Методика исследования адаптированности студентов в вузе

38845

Аннотация

После поступления в вуз вчерашние выпускники школ сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новой для них культурно-образовательной среде. В статье представлена разработанная авторами методика исследования адаптированности студентов в вузе, которая включает две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности. Методика может использоваться для выявления студентов, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности; для методического обеспечения психологического сопровождения адаптации студентов в вузе, для исследования эффективности коррекционно-развивающей и воспитательной работы со студентами, а также в практике преподавания курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и колледжах.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, адаптационный потенциал личности, образовательная среда

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n2/27814 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

Поступление в вуз и обучение в нем сопровождается включением вчерашних выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду, что является пусковым механизмом процесса адаптации. Успешность адаптации предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и их готовность к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе обучения. В психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать виды: адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).
И если адаптация к будущей профессии преимущественно приходится на старшие курсы, продолжаясь после поступления на работу, то адаптация к учебной деятельности и к группе должна произойти как можно раньше, поскольку в противном случае возникнут затруднения в актуализации необходимых для успешного обучения и овладения профессией познавательных и личностных ресурсов. Если студент не сможет в короткие сроки освоить предъявляемые к нему в вузе требования, а также найти общий язык и взаимопонимание с однокурсниками и преподавателями, то это, несомненно, скажется на его успехах в учебе и желании учиться, что повлечет за собой отчуждение от образовательной среды и уход из вуза.
Результатом процесса адаптации является адаптированность. Некоторые авторы понятия « адаптация» и «адаптированность» рассматривают в качестве синонимов. Например, А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов определяют адаптацию как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [5, c.17]. В нашем исследовании понятие «адаптированность» отражает результативную сторону процесса адаптации.
Соответственно, адаптированность студентов к обучению в вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:
удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;
принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;
способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.
Проблема адаптации студентов в вузе особенно актуальна в настоящее время в связи с высоким уровнем миграции населения, в результате которой, например, в российских вузах получают образование молодые люди из постсоветских, а также автономных республик, для которых русский язык не является родным; для таких студентов новыми являются и характер общения, и культура отношений. Выпускники сельских школ, привыкшие к иному, чем в городе, укладу жизни также испытывают трудности в адаптации к новой для себя среде и к условиям обучения в вузе. В этой же ситуации оказываются молодые люди, которые еще в школе испытывали трудности при обучении и поступили в вуз по контракту. Трудности адаптации могут обусловливаться и индивидуально-типологическими особенностями студентов.
Все это ставит перед психологической службой вуза проблему исследования и повышения адаптированности различных категорий студентов. В этой связи актуальной становится своевременная диагностика студентов с трудностями в адаптации, что позволит своевременно начать оказывать им адресную психолого-педагогическую помощь и поддержку. И хотя проблеме адаптации студентов-первокурсников уделяется достаточно много внимания в различных исследованиях (см., например, [1];    [2];    [3];    [4]), но
используемый в них диагностический аппарат требует отдельного рассмотрения.
Проведенный нами анализ исследований проблемы адаптации студентов в вузе позволил выявить, что для диагностики процесса адаптации используются самые различные методики. Прежде всего, шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда. Остальные методики носят сопутствующий характер: методика для определения самооценки и уровня притязаний (Т.В.Дембо, С.Л.Рубинштейн, А.М.Прихожан); 16-факторный личностный опросник (Р.Кеттелл); опросник Басса - Дарки; опросник социальной компетентности (Л.М.Митина); опросник конструктивности мотивации (А.А.Реан, О.П.Елисеева); исследование самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев); «Локализация    контроля»    (адаптированная    Е.Г.Ксенофонтовой);    диагностика
коммуникативной социальной компетентности (Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов); опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» (В.А.Лабунская).
Кроме того для изучения процессов адаптации студентов в вузе исследователи используют собственные анкеты, однако ни одна из них не носит характера стандартизированного опросника.
Адаптация студентов исследуется также посредством изучения их физического развития и здоровья. Для этого используются следующие методы: соматометрический (измерение длины и массы тела в сантиметрах и килограммах, окружности грудной клетки (ОГК) в трех состояниях: в покое, на максимальном вдохе и выдохе в сантиметрах), физиометрический (измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) в миллилитрах, силы сжатия кистей рук (ССК) в килограммах), а также метод индексов по С.В. Хрущеву; умственная работоспособность изучалась по методике дозирования работы во времени с использованием таблицы В.Я. Анфимова [6].
Как видим, среди представленного разнообразия методик только одна непосредственно направлена на исследование уровня адаптированности личности - методика диагностики социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда. Однако данная методика, включающая 101 вопрос, совершенно не касается трудностей в учебной деятельности, она преимущественно ориентирована на межличностные отношения вообще, а не на отношения, возникающие в связи с обучением в вузе, кроме того она громоздка в обработке.
В этой связи нами была разработана специальная диагностическая методика.

Методика «Адаптированность студентов в вузе»

Описание методики

Методика представляет собой набор из 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия.
Инструкция. С целью создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.
Варианты ответов: «Да» - 2; «Трудно сказать» - 1; «Нет» - 0.

Список суждений

1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.
2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.
3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.
4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.
5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.
6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.
7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.
8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.
9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.
10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.
11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.
12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.
13. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.
14. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.
15. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.
16. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.

Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом.
Прямые суждения (цифра 0 означает 0 баллов; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 2 балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14.
Обратные суждения (цифра 0 означает 2 балла; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16.
Шкала адаптированности к учебной группе. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.
Шкала адаптированность к учебной деятельности.    Подсчитывается сумма баллов по
следующим вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.
Методика прошла психометрическую проверку и была использована для исследования различий в адаптированности студентов-первокурсников, окончивших сельскую и городскую школы, а также для исследования адаптированности студентов различных курсов.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют о том, что студент чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
Психометрическая проверка методики. В исследовании приняли участие 167 студента I-V курсов исторического и технолого-экономического факультетов Стерлитамакской государственной педагогической академии (100 юношей и 67 девушек). Проверка надежности производилась с использованием метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для определения надежности и точности по обеим шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности-согласованности применялась формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели находились в пределах 0,90 -0,92.
Проверка валидности теста. Проверка по критерию конструктивной валидности заключалась в вычислении коэффициентов корреляции суммарного результата, полученного по данной методике, с показателями уровня социально-психологической адаптированности по методике К.Роджерса и Р.Даймонда. В результате коэффициент корреляции для 64 испытуемых составил 0,82 (а < 0,001).
В целях повышения достоверности результатов опросник был сбалансирован по количеству положительных и отрицательных ответов: вариантам «да» и «нет» по каждой шкале соответствует равное количество пунктов опросника.
Вычислены также следующие показатели по обеим шкалам.
По шкале адаптированности к учебной группе: среднее арифметическое = 12,0; медиана = 13; стандартное отклонение = 3,3; минимальное число баллов = 4,0; максимальное число баллов = 16,0.
По шкале адаптированности к учебной деятельности: среднее арифметическое = 10,6; медиана = 11; стандартное отклонение = 3,7; минимальное число баллов = 2,0; максимальное число баллов = 16,0.

Внедрение и практическое использование

Предложенная методика может применяться для решения следующих проблем:
выявление студентов, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности;
методическое обеспечение психологического сопровождения адаптации студентов в вузе;
исследование эффективности коррекционно-развивающей и воспитательной работы со студентами;
Кроме того она может использоваться в практике преподавания курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и колледжах.
В результате проведенного нами экспериментального исследования, в котором приняли участие студенты различных вузов г. Стерлитамака ( 80 студентов, окончивших сельскую школу, и 68 студентов, окончивших городскую школу), были получены следующие результаты. Студенты - выпускники сельских школ имеют более низкую, по сравнению со студентами - выпускниками городских школ, адаптированность как к учебной группе, так и к учебной деятельности. Так, бывшие выпускники сельских школ и выпускники городских школ на I, III, V курсах вузов имеют, соответственно, следующие показатели адаптированности к учебной группе: I курс - 12,1 и 14,0; р<0,01; III курс - 10,5 и 13,5; р<0,001; V курс - 11,4 и 14,5; р<0,001. То есть адаптированность к учебной группе у студентов - выпускников сельских школ, хотя и возрастет к V курсу, но все же в среднем остается ниже, чем у студентов - выпускников городских школ.
Аналогичным соотношением характеризуется адаптированность студентов к учебной деятельности. Студенты - выпускники сельских школ и студенты - выпускники городских школ I, III, V курсов имеют, соответственно, следующие показатели адаптированности к учебной деятельности: I курс -10,3 и 12,4; р<0,05; III курс - 9,4 и 12,5; р<0,01; V курс - 10,7 и 13,8; р<0,001. То есть от курса к курсу адаптированность к учебной деятельности у студентов - выпускников сельских школ, остается в среднем ниже, чем у студентов - выпускников городских школ.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости более внимательного отношения психологической службы, а также профессорско-преподавательского состава вуза к студентам - выпускникам сельских школ. Более низкая адаптированность таких студентов, сохраняющаяся на протяжении всего периода обучения, естественно, сказывается и на их мотивации к учебной деятельности, и на их учебной успешности.

Литература

  1. Адаптация студентов Северного Кавказа в вузах г. Самары (опыт практической работы) / Березин С.В., Козлов Д.Д., Лисецкий К.С. и др. Самара, 2004.
  2. Бабахан Ю.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности // Психологический журнал. 2003. №6.
  3. Всеволодова Н.А. Психологическая адаптация учащихся старших классов к обучению в профильном лицее: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
  4. Поваляева М.А. Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтнического региона: Сб. научных трудов. Краснодар, 2003.
  5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2008.
  6. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ижевск, 2003.
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Информация об авторах

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет (ФГБОУ ВО СГУ), Сочи, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9604-2672, e-mail: tatdm@mail.ru

Крылова Анастасия Владимировна, аспирант кафедры психологии государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, e-mail: 3687444@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4996
В прошлом месяце: 71
В текущем месяце: 59

Скачиваний

Всего: 38845
В прошлом месяце: 259
В текущем месяце: 240