Творчество: психологические и компьютерные модели

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, какие грани соприкосновения существуют сегодня между психологическими и вычислительными моделями творчества. Показано, что концептуальный аппарат когнитивного моделирования используется в современных психологических исследованиях для интерпретации эмпирических феноменов творчества. Вместе с тем компьютерное моделирование как способ оценки и сравнения предсказательных возможностей моделей в области творчества является отстраненным от психологического теоретизирования и эмпирических данных психологии.

Общая информация

Ключевые слова: модель, моделирование, когнитивные процессы, компьютерная модель, творчество

Рубрика издания: Короткие сообщения

Для цитаты: Белова С.С. Творчество: психологические и компьютерные модели // Психология. 2008. Том 5. № 4. С. 112–119.

Литература

  1. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его школа // Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С. 19-143.
  2. Anderson J.R., Bothell D., Byne M.D., Douglass S., Lebiere C., Qin Y. An integrated theory of mind // Psychological Review. 2004. 111. 4. 1036-1060.
    Binsted K. Machine humour: An implemented model of puns: PhD thesis. University of Edinburgh, 1996.
  3. Boden M.A. Creativity and artificial intelligence // Artificial Intelligence. 1998. 103. 347-356.
  4. Boden M.A. Computer models of creativity // Handbook of Creativity. R.J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press, 1999. 351-372.
  5. Falkenhainer B., Forbus K. D., Gentner D. The structure.mapping engine: Algorithm and examples // Artificial Intelligence. 1989. 43. 1-63.
  6. Friedman R.S., Fishbach A., Fцrster J., Werth L. Attentional Priming Effects on Creativity // Creativity Research Journal. 2003. 15. 2&3. 277-286.
  7. Gruszka A., Necka E. Priming and Acceptance of Close and Remote Associations by Creative and Less Creative People // Creativity Research Journal. 2002. 14. 2. 193-205.
  8. Hofstadter D.R., Mitchell M. The copycat project: A model of mental fluidity and analogy-making // D. Hofstadter and the Fluid Analogies Research group. Fluid Concepts and Creative Analogies. Basic Books, 1995. Chapter 5. 205-267.
  9. Isen A.M. On the relationship between affect and creative problem solving // S. Russ (ed.). Affect, creative experience, and psychological adjustment. Philadelphia: Taylor & Francis, 1999. -17.
  10. Howard-Jones P.A., Murray S. Ideational Productivity, Focus of Attention, and Context // Creativity Research Journal. 2003. 15. 2&3. 153-166.
  11. Kasof J. Creativity and breadth of attention // Creativity Research Journal. 1997. 10. 4. 303-315.
  12. Lubart T.I., Getz I. Emotion, metaphor, and the creative process // Creativity Research Journal. 1997. 10 (4). 285-301.
  13. Martindale C. Creativity and connectionism // S.M. Smith, T.B. Ward, R.A. Finke (eds.). The creative cognition approach. Cambridge, MA: Bradford, 1995. 249-268.
  14. Smith S.M. Fixation, incubation and insight in memory and creative thinking // S.M. Smith, T.B. Ward, R.A. Finke (eds.). The creative cognition approach. Cambridge, MA: Bradford, 1995. 135-156.
  15. Thornton C. Connectionism, creativity and guided walks // T. Dartnall (ed.). Artificial Intelligence and Creativity. Kluwer Academic Publishers, 1994. 211-215.

Информация об авторах

Белова Софья Сергеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1710-2180, e-mail: sbelova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1200
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0