Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов

2719

Аннотация

Одним из основных личностных факторов профессионального самоопределения являются характерологические особенности. Наиболее ярко выраженные черты характера образуют акцентуацию. Цель исследования – выявить особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов. В качестве общей гипотезы исследования выступало следующее положение: выбор типа профессии сферы экологии и природных ресурсов обусловливается акцентуированными чертами характера. Исследование влияния характерологических особенностей на профессиональный выбор проводилось на базе Московского государственного университета леса. В исследовании принимали участие студенты различных факультетов: гуманитарного, лесного, экономики и внешних связей, механической и химической технологии древесины, ландшафтной архитектуры, в общей сложности – 488 человек. Диагностика акцентуаций характера среди студентов исследуемых факультетов проводилась по методикам Х. Шмишека и А.Е. Личко. Анализ влияния характерологических особенностей на профессиональный выбор выявил взаимосвязь типов акцентуаций и процесса профессионального самоопределения. Результаты исследования могут применяться в вузах для реализации дифференцированного подхода в обучении студентов путем организации учебных групп и создания оптимальных условий для формирования профессионально важных качеств будущих специалистов.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессионализация, акцентуация характера, профессионально важные качества, социализация

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Крыжановская И.В. Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n2/27835 (дата обращения: 02.12.2023)

Фрагмент статьи

Система научных знаний о человеке рассматривает процесс социализации личности как результат субъективных решений в переломные периоды жизненного пути, который во многом зависит от профессионального развития. Определяющим этапом процесса социализации является выбор профессии. В современном обществе проблема профессионального самоопределения как этапа развития личности и ее социальной адаптации становится все более острой. Социально-экономические условия, характеризующиеся динамикой мира профессий и требований к профессиональной деятельности, объективно усложняют этот процесс. Необходимость изучения влияния множества объективных и субъективных факторов на профессиональный выбор определяется актуальностью разработки целостной системы представлений о профессиональном самоопределении молодежи [4].
На момент выбора профессии как некоторого результата процесса профессионального самоопределения личность как субъект деятельности имеет определенную структуру. Следовательно, в процессе обучения, ориентированного на личностный подход и создание условий для формирования профессионально важных качеств будущего специалиста, становление профессионала невозможно без учета индивидуальных характерологических особенностей студентов. Знание о влиянии характерологических особенностей на профессиональный выбор расширит возможности профориентации и дифференцированного подхода в профессиональном обучении студентов [4].
Характер представляет собой наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности. Черты характера проявляются в учебной, трудовой и профессиональной деятельности [3]. Исследования последних лет по проблеме взаимного влияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств указывают на то, что одной из причин изменения уровня выраженности акцентуаций характера является адаптация личности к профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, С. Ф. Вакарина, Н. Р. Лавренко, С .Н. Морозюк и др.).
С. Ф. Вакарина, исследуя психологические особенности педагогов, выявила, что акцентуации черт характера в процессе выполнения педагогической деятельности приобретают профессионально обусловленный характер и определяют стиль преподавания [1].
Обсуждая проблему вершинных профессиональных достижений, А. А. Дергач и В. Г. Зазыкина обращают внимание на наличие у специалистов акцентуированных черт характера. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности [2]. Аналогичные выводы прослеживаются в диссертационных исследованиях И.Ш.Алешиной, С.Ф.Вакариной, Н. Р.Лавренко, С. Н. Морозюк, С.П.Пронина, С .Г.Фантиной, О. А.Хашиной. Менее изучены особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии, а также то, каким фактором для процесса профессионального самоопределения являются акцентуации, – позитивным, негативным, активизирующим, и т.д.

Литература

  1. Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных черт характера педагога: Дис. … канд.психол.наук. Казань, 2002.
  2. Дергач А.А., Зазыкина В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
  3. Крыжановская И. В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.Ч. 2. М., Челябинск, 2005.
  4. Крыжановская И.В. Особенности мотивационной сферы профессионального самоопределения современной молодежи //Лесной вестник. 2006. №7.
  5. Крыжановская И.В. Характерологические особенности личности как фактор развития ее профессионального самоопределения // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2007. Вып. 4(24).
  6. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.
  7. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2003.
  8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М. 1998.
  9. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Спб., 2003.

Информация об авторах

Крыжановская И.В., доцент кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета леса, e-mail: kririna3@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3668
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2719
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1