Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки

2878

Аннотация

Статья посвящена инклюзивному образованию инвалидов в Соединенных Штатах Америки. В частности, представлена образовательная модель «Инклюжен», используемая в обучении детей-инвалидов. Особое внимание уделено принципу, определяющему возможность инвалидам пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычному здоровому человеку. Материалы статьи позволяют представить систему подготовки специалистов для работы со студентами-инвалидами, особенности тренингов, предназначенных для специалистов, работающих с инвалидами, и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые были разработаны в Государственном университете Вейн (Детройт, штат Мичиган).

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, дети с ограниченными возможностями развития

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ардзинба В.А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Ardzinba (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

В настоящее время в США действует программа «Инклюжен». Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей-инвалидов в 1973 году. Конгресс США, основываясь на опыте округа Колумбия, принял Закон об образовании инвалидов (позже переименованный в Закон об образовании людей с инвалидностью), предусматривающий необходимое финансирование специального образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный    подход    к определению образовательной программы. Закон отдавал предпочтение интеграции - обучению детей- инвалидов в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи, а не обучению в специальных учреждениях. Инклюзию можно определить как «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению». Такая образовательная модель подразумевает, что ребенок, имеющий инвалидность, может обучаться с нормальными детьми. Это касается и детей с нарушением интеллекта, например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей [2]. Образование, основанное на модели «Инклюжен», является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.
В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников с их индивидуальными потребностями, разрабатывая так называемый Индивидуальный план образования (ИП). Его разработка осуществляется по следующим критериям: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность [4]. Место обучения студента-инвалида зависит от его потребностей и меры ограничений. Он может обучаться:
в обычном классе и получать необходимую помощь;
в обычном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;
часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня - в специальном;
в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов по данному вопросу;
по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов [1].
В рамках программы «Инклюжен» в 80-е годы прошлого века в США начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий    инвалидов.    Для    этих    целей правительством    выделялись дополнительные
финансовые средства и в то же время применялись жесткие санкции за нарушение принятых    стандартов.    При    этом    на территории таких    университетов, как Гарвард,
Колумбийский университет, есть старые учебные корпуса, не перестроенные для въезда, например, на колясках. Отметим, что здания, имеющие историческую ценность, не подлежат реконструкции, но если в этих зданиях проводятся занятия и выясняется, что в группе присутствуют студенты на колясках, занятия переносятся в новые учебные корпуса, благоустроенные должным образом [3].
Важным принципом государственной политики в отношении инвалидов является способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычный человек. В случае необходимости студентам предоставляются:
переводчики, владеющие языком жестов;
индивидуальные помощники, облегчающие процесс записи лекционного материала;
социальные педагоги и психологи для индивидуального консультирования.
Слепым студентам предоставляется возможность использования    собаки-поводыря [5].
Офисы, занимающиеся проблемами лиц с особенностями развития, которые есть в каждом университете, выполняют в основном координационные функции. Например, в Государственном университете Вейн (Детройт, штат Мичиган) в таком офисе работают несколько штатных сотрудников, которые поддерживают связь со всеми факультетами университета и при необходимости помощи студенту-инвалиду приглашают нужного специалиста из других организаций. В Нью-Йоркском университете подобный офис поддерживает связь с различными организациями, занимающимися проблемами инвалидов, а также с психологическими центрами, которые предоставляют им специалистов для проведения психологических консультаций и тренеров для различных тренингов.
Поскольку при реализации программы интеграции многое зависит от преподавателя, в настоящее время в Государственном университете Вейн разработаны и успешно проводятся тренинги с учителями, призванные помочь в обучении детей- инвалидов, а также тренинги для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), помогающие молодым людям налаживать коммуникативные связи, научиться делать выбор в различных жизненных ситуациях, принимая ответственность на себя. Ниже приводится описание тренингов, разработанных в Государственном университете Вейн.
Десять успешных и уверенных шагов для работы со специалистами. В процессе тренинга оценивается существующий уровень личной уверенности; определяются характеристики агрессивного, пассивного и уверенного поведения; определяется концепция личных прав; определяются 5 шагов, направленных на успешное изменение; проводится тренировка по созданию и использованию личных якорей-стабилизаторов; оцениваются личные проблемные зоны уверенности и составляется план действий по их устранению.
Как сделать обучение проще. Тренинг направлен на эффективное обучение инвалидов новым навыкам. В процессе тренинга изучается, что такое «указания с прямой адресацией» и «анализ задачи»; определяются пять этапов указания с прямой адресацией: подготовка; понимание; репетиция; самопроверка. Изучается, как использовать анализ задачи при обучении новым навыкам.
Как сделать переход настолько гладким, насколько возможно. Тренинг направлен на обучение техникам, которые позволят сделать передачу от одного специалиста, непосредственно работающего с инвалидом, к другому менее неприятной для клиента. В процессе тренинга изучается, почему происходит передача клиента; определяются преимущества и недостатки, которые сопровождают передачу; изучается важность взаимодействия между старым и новым специалистами, а также с клиентом; определяются трудности, связанные с передачей, и способы реагирования на них.
Совместная работа защитников своих прав и специалистов, непосредственно работающих с инвалидами, по достижению мечты жизни. Этот тренинг предназначен для инвалидов и специалистов, непосредственно работающих с инвалидами. Участники тренинга изучают эффективную технику защиты своих прав. Тренинг также сфокусирован на роли специалистов, непосредственно работающих с инвалидами, помогая защитникам своих прав достичь того, что они хотят в жизни. В процессе тренинга изучается понятие защиты своих прав; определяются этапы создания плана защиты своих прав; определяются навыки, необходимые для успешной защиты; изучается использование переговоров как средства защиты.
Самоопределение:    наше право сделать жизнь значительной и содержательной. Целью тренинга является обучение инвалидов и лиц, оказывающих им помощь, тому, как инвалидам жить полноценной и содержательной жизнью. В процессе тренинга изучается понятие самоопределения;    определяются    навыки,    необходимые для самостоятельного принятия решений; создается предварительный план жизни.
Стресс-менеджмент: все о понимании, отношении и поведении на работе. Целью тренинга является изучение, как определить и справиться со стрессом на рабочем месте. В процессе тренинга изучается, что такое стресс; изучается разница между «хорошим» и «плохим» стрессом; определяются причины стресса; определяются пути освобождения от стресса. Как справиться с раздражительностью в общении с коллегами и начальством; почему появляется неспособность сосредоточиться на работе; как стресс влияет на плохое физическое самочувствие; появление чувства беспокойства; нежелание пойти на большее, чтобы воздействовать на ситуацию, - эти вопросы решаются в процессе тренинга.
Личностно-ориентированное    планирование:    ценность содействия
специалистов, непосредственно работающих с инвалидами. Тренинг предназначен для лиц, работающих с инвалидами. Личностноориентированное планирование является процессом, который позволяет помочь человеку самостоятельно спланировать его будущее при содействии людей, находящихся с ним в близких отношениях. В процессе тренинга изучается понятие личностно-ориентированного планирования; изучается понимание содействия, которое оказывают специалисты, непосредственно работающие с инвалидом, при осуществлении личностноориентированного планирования; определяются 10 способов начать личностно-ориентированный тренинг уже с завтрашнего дня; участники обучаются новым методам личностно-ориентированного планирования.
Как жить самостоятельной жизнью. Тренинг позволяет глубже изучить концепцию самостоятельной жизни и используемые для этого средства. В процессе тренинга изучается три ключевых характеристики самостоятельности:
1. Какую степень контроля имеют люди в различных областях жизни. 2. Человек сам решает, что он хочет контролировать в этой области жизни. 3. Насколько важно человеку управление каждой областью.
На тренинге изучаются важные составляющие самостоятельного образа жизни, вырабатывается навык применения идеи самостоятельной жизни к себе и окружающим людям.
Тренинг для тренеров. Тренинг направлен на подготовку тренеров, которые преподают курс тренингов для специалистов, непосредственно работающих с инвалидами. Данный тренинг разработан Институтом по проблемам лиц с особенностями развития. В процессе тренинга изучаются история создания курса, его цели и задачи; изучаются особенности обучения взрослых людей, способы и методы обучения.
Как содействовать людям в установлении дружеских отношений и установлении взаимоотношений в местных сообществах. Тренинг направлен на обучение, как помочь инвалидам устанавливать дружеские отношения с людьми, с которыми они живут. В процессе тренинга изучается понимание важности дружеских отношений; определяются трудности, с которыми сталкиваются инвалиды при установлении дружеских отношений; изучается понимание роли специалистов, непосредственно работающих с инвалидами, которую они играют, способствуя установлению дружеских отношений; определяются возможности, которые могут быть использованы инвалидами для установления дружеских отношений; изучается понимание необходимости включения помощи в установление таких отношений в повседневную деятельность специалистов, непосредственно работающих с инвалидами.
Как увеличивать поддержку через возможности и выбор. Тренинг направлен на обучение, как помогать инвалидам самостоятельно делать выбор, не влияя на процесс принятия решения. В процессе тренинга изучается, что такое выбор; рассматривается, почему люди делают выбор; изучается, почему вы можете хотеть сделать выбор вместо кого-то; определяются три направления в помощи клиенту сделать самостоятельный выбор.
Разрешение конфликтов. Тренинг помогает понять, что приводит к конфликтам, и научиться способам конструктивно их разрешать. В процессе тренинга выясняется, что такое отношение и собственное представление о себе; как достичь контроля с помощью разговора; понятие конфликта и критицизма; как контролировать эмоции; как разрешать конфликт.
Перед прохождением каждого тренинга и после него участники заполняют специальные анкеты, разработанные в Институте по проблемам лиц с особенностями развития, помогающие сотрудникам, работающим с инвалидами, в дальнейшей работе. Это позволяет сделать вывод, что в США функционирует отлаженная система образования, обеспечивающая равные возможности для всех людей. Причем данная система, охватывая все сферы жизнедеятельности населения, способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает его принятие обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке адаптационных и реабилитационных программ. Для изменения у граждан отношения к инвалидам в США проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации, большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, изменилось восприятие их здоровыми людьми. По всей стране распространены общественные организации и клубы для инвалидов, а также различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку с ОВЗ по закону, и отвечают за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

Литература

  1. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира / Под ред. Л. М. Шипициной. СПб., 1997.
  2. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. ЮНЕСКО и Министерство образования и науки. Spain, 1994.
  3. Совершенствование образования. Перспективы инклюзивных школ (Improving Education. The Promise of Inclusive Schools). Пособие Национального института совершенствования городского образования США. Cайт: http://perspectiva-inva.ru.
  4. Стабс С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах (Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources). Пособие. Oslo, 2002.
  5. Туре Йонссон, Рональд Уайман. Образование, бедность и инвалидность. Техническая записка для Сборника документов по стратегии сокращения бедности. Finland, 2001.

Информация об авторах

Ардзинба Виктория Анатольевна, научный сотрудник сектора информационно-аналитического обеспечения лаборатории практической психологии образования , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: v.silver@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 14949
В прошлом месяце: 152
В текущем месяце: 94

Скачиваний

Всего: 2878
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3