Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 2
ISSN: 2587-6139 (online)
Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессионализация, акцентуация характера, профессионально важные качества, социализация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Крыжановская И.В. Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n2/27835 (дата обращения: 03.12.2024)
Полный текст
Система научных знаний о человеке рассматривает процесс социализации личности как результат субъективных решений в переломные периоды жизненного пути, который во многом зависит от профессионального развития. Определяющим этапом процесса социализации является выбор профессии. В современном обществе проблема профессионального самоопределения как этапа развития личности и ее социальной адаптации становится все более острой. Социально-экономические условия, характеризующиеся динамикой мира профессий и требований к профессиональной деятельности, объективно усложняют этот процесс. Необходимость изучения влияния множества объективных и субъективных факторов на профессиональный выбор определяется актуальностью разработки целостной системы представлений о профессиональном самоопределении молодежи [4].
На момент выбора профессии как некоторого результата процесса профессионального самоопределения личность как субъект деятельности имеет определенную структуру. Следовательно, в процессе обучения, ориентированного на личностный подход и создание условий для формирования профессионально важных качеств будущего специалиста, становление профессионала невозможно без учета индивидуальных характерологических особенностей студентов. Знание о влиянии характерологических особенностей на профессиональный выбор расширит возможности профориентации и дифференцированного подхода в профессиональном обучении студентов [4].
Характер представляет собой наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности. Черты характера проявляются в учебной, трудовой и профессиональной деятельности [3]. Исследования последних лет по проблеме взаимного влияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств указывают на то, что одной из причин изменения уровня выраженности акцентуаций характера является адаптация личности к профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, С. Ф. Вакарина, Н. Р. Лавренко, С .Н. Морозюк и др.).
С. Ф. Вакарина, исследуя психологические особенности педагогов, выявила, что акцентуации черт характера в процессе выполнения педагогической деятельности приобретают профессионально обусловленный характер и определяют стиль преподавания [1].
Обсуждая проблему вершинных профессиональных достижений, А. А. Дергач и В. Г. Зазыкина обращают внимание на наличие у специалистов акцентуированных черт характера. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности [2]. Аналогичные выводы прослеживаются в диссертационных исследованиях И.Ш.Алешиной, С.Ф.Вакариной, Н. Р.Лавренко, С. Н. Морозюк, С.П.Пронина, С .Г.Фантиной, О. А.Хашиной. Менее изучены особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии, а также то, каким фактором для процесса профессионального самоопределения являются акцентуации, - позитивным, негативным, активизирующим, и т.д.
Как показывает анализ педагогической и психологической литературы, термин «профессиональное самоопределение» в системе научных знаний о человеке остается неоднозначным. «Профессиональное самоопределение» трактуется не только как самоопределение профессионала, но и как самоопределение индивида - будущего профессионала. Е. И. Головаха , К. А. Абульханова-Славская , М. Р.Гинзбург , Н. С.Пряжников связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. В рамках данного подхода были проведены исследования профессионального сознания и самосознания у представителей разнотипных профессий (Е. А.Климов, В. В.Овсянникова, Т .Л.Миронова ).
Специалисты в области возрастной психологии и физиологии (Б.Г.Ананьев, А.В.Дмитриев, И.С.Кон, В.Т.Лисовский ) указывают на сложность юношеского возраста, выражающуюся в неоднозначной способности индивида к сознательному выбору профессиональной деятельности. Связь профессионального самоопределения и характерологических особенностей на данном возрастном этапе остается изученной фрагментарно. Так, в исследовании С. Н. Морозюк подчеркивается, что характер как система стереотипизированных программ поведения может стать существенным ограничителем в профессиональном становлении и эффективности учебной деятельности студентов [7].
Таким образом, в настоящее время актуальными остаются вопросы об особенностях влияния личностных факторов на профессиональный выбор, успешность учебнопрофессиональной деятельности [5]. Наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности проявляются в акцентуациях характера, определяющих особенности средовой адаптации. Закономерно предположить, что акцентуации характера - важный фактор профессионального самоопределения и, в частности, выбора профессии. Этот подход к проблеме акцентуаций лег в основу эмпирического исследования.
Исследование влияния характерологических особенностей на профессиональный выбор проводилось на базе Московского государственного университета леса (МГУЛ). Данный вуз имеет специфический профиль, осуществляет подготовку специалистов в сфере экологии и природных ресурсов. Экологическое образование - одно из важных направлений профессиональной подготовки в современном мире. Оно способствует формированию понимания неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использованию этого понимания в практической деятельности.
В исследовании принимали участие студенты различных факультетов: лесного, механической и химической технологии древесины, гуманитарного, экономики и внешних связей, ландшафтной архитектуры, в общей сложности - 488 человек (табл. 1).
Т а б л и ц а 1. Распределение респондентов по факультетам
Факультет |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
Всего |
Лесной |
14 |
26 |
20 |
23 |
83 |
Механической и химической технологии древесины |
24 |
28 |
27 |
28 |
107 |
Гуманитарный |
26 |
33 |
29 |
27 |
115 |
Экономики и внешних связей |
20 |
23 |
14 |
34 |
91 |
Ландшафтной архитектуры |
18 |
12 |
44 |
18 |
92 |
Всего |
102 |
122 |
134 |
130 |
488 |
Диагностика акцентуаций характера студентов проводилась по методикам Х. Шмишека [8] и А. Е. Личко [6].
Результаты диагностики акцентуированных черт характера по методике Х.Шмишека показали, что на 488 испытуемых приходится 594 акцентуации, так как некоторые студенты имеют не один, а несколько типов акцентуаций. Результаты диагностики по методике Х. Шмишека представлены в табл. 2.
Т а б л и ц а 2. Типы акцентуации характера студентов (методика Х.Шмишека)
Типы акцентуаций |
Кол-во |
% |
Гипертимный |
117 |
19 |
Застревающий |
31 |
5 |
Эмотивный |
83 |
14 |
Педантичный |
16 |
3 |
Тревожный |
27 |
5 |
Циклотимный |
120 |
20 |
Демонстративный |
33 |
6 |
Неуравновешенный |
68 |
11 |
Дистимичный |
10 |
2 |
Экзальтированный |
89 |
15 |
Всего |
594 |
100 |
Таким образом, диагностика показала наличие практически у каждого студента какого-либо типа акцентуации, в некоторых случаях - наличие у одного человека двух или трех акцентуаций. Известно, что акцентуированные черты наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в кризисные моменты становления личности. Проблемы учебной деятельности в вузе, необходимость сформировать временную перспективу жизни и осуществить профессиональное самоопределение являются критическими для молодого человека; в этих ситуациях определенного типа акцентуации становятся более выраженными.
По итогам данного этапа исследования можно заключить, что в студенческом возрасте наиболее часто встречающимися типами акцентуаций в соответствии с классификацией К. Леонгарда являются гипертимный, циклотимный, экзальтированный, эмотивный и неуравновешенный.
Результаты диагностики акцентуированных черт характера по методике А.Е. Личко показали, что на 488 испытуемых приходится 697 акцентуации, так как некоторые студенты имеют смешанный тип акцентуации. Данные представлены в табл. 3.
Т а б л и ц а 3. Типы акцентуации характера студентов (методика А.Е.Личко)
Типы акцентуаций |
Кол-во |
% |
Гипертимный |
79 |
11 |
Циклоидный |
13 |
2 |
Лабильный |
164 |
24 |
Астено-невротический |
19 |
3 |
Сенситивный |
31 |
4 |
Психастенический |
54 |
8 |
Шизоидный |
44 |
6 |
Эпилиптоидный |
99 |
14 |
Истероидный |
168 |
24 |
Неустойчивый |
26 |
4 |
Конформный |
0 |
0 |
Всего |
697 |
100 |
Наиболее часто встречающимися типами акцентуаций в соответствии с классификацией А. Е. Личко являются лабильный и истероидный.
Полученные результаты диагностики типов акцентуаций по методикам Леонгарда- Шмишека и А. Е. Личко не противоречат друг другу, но позволяют определить характерологические особенности современного студента. Если используя опросник Леонгарда-Шмишека, испытуемый оценивает свои характерологические особенности субъективно, то методика А. Е. Личко дает возможность получить более объективную информацию о проявлениях индивида в социуме, обусловленную акцентуациями.
Анализ распределения акцентуированных черт характера среди испытуемых показал, что средние значения числовых показателей по некоторым типам акцентуаций статистически значимо различаются для студентов исследуемых факультетов. С целью проверки исходной гипотезы о неразличимости средних значений по типам акцентуаций у студентов разных специальностей был применен критерий Стьюдента (двусторонний критерий с неравномерными дисперсиями, уровень значимости был принят равным 0,05). Для расчета использовалась функция TTECT MS EXCEL. Результаты проведенного анализа показали статистически достоверную разнородность исследуемых факультетов по степени представленности у его студентов различных типов акцентуаций (табл. 4, 5). Можно рассматривать этот факт как проявление влияния акцентуации на выбор профессии. По представленности гипертимного и циклоидного типов акцентуации (А.Е.Личко) исследуемые факультеты статистически не различаются.
Т а б л и ц а 4. Влияние типов акцентуаций характера (К. Леонгард) на выбор профессии у студентов различных факультетов
Типы акцентуаций (К.Леонгард) |
Лесной факультет |
Факультет механической и химической технологии древесины |
Гуманитарны й факультет |
Факультет экономики и внешних связей |
Факультет ландшафтной архитектуры |
Г ипертимный |
|
- - |
|
|
|
Застревающий |
|
- - |
|
++ |
+ |
Эмотивный |
|
- - |
+ + |
- |
+ |
Педантичный |
|
- - |
|
++ |
+ |
Тревожный |
+ |
+ + |
|
|
- - |
Циклотимный |
- |
- |
++ |
+ |
- |
Демонстративный |
|
- - |
++ |
- |
|
Неуравновешенный |
- |
+ + |
|
- - |
|
Дистимический |
++ |
+ |
|
- - |
|
Экзальтированный |
|
- - |
++ |
- |
+ |
П р и м е ч а н и е . ++ - max значение среднего показателя; + - значение, близкое к max (статистически не отличается от max); min значение среднего показателя;
- значение, близкое к min (статистически не отличается от min)
Т а б л и ц а 5. Влияние типов акцентуаций характера (А.Е. Личко) на выбор профессии у студентов исследуемых факультетов
Типы акцентуаций (А.Е.Личко) |
Лесной факультет |
Факультет механическ ой и химической технологии древесины |
Гуманитарн ый факультет |
Факультет экономик и и внешних связей |
Факультет ландшафтн ой архитектур ы |
Гипертимный |
|
|
|
|
|
Циклоидный |
|
|
|
|
|
Лабильный |
- - |
|
++ |
|
|
Астено- невротический |
+ + |
— |
- |
- |
|
Сенситивный |
+ + |
— |
- |
+ |
|
Психоастенический |
+ + |
— |
|
+ + |
+ |
Шизоидный |
+ + |
|
— |
|
|
Эпилептоидный |
+ |
+ |
|
- - |
+ + |
Истероидный |
- - |
|
+ + |
|
|
Неустойчивый |
+ + |
+ |
— |
+ |
|
Конформный |
— |
|
+ |
|
- |
П р и м е ч а н и е. ++ - max значение среднего показателя; + - значение, близкое к max
(статистически не отличается от max); min значение среднего показателя; - значение, близкое к min (статистически не отличается от min)
Анализ результатов исследования показал, что у студентов лесного факультета преобладают тревожный, дистимический (К.Леонгард), сенситивный, неустойчивый, эпилептоидный, психоастенический, шизоидный, астено-невротический (А.Е.Личко) типы акцентуаций. Общие особенности данных типов - пессимизм, медлительность в мышлении и действиях, интровертированность, чувствительность. Можно говорить о том, что данные черты положительно повлияли на выбор профессии этого типа.
Черты циклотимного, неуравновешенного (К.Леонгард) и лабильного, истероидного, конформного (А. Е. Личко) типов акцентуаций не свойственны студентам лесного факультета. Это указывает на отрицательное влияние данных типов акцентуаций на выбор этого вида профессий. Именно этим типам акцентуаций свойственны такие черты, как экстравертированность, направленность на общение, взаимодействие с другими людьми. Очевидно, что данные особенности не соответствуют профессиям, получаемым студентами лесного факультета.
Тревожный, неуравновешенный, дистимичный (К. Леонгард) и неустойчивый. эпилептоидный (А. Е. Личко) типы акцентуаций, характеризуются сниженной потребностью в общении, импульсивностью, эмоциональностью, инициативностью, энергичностью, добросовестностью. Когда люди с такими чертами характера выбирают технономические профессии факультета механической и химической технологии древесины, то это, с одной стороны, может быть проявлением защитного механизма (будущая профессия ограничивает межличностное взаимодействие), а с другой стороны, - являться предпосылкой формирования таких профессионально важных качеств, как кропотливость, тщательность, продуктивное мышление.
У студентов гуманитарного факультета преобладают эмотивный, экзальтированный, демонстративный, циклотимный (К. Леонгард) и лабильный, истероидный, конформный (А.Е.Личко) типы акцентуаций. Для данных типов акцентуаций наиболее характерны такие черты, как эмпатичность, изменчивость настроения, демонстративность, эмоциональность, чувствительность, приспособляемость. Эти характерологические особенности являются основой для формирования профессионально важных качеств специалистов социономических профессий: артистизма, умения заинтересовать, интереса и уважения к людям, ораторских и коммуникативных способностей.
У студентов факультета экономики и внешних связей наиболее выражены черты застревающего, педантичного, циклотимного (К. Леонгард) и сенситивного, психоастенического, неустойчивого (А. Е. Личко) типов акцентуаций. Для них наиболее характерны такие черты, как сдержанность, принципиальность, гипертрофированное отношение к порядку. Данные черты положительно влияют на формирование качеств, важных для профессий сигнономического типа. Минимальна, по сравнению со студентами других факультетов, выраженность черт неуравновешенного и дистимического типа, очень мала выраженность демонстративного, экзальтированного (К. Леонгард) и астено- невротического и эпилиптоидного (А .Е. Личко) типов акцентуаций.
Основная характерологическая особенность студентов факультета ландшафтной архитектуры - очень низкая выраженность черт акцентуаций тревожного типа,
циклотимного и конформного. Наряду с этим, ярче, чем у студентов других факультетов, выражены застревающий, эмотивный, педантичный, экзальтированный (К.Леонгард) и 7
психоастенический, эпилептоидный (А. Е. Личко) типы акцентуаций. Таким образом, для будущих ландшафтных дизайнеров характерны, с одной стороны, безмятежность, расслабленность, игнорирование социальных норм и правил, а, с другой стороны, -
эмоциональная погруженность, чувствительность, импульсивность, развитое чувство эмпатии. Можно предположить, что на основе данных характерологических особенностей возможно развитие профессионально важных качеств будущих специалистов.
Анализ влияния характерологических особенностей на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов указывает на взаимосвязь типов акцентуаций и процесса профессионального самоопределения. Типы акцентуации, с одной стороны, оказывают активизирующее воздействие на профессиональное развитие и могут способствовать формированию профессионально важных качеств, а с другой стороны, могут выступать негативным фактором при выборе определенного типа профессий.
Полученные результаты могут быть использованы для организации педагогического процесса и решения широкого спектра психолого-педагогических проблем:
для детальной диагностики в целях профессионального отбора;
проведения тренингов и семинаров по курсу «Введение в специальность», ориентированных на осознание студентами индивидуальных личностных особенностей и формирование профессионально важных качеств;
дополнительной диагностики характерологических особенностей с целью профессионального саморазвития студентов;
психологических консультаций студентов различных факультетов;
повышения квалификации преподавателей вузов.
Литература
- Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных черт характера педагога: Дис. … канд.психол.наук. Казань, 2002.
- Дергач А.А., Зазыкина В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
- Крыжановская И. В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.Ч. 2. М., Челябинск, 2005.
- Крыжановская И.В. Особенности мотивационной сферы профессионального самоопределения современной молодежи //Лесной вестник. 2006. №7.
- Крыжановская И.В. Характерологические особенности личности как фактор развития ее профессионального самоопределения // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2007. Вып. 4(24).
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.
- Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2003.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М. 1998.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Спб., 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4004
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 2897
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1