Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 2
ISSN: 2587-6139 (online)
Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессионализация, акцентуация характера, профессионально важные качества, социализация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Крыжановская И.В. Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n2/27835 (дата обращения: 02.12.2023)
Фрагмент статьи
Система научных знаний о человеке рассматривает процесс социализации
личности как результат субъективных решений в переломные периоды жизненного
пути, который во многом зависит от профессионального развития. Определяющим
этапом процесса социализации является выбор профессии. В современном обществе
проблема профессионального самоопределения как этапа развития личности и ее
социальной адаптации становится все более острой. Социально-экономические
условия, характеризующиеся динамикой мира профессий и требований к
профессиональной деятельности, объективно усложняют этот процесс. Необходимость
изучения влияния множества объективных и субъективных факторов на
профессиональный выбор определяется актуальностью разработки целостной системы
представлений о профессиональном самоопределении молодежи [4].
На момент выбора профессии как некоторого результата процесса профессионального
самоопределения личность как субъект деятельности имеет определенную структуру.
Следовательно, в процессе обучения, ориентированного на личностный подход и
создание условий для формирования профессионально важных качеств будущего
специалиста, становление профессионала невозможно без учета индивидуальных
характерологических особенностей студентов. Знание о влиянии
характерологических особенностей на профессиональный выбор расширит возможности
профориентации и дифференцированного подхода в профессиональном обучении
студентов [4].
Характер представляет собой наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные
свойства личности. Черты характера проявляются в учебной, трудовой и
профессиональной деятельности [3]. Исследования последних лет по проблеме
взаимного влияния процессов профессионального становления и развития личностных
качеств указывают на то, что одной из причин изменения уровня выраженности
акцентуаций характера является адаптация личности к профессиональной
деятельности (Э. Ф. Зеер, С. Ф. Вакарина, Н. Р. Лавренко, С .Н. Морозюк и
др.).
С. Ф. Вакарина, исследуя психологические особенности педагогов, выявила, что
акцентуации черт характера в процессе выполнения педагогической деятельности
приобретают профессионально обусловленный характер и определяют стиль
преподавания [1].
Обсуждая проблему вершинных профессиональных достижений, А. А. Дергач и В. Г.
Зазыкина обращают внимание на наличие у специалистов акцентуированных черт
характера. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они
контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной
деятельности [2]. Аналогичные выводы прослеживаются в диссертационных
исследованиях И.Ш.Алешиной, С.Ф.Вакариной, Н. Р.Лавренко, С. Н. Морозюк,
С.П.Пронина, С .Г.Фантиной, О. А.Хашиной. Менее изучены особенности влияния
акцентуаций характера на выбор профессии, а также то, каким фактором для
процесса профессионального самоопределения являются акцентуации, – позитивным,
негативным, активизирующим, и т.д.
Литература
- Вакарина С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных черт характера педагога: Дис. … канд.психол.наук. Казань, 2002.
- Дергач А.А., Зазыкина В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
- Крыжановская И. В. Роль акцентуации характера в профессиональном самоопределении личности // Психолого-педагогические исследования в системе образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.Ч. 2. М., Челябинск, 2005.
- Крыжановская И.В. Особенности мотивационной сферы профессионального самоопределения современной молодежи //Лесной вестник. 2006. №7.
- Крыжановская И.В. Характерологические особенности личности как фактор развития ее профессионального самоопределения // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2007. Вып. 4(24).
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.
- Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2003.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М. 1998.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Спб., 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3668
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 2719
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1