Психологическое благополучие воспитателей дошкольных образовательных учреждений России

229

Аннотация

Представлены результаты изучения особенностей психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации с использованием опросника PERMA-Profiler, адаптированного для русскоязычной выборки О.М. Исаевой, А.Ю. Акимовой, Е.Н. Волковой. В исследовании приняли участие 2135 воспитателей дошкольных образовательных учреждений из 79 регионов 8 федеральных округов Российской Федерации. Результаты работы показали, что воспитатели отличаются более высоким, чем у основной российской выборки, общим уровнем благополучия, а также более высокими значениями выраженности компонентов психологического благополучия: «позитивные эмоции», «отношения» с другими людьми, «вовлеченность» в деятельность, «смысл» и «достижения». Стратификационными переменными, связанными с психологическим благополучием воспитателей дошкольных образовательных учреждений, выступают характеристики возраста, стажа работы в определенной должности, квалификационная категория работника, семейное положение, наличие детей. Уровень образования и место жительства непосредственно не связаны с уровнем благополучия.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие , социально-психологические факторы психологического благополучия, воспитатели дошкольных образовательных учреждений

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280307

Получена: 20.02.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Волкова Е.Н., Исаева О.М., Корниенко Д.С., Семенов Ю.И. Психологическое благополучие воспитателей дошкольных образовательных учреждений России // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 3. С. 85–100. DOI: 10.17759/pse.2023280307

Полный текст

Введение

Модель психологического благополучия человека PERMA, разработанная и представленная М. Селигманом в его «Теории благополучия», в последнее время привлекает внимание представителей и академической науки, и практики, поскольку умело описывает механизмы достижения человеком благополучия (процветания – flourishing) как устойчивого состояния равновесия, выражаемого в высоком уровне эмоционального, психологического и социального благополучия [10; 17]. Основными компонентами психологического благополучия в теории М. Селигмана являются: позитивные эмоции как способность человека сохранять оптимизм и смотреть на свое прошлое, настоящее и будущее с позитивной точки зрения (Positive Emotion); вовлеченность как повторяющееся, устойчивое состояние сосредоточенности и поглощенности той или иной деятельностью (Engagement); прочные доверительные отношения с другими людьми, социальные связи (Relationships); смысл как совокупность идей, ради которых человек живет и трудится (Meaning); достижения, коррелирующие со способностью ставить реалистичные цели, с чувством выполненного долга (Achievement). Благополучие в этой теории определяется не только и не столько как достижение удовольствия, избегание неудовольствия или ощущение счастья. Оно связано с переживанием счастья и удовольствия от жизни с точки зрения полноты самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, с нахождением непротиворечивого синтеза между запросами социального окружения и развитием собственной индивидуальности [10; 17]. Этот подход позволяет рассматривать психологическое благополучие в качестве важнейшего ресурса эффективного выполнения профессиональной деятельности и условия развития компетентности взрослого человека.
Исследования психологического благополучия представителей различных профессий (педагогов высшей школы, профессиональных музыкантов, рабочих, медицинского персонала больниц) и студентов высших учебных заведений были проведены во многих странах мира: Англии, Греции, Корее, Китае, Италии, Соединенных Штатах Америки, России. Результаты этих исследований показывают, что психологическое благополучие связано с повышением производительности труда [13], устойчивостью к стрессовым факторам на работе [16], внутренней мотивацией [12], академическими достижениями, эмоциональным интеллектом, низкими поведенческими рисками и физическим здоровьем [14].
Особое место занимают исследования психологического благополучия в контексте оптимизации отношений между людьми. В эмпирических исследованиях, систематических обзорах и метаанализах показано, что психологическое благополучие обеспечивает социальную активность людей, их желание и открытость к взаимодействию, готовность прийти на помощь [9; 12; 15], что оказывается принципиально важным в изучении педагогических профессий.
В последнее десятилетие в Российской Федерации и во всем мире отмечается возрастающий интерес к профессиональной деятельности педагогов, к поиску и изучению основных детерминант эффективности этой деятельности и выявлению условий, способствующих оптимизации образовательного и воспитательного процесса. Однако подавляющее большинство исследований в этой области сосредоточены на изучении вопросов, связанных с педагогической деятельностью на школьной ступени образования. Деятельность и личность педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – воспитателей детских садов, руководителей ДОУ – значительно реже находится в фокусе внимания исследователей [5; 7; 8]. Между тем влияние воспитателя ДОУ на развитие личности ребенка-дошкольника трудно переоценить. Воспитатель в детском саду – это первый профессиональный педагог в жизни ребенка, институционально обозначенный обществом, с которым он начинает взаимодействовать на пути своего взросления. Важно подчеркнуть, что в условиях дестабилизации института современной семьи и снижения уровня родительской компетентности влияние воспитателей ДОУ на развитие личности ребенка-дошкольника оказывается существенным и может выступать фактором, способствующим сохранению и развитию психологического благополучия детей.
В российских публикациях присутствуют единичные исследования благополучия участников образовательного процесса в детских садах, прежде всего воспитателей. Так, Л.Э. Семеновой и В.Э. Семеновой были получены данные, свидетельствующие о том, что для психологически благополучных воспитателей характерны преобладание демократического стиля взаимодействия с воспитанниками и статус достигнутой позитивной профессиональной идентичности, тогда как у их менее благополучных коллег отмечаются преобладание авторитарного стиля педагогического общения и статус диффузной профессиональной идентичности [7].
Е.А. Кедяровой, Н.И. Чернецкой, Е.Г. Щукиной было показано, что субъективное благополучие воспитателей различается в разных типах образовательных сред детского сада, оно более выражено в активной образовательной среде. Именно в этом виде образовательной среды воспитатели чувствуют себя более защищенно и работают более продуктивно, они в большей степени позитивны, радуются успехам в своей профессиональной деятельности. Это позволяет авторам считать активную образовательную среду одним из условий психологического благополучия участников образовательного процесса в ДОУ [3].
Концепция мониторинга качества дошкольного образования, введенная в Российской Федерации несколько лет назад, показывает необходимость учета характеристик благополучия воспитателей при оценке качества дошкольной образовательной среды. В этой концепции качество образовательного процесса – это качество отношений и взаимодействия взрослых и детей: «в основе качества образовательного процесса лежит качество отношений и взаимодействия взрослых и детей, а также детей друг с другом. Эти отношения должны содействовать развитию детской активности, эмоциональному благополучию, здоровью и безопасности детей» [4].
Система мониторинга качества образования (в том числе представленные принципы, выделенные индикаторы и процедуры оценивания), а также требования и условия создания образовательной среды для дошкольников апеллируют к развитию у воспитателей ДОУ определенных личностных ресурсов, среди которых психологическое благополучие занимает особое место. Высокий уровень психологического благополучия воспитателей ДОУ и развитость основных его компонентов будут обеспечивать позитивное функционирование личности в профессии, способствовать самореализации человека и, что особенно важно, будут влиять на развитие детей, способствовать сохранению их здоровья и благополучия.
Примененная нами модель благополучия человека PERMA М. Селигмана позволяет рассматривать психологическое благополучие воспитателей ДОУ как базисный личностный ресурс позитивного профессионального функционирования. В нашем исследовании представление о состоянии этого ресурса обеспечивается ответами на следующие вопросы: какие эмоции преобладают у воспитателей, чувствуют ли они себя одинокими, как оценивают свое здоровье, насколько воспитатели вовлечены в профессиональную деятельность, каково качество их взаимоотношений с окружающими, насколько жизнь интересна и наполнена смыслом, как воспитатели оценивают свои достижения. Изучение психологического благополучия воспитателей ДОУ позволяет, на наш взгляд, ответить на вопрос о реалистичности исполнения задач и требований к дошкольному образованию в Российской Федерации сегодня, выявить барьеры в реализации дошкольного образования, связанные с развитием личности воспитателя, и определить направления их развития.

Особенности организации исследования, применяемого инструментария и выборки

Настоящее исследование представляет собой часть крупного исследования, посвященного изучению профессиональной деятельности и личностных особенностей воспитателей дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации.
Целью настоящего исследования было изучение особенностей психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с опорой на модель благополучия человека PERMA [17].
Изучение психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений проводилось с использованием опросника PERMA-Profiler (Butler, Kern, 2016) [11], адаптированного для русскоязычной выборки О.М. Исаевой, А.Ю. Акимовой, Е.Н. Волковой [1]. Результаты апробации и оценки русскоязычной версии показали возможность применения этого измерительного инструмента в российской культуре. Опросник PERMA-Profiler по структуре аналогичен оригинальной версии и отвечает психометрическим требованиям измерительных инструментов. Опубликованные данные применения русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler на выборке из 6229 человек могут использоваться как ориентировочные нормы для русскоязычных участников исследований [2].
Исследование включало в себя проведение опроса в онлайн-форме и проводилось на добровольной безвозмездной основе, анонимно. В диагностический комплекс были включены вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов (возраст, стаж работы, уровень образования, квалификационная категория, должность, семейное положение, наличие детей, место жительства).
Результаты исследования обрабатывались с использованием методов описательной статистики, частотного анализа, анализа различий (критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса). Для обработки данных использовались программные продукты IBM SPSS Statistics 26, Jamovi 2.3.26.
Исследование проводилось в 79 регионах из 8 федеральных округов Российской Федерации. В каждом регионе в исследовании участвовали воспитатели городских и сельских дошкольных образовательных учреждений. Соотношение городских и сельских воспитателей ДОУ составляло примерно 2:1 – 1327 (62,2%) воспитателей работали в городских ДОУ, 808 (37,8%) – в сельских ДОУ.
В исследовании приняли участие 2164 человека, причем подавляющее большинство респондентов (2141 человек (98,9%)) – женщины. Пропущенные значения, неопределенные ответы служили основанием для исключения ответов респондентов из базы данных. Финальный объем исследовательской выборки составил 2135 человек – женщины в возрасте от 18 до 74 лет, со стажем работы от 1 года до 55 лет, преимущественно со средним или высшим образованием.

Результаты

Выраженность общего психологического благополучия у воспитателей дошкольных образовательных учреждений оказалась в пределах средних значений, характерных для русскоязычной выборки (табл. 1) [1; 2].
 
Таблица 1
Показатели компонентов психологического благополучия воспитателей
дошкольных образовательных учреждений

Название шкалы

Воспитатели ДОУ (N=2135)

Общая выборка российских респондентов (N=6229)

z

p

r

M

(SD)

Min/

Max

M

(SD)

Min/

Max

Общее благополучие

7,98 (1,28)

0/10

7,13 (1,55)

0/10

22,59*

<0,001

0,33

Позитивные эмоции

7,97 (1,50)

0/10

7,29 (1,80)

0/10

15,12*

<0,001

0,22

Взаимоотношения

7,77 (1,78)

0/10

7,11 (2,00)

0/10

13,67*

<0,001

0,20

Вовлеченность

7,82 (1,46)

0/10

7,13 (1,60)

0/10

17,37*

<0,001

0,25

Смысл

8,08 (1,56)

0/10

7,10 (1,90)

0/10

21,78*

<0,001

0,32

Достижения

8,13 (1,31)

0/10

7,18 (1,55)

0/10

25,43*

<0,001

0,37

Негативные эмоции

4,76 (1,86)

0/10

5,80 (1,87)

0/10

36,32*

<0,001

0,53

Здоровье

7,07 (1,57)

0/10

6,70 (1,98)

0/10

31,70*

<0,001

0,46

Одиночество

3,27 (3,12)

0/10

4,53 (2,78)

0/10

47,25*

<0,001

0,67

Счастье

8,38 (1,76)

0/10

7,17 (1,52)

0/10

47,69*

<0,001

0,68

Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
 
Уровень выраженности компонентов «позитивные эмоции» (М=7,97), «взаимоотношения» (М=7,77), «вовлеченность» (М=7,82), «смысл» (М=8,08), «достижения» (М=8,13) у воспитателей ДОУ значимо превышает аналогичные значения у респондентов общей российской выборки.
Среди дополнительных показателей, не входящих непосредственно в модель PERMA, но позволяющих более полно описать феномен психологического благополучия, более высокие значения по сравнению с общей выборкой были получены по шкалам «счастье» (М=8,38) и «здоровье» (М=7,07). Более низкие значения отмечены по шкалам «одиночество» (M=3,27) и «негативные эмоции» (M=4,76), характеризующие, по мнению авторов оригинального опросника PERMA-Profiler, симптомы нарушения благополучия.
Таким образом, показатель общего психологического благополучия, показатели компонентов благополучия модели PERMA, а также дополнительные показатели «счастья» и «здоровья» у воспитателей дошкольных образовательных учреждений выше, а показатели «негативные эмоции» и «одиночество» – ниже, чем в общей русскоязычной выборке.
Значительный объем накопленных в литературе данных о результатах изучения психологического благополучия с помощью опросника PERMA-Profiler позволил предположить зависимость выраженности показателей благополучия у воспитателей ДОУ от возраста, стажа работы в этой должности, уровня образования, семейного положения, наличия или отсутствия детей. Квалификационная категория в оценке профессиональной деятельности воспитателей занимает существенное место, поэтому данная характеристика также рассматривалась в качестве стратификационной переменной исследования. Кроме того, учитывая специфику деятельности в системе дошкольного образования, мы рассматривали показатель наличия собственных детей у респондентов. Средние значения показателя общего психологического благополучия и стандартное отклонение для разных стратификационных групп респондентов, а также результаты анализа различий представлены в табл. 2.
 
Таблица 2
Aнализ связей стратификационных переменных с компонентами психологического благополучия (N=2135)

Стратификационные переменные

% (N)

Общее благополучие

M(SD)

Х2(df),p, ε2

Возраст, лет

 

 

Х2(df=3)=37,0*, p<0,001, ε2=0,017

18-35

23,0 (490)

7,73 (1,42)

36-45

30,3 (646)

8,00 (1,29)

46-55

32,0 (683)

8,09 (1,24)

Более 56

14,8 (316)

8,40 (1,08)

Стаж работы в должности, лет

 

 

Х2(df=4)=17,10*, p=0,002, ε2=0,008

Меньше 1

9,3 (198)

7,80 (1,33)

1-3

12,7 (272)

7,81 (1,42)

4-10

29,4 (628)

8,03 (1,33)

11-20

28,3 (604)

8,10 (1,22)

Более 20

20,3 (433)

8,16 (1,22)

Уровень образования

 

 

Х2(df=1)=0,21, p=0,647, ε2=<0,001

Среднее

27,1 (579)

8,06 (1,27)

Высшее

72,4 (1546)

8,02 (1,30)

Другое

0,5 (10)

 

-

Квалификационная категория

 

 

Х2(df=2)=6,34*, p=0,012, ε2=0,005

Высшая

36,2 (772)

8,13 (1,20)

Первая

29,7 (635)

8,07 (1,26)

Нет

34,1 (728)

7,87 (1,39)

Семейное положение

 

 

Х2(df=1)=43,60*, p<0,001, ε2=0,020

Состоит в браке

65,8 (1404)

8,17 (1,20)

Не состоит в браке

34,1 (729)

7,75 (1,41)

Нет ответа

0,1 (2)

 

-

Наличие детей

 

 

Х2(df=1)=39,50*, p<0,001, ε2=0,016

Есть

88,7 (1895)

8,06 (1,25)

Нет

11,3 (232)

7,54 (1,51)

Место жительства

 

 

Х2(df=1)=5,09, p=0,405, ε2=0,002

Город

62,2 (1327)

7,97 (1,28)

Село

37,8 (808)

7,99 (1,28)

Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; Х2 – критерий Краскела-Уоллиса; df – число степеней свободы; р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы; ε2 – индекс размера эффекта.
 
Полученные данные показывают, что стратификационными переменными, связанными с показателем общего психологического благополучия воспитателей ДОУ, выступают характеристики возраста, стажа работы в определенной должности, квалификационная категория работника, семейное положение, наличие детей. Уровень образования, место жительства непосредственно на уровень благополучия не влияют. Поэтому различия психологического благополучия у воспитателей сельских и городских дошкольных образовательных учреждений, так же как и у воспитателей с разным уровнем образования, в дальнейшем не рассматривались.
Наиболее значимыми переменными в контексте психологического благополучия воспитателей ДОУ оказались переменные возраста, семейного положения и наличия детей, характеристики которых представлены в табл. 3-5.
 
Психологическое благополучие и возраст
У участников исследования, отнесенных к разным возрастным группам, выраженность большинства компонентов психологического благополучия различается. Исключение составляют показатели шкал «взаимоотношения» и «счастье» (табл. 3).
 
Таблица 3
Показатели компонентов психологического благополучия воспитателей разного возраста (N=2135)

Название шкалы

18-35 лет

36-45 лет

46-55 лет

старше 55 лет

Х2(df),p, ε2

M

SD

M

SD

M

SD

M

SD

Общее благополучие

7,73

1,42

8,00

1,29

8,09

1,24

8,12

1,21

Х2(df=3)=46,86*; p<0,001; ε2=0,022

Позитивные эмоции

7,77

1,61

7,94

1,53

7,99

1,47

8,29

1,26

Х2(df=3)=18,27*; p<0,001; ε2=0,009

Взаимоотношения

7,69

1,78

7,77

1,83

7,73

1,78

8,00

1,64

Х2(df=3)=6,40; p=0,094; ε2=0,003

Вовлеченность

7,35

1,51

7,72

1,44

8,01

1,40

8,34

1,30

Х2(df=3)=112,32*; p<0,001; ε2=0,053

Смысл

7,64

1,73

8,06

1,54

8,18

1,48

8,60

1,26

Х2(df=3)=69,32*; p<0,001; ε2=0,032

Достижения

7,70

1,46

8,09

1,30

8,27

1,18

8,60

1,15

Х2(df=3)=95,19*; p<0,001; ε2=0,045

Негативные эмоции

5,15

1,81

4,79

1,90

4,65

1,77

4,36

1,96

Х2(df=3)=32,43**; p<0,001; ε2=0,015

Здоровье

6,82

1,70

7,11

1,54

7,51

1,42

7,07

1,57

Х2(df=3)=18,10*; p<0,001; ε2=0,008

Одиночество

3,75

3,13

3,18

3,12

3,10

3,03

3,08

3,24

Х2(df=3)=17,44*; p<0,001; ε2=0,008

Счастье

8,24

1,91

8,41

1,77

8,37

1,74

8,57

1,51

Х2(df=3)=3,20; p=0,362; ε2=0,002

Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; Х2 – критерий Краскела-Уоллиса; df – число степеней свободы; р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы; ε2 – индекс размера эффекта.
 
Показатели психологического благополучия воспитателей ДОУ возрастной группы 18-35 лет в сравнении с показателями общей выборки российской молодежи женского пола того же возраста (N=4040), полученными в исследовании Е.Н. Волковой, А.Ю. Акимовой, О.М. Исаевой [1; 2], представлены в табл. 4.
 
Таблица 4
Показатели психологического благополучия воспитателей в возрасте 18-35 лет и российской молодежи того же возраста

Название шкалы

Педагоги ДОУ (N=2135)

Российская молодежь (женщины)

(N=4040)

z

p

r

M

SD

M

SD

Общее благополучие

7,67

1,41

7,22

1,46

11,84*

<0,001

0,28

Позитивные эмоции

7,77

1,61

7,40

1,71

9,26*

<0,001

0,24

Взаимоотношения

7,69

1,78

7,24

1,94

10,18*

<0,001

0,26

Вовлеченность

7,35

1,51

7,03

1,59

15,28*

<0,001

0,33

Смысл

7,64

1,73

7,14

1,77

17,83*

<0,001

0,35

Достижения

7,70

1,46

7,19

1,50

22,41*

<0,001

0,42

Негативные эмоции

5,15

1,81

5,95

1,80

16,14*

<0,001

0,34

Здоровье

6,82

1,70

6,61

1,91

5,06*

<0,001

0,14

Одиночество

3,75

3,13

4,40

2,74

11,24*

<0,001

0,28

Счастье

8,24

1,91

7,56

2,04

13,57*

<0,001

0,31

Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
 
Обращает на себя внимание рост психологического благополучия с возрастом: воспитатели дошкольных образовательных учреждений с возрастом чувствуют себя более благополучными, сохраняя оптимизм, увлеченность деятельностью, понимание идей, ради которых человек живет и трудится. При этом прочные доверительные отношения с другими людьми, социальные связи сохраняют свою ценность во всех возрастах. Выраженная тенденция роста показателя общего психологического благополучия и основных его компонентов с возрастом противоречит тенденции, выявленной в предыдущих исследованиях, как российских [1; 2], так и зарубежных [11], что позволяет предположить значительный вклад в переживание благополучия специфики деятельности российских дошкольных образовательных учреждений: важным оказывается не только возраст респондента, но и его работа в ДОУ.
Сравнение выраженности компонентов благополучия у воспитателей ДОУ разных возрастных групп показало, что в возрастной группе 18-35 лет обнаружены самые низкие значения показателей психологического благополучия. Но несмотря на то, что компоненты благополучия у педагогов ДОУ возрастной категории 18-35 лет выражены в меньшей степени, чем у педагогов других возрастных групп, все же значения этих показателей значимо выше, чем в общей выборке российских женщин этой же возрастной группы.
Аналогичные закономерности наблюдаются по дополнительным шкалам опросника: показатели «счастья» и «здоровья» у воспитателей ДОУ возраста 18-35 лет выше по сравнению с общей выборкой российских женщин этого же возраста и ниже – по сравнению с воспитателями ДОУ более старшего возраста. По показателям «негативные эмоции» и «одиночество» соотношения обратные.
 
Психологическое благополучие и семейное положение
Семейное положение воспитателей дошкольных образовательных учреждений также связано с их благополучием (табл. 5).
 
Таблица 5
Показатели компонентов благополучия воспитателей с разным семейным положением (N=2135)

Название шкалы

В браке

Не в браке

z

р

r

M

SD

M

SD

Общее благополучие

8,17

1,20

7,75

1,41

6,60*

<0,001

0,17

Позитивные эмоции

8,08

1,42

7,74

1,62

4,46*

<0,001

0,12

Взаимоотношения

8,09

1,57

7,17

1,99

10,46*

<0,001

0,27

Вовлеченность

7,87

1,43

7,72

1,51

2,17*

0,030

0,06

Смысл

8,20

1,49

7,86

1,66

4,29*

<0,001

0,11

Достижения

8,19

1,27

8,02

1,38

2,17*

0,030

0,06

Негативные эмоции

4,69

1,81

4,90

1,95

2,09*

0,036

0,06

Здоровье

6,71

1,83

6,62

1,91

0,85

0,397

0,02

Одиночество

2,80

2,99

4,18

3,18

9,75*

<0,001

0,25

Счастье

8,59

1,60

7,98

1,98

6,81*

<0,001

0,17

Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
 
У воспитателей, состоящих в браке, в большей степени выражены показатели общего благополучия и всех компонентов. У воспитателей, не состоящих в официальном браке, наблюдались более высокие показатели шкал «негативные эмоции» и «одиночество», отрицательно связанных с благополучием. Наибольший размер эффекта был определен по показателям «взаимоотношения» и «одиночество», характеризующим процессы взаимодействия с окружающими людьми.
Показатели психологического благополучия воспитателей ДОУ, состоящих и не состоящих в браке, в сравнении с соответствующими показателями общей российской выборки женского пола (N=4040) представлены в табл. 6.
 
Таблица 6
Показатели психологического благополучия воспитателей, состоящих и не состоящих в браке, и общей российской выборки женского пола

Название шкалы

Семейное положение

Педагоги

Общая выборка

z

р

r

M

SD

M

SD

Общее благополучие

В браке

8,17

1,20

7,11

1,55

6,60*

<0,001

0,17

Не в браке

7,75

1,41

7,42

1,41

6,49*

<0,001

0,17

Позитивные эмоции

В браке

8,08

1,42

7,28

1,80

4,46*

<0,001

0,12

Не в браке

7,74

1,62

7,48

1,63

3,00*

0,003

0,08

Взаимоотношения

В браке

8,09

1,57

6,91

2,06

10,46*

<0,001

0,27

Не в браке

7,17

1,99

7,58

1,77

4,99*

<0,001

0,15

Вовлеченность

В браке

7,87

1,43

7,08

1,59

2,17*

0,030

0,06

Не в браке

7,72

1,51

7,09

1,56

2,08*

0,041

0,06

Смысл

В браке

8,20

1,49

7,00

1,89

4,29*

<0,001

0,11

Не в браке

7,86

1,66

7,33

1,66

4,98*

<0,001

0,18

Достижения

В браке

8,19

1,27

7,13

1,53

2,17*

0,030

0,06

Не в браке

8,02

1,38

7,30

1,46

3,51*

<0,001

0,10

Негативные эмоции

В браке

4,69

1,81

6,62

1,97

2,09*

0,036

0,06

Не в браке

4,90

1,95

6,52

1,88

1,94

0,052

0,05

Здоровье

В браке

6,71

1,83

4,90

2,71

0,85

0,39

0,02

Не в браке

6,62

1,91

3,92

2,68

11,67*

<0,001

0,29

Одиночество

В браке

2,80

2,99

3,96

2,15

9,75*

<0,001

0,26

Не в браке

4,18

3,18

4,50

2,78

7,47*

<0,001

0,24

Счастье

В браке

8,59

1,60

6,09

1,85

6,87*

<0,001

0,18

Не в браке

7,98

1,98

5,95

1,75

2,32*

0,021

0,07

Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
 
Несмотря на то, что компоненты психологического благополучия у воспитателей дошкольных образовательных учреждений, не состоящих в официальном браке, выражены в меньшей степени, чем у воспитателей, состоящих в браке, все же значения этих показателей значимо выше, чем в общей выборке российских женщин. Исключение составляет показатель «взаимоотношения» в группе воспитателей, не состоящих в браке: этот показатель значительно ниже даже в сравнении с общей выборкой российских женщин.
Такие же закономерности наблюдаются в показателе по дополнительной шкале «счастье»: у воспитателей дошкольных образовательных учреждений он выше по сравнению с общей выборкой российских женщин и у тех, кто состоит в официальном браке, и у тех, кто в браке не состоит.
 
Психологическое благополучие и наличие детей
У участников исследования, имеющих разное количество детей, большинство показателей психологического благополучия значительно различаются (табл. 7).
 
Таблица 7
Показатели компонентов психологического благополучия воспитателей, имеющих и не имеющих детей (N=2135)

Название шкалы

Есть дети

Нет детей

z

р

r

M

SD

M

SD

Общее благополучие

8,06

1,25

7,54

1,51

5,45*

<0,001

0,22

Позитивные эмоции

8,02

1,46

7,50

1,72

4,46*

<0,001

0,18

Взаимоотношения

7,82

1,76

7,37

1,88

3,64*

<0,001

0,15

Вовлеченность

7,87

1,43

7,42

1,63

4,06*

<0,001

0,16

Смысл

8,15

1,51

7,52

1,81

5,14*

<0,001

0,21

Достижения

8,20

1,28

7,61

1,47

5,87*

<0,001

0,23

Негативные эмоции

4,72

1,85

5,13

1,94

3,04*

0,002

0,12

Здоровье

6,71

1,82

6,39

2,12

2,19*

0,029

0,09

Одиночество

3,16

3,11

4,20

3,10

5,08*

<0,001

0,20

Счастье

8,45

1,71

7,80

2,06

4,79*

<0,001

0,19

Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
 
Таблица 8
Показатели психологического благополучия воспитателей, имеющих и не имеющих детей, и общей российской выборки женского пола

Название шкалы

Семейное положение

Педагоги

Общая выборка

z

р

r

M

SD

M

SD

Общее благополучие

Есть дети

8,06

1,25

7,37

1,46

14,94*

<0,001

0,41

Нет детей

7,54

1,51

7,17

1,53

3,46*

0,001

0,13

Позитивные эмоции

Есть дети

8,02

1,46

7,43

1,68

10,40*

<0,001

0,27

Нет детей

7,50

1,72

7,32

1,76

1,08

0,279

0,07

Взаимоотношения

Есть дети

7,82

1,76

7,32

1,87

8,11*

<0,001

0,25

Нет детей

7,37

1,88

7,10

2,03

1,73

0,083

0,08

Вовлеченность

Есть дети

7,87

1,43

7,10

1,59

14,06*

<0,001

0,41

Нет детей

7,42

1,63

7,07

1,57

3,06*

0,002

0,13

Смысл

Есть дети

8,15

1,51

7,34

1,67

14,73*

<0,001

0,40

Нет детей

7,52

1,81

7,02

1,87

3,85*

<0,001

0,14

Достижения

Есть дети

8,20

1,28

7,33

1,47

17,95*

<0,001

0,43

Нет детей

7,61

1,47

7,13

1,52

4,43*

<0,001

0,15

Негативные эмоции

Есть дети

4,72

1,85

5,91

1,76

35,11*

<0,001

0,56

Нет детей

5,13

1,94

6,10

1,83

12,40*

<0,001

0,36

Здоровье

Есть дети

6,71

1,82

6,56

1,90

25,51*

<0,001

0,50

Нет детей

6,39

2,12

6,59

1,96

10,48*

<0,001

0,27

Одиночество

Есть дети

3,16

3,11

4,05

2,76

27,29*

<0,001

0,52

Нет детей

4,20

3,10

4,75

2,70

9,23*

<0,001

0,26

Счастье

Есть дети

8,45

1,71

7,71

1,95

36,72*

<0,001

0,59

Нет детей

7,80

2,06

7,34

2,12

14,49*

<0,001

0,39

Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
 
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, имеющие детей, отличаются более высокими значениями по всем шкалам опросника, позитивно связанным с благополучием, и наоборот, – более низкими значениями дополнительных показателей по шкалам, негативно связанным с благополучием, по сравнению с соответствующей общероссийской выборкой женщин. Благополучие воспитателей, имеющих детей, в целом выше благополучия российских женщин, не имеющих детей.
Различия в уровне психологического благополучия воспитателей ДОУ, не имеющих детей, по сравнению с соответствующей общероссийской выборкой женщин менее выражены. Это проявляется, во-первых, в меньшем размере эффекта у воспитателей по сравнению с общероссийской выборкой по показателям общего благополучия, компонентам «вовлеченность», «смысл», «достижения», дополнительным показателям «негативные эмоции», «одиночество», «счастье». Кроме того, отсутствуют статистически достоверные различия у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и общероссийской выборки женщин, не имеющих детей, по показателям «позитивные эмоции» и «взаимоотношения».
Наличие детей связано с общим психологическим благополучием воспитателей, в значительной мере обеспечивает переживание позитивных эмоций, ощущения связей с другими людьми, защищает от чувства одиночества и наделяет жизнь дополнительными смыслами. Компоненты психологического благополучия «вовлеченность», «смысл», «достижения» не имеют такой же ярко выраженной тенденции связи. Однако и эти компоненты в структуре благополучия у воспитателей, имеющих детей, выражены в большей степени, чем у воспитателей, их не имеющих.

Заключение

Исследование психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений раскрывает особенности личностного функционирования представителей одной из важнейших педагогических профессий.
Результаты изучения психологического благополучия и его компонентов у воспитателей российских дошкольных образовательных учреждений, составляющих выборку исследования, показали, что их уровень благополучия можно охарактеризовать как достаточно высокий и отвечающий тем самым возможностям выполнения воспитательных и развивающих задач, которые обозначены в основных документах системы дошкольного образования России.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, составляющие выборку исследования, отличаются более высоким, чем у основной российской выборки [2], уровнем общего психологического благополучия, а также более высокими значениями выраженности компонентов благополучия «позитивные эмоции», «отношения» с другими людьми, «вовлеченность» в деятельность, «смысл» деятельности и «достижения». Им свойственна более высокая субъективная оценка переживания состояния счастья и здоровья, характеризующая ощущение человеком физического здоровья и жизненной силы. Они реже испытывают негативные эмоции и состояние одиночества.
Позитивные тенденции в уровне психологического благополучия у воспитателей ДОУ, составляющих выборку нашего исследования, связаны с их возрастом: чем они старше и чем дольше работают, тем выше уровень их благополучия. Вероятно, специфическим механизмом достижения благополучия для этих воспитателей ДОУ выступают механизмы выстраивания позитивных отношений с близкими людьми, способность с оптимизмом относиться к жизни, чувство вовлеченности в профессиональную деятельность и ощущение своей востребованности и нужности.
Самой условно «неблагополучной» группой оказалась группа воспитателей 18-35 лет. В этой группе наблюдались самые низкие (внутри группы) показатели общего благополучия и его компонентов. Вместе с тем молодые воспитатели ДОУ по сравнению с общей российской выборкой ощущают себя более благополучными людьми. Важными и специфичными для данной группы способами достижения психологического благополучия выступают вовлеченность молодого педагога в деятельность и достижения в этой деятельности как результат собственных усилий и ответственности. Эти механизмы внутренней мотивации деятельности как источника достижения психологического благополучия обеспечивают развитие субъектности молодого педагога. Однако полученные результаты исследования позволяют предположить, что эти тенденции не получают своего развития в ходе профессиональной карьеры воспитателей ДОУ: чем старше становится воспитатель, чем дольше он работает в дошкольном образовательном учреждении, тем меньшее влияние на его благополучие оказывают деятельностные механизмы.
Факторами психологического благополучия можно считать семейное положение воспитателей ДОУ и наличие у них собственных детей: брак, семья, собственные дети увеличивают ощущение благополучия, нарушение же семейного статуса приводит к деформации важного компонента благополучия – способности выстраивать позитивные отношения с другими людьми, социальные связи и контакты.
Таким образом, переменными, связанными с психологическим благополучием воспитателей ДОУ, выступают характеристики возраста, семейного положения, наличия собственных детей. Стаж работы в определенной должности, квалификационная категория работника хоть и влияют на ощущение благополучия, однако это влияние нельзя назвать значительным. Уровень образования, место жительства непосредственно не влияют на уровень благополучия.
Наше исследование показало, что в целом психологическое благополучие воспитателей ДОУ выступает достаточным личностным ресурсом, отвечающим критерию реалистичности исполнения задач и требований к дошкольному образованию в Российской Федерации, а выявленные особенности психологического благополучия воспитателей ДОУ могут служить основанием для оптимизации кадровой политики в российском дошкольном образовании.

Литература

  1. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. C. 116–133. DOI:10.17759/sps.2022130308
  2. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Факторы психологического благополучия российской молодежи // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 4. C. 24–35. DOI:10.17759/pse.2022270403
  3. Кедярова Е.А., Чернецкая Н.И., Щукина Е.Г. Субъективное благополучие воспитателей в детских садах с разными типами образовательной среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3(52). С. 345–355. DOI:10.32343/2409-5052-2021-15-3-345-355
  4. Концепция мониторинга дошкольного образования РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ciur.ru/jar/jar_ds2/DocLib24/Концепция_МКДО_2022.pdf (дата обращения: 30.12.2022).
  5. Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных организациях // Безопасность образовательной среды: состояние, проблемы, пути решения в современных условиях: коллективная монография / ред. Т.Н. Зарецкая, М.А. Одинцова. М.: МГППУ, 2015. С. 138–151.
  6. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Минтрудсоцзащиты России от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/n-10n.pdf?ysclid=lclwmfjwpb845891438 (дата обращения: 30.12.2022).
  7. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Исследование психологического благополучия дошкольных педагогов // Системная психология и социология. 2018. № 4(28). С. 40–54.
  8. Фомина Н.В., Бурханова А.А. Особенности профессионального самоотношения педагогов детских образовательных организаций [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 3. С. 113–119. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36626 (дата обращения: 30.12.2022).
  9. Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Дубровский Р.Г. Концептуальные основы изучения и измерения здоровья и благополучия человека с позиций психологической науки // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4(104). С. 69–75. DOI:10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75
  10. Adler A., Seligman M.E. Using wellbeing for public policy: Theory, measurement, and recommendations // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6(1). 1–35.
  11. Butler J., Kern M.L. The PERMA-Profiler: A brief multidimensional measure of flourishing // International Journal of Wellbeing. 2016. Vol. 6(3). P. 1– DOI:10.5502/ijw.v6i3.526
  12. Csikszentmihalyi M., Wong M.MH. The Situational and Personal Correlates of Happiness: A Cross-National Comparison. In: Flow and the Foundations of Positive Psychology. Springer, Dordrecht, 2014. DOI:1007/978-94-017-9088-8_5
  13. Jimenez W.P., Hu X., Garden R., Xie X. Toward a more PERMA(nent) conceptualization of worker well-being? A cross-cultural study of the Workplace PERMA Profiler // Journal of Personnel Psychology. Advance online publication. DOI:10.1027/1866-5888/a000288
  14. Kern M.L., Waters L.E., Adler A., White M.A. A multidimensional approach to measuring wellbeing in students: Application of the PERMA framework // The Journal of Positive Psychology. 2015. Vol. 10(3). P. 262–271.
  15. Kroencke L., Harari G.M., Back M., Wagner J. Well-Being in Social Interactions: Examining Personality-Situation Dynamics in Face-to-Face and Computer-Mediated Communication. 2022. DOI:31234/osf.io/g6s8f
  16. Lakioti A., Stalikas A., Pezirkianidis C. The role of personal, professional, and psychological factors in therapists’ resilience // Professional Psychology: Research and Practice. Vol. 51(6). P. 560–570. DOI:10.1037/pro0000306
  17. Seligman M.E.P. A new understanding of happiness and well-being and how to achieve them. Boston: Nicholas Brealey, 2011.

Информация об авторах

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752, e-mail: envolkova@yandex.ru

Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0926-5182, e-mail: oisaeva@hse.ru

Корниенко Дмитрий Сергеевич, доктор психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6597-264X, e-mail: dscorney@mail.ru

Семенов Юрий Иванович, Научный сотрудник, Научно-образовательный центр Академии наук Республики Саха (Якутия), Якутск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8766-3936, e-mail: yra_semen1109@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 552
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 229
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1