Психологическая наука и образование
2023. Том 28. № 2. С. 18–29
doi:10.17759/pse.2023280202
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Улучшение результатов обучения: роль самоэффективности при прогнозировании успеваемости студентов в условиях высшего образования
Аннотация
Самоэффективность является ключевым фактором, влияющим на многие стороны жизни, поэтому многие психологи и педагоги во всем мире исследуют ее с разных точек зрения. Используя концепцию Бандуры о самоэффективности в качестве теоретической основы, автор данного количественного эмпирического исследования рассматривает роль самоэффективности в формировании академической успеваемости студентов высших учебных заведений на примере неоднородной группы студентов колледжа. Группа состоит из N=374 студентов, принявших участие в данном исследовании и ответивших на вопросы шкалы общей самоэффективности (ШОС) с целью оценки своей самоэффективности, а также способности выполнять требуемые учебные задания. Для решения поставленных задач в работе применялись методы множественного анализа, включая описательный анализ, коэффициент корреляции Пирсона, t-тест для независимой выборки и простую линейную регрессию. В результате анализа данных была выявлена сильная положительная корреляция между общей самоэффективностью студентов и академической успеваемостью (r=0,748, p<0,001). Более того, самоэффективность студентов является значимой составляющей их академической успеваемости. Выводы показали, что гендерные различия между студентами высших учебных заведений по уровню общей самоэффективности отсутствуют. Полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы при разработке учебных планов, учебных программ и консультационных услуг в колледже для повышения успеваемости студентов.
Общая информация
Ключевые слова: самоэффективность, академическая успеваемость , высшее образование, гендерные различия, студенты из арабских стран
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280202
Благодарности. Автор выражает признательность своему университету за содействие и постоянную поддержку.
Получена: 08.09.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Мусса Н.М. Улучшение результатов обучения: роль самоэффективности при прогнозировании успеваемости студентов в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 2. С. 18–29. DOI: 10.17759/pse.2023280202
Литература
- Abulibdeh E.S., Hassan S.S. E-learning Interactions, Information Technology Self-efficacy, and Student Achievement at the University of Sharjah, UAE. Australasian Journal of Educational Technology, 2011. Vol. 27, no. 6, pp. 1014–
- Al Khatib S.A. Exploring the Relationship Among Loneliness, Self-esteem, Self-efficacy, and Gender in United Arab Emirates College Students. Europe’s Journal of Psychology, 2012. Vol. 8, no. 1, pp. 159– DOI:10.5964/ejop.v8i1.301
- Artino A.R. Academic Self-efficacy: From Educational Theory to Instructional Practice. Perspectives on Medical Education, Vol. 1, no. 2, pp. 76–85. DOI:10.1007/s40037-012-0012-5
- Artino A.R., La Rochelle J.S., Durning S.J. Second-year Medical Students’ Motivational Beliefs, Emotions, and Achievement. Medical Education, 2010. Vol. 44, pp. 1203–1212. DOI:1111/j.1365-2923.2010.03712.x
- Bandura A. Self-efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change. Psychological Review, Vol. 84, no. 2, pp. 191–215.
- Bandura A. Self-efficacy in changing societies. NY: Cambridge University Press, 1995.
- Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York, NY: Freeman, 1997.
- Bandura A., Caprara V., Barbaranelli C., Pastorelli C., Regali C. Sociocognitive Self-Regulatory Mechanisms Governing Transgressive Behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 2001. Vol. 80, no. 1, pp. 125–135. DOI:10.1037/0022-3514.80.1.125
- Bong M., Skaalvik E.M. Academic Self-concept and Self-efficacy: How Different Are They Really? Educational Psychology Review, 2003. 15, no. 1, pp. 1–40. DOI:10.1023/A:1021302408382
- Buchanan TSelmon N. Race and Gender Differences in Self-efficacy: Assessing The Role of Gender Role Attitudes and Family Background. Sex Roles, 2008. Vol. 58, no. 11–12, pp. 822– DOI:10.1007/s11199-008-9389-3
- Busch T. Gender Differences in Self-Efficacy and Attitudes toward Computers. Journal of Educational Computing Research, 1995. 12, no. 2, pp. 147–158. DOI:10.2190/H7E1-XMM7-GU9B-3HWR
- Carpenter S.L. A Comparison of the Relationships of Students' Self-efficacy, Goal Orientation, and Achievement Across Grade Levels: A Meta-analysis (Doctoral dissertation, Faculty of Education-Simon Fraser University), 2007. Retrieved from: http://summit.sfu.ca/system/files/iritems1/2661/etd2816.pdf
- Cherian J., Jacob J. Impact of self-efficacy on motivation and performance of employees. International Journal of Business and Management, 2013. Vol. 8, no. 14, pp. 80. DOI:10.5539/ijbm.v8n14p80
- de Fátima Goulão M. The Relationship Between Self-Efficacy and Academic Achievement in Adults' Learners. Athens Journal of Education, Vol. 1, no. 3, pp. 237–246. DOI:10.30958/aje.1-3-4
- Doménech-Betoret F., Abellán-Roselló L., Gómez-Artiga A. Self-efficacy, Satisfaction, and Academic Achievement: the Mediator Role of Students' Expectancy-value Beliefs. Frontiers in Psychology, Vol. 8, 1193. DOI:10.3389/fpsyg.2017.01193
- Huang C. Achievement Goals and Self-efficacy: A Meta-analysis. Educational Research Review, Vol. 19, pp. 119–137. Retrieved from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1747938X1630029X DOI:10.1007/s1102120110097y
- James M. (n.d.). Self-Efficacy Theory and Research: Applications in Clinical and Counseling Psychology.
- Judge T.A., Jackson C.L., Shaw J.C., Scott B.A., Rich B.L. Self-efficacy and work-related Performance: the Integral Role of Individual Differences. Journal of Applied Psychology, 2007. Vol. 92, no. 1, pp. 107–1 DOI:10.1037/0021-9010.92.1.107
- Komarraju M., Nadler D. Self-efficacy and Academic Achievement: Why do Implicit Beliefs, Goals, and Effort Regulation Matter? Learning and Individual Differences, 2013. Vol. 25, pp. 67–72. DOI:10.1016/j.lindif.2013.01.005141
- Lopez J.D. Gender Differences in Self-efficacy Among Latino College Freshmen. Hispanic Journal of Behavioral Sciences, 2014. Vol. 36, no. 1, pp. 95–104. DOI:10.1177%2F0739986313510690
- Meral M., Colak E., Zereyak E. The Relationship Between Self-efficacy and Academic Performance. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2012. Vol. 46, pp. 1143–1146. DOI:10.1016/j.sbspro.2012.05.264
- Pajares F. Albert Bandura: Biographical Sketches, 2004 [Electronic resource]. URL: http://des.emory.edu/mfp/bandurabio.html (Accessed 13.09.2021)
- Pintrich P.R., De Groot E.V. Motivational and Self-regulated Learning Components of Classroom Academic Performance. Journal of Educational Psychology, 1990. Vol. 82, no. 1, pp. 33–40. DOI:10.1037/0022-0663.82.1.33
- Redmond B.F. Self-Efficacy Theory: Do I think that I can Succeed in my Work? Work Attitudes and Motivation, 2010. The Pennsylvania: State University, World Campus.
- Samavi S.A., Ebrahimi K., Javdan M. Relationship Between Academic Engagements, Self-efficacy and Academic Motivation with Academic Achievement Among high School Students in Bandar Abbas. Biquarterly Journal of Cognitive Strategies in Learning, 2017. Vol. 4, no. 7, pp. 71–92. DOI:10.22084/j.psychogy.2017.1654
- Schwarzer R., Jerusalem M. Generalized Self-Efficacy scale. In J. Weinman, S. Wright, M. Johnston. Measures in Health Psychology: A User’s Portfolio. Causal and Control Beliefs. Windsor, UK: NFER-Nelson, 1995, pp. 35–37.
- Tømte C., Hatlevik O.E. Gender-differences in Self-efficacy ICT Related to Various ICT-User Profiles in Finland and Norway. How Do Self-efficacy, Gender and ICT-user Profiles Relate to Findings from PISA 2006. Computers & Education, 2011. Vol. 57, no. 1, pp. 1416–1424. DOI:10.1016/j.compedu.2010.12.011
- Tus J. Self–Concept, Self–Esteem, Self–Efficacy and Academic Performance of the Senior High School Students. International Journal of Research Culture Society, 2020. Vol. 4, no. 10, pp. 45–59.
- UAE gov. [Electronic resource]. Fact sheet retrieved June 2021. URL: https://u.ae/en/about-the-uae/fact-sheet https://u.ae/en/information-and-services/education/distance-learning-in-times-of-covid-19
- Zimmerman B.J. Self-regulating Academic Learning and Achievement: The Emergence of a Social Cognitive Perspective. Educational Psychology Review, 1990. Vol. 2, no. 2, pp. 173–201. DOI:10.1207/s15326985ep2501_2
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 974
В прошлом месяце: 107
В текущем месяце: 164
Скачиваний
Всего: 397
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12