Введение
Модель психологического благополучия человека PERMA, разработанная и представленная М. Селигманом в его «Теории благополучия», в последнее время привлекает внимание представителей и академической науки, и практики, поскольку умело описывает механизмы достижения человеком благополучия (процветания – flourishing) как устойчивого состояния равновесия, выражаемого в высоком уровне эмоционального, психологического и социального благополучия [Adler, 2016; Seligman, 2011]. Основными компонентами психологического благополучия в теории М. Селигмана являются: позитивные эмоции как способность человека сохранять оптимизм и смотреть на свое прошлое, настоящее и будущее с позитивной точки зрения (Positive Emotion); вовлеченность как повторяющееся, устойчивое состояние сосредоточенности и поглощенности той или иной деятельностью (Engagement); прочные доверительные отношения с другими людьми, социальные связи (Relationships); смысл как совокупность идей, ради которых человек живет и трудится (Meaning); достижения, коррелирующие со способностью ставить реалистичные цели, с чувством выполненного долга (Achievement). Благополучие в этой теории определяется не только и не столько как достижение удовольствия, избегание неудовольствия или ощущение счастья. Оно связано с переживанием счастья и удовольствия от жизни с точки зрения полноты самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, с нахождением непротиворечивого синтеза между запросами социального окружения и развитием собственной индивидуальности [Adler, 2016; Seligman, 2011]. Этот подход позволяет рассматривать психологическое благополучие в качестве важнейшего ресурса эффективного выполнения профессиональной деятельности и условия развития компетентности взрослого человека.
Исследования психологического благополучия представителей различных профессий (педагогов высшей школы, профессиональных музыкантов, рабочих, медицинского персонала больниц) и студентов высших учебных заведений были проведены во многих странах мира: Англии, Греции, Корее, Китае, Италии, Соединенных Штатах Америки, России. Результаты этих исследований показывают, что психологическое благополучие связано с повышением производительности труда
[Jimenez], устойчивостью к стрессовым факторам на работе
[Lakioti], внутренней мотивацией
[Csikszentmihalyi, 2014], академическими достижениями, эмоциональным интеллектом, низкими поведенческими рисками и физическим здоровьем
[Kern, 2015].
Особое место занимают исследования психологического благополучия в контексте оптимизации отношений между людьми. В эмпирических исследованиях, систематических обзорах и метаанализах показано, что психологическое благополучие обеспечивает социальную активность людей, их желание и открытость к взаимодействию, готовность прийти на помощь
[Цветкова, 2019; Csikszentmihalyi, 2014; Kroencke, 2022], что оказывается принципиально важным в изучении педагогических профессий.
В последнее десятилетие в Российской Федерации и во всем мире отмечается возрастающий интерес к профессиональной деятельности педагогов, к поиску и изучению основных детерминант эффективности этой деятельности и выявлению условий, способствующих оптимизации образовательного и воспитательного процесса. Однако подавляющее большинство исследований в этой области сосредоточены на изучении вопросов, связанных с педагогической деятельностью на школьной ступени образования. Деятельность и личность педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – воспитателей детских садов, руководителей ДОУ – значительно реже находится в фокусе внимания исследователей
[Мириманова, 2015; Семенова, 2018; Фомина, 2017]. Между тем влияние воспитателя ДОУ на развитие личности ребенка-дошкольника трудно переоценить. Воспитатель в детском саду – это первый профессиональный педагог в жизни ребенка, институционально обозначенный обществом, с которым он начинает взаимодействовать на пути своего взросления. Важно подчеркнуть, что в условиях дестабилизации института современной семьи и снижения уровня родительской компетентности влияние воспитателей ДОУ на развитие личности ребенка-дошкольника оказывается существенным и может выступать фактором, способствующим сохранению и развитию психологического благополучия детей.
В российских публикациях присутствуют единичные исследования благополучия участников образовательного процесса в детских садах, прежде всего воспитателей. Так, Л.Э. Семеновой и В.Э. Семеновой были получены данные, свидетельствующие о том, что для психологически благополучных воспитателей характерны преобладание демократического стиля взаимодействия с воспитанниками и статус достигнутой позитивной профессиональной идентичности, тогда как у их менее благополучных коллег отмечаются преобладание авторитарного стиля педагогического общения и статус диффузной профессиональной идентичности [Семенова, 2018].
Е.А. Кедяровой, Н.И. Чернецкой, Е.Г. Щукиной было показано, что субъективное благополучие воспитателей различается в разных типах образовательных сред детского сада, оно более выражено в активной образовательной среде. Именно в этом виде образовательной среды воспитатели чувствуют себя более защищенно и работают более продуктивно, они в большей степени позитивны, радуются успехам в своей профессиональной деятельности. Это позволяет авторам считать активную образовательную среду одним из условий психологического благополучия участников образовательного процесса в ДОУ
[Кедярова, 2021].
Концепция мониторинга качества дошкольного образования, введенная в Российской Федерации несколько лет назад, показывает необходимость учета характеристик благополучия воспитателей при оценке качества дошкольной образовательной среды. В этой концепции качество образовательного процесса – это качество отношений и взаимодействия взрослых и детей: «в основе качества образовательного процесса лежит качество отношений и взаимодействия взрослых и детей, а также детей друг с другом. Эти отношения должны содействовать развитию детской активности, эмоциональному благополучию, здоровью и безопасности детей»
[Концепция мониторинга дошкольного].
Система мониторинга качества образования (в том числе представленные принципы, выделенные индикаторы и процедуры оценивания), а также требования и условия создания образовательной среды для дошкольников апеллируют к развитию у воспитателей ДОУ определенных личностных ресурсов, среди которых психологическое благополучие занимает особое место. Высокий уровень психологического благополучия воспитателей ДОУ и развитость основных его компонентов будут обеспечивать позитивное функционирование личности в профессии, способствовать самореализации человека и, что особенно важно, будут влиять на развитие детей, способствовать сохранению их здоровья и благополучия.
Примененная нами модель благополучия человека PERMA М. Селигмана позволяет рассматривать психологическое благополучие воспитателей ДОУ как базисный личностный ресурс позитивного профессионального функционирования. В нашем исследовании представление о состоянии этого ресурса обеспечивается ответами на следующие вопросы: какие эмоции преобладают у воспитателей, чувствуют ли они себя одинокими, как оценивают свое здоровье, насколько воспитатели вовлечены в профессиональную деятельность, каково качество их взаимоотношений с окружающими, насколько жизнь интересна и наполнена смыслом, как воспитатели оценивают свои достижения. Изучение психологического благополучия воспитателей ДОУ позволяет, на наш взгляд, ответить на вопрос о реалистичности исполнения задач и требований к дошкольному образованию в Российской Федерации сегодня, выявить барьеры в реализации дошкольного образования, связанные с развитием личности воспитателя, и определить направления их развития.
Особенности организации исследования, применяемого инструментария и выборки
Настоящее исследование представляет собой часть крупного исследования, посвященного изучению профессиональной деятельности и личностных особенностей воспитателей дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации.
Целью настоящего исследования было изучение особенностей психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с опорой на модель благополучия человека PERMA [Seligman, 2011].
Изучение психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений проводилось с использованием опросника PERMA-Profiler (Butler, Kern, 2016)
[Butler, 2016], адаптированного для русскоязычной выборки О.М. Исаевой, А.Ю. Акимовой, Е.Н. Волковой
[Исаева, 2022]. Результаты апробации и оценки русскоязычной версии показали возможность применения этого измерительного инструмента в российской культуре. Опросник PERMA-Profiler по структуре аналогичен оригинальной версии и отвечает психометрическим требованиям измерительных инструментов. Опубликованные данные применения русскоязычного варианта опросника PERMA-Profiler на выборке из 6229 человек могут использоваться как ориентировочные нормы для русскоязычных участников исследований
[Исаева, 2022а].
Исследование включало в себя проведение опроса в онлайн-форме и проводилось на добровольной безвозмездной основе, анонимно. В диагностический комплекс были включены вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов (возраст, стаж работы, уровень образования, квалификационная категория, должность, семейное положение, наличие детей, место жительства).
Результаты исследования обрабатывались с использованием методов описательной статистики, частотного анализа, анализа различий (критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса). Для обработки данных использовались программные продукты IBM SPSS Statistics 26, Jamovi 2.3.26.
Исследование проводилось в 79 регионах из 8 федеральных округов Российской Федерации. В каждом регионе в исследовании участвовали воспитатели городских и сельских дошкольных образовательных учреждений. Соотношение городских и сельских воспитателей ДОУ составляло примерно 2:1 – 1327 (62,2%) воспитателей работали в городских ДОУ, 808 (37,8%) – в сельских ДОУ.
В исследовании приняли участие 2164 человека, причем подавляющее большинство респондентов (2141 человек (98,9%)) – женщины. Пропущенные значения, неопределенные ответы служили основанием для исключения ответов респондентов из базы данных. Финальный объем исследовательской выборки составил 2135 человек – женщины в возрасте от 18 до 74 лет, со стажем работы от 1 года до 55 лет, преимущественно со средним или высшим образованием.
Результаты
Выраженность общего психологического благополучия у воспитателей дошкольных образовательных учреждений оказалась в пределах средних значений, характерных для русскоязычной выборки (табл. 1)
[Исаева, 2022; Исаева, 2022а].
Таблица 1
Показатели компонентов психологического благополучия воспитателей
дошкольных образовательных учреждений
|
Название шкалы
|
Воспитатели ДОУ (N=2135)
|
Общая выборка российских респондентов (N=6229)
|
z
|
p
|
r
|
|
M
(SD)
|
Min/
Max
|
M
(SD)
|
Min/
Max
|
|
Общее благополучие
|
7,98 (1,28)
|
0/10
|
7,13 (1,55)
|
0/10
|
22,59*
|
<0,001
|
0,33
|
|
Позитивные эмоции
|
7,97 (1,50)
|
0/10
|
7,29 (1,80)
|
0/10
|
15,12*
|
<0,001
|
0,22
|
|
Взаимоотношения
|
7,77 (1,78)
|
0/10
|
7,11 (2,00)
|
0/10
|
13,67*
|
<0,001
|
0,20
|
|
Вовлеченность
|
7,82 (1,46)
|
0/10
|
7,13 (1,60)
|
0/10
|
17,37*
|
<0,001
|
0,25
|
|
Смысл
|
8,08 (1,56)
|
0/10
|
7,10 (1,90)
|
0/10
|
21,78*
|
<0,001
|
0,32
|
|
Достижения
|
8,13 (1,31)
|
0/10
|
7,18 (1,55)
|
0/10
|
25,43*
|
<0,001
|
0,37
|
|
Негативные эмоции
|
4,76 (1,86)
|
0/10
|
5,80 (1,87)
|
0/10
|
36,32*
|
<0,001
|
0,53
|
|
Здоровье
|
7,07 (1,57)
|
0/10
|
6,70 (1,98)
|
0/10
|
31,70*
|
<0,001
|
0,46
|
|
Одиночество
|
3,27 (3,12)
|
0/10
|
4,53 (2,78)
|
0/10
|
47,25*
|
<0,001
|
0,67
|
|
Счастье
|
8,38 (1,76)
|
0/10
|
7,17 (1,52)
|
0/10
|
47,69*
|
<0,001
|
0,68
|
Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
Уровень выраженности компонентов «позитивные эмоции» (М=7,97), «взаимоотношения» (М=7,77), «вовлеченность» (М=7,82), «смысл» (М=8,08), «достижения» (М=8,13) у воспитателей ДОУ значимо превышает аналогичные значения у респондентов общей российской выборки.
Среди дополнительных показателей, не входящих непосредственно в модель PERMA, но позволяющих более полно описать феномен психологического благополучия, более высокие значения по сравнению с общей выборкой были получены по шкалам «счастье» (М=8,38) и «здоровье» (М=7,07). Более низкие значения отмечены по шкалам «одиночество» (M=3,27) и «негативные эмоции» (M=4,76), характеризующие, по мнению авторов оригинального опросника PERMA-Profiler, симптомы нарушения благополучия.
Таким образом, показатель общего психологического благополучия, показатели компонентов благополучия модели PERMA, а также дополнительные показатели «счастья» и «здоровья» у воспитателей дошкольных образовательных учреждений выше, а показатели «негативные эмоции» и «одиночество» – ниже, чем в общей русскоязычной выборке.
Значительный объем накопленных в литературе данных о результатах изучения психологического благополучия с помощью опросника PERMA-Profiler позволил предположить зависимость выраженности показателей благополучия у воспитателей ДОУ от возраста, стажа работы в этой должности, уровня образования, семейного положения, наличия или отсутствия детей. Квалификационная категория в оценке профессиональной деятельности воспитателей занимает существенное место, поэтому данная характеристика также рассматривалась в качестве стратификационной переменной исследования. Кроме того, учитывая специфику деятельности в системе дошкольного образования, мы рассматривали показатель наличия собственных детей у респондентов. Средние значения показателя общего психологического благополучия и стандартное отклонение для разных стратификационных групп респондентов, а также результаты анализа различий представлены в табл. 2.
Таблица 2
Aнализ связей стратификационных переменных с компонентами психологического благополучия (N=2135)
|
Стратификационные переменные
|
% (N)
|
Общее благополучие
|
|
M(SD)
|
Х2(df),p, ε2
|
|
Возраст, лет
|
|
|
Х2(df=3)=37,0*, p<0,001, ε2=0,017
|
|
18-35
|
23,0 (490)
|
7,73 (1,42)
|
|
36-45
|
30,3 (646)
|
8,00 (1,29)
|
|
46-55
|
32,0 (683)
|
8,09 (1,24)
|
|
Более 56
|
14,8 (316)
|
8,40 (1,08)
|
|
Стаж работы в должности, лет
|
|
|
Х2(df=4)=17,10*, p=0,002, ε2=0,008
|
|
Меньше 1
|
9,3 (198)
|
7,80 (1,33)
|
|
1-3
|
12,7 (272)
|
7,81 (1,42)
|
|
4-10
|
29,4 (628)
|
8,03 (1,33)
|
|
11-20
|
28,3 (604)
|
8,10 (1,22)
|
|
Более 20
|
20,3 (433)
|
8,16 (1,22)
|
|
Уровень образования
|
|
|
Х2(df=1)=0,21, p=0,647, ε2=<0,001
|
|
Среднее
|
27,1 (579)
|
8,06 (1,27)
|
|
Высшее
|
72,4 (1546)
|
8,02 (1,30)
|
|
Другое
|
0,5 (10)
|
|
-
|
|
Квалификационная категория
|
|
|
Х2(df=2)=6,34*, p=0,012, ε2=0,005
|
|
Высшая
|
36,2 (772)
|
8,13 (1,20)
|
|
Первая
|
29,7 (635)
|
8,07 (1,26)
|
|
Нет
|
34,1 (728)
|
7,87 (1,39)
|
|
Семейное положение
|
|
|
Х2(df=1)=43,60*, p<0,001, ε2=0,020
|
|
Состоит в браке
|
65,8 (1404)
|
8,17 (1,20)
|
|
Не состоит в браке
|
34,1 (729)
|
7,75 (1,41)
|
|
Нет ответа
|
0,1 (2)
|
|
-
|
|
Наличие детей
|
|
|
Х2(df=1)=39,50*, p<0,001, ε2=0,016
|
|
Есть
|
88,7 (1895)
|
8,06 (1,25)
|
|
Нет
|
11,3 (232)
|
7,54 (1,51)
|
|
Место жительства
|
|
|
Х2(df=1)=5,09, p=0,405, ε2=0,002
|
|
Город
|
62,2 (1327)
|
7,97 (1,28)
|
|
Село
|
37,8 (808)
|
7,99 (1,28)
|
Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; Х2 – критерий Краскела-Уоллиса; df – число степеней свободы; р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы; ε2 – индекс размера эффекта.
Полученные данные показывают, что стратификационными переменными, связанными с показателем общего психологического благополучия воспитателей ДОУ, выступают характеристики возраста, стажа работы в определенной должности, квалификационная категория работника, семейное положение, наличие детей. Уровень образования, место жительства непосредственно на уровень благополучия не влияют. Поэтому различия психологического благополучия у воспитателей сельских и городских дошкольных образовательных учреждений, так же как и у воспитателей с разным уровнем образования, в дальнейшем не рассматривались.
Наиболее значимыми переменными в контексте психологического благополучия воспитателей ДОУ оказались переменные возраста, семейного положения и наличия детей, характеристики которых представлены в табл. 3-5.
Психологическое благополучие и возраст
У участников исследования, отнесенных к разным возрастным группам, выраженность большинства компонентов психологического благополучия различается. Исключение составляют показатели шкал «взаимоотношения» и «счастье» (табл. 3).
Таблица 3
Показатели компонентов психологического благополучия воспитателей разного возраста (N=2135)
|
Название шкалы
|
18-35 лет
|
36-45 лет
|
46-55 лет
|
старше 55 лет
|
Х2(df),p, ε2
|
|
M
|
SD
|
M
|
SD
|
M
|
SD
|
M
|
SD
|
|
Общее благополучие
|
7,73
|
1,42
|
8,00
|
1,29
|
8,09
|
1,24
|
8,12
|
1,21
|
Х2(df=3)=46,86*; p<0,001; ε2=0,022
|
|
Позитивные эмоции
|
7,77
|
1,61
|
7,94
|
1,53
|
7,99
|
1,47
|
8,29
|
1,26
|
Х2(df=3)=18,27*; p<0,001; ε2=0,009
|
|
Взаимоотношения
|
7,69
|
1,78
|
7,77
|
1,83
|
7,73
|
1,78
|
8,00
|
1,64
|
Х2(df=3)=6,40; p=0,094; ε2=0,003
|
|
Вовлеченность
|
7,35
|
1,51
|
7,72
|
1,44
|
8,01
|
1,40
|
8,34
|
1,30
|
Х2(df=3)=112,32*; p<0,001; ε2=0,053
|
|
Смысл
|
7,64
|
1,73
|
8,06
|
1,54
|
8,18
|
1,48
|
8,60
|
1,26
|
Х2(df=3)=69,32*; p<0,001; ε2=0,032
|
|
Достижения
|
7,70
|
1,46
|
8,09
|
1,30
|
8,27
|
1,18
|
8,60
|
1,15
|
Х2(df=3)=95,19*; p<0,001; ε2=0,045
|
|
Негативные эмоции
|
5,15
|
1,81
|
4,79
|
1,90
|
4,65
|
1,77
|
4,36
|
1,96
|
Х2(df=3)=32,43**; p<0,001; ε2=0,015
|
|
Здоровье
|
6,82
|
1,70
|
7,11
|
1,54
|
7,51
|
1,42
|
7,07
|
1,57
|
Х2(df=3)=18,10*; p<0,001; ε2=0,008
|
|
Одиночество
|
3,75
|
3,13
|
3,18
|
3,12
|
3,10
|
3,03
|
3,08
|
3,24
|
Х2(df=3)=17,44*; p<0,001; ε2=0,008
|
|
Счастье
|
8,24
|
1,91
|
8,41
|
1,77
|
8,37
|
1,74
|
8,57
|
1,51
|
Х2(df=3)=3,20; p=0,362; ε2=0,002
|
Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; Х2 – критерий Краскела-Уоллиса; df – число степеней свободы; р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы; ε2 – индекс размера эффекта.
Показатели психологического благополучия воспитателей ДОУ возрастной группы 18-35 лет в сравнении с показателями общей выборки российской молодежи женского пола того же возраста (N=4040), полученными в исследовании Е.Н. Волковой, А.Ю. Акимовой, О.М. Исаевой
[Исаева, 2022; Исаева, 2022а], представлены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели психологического благополучия воспитателей в возрасте 18-35 лет и российской молодежи того же возраста
|
Название шкалы
|
Педагоги ДОУ (N=2135)
|
Российская молодежь (женщины)
(N=4040)
|
z
|
p
|
r
|
|
M
|
SD
|
M
|
SD
|
|
Общее благополучие
|
7,67
|
1,41
|
7,22
|
1,46
|
11,84*
|
<0,001
|
0,28
|
|
Позитивные эмоции
|
7,77
|
1,61
|
7,40
|
1,71
|
9,26*
|
<0,001
|
0,24
|
|
Взаимоотношения
|
7,69
|
1,78
|
7,24
|
1,94
|
10,18*
|
<0,001
|
0,26
|
|
Вовлеченность
|
7,35
|
1,51
|
7,03
|
1,59
|
15,28*
|
<0,001
|
0,33
|
|
Смысл
|
7,64
|
1,73
|
7,14
|
1,77
|
17,83*
|
<0,001
|
0,35
|
|
Достижения
|
7,70
|
1,46
|
7,19
|
1,50
|
22,41*
|
<0,001
|
0,42
|
|
Негативные эмоции
|
5,15
|
1,81
|
5,95
|
1,80
|
16,14*
|
<0,001
|
0,34
|
|
Здоровье
|
6,82
|
1,70
|
6,61
|
1,91
|
5,06*
|
<0,001
|
0,14
|
|
Одиночество
|
3,75
|
3,13
|
4,40
|
2,74
|
11,24*
|
<0,001
|
0,28
|
|
Счастье
|
8,24
|
1,91
|
7,56
|
2,04
|
13,57*
|
<0,001
|
0,31
|
Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
Обращает на себя внимание рост психологического благополучия с возрастом: воспитатели дошкольных образовательных учреждений с возрастом чувствуют себя более благополучными, сохраняя оптимизм, увлеченность деятельностью, понимание идей, ради которых человек живет и трудится. При этом прочные доверительные отношения с другими людьми, социальные связи сохраняют свою ценность во всех возрастах. Выраженная тенденция роста показателя общего психологического благополучия и основных его компонентов с возрастом противоречит тенденции, выявленной в предыдущих исследованиях, как российских
[Исаева, 2022; Исаева, 2022а], так и зарубежных
[Butler, 2016], что позволяет предположить значительный вклад в переживание благополучия специфики деятельности российских дошкольных образовательных учреждений: важным оказывается не только возраст респондента, но и его работа в ДОУ.
Сравнение выраженности компонентов благополучия у воспитателей ДОУ разных возрастных групп показало, что в возрастной группе 18-35 лет обнаружены самые низкие значения показателей психологического благополучия. Но несмотря на то, что компоненты благополучия у педагогов ДОУ возрастной категории 18-35 лет выражены в меньшей степени, чем у педагогов других возрастных групп, все же значения этих показателей значимо выше, чем в общей выборке российских женщин этой же возрастной группы.
Аналогичные закономерности наблюдаются по дополнительным шкалам опросника: показатели «счастья» и «здоровья» у воспитателей ДОУ возраста 18-35 лет выше по сравнению с общей выборкой российских женщин этого же возраста и ниже – по сравнению с воспитателями ДОУ более старшего возраста. По показателям «негативные эмоции» и «одиночество» соотношения обратные.
Психологическое благополучие и семейное положение
Семейное положение воспитателей дошкольных образовательных учреждений также связано с их благополучием (табл. 5).
Таблица 5
Показатели компонентов благополучия воспитателей с разным семейным положением (N=2135)
|
Название шкалы
|
В браке
|
Не в браке
|
z
|
р
|
r
|
|
M
|
SD
|
M
|
SD
|
|
Общее благополучие
|
8,17
|
1,20
|
7,75
|
1,41
|
6,60*
|
<0,001
|
0,17
|
|
Позитивные эмоции
|
8,08
|
1,42
|
7,74
|
1,62
|
4,46*
|
<0,001
|
0,12
|
|
Взаимоотношения
|
8,09
|
1,57
|
7,17
|
1,99
|
10,46*
|
<0,001
|
0,27
|
|
Вовлеченность
|
7,87
|
1,43
|
7,72
|
1,51
|
2,17*
|
0,030
|
0,06
|
|
Смысл
|
8,20
|
1,49
|
7,86
|
1,66
|
4,29*
|
<0,001
|
0,11
|
|
Достижения
|
8,19
|
1,27
|
8,02
|
1,38
|
2,17*
|
0,030
|
0,06
|
|
Негативные эмоции
|
4,69
|
1,81
|
4,90
|
1,95
|
2,09*
|
0,036
|
0,06
|
|
Здоровье
|
6,71
|
1,83
|
6,62
|
1,91
|
0,85
|
0,397
|
0,02
|
|
Одиночество
|
2,80
|
2,99
|
4,18
|
3,18
|
9,75*
|
<0,001
|
0,25
|
|
Счастье
|
8,59
|
1,60
|
7,98
|
1,98
|
6,81*
|
<0,001
|
0,17
|
Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
У воспитателей, состоящих в браке, в большей степени выражены показатели общего благополучия и всех компонентов. У воспитателей, не состоящих в официальном браке, наблюдались более высокие показатели шкал «негативные эмоции» и «одиночество», отрицательно связанных с благополучием. Наибольший размер эффекта был определен по показателям «взаимоотношения» и «одиночество», характеризующим процессы взаимодействия с окружающими людьми.
Показатели психологического благополучия воспитателей ДОУ, состоящих и не состоящих в браке, в сравнении с соответствующими показателями общей российской выборки женского пола (N=4040) представлены в табл. 6.
Таблица 6
Показатели психологического благополучия воспитателей, состоящих и не состоящих в браке, и общей российской выборки женского пола
|
Название шкалы
|
Семейное положение
|
Педагоги
|
Общая выборка
|
z
|
р
|
r
|
|
M
|
SD
|
M
|
SD
|
|
Общее благополучие
|
В браке
|
8,17
|
1,20
|
7,11
|
1,55
|
6,60*
|
<0,001
|
0,17
|
|
Не в браке
|
7,75
|
1,41
|
7,42
|
1,41
|
6,49*
|
<0,001
|
0,17
|
|
Позитивные эмоции
|
В браке
|
8,08
|
1,42
|
7,28
|
1,80
|
4,46*
|
<0,001
|
0,12
|
|
Не в браке
|
7,74
|
1,62
|
7,48
|
1,63
|
3,00*
|
0,003
|
0,08
|
|
Взаимоотношения
|
В браке
|
8,09
|
1,57
|
6,91
|
2,06
|
10,46*
|
<0,001
|
0,27
|
|
Не в браке
|
7,17
|
1,99
|
7,58
|
1,77
|
4,99*
|
<0,001
|
0,15
|
|
Вовлеченность
|
В браке
|
7,87
|
1,43
|
7,08
|
1,59
|
2,17*
|
0,030
|
0,06
|
|
Не в браке
|
7,72
|
1,51
|
7,09
|
1,56
|
2,08*
|
0,041
|
0,06
|
|
Смысл
|
В браке
|
8,20
|
1,49
|
7,00
|
1,89
|
4,29*
|
<0,001
|
0,11
|
|
Не в браке
|
7,86
|
1,66
|
7,33
|
1,66
|
4,98*
|
<0,001
|
0,18
|
|
Достижения
|
В браке
|
8,19
|
1,27
|
7,13
|
1,53
|
2,17*
|
0,030
|
0,06
|
|
Не в браке
|
8,02
|
1,38
|
7,30
|
1,46
|
3,51*
|
<0,001
|
0,10
|
|
Негативные эмоции
|
В браке
|
4,69
|
1,81
|
6,62
|
1,97
|
2,09*
|
0,036
|
0,06
|
|
Не в браке
|
4,90
|
1,95
|
6,52
|
1,88
|
1,94
|
0,052
|
0,05
|
|
Здоровье
|
В браке
|
6,71
|
1,83
|
4,90
|
2,71
|
0,85
|
0,39
|
0,02
|
|
Не в браке
|
6,62
|
1,91
|
3,92
|
2,68
|
11,67*
|
<0,001
|
0,29
|
|
Одиночество
|
В браке
|
2,80
|
2,99
|
3,96
|
2,15
|
9,75*
|
<0,001
|
0,26
|
|
Не в браке
|
4,18
|
3,18
|
4,50
|
2,78
|
7,47*
|
<0,001
|
0,24
|
|
Счастье
|
В браке
|
8,59
|
1,60
|
6,09
|
1,85
|
6,87*
|
<0,001
|
0,18
|
|
Не в браке
|
7,98
|
1,98
|
5,95
|
1,75
|
2,32*
|
0,021
|
0,07
|
Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
Несмотря на то, что компоненты психологического благополучия у воспитателей дошкольных образовательных учреждений, не состоящих в официальном браке, выражены в меньшей степени, чем у воспитателей, состоящих в браке, все же значения этих показателей значимо выше, чем в общей выборке российских женщин. Исключение составляет показатель «взаимоотношения» в группе воспитателей, не состоящих в браке: этот показатель значительно ниже даже в сравнении с общей выборкой российских женщин.
Такие же закономерности наблюдаются в показателе по дополнительной шкале «счастье»: у воспитателей дошкольных образовательных учреждений он выше по сравнению с общей выборкой российских женщин и у тех, кто состоит в официальном браке, и у тех, кто в браке не состоит.
Психологическое благополучие и наличие детей
У участников исследования, имеющих разное количество детей, большинство показателей психологического благополучия значительно различаются (табл. 7).
Таблица 7
Показатели компонентов психологического благополучия воспитателей, имеющих и не имеющих детей (N=2135)
|
Название шкалы
|
Есть дети
|
Нет детей
|
z
|
р
|
r
|
|
M
|
SD
|
M
|
SD
|
|
Общее благополучие
|
8,06
|
1,25
|
7,54
|
1,51
|
5,45*
|
<0,001
|
0,22
|
|
Позитивные эмоции
|
8,02
|
1,46
|
7,50
|
1,72
|
4,46*
|
<0,001
|
0,18
|
|
Взаимоотношения
|
7,82
|
1,76
|
7,37
|
1,88
|
3,64*
|
<0,001
|
0,15
|
|
Вовлеченность
|
7,87
|
1,43
|
7,42
|
1,63
|
4,06*
|
<0,001
|
0,16
|
|
Смысл
|
8,15
|
1,51
|
7,52
|
1,81
|
5,14*
|
<0,001
|
0,21
|
|
Достижения
|
8,20
|
1,28
|
7,61
|
1,47
|
5,87*
|
<0,001
|
0,23
|
|
Негативные эмоции
|
4,72
|
1,85
|
5,13
|
1,94
|
3,04*
|
0,002
|
0,12
|
|
Здоровье
|
6,71
|
1,82
|
6,39
|
2,12
|
2,19*
|
0,029
|
0,09
|
|
Одиночество
|
3,16
|
3,11
|
4,20
|
3,10
|
5,08*
|
<0,001
|
0,20
|
|
Счастье
|
8,45
|
1,71
|
7,80
|
2,06
|
4,79*
|
<0,001
|
0,19
|
Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
Таблица 8
Показатели психологического благополучия воспитателей, имеющих и не имеющих детей, и общей российской выборки женского пола
|
Название шкалы
|
Семейное положение
|
Педагоги
|
Общая выборка
|
z
|
р
|
r
|
|
M
|
SD
|
M
|
SD
|
|
Общее благополучие
|
Есть дети
|
8,06
|
1,25
|
7,37
|
1,46
|
14,94*
|
<0,001
|
0,41
|
|
Нет детей
|
7,54
|
1,51
|
7,17
|
1,53
|
3,46*
|
0,001
|
0,13
|
|
Позитивные эмоции
|
Есть дети
|
8,02
|
1,46
|
7,43
|
1,68
|
10,40*
|
<0,001
|
0,27
|
|
Нет детей
|
7,50
|
1,72
|
7,32
|
1,76
|
1,08
|
0,279
|
0,07
|
|
Взаимоотношения
|
Есть дети
|
7,82
|
1,76
|
7,32
|
1,87
|
8,11*
|
<0,001
|
0,25
|
|
Нет детей
|
7,37
|
1,88
|
7,10
|
2,03
|
1,73
|
0,083
|
0,08
|
|
Вовлеченность
|
Есть дети
|
7,87
|
1,43
|
7,10
|
1,59
|
14,06*
|
<0,001
|
0,41
|
|
Нет детей
|
7,42
|
1,63
|
7,07
|
1,57
|
3,06*
|
0,002
|
0,13
|
|
Смысл
|
Есть дети
|
8,15
|
1,51
|
7,34
|
1,67
|
14,73*
|
<0,001
|
0,40
|
|
Нет детей
|
7,52
|
1,81
|
7,02
|
1,87
|
3,85*
|
<0,001
|
0,14
|
|
Достижения
|
Есть дети
|
8,20
|
1,28
|
7,33
|
1,47
|
17,95*
|
<0,001
|
0,43
|
|
Нет детей
|
7,61
|
1,47
|
7,13
|
1,52
|
4,43*
|
<0,001
|
0,15
|
|
Негативные эмоции
|
Есть дети
|
4,72
|
1,85
|
5,91
|
1,76
|
35,11*
|
<0,001
|
0,56
|
|
Нет детей
|
5,13
|
1,94
|
6,10
|
1,83
|
12,40*
|
<0,001
|
0,36
|
|
Здоровье
|
Есть дети
|
6,71
|
1,82
|
6,56
|
1,90
|
25,51*
|
<0,001
|
0,50
|
|
Нет детей
|
6,39
|
2,12
|
6,59
|
1,96
|
10,48*
|
<0,001
|
0,27
|
|
Одиночество
|
Есть дети
|
3,16
|
3,11
|
4,05
|
2,76
|
27,29*
|
<0,001
|
0,52
|
|
Нет детей
|
4,20
|
3,10
|
4,75
|
2,70
|
9,23*
|
<0,001
|
0,26
|
|
Счастье
|
Есть дети
|
8,45
|
1,71
|
7,71
|
1,95
|
36,72*
|
<0,001
|
0,59
|
|
Нет детей
|
7,80
|
2,06
|
7,34
|
2,12
|
14,49*
|
<0,001
|
0,39
|
Условные обозначения: М – среднее арифметическое значение; SD – стандартное отклонение; z – нормированное значение критерия Манна-Уитни; r – индекс размера эффекта (ранговая бисериальная корреляция); р – уровень статистической значимости; * – различия статистически значимы.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, имеющие детей, отличаются более высокими значениями по всем шкалам опросника, позитивно связанным с благополучием, и наоборот, – более низкими значениями дополнительных показателей по шкалам, негативно связанным с благополучием, по сравнению с соответствующей общероссийской выборкой женщин. Благополучие воспитателей, имеющих детей, в целом выше благополучия российских женщин, не имеющих детей.
Различия в уровне психологического благополучия воспитателей ДОУ, не имеющих детей, по сравнению с соответствующей общероссийской выборкой женщин менее выражены. Это проявляется, во-первых, в меньшем размере эффекта у воспитателей по сравнению с общероссийской выборкой по показателям общего благополучия, компонентам «вовлеченность», «смысл», «достижения», дополнительным показателям «негативные эмоции», «одиночество», «счастье». Кроме того, отсутствуют статистически достоверные различия у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и общероссийской выборки женщин, не имеющих детей, по показателям «позитивные эмоции» и «взаимоотношения».
Наличие детей связано с общим психологическим благополучием воспитателей, в значительной мере обеспечивает переживание позитивных эмоций, ощущения связей с другими людьми, защищает от чувства одиночества и наделяет жизнь дополнительными смыслами. Компоненты психологического благополучия «вовлеченность», «смысл», «достижения» не имеют такой же ярко выраженной тенденции связи. Однако и эти компоненты в структуре благополучия у воспитателей, имеющих детей, выражены в большей степени, чем у воспитателей, их не имеющих.
Заключение
Исследование психологического благополучия воспитателей дошкольных образовательных учреждений раскрывает особенности личностного функционирования представителей одной из важнейших педагогических профессий.
Результаты изучения психологического благополучия и его компонентов у воспитателей российских дошкольных образовательных учреждений, составляющих выборку исследования, показали, что их уровень благополучия можно охарактеризовать как достаточно высокий и отвечающий тем самым возможностям выполнения воспитательных и развивающих задач, которые обозначены в основных документах системы дошкольного образования России.
Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, составляющие выборку исследования, отличаются более высоким, чем у основной российской выборки
[Исаева, 2022а], уровнем общего психологического благополучия, а также более высокими значениями выраженности компонентов благополучия «позитивные эмоции», «отношения» с другими людьми, «вовлеченность» в деятельность, «смысл» деятельности и «достижения». Им свойственна более высокая субъективная оценка переживания состояния счастья и здоровья, характеризующая ощущение человеком физического здоровья и жизненной силы. Они реже испытывают негативные эмоции и состояние одиночества.
Позитивные тенденции в уровне психологического благополучия у воспитателей ДОУ, составляющих выборку нашего исследования, связаны с их возрастом: чем они старше и чем дольше работают, тем выше уровень их благополучия. Вероятно, специфическим механизмом достижения благополучия для этих воспитателей ДОУ выступают механизмы выстраивания позитивных отношений с близкими людьми, способность с оптимизмом относиться к жизни, чувство вовлеченности в профессиональную деятельность и ощущение своей востребованности и нужности.
Самой условно «неблагополучной» группой оказалась группа воспитателей 18-35 лет. В этой группе наблюдались самые низкие (внутри группы) показатели общего благополучия и его компонентов. Вместе с тем молодые воспитатели ДОУ по сравнению с общей российской выборкой ощущают себя более благополучными людьми. Важными и специфичными для данной группы способами достижения психологического благополучия выступают вовлеченность молодого педагога в деятельность и достижения в этой деятельности как результат собственных усилий и ответственности. Эти механизмы внутренней мотивации деятельности как источника достижения психологического благополучия обеспечивают развитие субъектности молодого педагога. Однако полученные результаты исследования позволяют предположить, что эти тенденции не получают своего развития в ходе профессиональной карьеры воспитателей ДОУ: чем старше становится воспитатель, чем дольше он работает в дошкольном образовательном учреждении, тем меньшее влияние на его благополучие оказывают деятельностные механизмы.
Факторами психологического благополучия можно считать семейное положение воспитателей ДОУ и наличие у них собственных детей: брак, семья, собственные дети увеличивают ощущение благополучия, нарушение же семейного статуса приводит к деформации важного компонента благополучия – способности выстраивать позитивные отношения с другими людьми, социальные связи и контакты.
Таким образом, переменными, связанными с психологическим благополучием воспитателей ДОУ, выступают характеристики возраста, семейного положения, наличия собственных детей. Стаж работы в определенной должности, квалификационная категория работника хоть и влияют на ощущение благополучия, однако это влияние нельзя назвать значительным. Уровень образования, место жительства непосредственно не влияют на уровень благополучия.
Наше исследование показало, что в целом психологическое благополучие воспитателей ДОУ выступает достаточным личностным ресурсом, отвечающим критерию реалистичности исполнения задач и требований к дошкольному образованию в Российской Федерации, а выявленные особенности психологического благополучия воспитателей ДОУ могут служить основанием для оптимизации кадровой политики в российском дошкольном образовании.