Улучшение результатов обучения: роль самоэффективности при прогнозировании успеваемости студентов в условиях высшего образования

391

Аннотация

Самоэффективность является ключевым фактором, влияющим на многие стороны жизни, поэтому многие психологи и педагоги во всем мире исследуют ее с разных точек зрения. Используя концепцию Бандуры о самоэффективности в качестве теоретической основы, автор данного количественного эмпирического исследования рассматривает роль самоэффективности в формировании академической успеваемости студентов высших учебных заведений на примере неоднородной группы студентов колледжа. Группа состоит из N=374 студентов, принявших участие в данном исследовании и ответивших на вопросы шкалы общей самоэффективности (ШОС) с целью оценки своей самоэффективности, а также способности выполнять требуемые учебные задания. Для решения поставленных задач в работе применялись методы множественного анализа, включая описательный анализ, коэффициент корреляции Пирсона, t-тест для независимой выборки и простую линейную регрессию. В результате анализа данных была выявлена сильная положительная корреляция между общей самоэффективностью студентов и академической успеваемостью (r=0,748, p<0,001). Более того, самоэффективность студентов является значимой составляющей их академической успеваемости. Выводы показали, что гендерные различия между студентами высших учебных заведений по уровню общей самоэффективности отсутствуют. Полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы при разработке учебных планов, учебных программ и консультационных услуг в колледже для повышения успеваемости студентов.

Общая информация

Ключевые слова: самоэффективность, академическая успеваемость , высшее образование, гендерные различия, студенты из арабских стран

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280202

Благодарности. Автор выражает признательность своему университету за содействие и постоянную поддержку.

Получена: 08.09.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Мусса Н.М. Улучшение результатов обучения: роль самоэффективности при прогнозировании успеваемости студентов в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 2. С. 18–29. DOI: 10.17759/pse.2023280202

Литература

  1. Abulibdeh E.S., Hassan S.S. E-learning Interactions, Information Technology Self-efficacy, and Student Achievement at the University of Sharjah, UAE. Australasian Journal of Educational Technology, 2011. Vol. 27, no. 6, pp. 1014–
  2. Al Khatib S.A. Exploring the Relationship Among Loneliness, Self-esteem, Self-efficacy, and Gender in United Arab Emirates College Students. Europe’s Journal of Psychology, 2012. Vol. 8, no. 1, pp. 159– DOI:10.5964/ejop.v8i1.301
  3. Artino A.R. Academic Self-efficacy: From Educational Theory to Instructional Practice. Perspectives on Medical Education, Vol. 1, no. 2, pp. 76–85. DOI:10.1007/s40037-012-0012-5
  4. Artino A.R., La Rochelle J.S., Durning S.J. Second-year Medical Students’ Motivational Beliefs, Emotions, and Achievement. Medical Education, 2010. Vol. 44, pp. 1203–1212. DOI:1111/j.1365-2923.2010.03712.x
  5. Bandura A. Self-efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change. Psychological Review, Vol. 84, no. 2, pp. 191–215.
  6. Bandura A. Self-efficacy in changing societies. NY: Cambridge University Press, 1995.
  7. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: Freeman, 1997.
  8. Bandura A., Caprara V., Barbaranelli C., Pastorelli C., Regali C. Sociocognitive Self-Regulatory Mechanisms Governing Transgressive Behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 2001. Vol. 80, no. 1, pp. 125–135. DOI:10.1037/0022-3514.80.1.125
  9. Bong M., Skaalvik E.M. Academic Self-concept and Self-efficacy: How Different Are They Really? Educational Psychology Review, 2003. 15, no. 1, pp. 1–40. DOI:10.1023/A:1021302408382
  10. Buchanan TSelmon N. Race and Gender Differences in Self-efficacy: Assessing The Role of Gender Role Attitudes and Family Background. Sex Roles, 2008. Vol. 58, no. 11–12, pp. 822– DOI:10.1007/s11199-008-9389-3
  11. Busch T. Gender Differences in Self-Efficacy and Attitudes toward Computers. Journal of Educational Computing Research, 1995. 12, no. 2, pp. 147–158. DOI:10.2190/H7E1-XMM7-GU9B-3HWR
  12. Carpenter S.L. A Comparison of the Relationships of Students' Self-efficacy, Goal Orientation, and Achievement Across Grade Levels: A Meta-analysis (Doctoral dissertation, Faculty of Education-Simon Fraser University), 2007. Retrieved from: http://summit.sfu.ca/system/files/iritems1/2661/etd2816.pdf
  13. Cherian J., Jacob J. Impact of self-efficacy on motivation and performance of employees. International Journal of Business and Management, 2013. Vol. 8, no. 14, pp. 80. DOI:10.5539/ijbm.v8n14p80
  14. de Fátima Goulão M. The Relationship Between Self-Efficacy and Academic Achievement in Adults' Learners. Athens Journal of Education, Vol. 1, no. 3, pp. 237–246. DOI:10.30958/aje.1-3-4
  15. Doménech-Betoret F., Abellán-Roselló L., Gómez-Artiga A. Self-efficacy, Satisfaction, and Academic Achievement: the Mediator Role of Students' Expectancy-value Beliefs. Frontiers in Psychology, Vol. 8, 1193. DOI:10.3389/fpsyg.2017.01193
  16. Huang C. Achievement Goals and Self-efficacy: A Meta-analysis. Educational Research Review, Vol. 19, pp. 119–137. Retrieved from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1747938X1630029X DOI:10.1007/s1102120110097y
  17. James M. (n.d.). Self-Efficacy Theory and Research: Applications in Clinical and Counseling Psychology.
  18. Judge T.A., Jackson C.L., Shaw J.C., Scott B.A., Rich B.L. Self-efficacy and work-related Performance: the Integral Role of Individual Differences. Journal of Applied Psychology, 2007. Vol. 92, no. 1, pp. 107–1 DOI:10.1037/0021-9010.92.1.107
  19. Komarraju M., Nadler D. Self-efficacy and Academic Achievement: Why do Implicit Beliefs, Goals, and Effort Regulation Matter? Learning and Individual Differences, 2013. Vol. 25, pp. 67–72. DOI:10.1016/j.lindif.2013.01.005141
  20. Lopez J.D. Gender Differences in Self-efficacy Among Latino College Freshmen. Hispanic Journal of Behavioral Sciences, 2014. Vol. 36, no. 1, pp. 95–104. DOI:10.1177%2F0739986313510690
  21. Meral M., Colak E., Zereyak E. The Relationship Between Self-efficacy and Academic Performance. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2012. Vol. 46, pp. 1143–1146. DOI:10.1016/j.sbspro.2012.05.264
  22. Pajares F. Albert Bandura: Biographical Sketches, 2004 [Electronic resource]. URL: http://des.emory.edu/mfp/bandurabio.html (Accessed 13.09.2021)
  23. Pintrich P.R., De Groot E.V. Motivational and Self-regulated Learning Components of Classroom Academic Performance. Journal of Educational Psychology, 1990. Vol. 82, no. 1, pp. 33–40. DOI:10.1037/0022-0663.82.1.33
  24. Redmond B.F. Self-Efficacy Theory: Do I think that I can Succeed in my Work? Work Attitudes and Motivation, 2010. The Pennsylvania: State University, World Campus.
  25. Samavi S.A., Ebrahimi K., Javdan M. Relationship Between Academic Engagements, Self-efficacy and Academic Motivation with Academic Achievement Among high School Students in Bandar Abbas. Biquarterly Journal of Cognitive Strategies in Learning, 2017. Vol. 4, no. 7, pp. 71–92. DOI:10.22084/j.psychogy.2017.1654
  26. Schwarzer R., Jerusalem M. Generalized Self-Efficacy scale. In J. Weinman, S. Wright, M. Johnston. Measures in Health Psychology: A User’s Portfolio. Causal and Control Beliefs. Windsor, UK: NFER-Nelson, 1995, pp. 35–37.
  27. Tømte C., Hatlevik O.E. Gender-differences in Self-efficacy ICT Related to Various ICT-User Profiles in Finland and Norway. How Do Self-efficacy, Gender and ICT-user Profiles Relate to Findings from PISA 2006. Computers & Education, 2011. Vol. 57, no. 1, pp. 1416–1424. DOI:10.1016/j.compedu.2010.12.011
  28. Tus J. Self–Concept, Self–Esteem, Self–Efficacy and Academic Performance of the Senior High School Students. International Journal of Research Culture Society, 2020. Vol. 4, no. 10, pp. 45–59.
  29. UAE gov. [Electronic resource]. Fact sheet retrieved June 2021. URL: https://u.ae/en/about-the-uae/fact-sheet https://u.ae/en/information-and-services/education/distance-learning-in-times-of-covid-19
  30. Zimmerman B.J. Self-regulating Academic Learning and Achievement: The Emergence of a Social Cognitive Perspective. Educational Psychology Review, 1990. Vol. 2, no. 2, pp. 173–201. DOI:10.1207/s15326985ep2501_2

Информация об авторах

Мусса Нала М., PhD, доцент, кафедра образования, Американский университет в Эмиратах, Дубай, ОАЭ, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1342-8201, e-mail: nahla.moussa@aue.ae

Метрики

Просмотров

Всего: 921
В прошлом месяце: 107
В текущем месяце: 111

Скачиваний

Всего: 391
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6