Психолого-педагогические исследования
2009. Том 1. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сенсорная экология, образ мира, экологическая культура, сенсорная культура
Рубрика издания: Психологический инструментарий
Для цитаты: Алисов Е.А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n1/Alisov (дата обращения: 03.12.2024)
Полный текст
Сенсорная экология: научная многоаспектность предметного поля
Областью естественнонаучного знания с очерченным предметным кругом исследования выступает сегодня сенсорная экология, являющаяся составной частью физиологической экологии. Она связана с изучением принципов формирования сенсорных способностей организма в различных экологических условиях и оценкой экологического “благополучия” информационного поля внешней среды. Накопление специфически значимых знаний об особенностях биологической организации и функционирования сенсорных систем восприятия инициировало развитие физиологической экологии в качественно иных форматах. Закономерным продуктом развития данной отрасли и явился весомый теоретический и экспериментальный потенциал, оформленный сенсорной экологией.
Между тем, приоритетные направления развития общей экологии все в большей степени затрагивают аспект взаимодействия мира природы и психики человека. Неоспоримые факты и подтверждения с психологической точки зрения заявляют о принципиальной значимости этого аспекта. Данная тенденция общеэкологического масштаба действенна также по отношению к сенсорной экологии. Это подразумевает выраженное влияние факторов сенсорно воспринимаемого природного мира на чисто психические процессы и явления. Характерные (индивидуальные, возрастные, профессиональные и пр.) особенности мировосприятия, рассматриваемые с экологической точки зрения, посредством функционирования всей совокупности сенсорных систем накладывают заметный отпечаток на психическое состояние субъекта восприятия. Визуально, акустически, тактильно и т. д. воспринимаемые воздействия могут быть как благотворными, так и пагубными, напрямую или опосредованно определять психические процессы. Особо актуальным становится вопрос касательно подобного влияния на развитие личности со свойственной ему глубиной и индивидуальной динамичностью. Важен также временной показатель, отражающий продолжительность воздействия по сенсорным каналам различных экологических факторов, возможность его аккумуляции. Все это - отдельные проявления многопланового феномена психологической экологии.
Диаметрально противоположным, но не противоречащим предмету психологической экологии можно считать предмет экологической психологии, каковым является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах. В данном контексте также прослеживается особая роль, принадлежащая сенсорно-экологической направляющей становления и развития экологической культуры как идеала экофильно ориентированной личности. Здесь обозначается самый первый рубеж сложных контактов личности и природного мира, определяющее признак экологичности как таковой начало в лице функционирования каналов сенсорного восприятия. Так, и экологическая психология, и психологическая экология, можно сказать, возникают на двух противоположных полюсах сопряжения “материнских” экологии и психологии. Их вычленение в самостоятельные области исследования вполне может показаться искусственным и необоснованным, но такая точка зрения несостоятельна хотя бы потому, что процессы такого “вычленения” вполне могут считаться происходящими независимо друг от друга. Вместе с тем, по любой из так называемых осей сопряжения - психологической или экологической - реально выявление внутренней взаимосвязи двух научных направлений. Подобные оси научного сопряжения присутствуют и в сенсорной экологии: принятие логики выделения ее собственного частного предмета исследования обеспечило возможность проецирования свойственных общей экологии тенденций развития.
Таким образом, так же, как экология из дисциплины в рамках биологического цикла знаний трансформируется в особое отношение человека к природе, самому себе и культуре, сенсорная экология не может ограничиваться предметным полем физиологической экологии, расширяя сферу подчиняющихся ее закономерностям явлений.
Функциональные особенности сенсорного мировосприятия
Продолжая образную характеристику процессов интеграции и дифференциации научного знания сенсорной экологии, можно отметить, что своеобразными точками пересечения психологической и экологической осей сопряжения ее становятся функциональные особенности сенсорного мировосприятия. Под сенсорным мировосприятием понимается процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на сенсорные системы человека. От них напрямую будет зависеть возможность гармонизации взаимодействия психических процессов, с одной стороны, и природных, с другой. Анализ прикладных задач сенсорной экологии на основе опыта изучения гуманитарных и естественнонаучных теорий позволяет выявить следующие из названных особенностей.
1. Биологически вид Homo sapiens, как и любой другой, запрограммирован на выживаемость в конкретных природных условиях существования, этому способствует обеспечиваемая генетически и приобретенная в процессе эволюции совокупность признаков, в том числе и функциональных признаков строения сенсорных систем. 90 % своей истории человек провел в полном единении, гармонии с природой, существуя как ее часть. Сенсорно воспринимаемая среда находилась в абсолютном соответствии с функциональными возможностями сенсорных систем, на достижение этого ушли миллионы лет. Последние же 250 лет настолько кардинально изменили ряд сенсорно воспринимаемых параметров, что темпы соответствующей перестройки зрительной, слуховой, тактильной систем, параметры химической коммуникации не успевают адаптироваться к новым условиям.
Обозначенный диссонанс накладывает дополнительную нагрузку на функционирование сенсорных систем, превышая по ряду параметров пределы нормы. Такое положение может детерминировать состояние “сенсорно-экологического голода” или “сенсорноэкологической перегрузки”.
Причин такого резкого изменения характера сенсорно воспринимаемой информации о мире несколько:
коренное преобразование большинства видов деятельности в современном обществе, ведь в процессе эволюционного развития человек в течение суток только малую часть своего времени был занят пристальным сенсорным анализом конкретной обстановки;
увеличение темпов смены одной сенсорно воспринимаемой картины другой, порой резко отличающейся по ряду параметров, что напрямую связано с переоценкой современных скоростных амплитуд жизни;
всеобщая урбанизация, отторгшая человека от естественного мира природы;
бурное развитие всевозможных информационных технологий, способных заменять естественные природные звуки, краски, запахи на виртуальные, находящиеся зачастую вне пределов восприятия сенсорными системами или являющиеся опасными для восприятия (высокочастотные звуковые волны, “ядовитые” цвета, резкие запахи и пр.);
чрезмерное стремление к стандартизации выразительных характеристик сенсорно воспринимаемых объектов и явлений, результатом которого становится однообразие, “серость” и унификация изначально яркого природного мира;
вынужденное, либо неоправданное, насыщение объектов сенсорно воспринимаемой среды элементами некрофильной модальности, антагонистичными этике благоговения перед жизнью и др.
Итак, одна из функциональных особенностей сенсорного мировосприятия состоит в обязательности соблюдения соразмерности параметров сенсорно воспринимаемой среды функциональным параметрам сенсорных систем. Учитывая упомянутый диссонанс возможностей сенсорных систем и характера качественного преобразования окружающего мира, следует отметить, что особо актуализируются, с одной стороны, механизмы развития экологических представлений личности о сенсорно воспринимаемых реалиях современного мира, а с другой - механизмы регенерирующей и спасающей природный мир деятельности.
Не менее важной особенностью сенсорного мировосприятия выступает иерархизация поступающих сенсорных импульсов по значимости, выделение наиболее актуальной в данный конкретный момент информации. Природа возможности такой иерархизации заложена опять-таки в эволюционных механизмах ее создания. Биологическому виду жизненно необходимо из множества раздражающих факторов окружающего природного мира выбрать определяющие его судьбу. Кроме того, закономерности восприятия сенсорной информации в обязательном порядке будут определяться индивидуальными физиологическими и психическими особенностями субъекта восприятия, от чего также напрямую будет зависеть иерархизация поступающих импульсов. В этом случае подобная иерархизация определит возможность принадлежности личности к так называемым “аудиалам”, “визуалам”, “кинестетикам”.
Проекция предмета сенсорной экологии в плоскость психологической экологии позволяет сделать акцент на собственно психологической стороне этого явления: упомянутый выбор может быть определяющим не столько жизнедеятельность организма, сколько его психическую деятельность. Сенсорная информация, поступающая об одних и тех же элементах среды, может становиться или главной, или периферической в зависимости от характера деятельности индивида. Обозначенный ракурс проблемы сенсорного мировосприятия зависит, например, от мотивационных приоритетов личности.
Ориентация функциональной работы сенсорных систем на обязательную востребованность взаимосвязи с другими организмами. В психолого-экологическом аспекте здесь подразумевается как прямая, так и опосредованная нацеленность на гипотетические контакты вербального и невербального типов. Теоретические основания рассмотрения этой особенности имеют, прежде всего, социологические корни.
Зависимость сенсорного мировосприятия от эмоционально-волевой динамики общего состояния. Принципиально значима именно динамика смены эмоционально-волевых характеристик психического состояния, т. е. предшествующая, настоящая и прогнозируемая последующая фазы. Спектр подобных характеристик достаточно широк и определяем индивидуальными отличительными чертами психики.
Необходимой предпосылкой нормальной жизнедеятельности организма является создание адекватного для формирования естественного поведения образа мира - целостной, многоуровневой системы представлений о мире, других людях, о себе, о своей деятельности, многомерного психологического образования, репрезентирующего человеку окружающий мир и его самого. Иными словами, образ мира - это есть мир, как он существует для человека, как он его отражает в экологическом сознании через каналы сенсорного мировосприятия. Прежде всего, с формированием образа мира, а также с общей культурой мышления, выражающейся в гармонии логического и эмпирического в познании, рационального и чувственного, связан уровень истинного знания о природе.
По мере рационализации мышления и все более широкого охвата человечеством природы преобразующей деятельностью, которая достигает не только планетарных, но и, по существу, космических масштабов, возникает парадоксальная ситуация разрыва экологических представлений о природе, оценок ее с научными формальными описаниями закономерностей мира. Высокий уровень абстракции для нового типа науки, логическое конструирование мира, заменяющее действительную целостность взгляда на природу, приводят к формализации знаний о природной среде. Выход - в гармонизации образа мира личности: разрушении противопоставленности, отчуждённости человека от остального мира, качественном преобразовании характера именно сенсорного восприятия. Итак, функционально работа сенсорных систем должна в полной мере отвечать созданию адекватного для формирования естественного поведения образа мира.
Сенсорное мировосприятие на основе позиций интегративных взаимосвязей сенсорной экологии и психологии
Выделенные функциональные особенности сенсорного мировосприятия приведены выше на основе позиций интегративных взаимосвязей сенсорной экологии и психологии. Эти позиции действенны по отношению ко всем видам мировосприятия сенсорными системами, к которым согласно их классификации следует отнести, прежде всего, зрительную, слуховую, тактильную, а также хемосенсорную (вкус и обоняние) системы. Закономерно рассмотрение сенсорного мировосприятия пространственно-временной части природы как синтетического, определенно структурного, позволяющего синхронно воспринимать и переживать явления (картины) природы и их различные признаки. На основе такого восприятия и возникает образ мира.
Методологическое обоснование анализа сенсорного мировосприятия в синтетическом единстве работы всех сенсорных систем содержит теория когеренции (от лат. cohaerentia - внутренняя связь), подразумевающая необходимость согласованности значимых факторов в общей структуре. Именно теория когеренции соответствует тому, что сенсорное мировосприятие всегда цельно, но вместе с тем и избирательно - благодаря этому здесь наблюдается унисонное согласование с основными положениями экологического подхода к зрительному восприятию Джеймса Дж. Гибсона.
Оценка взаимодействия личности и мира природы по сенсорным каналам, в большей степени относительно других согласующаяся с теорией когеренции, присутствует в работах Г.З. Апресяна. При этом он акцентирует внимание, в первую очередь, на триедином действии человеческого зрения - слуха - обоняния.
Действительно, с помощью зрения человек воспринимает по преимуществу внешние формы и приметы природных явлений. Видеть и увидеть природу - не одно и то же. Скользнуть взглядом или направленно созерцать картины природы - разные степени общения с ней, а значит, и неодинаковые уровни зрительного восприятия мира. Очень важно не только то, какой объект или явление природы созерцает человек, но и то, как и какими он их видит. Слухом человек воспринимает и невидимые объекты. Слуховые чувства помогают воспринимать многоголосое звучание природы - свидетельство ее неостановимой жизни, ее динамизма.
Что же касается чувства обоняния, то оно, хотя и доставляет менее сильные и значимые по сравнению со зрением и слухом впечатления, но, тем не менее, играет немаловажную роль во взаимодействии с миром природы. Человек умеет воспринимать и оценивать запахи в их “чистом” виде, т. е. вне их практического значения. Конечно, животные также обладают обонянием и во многих случаях весьма тонким, но различают немногие запахи. Человек же различает любой запах вне связи с его происхождением и характером, отдавая предпочтение благородным ароматам, всегда ассоциирующимся со здоровым началом. Лишенные какой бы то ни было чисто потребительской ценности, запахи чаще всего вызывают в людях лишь эмоционально-духовные чувства, что является явно выраженным психолого-экологическим аспектом сенсорной экологии.
Таким образом, сенсорная чувствительность человека имеет не только физиологическое, но и психологическое значение. В своем историческом развитии человеческая чувствительность превратилась в качественно более высокую и сложную по характеру способность, в чувство, воплощающее уже определенную духовность и уровень культуры, культуры сенсорно-экологической.
Сенсорное восприятие, оставаясь на переднем рубеже любого взаимодействия личности и природного мира, может быть как безотчетным, так и осознаваемым. Осознанное восприятие и переживание, особенно не единичного или мимолетного явления, а повторяющегося или систематического, глубокого и яркого, не ограничивается эмоциональным уровнем, а становится предметом размышления, познания. Здесь налицо движение от зародившегося чувства (чувств) к мысли, совершающееся при направляющей роли размышлений. Детерминируемое сенсорным восприятием картин природы экологическое представление о воспринимаемых явлениях природы более определенно выявляет и формирует субъективное отношение к ним.
Общепедагогические предпосылки развития “чувства природы”
Жан-Жак Руссо первым употребил выражение “чувство природы”. Очевидно, модальность его смыслового значения выше узкофизологического. Педагоги называют чувством природы научно-познавательное и эмоционально-эстетическое восприятие природного окружения, акцентируя внимание на необходимости его развития. А насколько вообще возможно учить чувствовать? Можно ли научить испытывать настоящие чувства? Кто может гарантировать их реальность? Так или иначе, но путь к идеалу чувства природы все равно будет лежать по сенсорным каналам мировосприятия.
Известный швейцарский педагог XIX в. И.Г. Песталоцци, подчеркивая значение образовательной среды в педагогическом процессе, рекомендовал: “Установи близко от тебя, от твоих органов чувств все предметы, положительные в твоем профессиональном развитии и даже в твоей добродетели... Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводи ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание.”.
К.Д. Ушинский писал: “.Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”. “Несчастен ребенок, - говорил К.Д. Ушинский, - если он вырос, не видя росистых лугов и не любуясь полевыми цветами”.
А когда В.А. Сухомлинский замечал, как при виде чудных пейзажей Полтавщины и за- днепровских далей глаза детей начинали сиять, а их сердце наполнялось счастьем, то безмерно счастлив был и он сам как педагог и человек. Он настойчиво учил детей чувству природы. “Важно . интенсивно развивать у них (детей) чувство цвета, тона, объема, контура, перспективы и всего природно высшего”, - так пишет педагог, акцентируя внимание на “зрительном компоненте чувства природы” и продолжает, указывая, что гармония содержится во всем: “в единстве хмурого неба, воды, земли и притихшего леса; в строении кленового листа и в кронах могучих деревьев, в окраске животных и т.д., что все это человеку надо видеть, знать и чувствовать”. Однако люди не всегда сами способны на это. Чтобы открыть глаза на мир и поселить в душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе.
Таким образом, педагогу важно осознать, что, помимо других первостепенных педагогических задач, надо стараться пробудить в подрастающей личности способность к чувству природы, заставить “заговорить” его наряду с деятельностью интеллекта. Это означает определенную и профессиональным образом осуществляемую настройку эмоциональной способности детей, подобно тому, как настраиваются музыкальные инструменты для гармоничного звучания.
С одной стороны, зачем это нужно, если способность сенсорно воспринимать окружающий мир дана человеку его биологической природой, и, с другой стороны, как это много и непросто, когда целью ставится развитие у детей чувства природы!
Сенсорно-экологическая культура
Истоки экологической культуры берут свое начало в опыте народа, представляющем совокупность элементов культурного наследия, которая передается от поколения к поколению и сохраняется в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени. К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во многом утрачена, поэтому сегодня предстоит расширить взгляд человека на мир, сформировать целостное мировоззрение, принять новую систему ценностей, сберечь, возродить и развить ценности культуры, способные обеспечить экосоциальное взаимодействие с природой - экологическую культуру мира. В целом, экологическая культура отражает самые разнообразные отношения человека и общества с природой.
Наряду с этим, существует понятие сенсорной культуры, исчерпывающееся, однако, лишь с позиций возрастной физиологии в контексте сенсорного развития личности, которое трактуется как формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.. Понятие “сенсорная культура” вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов.
Сегодня назрела жизненная необходимость во взаимном регулятивном воздействии двух феноменов экологической и сенсорной культуры друг на друга. Категориальный аппарат рассматриваемых явлений требует, видимо, специального изучения. Очевидна же значимость, “очерченность” охвата различных по сути аспектов для экологической и сенсорной культуры в отдельности, поэтому видится правомерным инициирование выделения категории сенсорно-экологической культуры, обладающей собственными, отличительными от характерных для (выступающих в качестве родоначальных категорий) экологической и сенсорной культуры признаками.
Сенсорно-экологическая культура представляет собой целостный, многоуровневый и полифункциональный феномен, выступающий релевантностным компонентом экологической культуры, формирующийся в процессе сенсорного мировосприятия, развития представлений, отношений, технологий взаимодействия личности и сенсорно воспринимаемого природного мира. Таким образом, сенсорно-экологическая культура сохраняет признаки общей экологической культуры, отражая важнейший аспект взаимоотношений личности и природы в процессе непосредственного сенсорного восприятия мира, что, по своей сути, является первоочередным. Данный аспект показателен интеграцией, обусловленной синтетическим, структурным сенсорным восприятием по всем каналам - через все органы чувств - информации о внешнем мире в совокупности.
Психолого-педагогический аспект сенсорно-экологической культуры
Итак, психолого-педагогический аспект сенсорно-экологической культуры состоит, прежде всего, в обязательной направленности на осмысление и понимание следующих факторов и явлений:
понимание соотношения между экологическими представлениями личности о сенсорно воспринимаемом природном мире и реалиями этого мира;
осмысление роли зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильного восприятия в складывании элементов общей панорамы окружающего мира;
четкую дифференциацию сформированных на основе сенсорного восприятия образов естественной и виртуальной действительности;
анализ соотношений и связей сенсорной экологии, экологической психологии и экологической психопедагогики;
оценку степени достоверности категорий научного знания о культуре, фактов, понятий, законов, теоретических выводов, гипотез, знаний особенностей сенсорного мировосприятия, результатов эксперимента, практического применения научных знаний;
владение понятийно-терминологическим аппаратом в сфере сенсорно
экологической культуры;
понимание необходимости исследования и разработки сенсорно-экологического подхода к проектированию полифункциональной образовательной среды.
Литература
- Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. М.: Знание, 1981.
- Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт,1999.
- Гривко Е.В. Формирование эколого-гуманистического образа мира старшеклассников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 1998.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Дмитриева Т.М. Основы сенсорной экологии: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.
- Когай Е.А. Человек и природа: ценностные регулятивы экологического сознания. М.: Прометей, 2001.
- Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что – плохо. М.: ТАСС – РЕКЛАМА, 1997.
- Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность. М.: Высшая школа, 1987.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1587
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1247
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1