Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность

Аннотация

Одним из инновационных направлений современной психологии является изучение рефлексии. В статье анализируется логика развития и этапы изучения рефлексии в европейской философской и психологической мысли от античности до современности, а также дифференцируются и характеризуются основные научные школы и направления в российской психологии рефлексии. При этом впервые прослежена связь философско-психологических трактовок рефлексии в отечественной психологии с развитием русской литературно-художественной критики ХIХ века, а также показано взаимодействие современной рефлексивной психологии со смежными науками о человеке.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, история психологии, современная психология

Рубрика издания: Специальная тема выпуска

Для цитаты: Семенов И.Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность // Психология. 2008. Том 5. № 1. С. 64–76.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способов решения задач. М., 2002.
  2. Анисимов О.С. Рефлексия и методология. М., 2007.
  3. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1979. Т. 2.
  4. Васютин Р.Н., Семенов И.Н. Игрорефлексика профессионального роста менеджеров средствами рефлексивного видеотренинга. Сочи-Запорожье: ИРПТиГО, 1999.
  5. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск: СибАГС, 2005.
  6. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М. Педагогика. 1995.
  7. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия //Рефлексивные процессы и управление. 2002. Т. 2. № 2. С. 90-105.
  8. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. Новосибирск: ПИ РАО, 1996.
  9. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Развитие индивидуальности в контексте диалогического взаимодействия // Мир психологии. 2008. № 1. С. 54-63.
  10. Двоеглазова М.Ю., Семенов И.Н. Развитие личностной рефлексии в студенческом возрасте. Мурманск: МГПУ. 2007.
  11. Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС, 2005.
  12. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1916.
  13. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 112-117.
  14. Иванова И.Н. Создание образа: стили потребителя как процесс идентификации // Модернизация экономики и развитие государства». М.: ГУ ВШЭ, 2006. Т. 2.
  15. Истрин И. Отклики в сонетах о поэтах. Тамбов: ТГУ, 2006.
  16. Мысли о мыслях / Под ред. И.С. Ладенко, И.Н. Семенова и др. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. Т. 1-3.
  17. Ладенко И.С., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Философские и психологические исследования рефлексии. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991.
  18. Лепский В.Е., Зорина Г.И. Рефлексивное предприятие ХХI века // Рефлексивные процессы и управление. 2005. Т. 5. № 2. C. 21-40.
  19. Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003.
  20. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Наука, 1973.
  21. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М. Изд-во ИП РАН, 2004.
  22. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.: Изд-во ИП РАН, 2000.
  23. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс Пресс. 2002.
  24. Рефлексия в психологическом обеспечении образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова, В.К. Солондаева. М.-Ярославль. ЯРО РПО, 2004.
  25. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под ред. М.В. Кларина, И.Н. Семенова. М.: ИП РАО,1995.
  26. Ковшев Е.М. Социальная рефлексия: структура, формы, функции. М., 1998.
  27. Ковшуро О.Д., Семенов И.Н. Исследование рефлексивных особенностей самореализации личности госслужащих. Брянск-Орел: БФ ОРАГС, 2005.
  28. Кравков С.В. О самонаблюдении. М., 1924.
  29. Кулюткин Ю.Н., Муштавинова И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб., 2002.
  30. Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивное мышление педагогов. Омск: ООИПКРО, 2003.
  31. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. №3. С. 48-58.
  32. Огурцов А.П. Рефлексия // Философская энциклопедия. М., 1967. Т .4.
  33. Петровский В.А. Опыт событийной транскрипции рефлексии // Рефлексивные процессы и управление. 2001. № 1. С. 61-73.
  34. Петровский В.А., Таран Т.А. Модель рефлексивного выбора: трансактная версия // Рефлексивные процессы и управление. 2003. Т. 3. № 1. С. 74-91
  35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Прогресс, 1969.
  36. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Алек$ сеев Н.Г. и др. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.
  37. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова. М.: ИФ АН СССР, 1988.
  38. Похмелкина Г.Ф., Слободянюк И.А., Семенов И.Н. и др. Рефлексивная психология на рынке образовательных услуг. Винница: ВГПИ, 1992.
  39. Пэрна Я. Жизнь. Ритм. Творчество. М., 1925.
  40. Пэрна Я. Из дневниковых записей. СПб., 1993.
  41. Растянников А., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Развитие рефлексивной компетентности в совместном творчестве. М.: Изд-во ИП РАН, 2002.
  42. Репецкий Ю.А., Семенов И.Н., Сидорова А.Ю. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте инновационного тренинга // Мир психологии. 2001. № 2. С. 177-186.
  43. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Л., 1927. Ч. 1. М., 1927. Ч. 2
    Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов - будущих психологов. Сочи: НОЦ РАО, 2005.
  44. Семенов И.Н. Вюрцбургская школа. Душа. Индивидуальность. Кюльпе Освальд // БСЭ, М.: Советская энциклопедия, 1973.
  45. Семенов И.Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник - 1982. М.: Наука, 1982. С. 301-319.
  46. Семенов И.Н. Психология рефлексии в научном творчестве С.Л.Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 67-74.
  47. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП, 1990.
  48. Семенов И.Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР (1951-1991). Новосибирск. НГУ. 1992. Ч. 1. С. 35-56.
  49. Семенов И.Н. Психология творчества Ф.И. Тютчева в дерзаниях «золотого», «серебряного» и «железного» века русской поэзии // Ф.И.Тютчев и тютчеведе. ние в начале третьего тысячелетия. Матер. науч..практ. конф. Брянск: БОНУБ, 2003. С. 14-24.
  50. Семенов И.Н. Рефлетехнологии психолого-педагогического сопровождения развития личности на этапе межпоколенческого перехода // Известия академии педагогических и социальных наук. М.: Модэк, 2008. Т. ХII. Ч. П. С. 89-101.
  51. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992.
  52. Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. № 4. С. 26-37.
  53. Стиглиц Дж. Тревожное время глобализации. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
    Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.
  54. Хаяйнен Е.В. Развитие личностной рефлексии средствами экзистенциального тренинга // Вестник интегративной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 2004. C. 266-268.
  55. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. № 3. С. 9-21.
  56. Чистова И.С. Поэзия 1840-х годов // История русской литературы. Л.: Наука, 1981. Т. 2. С. 473-500.
  57. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  58. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Логос, 2007.
  59. Шперк Ф.И. Философия рефлексии. СПб., 1895.
  60. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. Т. 1-2.

Информация об авторах

Семенов Игорь Никитович, доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО города Москвы МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5823-2918, e-mail: i_samenov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3264
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5