., Möller J. On the effects of motivation on reading performance growth in secondary school. Learning and Instruction, 2011. Vol. 21, no. 4, pp. 550—559. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2010.11.001
  38. Rosselli M., Matute E., Ardila A. [Neuropsychological predictors of reading ability in Spanish]. Revista de neurologia, 2006. Vol. 42, no. 4, pp. 202—210.
  39. Saiegh-Haddad E., Taha H. The Role of Morphological and Phonological Awareness in the Early Development of Word Spelling and Reading in Typically Developing and Disabled Arabic Readers. Dyslexia, 2017. Vol. 23, no. 4, pp. 345—371. DOI: 10.1002/dys.1572
  40. Snowling M.J., Hulme C. Annual Research Review: Reading disorders revisited — the critical importance of oral language. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2021. Vol. 62, no. 5, pp. 635—653. DOI: 10.1111/jcpp.13324
  41. Spencer M., Wagner R.K. The Comprehension Problems of Children With Poor Reading Comprehension Despite Adequate Decoding: A Meta-Analysis. Review of Educational Research, 2018. Vol. 88, no. 3, pp. 366—400. DOI: 10.3102/0034654317749187
  42. Thompkins A.C., Binder K.S. A comparison of the factors affecting reading performance of functionally illiterate adults and children matched by reading level. Reading Research Quarterly, 2003. Vol. 38, no. 2, pp. 236—258. DOI: 10.1598/RRQ.38.2.4
  43. Tibi S., Kirby J.R. Investigating Phonological Awareness and Naming Speed as Predictors of Reading in Arabic. Scientific Studies of Reading, 2018. Vol. 22, no. 1, pp. 70—84. DOI: 10.1080/10888438.2017.1340948
  44. Tiu R.D., Thompson L.A., Lewis B.A. The Role of IQ in a Component Model of Reading. Journal of Learning Disabilities, 2003. Vol. 36, no. 5, pp. 424—436. DOI: 10.1177/00222194030360050401
  45. van Setten E.R.H., Hakvoort B.E., van der Leij A., Maurits N.M., Maassen B.A.M. Predictors for grade 6 reading in children at familial risk of dyslexia. Annals of Dyslexia, 2018. Vol. 68, no. 3, pp. 181—202. DOI: 10.1007/s11881-018-0162-1
  46. Wagner R.K., Torgesen J.K., Laughon P., Simmons K., Rashotte C.A. Development of young readers’ phonological processing abilities. Journal of educational psychology, 1993. Vol. 85, no. 1, pp. 83—103.
  47. Wolf M., A provisional, integrative account of phonological and naming-speed deficits in dyslexia: Implications for diagnosis and intervention, in Foundations of reading acquisition and dyslexia: Implications for early intervention, B.A. Blachman, Editor. 1997, Lawrence Erlbaum Associates: Mahwah, NJ. p. 67—92.
  48. Wolf M., Denckla M.B., RAN/RAS: Rapid automatized naming and rapid alternating stimulus tests. 2005: Pro-ed Austin, TX.
  49. Wolff U. RAN as a predictor of reading skills, and vice versa: results from a randomised reading intervention. Annals of Dyslexia, 2014. Vol. 64, no. 2, pp. 151—165. DOI: 10.1007/s11881-014-0091-6
  50. Ziegler J.C., Bertrand D., Tóth D., Csépe V., Reis A., Faísca L., Saine N., Lyytinen H., Vaessen A., Blomert L. Orthographic Depth and Its Impact on Universal Predictors of Reading:A Cross-Language Investigation. Psychological Science, 2010. Vol. 21, no. 4, pp. 551—559. DOI: 10.1177/0956797610363406

Информация об авторах

Мемишевич Харис, доцент, заместитель декана по науке и исследованиям, факультет педагогических наук, Университет Сараево, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7340-3618, e-mail: hmemisevic@gmail.com

Малек Даниель, доктор психологических наук, декан факультета педагогических наук, университет Сараево, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4495-8213, e-mail: demalecci@gmail.com

Дедич Адмира, аспирант, факультет педагогических наук, университет Сараево, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4695-5887, e-mail: admira2601@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 166
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 56
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1