Введение
В психологической литературе мировоззрение рассматривается как имеющийся у субъекта обобщенный образ физической и социальной реальности (Koltko-Rivera, 2004), как предмет прикладных исследований в области консультирования представителей иных культур (Jensen, 2021; Lemettinen, Hirvonen, Ubani, 2021; Lokhvytska, Rozsokha, Azman, 2022), профессионального самоопределения и спортивных достижений (Miller, West, 1993).
Понятие «мировоззрение» достаточно хорошо проработано в теоретических исследованиях, однако его эмпирическое изучение как психологического феномена сопряжено с определенными трудностями (Григорьева, Шаров, Заграничный, 2022; Марцинковская, 2007; Сорокоумова, Фадеев, Борисова, 2021; Czerniawska, Szydło, 2020; Czerniawska, Szydło, 2022). Тем не менее большинством исследователей принимается факт, что основы мировоззрения начинают складываться в раннем юношеском возрасте (Андреева и др., 1989; Берестовицкая, 2016; Берулава, 2001; Божович, 2008; Лубовский, 2022; Манукян, 2022; Мухина, Мелков, 2022), а мировоззрение как индивидуальный образ мира включает в себя институциональный и обыденный уровни сознания (Бегунова, 2023а; Бегунова, 2023б; Берулава, 2001; Китова, Журавлев, 2021; Муращенкова, 2024).
Приступая к организации нашего исследования, мы исходили из представления о том, что мировоззрение является не только уровневой, но и динамичной системой, условиями эффективного функционирования которой являются одновременно устойчивость и изменчивость входящих в нее компонентов в контексте неизбежно меняющихся средовых факторов: социальных, экономических, технологических преобразований общества, психологических, возрастных и педагогических условий становления личности.
Методологическую основу нашего исследования составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория развития личности в онтогенезе Л.И. Божович, концепция становления готовности к самоопределению в юношеском возрасте И.В. Дубровиной (Андреева и др., 1989; Божович, 2008; Выготский, 1982; Выготский, 1983). Выбор данной методологии обусловлен направленностью на смысловую преемственность отечественных психологических исследований и на развитие указанных теоретических позиций применительно к современным социокультурным условиям взросления.
Мы придерживаемся принятого в отечественной науке понимания мировоззрения как комплекса обобщенных представлений личности об окружающем мире и о себе, в который входят знания, отражающие основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и деятельности (Ильичёв и др., 1983; Карабанова, Тихомандрицкая, Молчанов, 2024; Мещерякова, Зинченко, 2009; Муращенкова, 2024; Федотов, 2022).
Проверяемая в нашем исследовании гипотетическая концептуальная структурно-динамическая модель мировоззрения предполагает, что социально-психологическими источниками становления целостного мировоззрения в юношеском возрасте являются гражданская позиция, семейная история, ценностные ориентации, стремление к успеху, ориентация на способ познания мира, значимость которых может меняться в зависимости от требований социальной ситуации развития на протяжении всего возрастного периода от 16 до 22 лет.
Цель исследования – выделить и описать структуру мировоззрения учащихся раннего (16–18 лет) и позднего (19–22 года) юношеского возраста и установить ее содержательные и динамические характеристики.
Материалы и методы
Изучение структуры и динамики мировоззрения учащихся юношеского возраста проведено с помощью авторского методического комплекта «Изучение компонентов мировоззрения современных старшеклассников» (Андреева, Бегунова, Данилова, 2023). Он включает опросники, направленные на выявление доминирующих представлений обучающихся об отношениях личности, общества и государства (гражданская позиция), укорененности мировоззренческих представлений в семейной истории, ценностях, принятых в обществе и разделяемых субъектом. Их содержание – суждения, оцениваемые респондентами по 5-балльной шкале. Методика для определения соотношения научной картины мира с житейскими, обыденными и квазинаучными знаниями предполагает оценку парных суждений.
Методики прошли апробацию в средних общеобразовательных школах и колледжах московского и уральского регионов России, подтвердившую адекватность выбранного подхода возрастным и образовательным возможностям учащихся юношеского возраста. Надежность и внутренняя согласованность тестов определялись с помощью коэффициента α-Кронбаха.
В комплект входят следующие методики:
- «Гражданская позиция» (ГП), содержит 3 шкалы: институциональный компонент (ИК), деятельностный компонент (ДК), эмоциональный компонент (ЭК);
- «Ценностные ориентации в пословицах и поговорках» (ЦО), содержит 9 шкал: жизненная позиция; учение и труд; успех, достижения; деньги; семья, родственники; дружба; коллективизм/индивидуализм; отношение к закону, личная ответственность; страна, Родина;
- «История моей семьи» (ИС), содержит 4 шкалы: самоидентификация, реальные знания истории семьи, ответственность за членов семьи, позитивный образ семьи;
- «Научная картина мира», представляет собой единую шкалу, отражающую ориентацию на научные или житейские представления (НиЖ);
- Диагностика выраженности стремления к успеху проводилась с использованием опросника «Потребность в достижении цели» (Муращенкова и др.; Орлов, 1984).
Психологические феномены, диагностируемые данными методиками, рассматриваются в качестве компонентов мировоззрения, характеризующих особенности гражданской позиции, ценностных ориентаций, семейной идентичности, научной картины мира учащихся юношеского возраста.
В исследовании приняли участие 529 человек, среди них старшеклассников и студентов 1–2 курсов колледжа (16–18 лет) – 344 человека (М = 16,9, SD = 1,38), студентов университета (19–22 лет) – 185 человек (М = 21,5, SD = 0,85). Исследование является срезовым, сравниваемые группы респондентов различаются по возрасту, то есть объективному параметру, не зависящему от влияния других факторов. Срезовый метод позволяет изучить динамику становления психической функции или содержания психологического феномена у детей и подростков разного возраста (Марцинковская, 2007).
Обработка результатов проведена методами описательной статистики, корреляционного и факторного анализа с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 25.0.
Результаты
Результаты описательной статистики позволили выбрать статистические методы обработки данных для сравнения средних значений и содержания структуры мировоззрения. Стандартная ошибка асимметрии по шкалам, используемым в исследовании, варьировала в диапазоне от 0,171 до 0,186, стандартная ошибка эксцесса – от 0,340 до 0,369. Полученные показатели асимметрии и эксцесса, согласно рекомендуемым в исследованиях нормам, являются невысокими (Иванова, 2024), что позволило применить параметрические методы при дальнейшей обработке данных.
Проведено сравнение средних значений результатов по каждой методике в выборках учащихся 16–18 лет (старшеклассники и 1–2 курс колледжа) и студентов вуза 19–22 лет (3–4 курс бакалавриата) (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Сравнительная характеристика средних значений компонентов мировоззрения в выборках учащихся 16–18 и 19–22 лет
Comparative characteristics of the average values of the worldview components in the samples of students aged 16–18 and 19–22
|
Компоненты мировоззрения / Components of the worldview |
Возраст / Age |
Статистика группы / Group statistics |
t-критерий для равенства средних / t-test for equality of means |
||||
|
Среднее / Mean |
Станд. отклонение / Std. Deviation |
Станд. средняя ошибка / Std. Error of Mean |
T |
значим. / p |
|||
|
История семьи / Family history |
Самоидентификация / Self-identification |
16-18 лет |
18,25 |
3,40 |
0,18 |
-20,42 |
<0,001 |
|
19-22 лет |
26,97 |
6,41 |
0,47 |
||||
|
Реальные знания / Real knowledge |
16-18 лет |
6,98 |
1,42 |
0,07 |
4,114 |
<0,001 |
|
|
19-22 лет |
6,42 |
1,62 |
0,11 |
||||
|
Ответственность / Responsibility |
16-18 лет |
7,76 |
1,34 |
0,07 |
-2,958 |
0,003 |
|
|
19-22 лет |
8,18 |
1,83 |
0,13 |
||||
|
Позитивный образ семьи / A positive family image |
16-18 лет |
6,85 |
1,63 |
0,08 |
5,908 |
<0,001 |
|
|
19-22 лет |
5,98 |
1,58 |
0,11 |
||||
|
Гражданская позиция / Civil position |
ИК / IC |
16-18 лет |
45,60 |
4,55 |
0,24 |
-0,185 |
0,853 |
|
19-22 лет |
45,68 |
4,54 |
0,33 |
||||
|
ЭК / EC |
16-18 лет |
39,40 |
4,73 |
0,25 |
3,985 |
<0,001 |
|
|
19-22 лет |
37,60 |
5,37 |
0,39 |
||||
|
ДК / AC |
16-18 лет |
46,54 |
5,37 |
0,29 |
2,112 |
0,035 |
|
|
19-21 лет |
45,49 |
5,65 |
0,41 |
||||
|
Научные и житейские представления / Scientific and everyday ideas |
16-18 лет |
9,30 |
2,26 |
0,12 |
-7,093 |
<0,001 |
|
|
19-22 лет |
10,73 |
2,11 |
0,15 |
||||
|
Ценностные ориентации / Value orientations |
Жизненная позиция / Life position |
16-18 лет |
21,23 |
4,09 |
0,22 |
-2,352 |
0,019 |
|
19-22 лет |
22,08 |
3,60 |
0,26 |
||||
|
Учение, труд / Study, work |
16-18 лет |
16,76 |
3,06 |
0,16 |
1,466 |
0,143 |
|
|
19-22 лет |
16,35 |
3,13 |
0,23 |
||||
|
Успех, достижения / Success, achievements |
16-18 лет |
10,21 |
2,45 |
0,13 |
-1,800 |
0,072 |
|
|
19-22 лет |
10,61 |
2,43 |
0,17 |
||||
|
Деньги / Money |
16-18 лет |
9,35 |
3,28 |
0,17 |
2,337 |
0,020 |
|
|
19-22 лет |
8,68 |
2,98 |
0,22 |
||||
|
Семья / Family |
16-18 лет |
11,19 |
3,17 |
0,17 |
-0,011 |
0,991 |
|
|
19-22 лет |
11,19 |
3,03 |
0,22 |
||||
|
Дружба / Friendship |
16-18 лет |
10,19 |
2,897 |
0,156 |
1,608 |
0,109 |
|
|
19-22 лет |
9,76 |
2,939 |
0,216 |
||||
|
Коллективизм / Collectivism |
16-18 лет |
9,71 |
2,798 |
0,151 |
-2,628 |
0,009 |
|
|
19-22 лет |
10,33 |
2,104 |
0,155 |
||||
|
Отношение к закону / Attitude to the law |
16-18 лет |
26,40 |
5,100 |
0,275 |
0,934 |
0,351 |
|
|
19-22 лет |
25,98 |
4,707 |
0,346 |
||||
|
Страна / Country |
16-18 лет |
9,07 |
2,907 |
0,157 |
3,232 |
<0,001 |
|
|
19-22 лет |
8,22 |
2,853 |
0,210 |
||||
|
Потребность в достижении цели / The need to achieve a goal |
16-18 лет |
13,34 |
2,525 |
0,136 |
25,389 |
<0,001 |
|
|
19-22 лет |
8,04 |
1,777 |
0,131 |
||||
Сравнение средних значений полученных данных показало достоверные различия между выборками учащихся 16–18 и 19–22 лет по всем шкалам методики «История семьи», по шкалам эмоционального и деятельностного компонентов методики «Гражданская позиция», по методике «Научные и житейские представления», по шкалам методики «Ценностные ориентации в пословицах и поговорках: жизненная позиция, деньги, коллективизм, страна, а также по методике «Потребность в достижении цели» (табл. 1).
Далее был проведен эксплораторный факторный анализ методами главных компонент и вращения Варимакс (отметим, что факторный анализ находит применение в современных исследованиях мировоззрения (Kononenko et al., 2020)). Критерий адекватности эмпирических данных юношей и девушек 16–18 лет для факторного анализа – Кайзера-Мейера-Олкина (КМО) = 0,834, p = 0,000, критерием сферичности Бартлетта χ2 = 2333,495 и p < 0,001, эмпирических данных юношей и девушек 19–22 лет – КМО = 0,807, p = 0,000, критерием сферичности Бартлетта χ2 = 868,118 и p < 0,001. На основании графика собственных значений и факторных нагрузок шкал была выделена 4-факторная модель мировоззрения, единая по структуре для сравниваемых выборок: фактор 1 – «Освоение социального норматива», фактор 2 – «Значимый социум», фактор 3 – «Ресурсы успеха», фактор 4 – «Самоидентичность». Показатель кумулятивной дисперсии 4-факторной модели выборки учащихся 16–18 лет – 50,323%, учащихся 19–22 лет – 51,48%. Значения факторных нагрузок по шкалам методик представлены в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Факторная структура мировоззрения учащихся 16–18 лет и 19–22 лет
The factor structure of the worldview of students aged 16–18 and 19–22 years
|
Компоненты мировоззрения / Components of the worldview |
Факторы / Factors |
||||||||
|
16-18 лет / 16-18 years old |
19-22 лет / 19-22 years old |
||||||||
|
Освоение социального норматива / Mastering the social standard |
Значимый социум / A significant society |
Ресурсы успеха / Success Resources |
Самоидентичность / Self-identity |
Освоение социального норматива / Mastering the social standard |
Значимый социум / A significant society |
Ресурсы успеха / Success Resources |
Самоидентичность / Self-identity |
||
|
История семьи / Family history |
1. Самоидентификация / Self-identification |
|
0,641 |
|
|
|
|
|
|
|
2. Реальные знания истории семьи / Real knowledge of family history |
|
|
|
0,870 |
|
0,600 |
|
|
|
|
3. Ответственность за членов семьи / Responsibility for family members |
|
|
0,477 |
|
|
-0,565 |
|
|
|
|
4. Позитивный образ семьи / A positive family image |
|
|
|
0,880 |
|
|
|
|
|
|
Гражданская позиция / Civil position |
5. Институциональный компонент / The institutional component |
0,473 |
0,373 |
|
|
0,750 |
|
|
|
|
6. Эмоциональный компонент / The emotional component |
0,641 |
0,669 |
|
|
0,723 |
0,357 |
|
|
|
|
7. Деятельностный компонент / Activity component |
0,710 |
0,528 |
|
|
0,692 |
0,374 |
|
|
|
|
8. Научная картина мира / The scientific picture of the world |
|
0.336 |
-0,563 |
|
|
|
|
|
|
|
Ценностные ориентации / Value orientations |
9. Жизненная позиция / Life position |
0,651 |
|
|
|
0,452 |
|
0,452 |
|
|
10. Учение и труд / Study and work |
0,704 |
|
|
|
0,638 |
|
|
|
|
|
11. Успех и достижение / Success and achievement |
|
|
0,638 |
|
|
|
0,792 |
|
|
|
12. Деньги / Money |
0,568 |
|
-0,362 |
|
|
|
|
|
|
|
13. Семья, родственники / Family, relatives |
0,425 |
0,452 |
|
|
0,375 |
|
|
0,342 |
|
|
14. Дружба, друзья / Friendship, friends |
0,646 |
|
|
|
|
|
|
0,476 |
|
|
15. Коллективизм / индивидуализм / Collectivism / individualism |
0,671 |
|
|
|
0,597 |
0,581 |
|
|
|
|
16. Отношение к закону, личная ответственность / Attitude to the law, personal responsibility |
0,736 |
|
|
|
0,718 |
|
|
|
|
|
17. Страна / Родина / Country / Homeland |
0,477 |
0,511 |
|
|
0,680 |
|
-0,390 |
|
|
|
18. Потребность в достижении цели / The need to achieve a goal |
|
0.333 |
|
-0,488 |
|
|
|
0,722 |
|
|
Суммарный процент дисперсии / Total percentage of variance |
25,5 |
10,963 |
7,545 |
6,315 |
25,32 |
9,814 |
7,498 |
6,919 |
|
Конфирматорный факторный анализ подтвердил структуру мировоззрения учащихся 16–18 лет (индексы пригодности конечной модели можно считать приемлемыми CMIN = 310,980; df = 104; p < 0,001; CFI = 0,926; RMSEA = 0,0583) и студентов 19-22 лет (индексы пригодности конечной модели можно считать приемлемыми CMIN = 310,980; df = 68; p < 0,001; CFI = 0,872; RMSEA = 0,0687) (Brown, 2015).
Фактор 1 «Освоение социального норматива» включает 13 компонентов мировоззрения в группе учащихся 16–18 лет (факторные нагрузки охватывают 25,5% дисперсий) и 9 компонентов мировоззрения в группе молодых людей 19–22 лет (25,32% дисперсий). Для учащихся 16–18 лет данный фактор связан, прежде всего, с активной и эмоционально окрашенной гражданской позицией, позитивным отношением к закону и личной ответственности, труду и учению, ценностью дружеских связей и совместных, коллективных действий. Семейные и денежные отношения осознаются как значимый, но не доминирующий фактор социального норматива. Для студентов-старшекурсников (19–22 года) содержание данного фактора несколько меняется. Он по-прежнему в наибольшей степени связан с осознаваемой, активной и эмоционально окрашенной гражданской позицией, позитивным отношением к закону, личной ответственности, своей стране, учению и труду. Однако заметно снижается ценность коллективистских и дружеских связей, семейных отношений, хотя они также рассматриваются молодыми людьми как компоненты социального норматива.
Фактор 2 «Значимый социум» включает 8 компонентов мировоззрения в группе учащихся 16–18 лет (10,963% дисперсий) и 5 компонентов в группе 19–22-летних (9,814% дисперсий). Для старшеклассников и студентов колледжа этот фактор связан преимущественно с выраженным чувством принадлежности к своей семье («из какой я семьи») и общим позитивным эмоциональным отношением к своей гражданственности («из какой я страны»). Интересно, что при этом сами семейные связи, гражданская активность и ценностное отношение к своей стране оказываются в позиции важных, но второстепенных элементов значимого социума. По-видимому, для старших подростков данный фактор в большей степени отвечает возрастной потребности в личностном самоопределении, чем стремлению к активному участию в жизни своего социума. Для студентов вуза данный фактор связан, прежде всего, с интересом к реальной истории своей семьи, однако при этом они пока не готовы к деятельному участию в семейных событиях, более важными оказываются ценности коллективизма. Эмоциональное и деятельное отношение к своей гражданской позиции оказывается менее значимым, чем отношение к своей семье.
Фактор 3 «Ресурсы успеха» включает 4 компонента мировоззрения в группе 16–18-летних (7,545% дисперсий) и 3 компонента в группе студентов вуза (7,498% дисперсий). Для старшеклассников и студентов колледжа ценность успеха и достижений является безусловной и связанной не с образованием, знаниями и деньгами, а с взаимной поддержкой членов семьи. Для студентов университета ценность успеха и достижений возрастает, но теперь они определяются собственной жизненной позицией, а не семьей.
Фактор 4 «Самоидентичность» включает 3 компонента мировоззрения в группе 16–18-летних (6,315% дисперсий) и 3 компонента в группе студентов вуза (6,919% дисперсий). Для старшеклассников и студентов колледжа данный фактор связан, прежде всего, с позитивным образом семьи, с интересом к истории собственной семьи, осознанием себя членом рода, при этом семья не рассматривается в качестве жизненного ресурса. Самоидентичность студентов старших курсов вуза, напротив, слабо связана с родительской семьей. Лидирующие позиции занимает стремление к успеху и достижениям, появляется ценностное отношение к дружескому кругу общения. Падение ценностного отношения к семейной истории и к семье как к социальному институту можно интерпретировать как признак сепарации молодых людей от родительской семьи.
В старшем юношеском возрасте наблюдается снижение количества компонентов мировоззрения, входящих в каждый фактор. По-видимому, данное явление можно интерпретировать как признак уменьшения диффузности содержания мировоззрения, обусловленный появлением у студентов и выпускников вуза достаточно четких жизненных планов и приоритетов.
Обсуждение результатов
Факторный анализ всей совокупности полученных данных позволил получить представление о структурно-динамических особенностях мировоззрения учащихся юношеского возраста. Очевидно, что структура мировоззрения складывается уже к началу изучаемого возрастного периода и сохраняется на всем его протяжении. Однако состав и вес компонентов, входящих в выделенные факторы, оказываются различными у учащихся раннего и позднего юношеского возраста, что, на наш взгляд, отражает динамику содержания мировоззрения, меняющуюся в зависимости от социальной ситуации развития на разных этапах обучения. Такой подход позволяет дать характеристику содержания мировоззрения учащихся на этапах раннего (16–18 лет) и позднего (19–22 года) юношеского возраста.
Так, для старшеклассников и студентов младших курсов колледжа наибольшие по весу компоненты входят в фактор «самоидентичность», причем максимально значимыми оказываются позитивное отношение к родительской семье, к ее истории, то есть к своим корням. Начиная свою жизненную историю, юноши и девушки опираются на ресурсы, которые предоставляет им родительская семья, хотя сами пока слабо готовы к поддержанию семейного благополучия. Важными аспектами мировоззрения в этот период выступают также осознание и принятие основных нормативных ценностей общества, своей гражданской позиции, личной активности и ответственности. Устремленность в будущее как ведущая возрастная характеристика личностного развития учащихся 16–18 лет проявляется в ценностном отношении к успеху и достижениям, однако представление о содержании и путях реализации жизненного успеха не связано ни с финансовым благополучием, ни с образованием. По-видимому, здесь мы наблюдаем описанный Л.И. Божович феномен двуплановости самоопределения, проявляющийся в сочетании весьма обобщенных представлений старшеклассников и студентов младших курсов колледжа о своих жизненных перспективах и достижениях с вполне конкретным намерением получить образование по той или иной уже выбранной специальности (Божович, 2008).
В целом, структурно-динамические характеристики мировоззрения учащихся раннего юношеского возраста свидетельствуют о начале становления внутренней позиции взрослого, обусловленной не столько уровнем личностной зрелости, сколько институциональными требованиями, связанными с жизненным и профессиональным самоопределением, поиском своего места в обществе (Андреева, Бегунова, Лисичкина, 2023).
Для студентов и выпускников вуза наибольшие по весу компоненты входят в факторы «освоение социального норматива» и «самоидентичность». Их гражданская позиция становится более осознанной и эмоционально окрашенной, но менее деятельной и активной, чем у старшеклассников. Ведущим компонентом самоидентичности выступает потребность в достижении цели и успеха, личностную ценность приобретают дружба и семейные отношения, не ограниченные только родительской семьей. Тем не менее позитивное отношение к семейным ценностям имеет второстепенное значение, что, по-видимому, обусловлено как сепарацией молодых людей от родительской семьи, так и их неготовностью к созданию собственной семьи, установлению и поддержанию длительных близких отношений. Принимая во внимание возраст и социальный статус выпускников вуза, делающих первые шаги в своей профессиональной карьере и обретении экономической самостоятельности, можно считать это проявлением адекватного и ответственного поведения.
Социальная ситуация развития в позднем юношестве определяется как внешними, институциональными, требованиями, так и становлением внутренней готовности нести ответственность за свою жизнь. Структурно-динамические характеристики мировоззрения студентов и выпускников вуза начинают определяться внутренней позицией взрослого, которая проявляется в том, что молодые люди идентифицируют себя уже не с родительской семьей и ее ресурсами, а с собственными достижениями и жизненными ценностями. При этом сама внутренняя позиция взрослого находится в стадии становления, поскольку ограничена только сферой личных потребностей и не распространяется на более широкий круг значимых лиц и отношений.
Заключение
- Проведенное исследование позволило верифицировать концептуальную структурно-динамическую модель мировоззрения, в соответствии с которой гражданская позиция, семейная история, ценностные ориентации, стремление к успеху и способ познания мира рассматриваются в качестве социально-психологических источников становления целостного мировоззрения человека.
- Структурные характеристики мировоззрения учащихся юношеского возраста связаны с освоением социального норматива, выбором значимого социума, представлениями о жизненных ресурсах, самоидентичностью.
- Динамика содержания мировоззрения учащихся раннего (16–18 лет) и позднего (19–22 года) юношеского возраста определяется социальной ситуацией развития на разных этапах обучения и отражает становление внутренней позиции взрослого как мотивационной и когнитивной основы поведения человека.
- Становление внутренней позиции взрослого и появление у студентов и выпускников вуза достаточно четких жизненных планов и приоритетов способствует снижению диффузности содержания мировоззрения.
- Полученные в данном исследовании результаты вносят вклад в разработку проблемы мировоззрения как психологического феномена, мировоззренческого и ценностного самоопределения учащейся молодежи в современных социокультурных условиях.
Перспективы исследования
Предполагаемые перспективные линии в изучении мировоззрения современной молодежи связаны с анализом его иерархической структуры, проверкой структурно-функциональной модели мировоззрения, выявлением региональной, социокультурной, возрастной и гендерной специфики.